Афганский плен и чеченская засада: За что получали Звезды Героев России.

Хайруллин Газинур Гарифзянович - второй пилот воздушного корабля "Ил-76" авиакомпании "Аэростан", капитан запаса. Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. Татарин. После окончания Дрожжановской средней школы с 1979 года служил в Военно-Воздушных Силах СССР. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1983 году. Проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации (город Витебск Белорусской ССР). С 1983 года - помощник командира корабля Ил-76, с 1987 года - командир корабля Ил-76. Участвовал в доставке грузов и личного состава в Афганистан в период боевых действий ограниченного контингента советских войск в этой стране, в доставке грузов в зону землетрясения в Армении в 1989 году, в дальних полётах в ряд зарубежных государств. В 1992 году капитан Хайруллин уволен в запас по сокращению Вооруженных сил. Стал лётчиком гражданской авиации. С 1994 года работал в авиакомпании «Аэростан» (Казань). 3 августа 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). По договору между двумя этими государствами осуществлялась перевозка партии стрелкового вооружения и боеприпасов, самолет и экипаж были зафрахтованы для этой перевозки. И сама поставка оружия и фрахт воздушного судна были произведены в соответствии с нормами международного права. Во время совершения полёта над территорией Афганистана самолёт был перехвачен истребителями движения "Талибан" и принудительно посажен в аэропорту города Кандарага. Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёл себя мужественно, не поддаваясь на провокационные действия талибов и представителей ряда иностранных государств. Поняв, что руководство Российской Федерации во главе с Президентом Б.Н. Ельциным не способно организовать спасение из плена, экипаж самостоятельно разработал дерзкий план побега. Лётчикам удалось убедить охранников в необходимости выполнения профилактических работ на борту самолета. Воспользовавшись потерей бдительности с их стороны во время одного из посещений самолета, 16 августа 1996 года лётчики завели двигатели и подняли самолёт в воздух, несмотря на обстрел из автоматического оружия. При этом безоружными людьми были захвачены и обезоружены трое охранников-талибов, двое из которых были вооружены автоматами и один - пистолетом. Для обмана погони экипаж направил самолёт не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полёт над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечён средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полёт окончился успешно. К вечеру 16 августа 1996 года экипаж самолёта Ил-76 в составе командира Виктора Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, ведущих инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова совершил благополучную посадку в Объединённых Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину. "За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана" Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя присвоено командиру экипажа Виктору Шарпатову, все остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. Продолжил работу на предприятиях гражданской авиации. Несколько лет летал командиром корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (Республика Татарстан, г. Казань). С июня 2008 по 2009 годы - Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан". С 2009 года - командир экипажа корабля Ил-76 ОАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" Принимает активное участие в общественной работе. Награждён медалями.

Герой Российской Федерации

На пенсии

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР.

После окончания Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков в 1983 году проходил службу в 339-м ордена Суворова III степени военно-транспортном авиационном полку 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова II степени и Кутузова II степени военно-транспортной авиационной дивизии военно-транспортной авиации ВВС ВС СССР в городе Витебск Белорусской ССР помощником командира корабля Ил-76 (1983-1987), назначен на должность командира корабля в 175 военно-транспортный авиационный полк (7 -ая военно-транспортная авиационная дивизия), город Мелитополь Запорожской области Украинской ССР (по 1992), майор запаса.

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна Ил-76.

C 2008 по 2009 год работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».
Позднее работал КВС в авиакомпании «Волга-Днепр» и все также на «Ил-76».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане.
Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж на самолёте Ил-76 смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации (номер Золотой Звезды № 333)
Женат.Имеет сына.Проживает в г.Казань Татарстан

Ничего не предвещало беды. Мы летели как обычно над Афганистаном, ничего не нарушая. И вдруг в небе появляется истребитель и наземная команда-садиться. Попытались протянуть время. Пригрозили огнем. Пришлось подчиниться. Разъяренная толпа нас чуть не разорвала. Несколько ночей провели под самолетом, потом нас поместили в разрушенное здание. Спали на бетонных плитах. Вокруг скорпионы, тарантулы, змеи… Утром – лепешка с чаем, в обед непонятная зеленая, острая масса. Непривычную пищу желудок не принимал, многие заболели. Связи с внешним миром не было. Нам предлагали принять ислам, остаться в Кандагаре, предлагали работать на талибов. Мы категорически отказались. Узнали, что переговоры о нашем возвращении идут. К нам приходили представители посольства, из Татарстана – советник президента Акулов. Но талибы не шли на уступки. Потом вроде обещали к Новому году отпустить. Не отпустили. И вот тогда мы стали вынашивать план побега. Но осуществить его смогли только в августе девяносто шестого года.

4 февраля в прокат выходит фильм "Кандагар", в основу которого легли реальные события.

Дерзкий побег россиян уже был описан в десятках газет по всему миру и в документальной книге. И вот спустя 13 лет история летчиков из Татарстана вновь привлекла к себе внимание. Собственный корреспондент "РГ" в Казани встретился с теми, чей побег из плена лег в основу картины.

Думали: недоразумение

Со вторым пилотом экипажа грузового самолета Ил-76 Газинуром Хайруллиным (он стал прототипом героя Владимира Машкова) мы договорились, что разговаривать будем на летном поле. Специально для этого попросили руководство казанского аэропорта и местной авиакомпании помочь нам организовать фотосъемку на борту самолета.

Помните тот августовский день 95-го, когда отправлялись в свой затянувшийся рейс? Не было предчувствия, что вам не следует подниматься в небо?

Как раз напротив, все шло хорошо, - выдержав паузу, ответил Хайруллин. - На горизонте - ни одного облачка. Настроение у экипажа было приподнятым, ведь маршрут знали прекрасно, поэтому не сомневались, что полет будет успешным. На борту были ящики с патронами. Аналогичный груз экипаж перевозил не впервые. Все шло хорошо до тех пор, пока на хвост не сел истребитель, за штурвалом которого сидел пакистанский пилот, и не приказал садиться. Экипаж из Татарстана не торопился приземляться, выгадывал время. Пилоты успели передать домой, что их вынуждают сесть. Кружили долго, объяснив это тем, что нужно выработать топливо. Но уловка не сработала. Экипаж получил последнее предупреждение.

Как только самолет сел в Кандагаре, к нему ринулась обезумевшая толпа. Тогда летчикам действительно стало страшно. Первую ночь экипажу разрешили остаться на борту, но уже на следующий день их оставили спать на улице.

Несмотря на это, мы все еще ждали, что ситуация скоро разрешится, - рассказал Газинур Хайруллин. - Все стало рушиться, когда талибы показали журналистам из Пакистана, какой груз мы перевозили. Среди ящиков с патронами они откопали один со снарядами...

На третий день всех семерых членов экипажа (в фильме их пять) - командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова - увезли в неизвестном направлении. Команду поселили в хозблоке, где бетонный пол должен был служить им постелью. Через некоторое время летчики нашли старые рулоны с тканью, разорвали их и застелили вместо простыней. На вопрос, что было страшнее всего, Газинур Хайруллин не задумываясь сказал: "Неизвестность".

Шокировал по-арабски

Государственный советник при президенте Татарстана Тимур Акулов отправился к талибам добровольно. Востоковед по образованию, он прекрасно понимал, с кем ему придется иметь дело, и где-то в глубине души сильно сомневался, что у него получится найти общий язык с теми, кто удерживал наших соотечественников в плену. Но не полететь он не мог.

В первый раз я попал к талибам в составе солидной делегации, куда входил представитель министерства иностранных дел России, - рассказал Тимур Юрьевич. - Мы встретились с советом "Талибана" в Кандагаре. Уже через 15 минут нам дали понять: никакого разговора не будет, пленники - преступники, они перевозили оружие, чтобы убивать их братьев, и судить летчиков будут по законам Шариата, а это значило одно - их расстреляют. Когда мне удалось добиться слова как представителю республики, где живут мусульмане, я заговорил по-арабски. Намеренно говорил медленно и долго, и понял, что меня не понимают. Талибы были шокированы. Тогда они пригласили своего министра иностранных дел, чтобы он перевел им. Больше часа я рассказывал им про Татарстан. Через несколько недель мне и Муниру Файзуллину - менеджеру компании, где работали ребята, разрешили навестить пленников.

То, чем их кормили, нельзя назвать едой, и в каждую свою поездку я вез им минеральную воду, соки, продукты. Но самое главное - письма от родных. А однажды взял с собой чемоданчик с космической связью. Это глава Татарстана Минтимер Шаймиев дал его, чтобы летчики могли связаться с домом. Чемодан килограммов 20 весил, но я его дотащил.

Бежать!

Шанс бежать представился в первый раз, когда мы собрались все вместе, но из-за лопнувшего колеса план сорвался, - рассказал Газинур Хайруллин. - О второй попытке знает весь мир. Это произошло на 378-й день нашего заключения. Талибы подняли нас с рассветом и повезли в аэропорт. Нас сопровождала охрана. Мы уже все решили, но не торопились, чтобы у стражей не возникло никаких подозрений. Каждый из нас, как обычно, занимался своей работой. В какой-то момент мы сказали талибам: система перегрелась - ведь на улице было плюс 50, - и требуется перерыв полчаса, чтобы ее охладить. Часть охраны вместе с начальником пошли в здание аэропорта. На борту оставили лишь трех своих людей, двое из которых были вооружены автоматами. Экипаж готовил побег прямо у них на глазах, а они не понимали, что мы задумали. И только тогда, когда самолет оторвался от земли, охрана засуетилась и потребовала немедленно идти на посадку. О том, что они не шутят, было ясно, когда талибы передернули затворы. Терять было нечего, и мы с Асхатом Аббязовым пошли на них с голыми руками. Нам удалось выбить оружие, а потом вместе с ребятами связать охрану. ..

Как в кино

О том, что про наш побег снимают кино, я узнал полтора года назад, - сказал Газинур Хайруллин. - Даже если многое в фильме - художественный вымысел, пусть будет так. Мне кажется, он имеет право на жизнь только потому, что в нем есть главная мысль: сломать нас не так просто, мы все это вынесли и смогли жить дальше.

Режиссер "Кандагара" Андрей Кавун обратился за помощью только к командиру экипажа Владимиру Шарпатову (его в фильме играет Александр Балуев). Пять лет назад Кавун приезжал к Герою России в Тюмень, и летчик передал ему свои дневники, которые вел в плену, и рассказал все, как там было.

В следующий раз они встретились уже через несколько лет в Москве на съемочной площадке.

Я надеялся, что Андрей Кавун изобразит все, что было в реалиях, - сказал по телефону корреспонденту "РГ" Владимир Шарпатов. - Но когда увидел, что эпизоды из нашей жизни в плену в кино представлены иначе, возразил. Но режиссер убедил меня, что это художественный фильм, а не документальный, поэтому какие-то моменты стоит опустить, а какие-то, напротив, усилить. Я согласился с ним.

По мнению Владимира Шарпатова, сцена побега в фильме представлена гораздо мягче, чем было в действительности. Но она хотя бы близка к истине.

Про нас такое писали в некоторых изданиях, что до сих пор обидно. И выкуп за нас заплатили, и побег был наш тщательно подготовлен... Я сначала думал судиться, но потом послушался мудрых людей, которые мне сказали: "Собака лает, ветер носит!"

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Газинур Гарифзянович Хайруллин
Хайруллин Газинур Гарифҗан улы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Газинур Гарифзянович Хайру́ллин (10 сентября 1961 года , Старое Дрожжаное) - лётчик, Герой России (1996). Второй пилот самолёта Ил-76 , принудительно посаженнего на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане . Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта совершил побег из плена.

Биография

В искусстве

В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).

См. также

Напишите отзыв о статье "Хайруллин, Газинур Гарифзянович"

С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.

Второй пилот самолета "Ил-76", захваченного в Кандагаре.


Родился Хайруллин в селе Старое Дрожжаное, что в Дрожанновском районе Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Окончив училище (военно-воздушное, в городе Балашов Саратовской области), он отправился служить в военно-транспортную авиацию. В период с 1983-го по 1987-й он был помощником командира корабля, а в дальнейшем (до 1992-го года) сам выступал в качестве командира. Летал Газинур в то время на "Ил-76".

В период с 1994-го по 2008-й Хайруллин трудился в гражданской авиации РФ; выступал он, опять-таки, в качестве командира (иногда – второго пилота) различных воздушных судов. В 2008-м Газинур стал генеральным директором ОАО "Авиакомпания Татарстан"; проработал он на этом посту до 2009-го.

Наиболее известен Хайруллин как один из летчиков самолета "Ил-76", захваченного неподалеку от Кандагара представителями движения "Талибан". Экипаж во главе с капитаном Владимиром Шарпатовым (Газинур, как было сказано выше, был вторым пилотом) пробыл в плену порядка года. Держали их в довольно-таки неприятных условиях, кормили плохо и водой снабжали слабо. Захвачен самолет был в процессе перевозки оружия "Северному Альянсу", противникам "Талибана". Переговоры с Россией вести все же удавалось; талибы, однако, отказались обменивать заложников на предложенные им запасные части к вертолетам. Пленников использовали для технического обслуживания захваченного самолета; именно это в дальнейшем и помогло им бежать. 16-го августа 1996-го, в процессе очередного осмотра летчики запустили двигатели и улетели на своем же самолете; представители аэропорта помешать им не смогли, а конвоиров на самолете летчики сумели нейтрализовать. Через Иран самолет вернулся в Россию.

22-го августа 1996-го указом президента РФ Хайруллину было присвоено звание Героя РФ; аналогичную награду получил Шарпатов – остальным членам экипажа вручили Ордена Мужества.

4-го февраля 2010-го на киноэкраны страны вышел фильм Андрея Кавуна "Кандагар", посвященный описываемым событиям. В нем роль второго пилота сыграл Владимир Машков; следует, однако, отметить, что героя Машкова по сюжету фильму зовут Сергеем. Впрочем, фильм в целом содержит целый ряд сюжетных несовпадений и в качестве серьезного исторического источника рассматриваться не должен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.