Античный апокалипсис. Кто пережил последний день Помпеи? Краткая история помпей Где находятся помпеи страна

Помню в детстве, увидев картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», была сильно потрясена. Огромный погиб за считанные часы. Почему? Как? За что?
Побывать в Помпеи нашей семье удалось только в ноябре 2016 года. Я поделюсь своими фото и видео с Вами. Давайте попробуем разобраться в причинах трагических событий.

Древнеримский город Помпеи в Италии был полностью разрушен в 79 году. Погребен под многометровым слоем пепла и магмы в результате извержения вулкана Везувия.

Гибель Помпеи — почему люди не покинули город?

Это был один из крупнейших античных городов, основанный в VI веке до н.э. Удачное расположение на торговом пути и плодородные земли послужили его экономическому расцвету.

Геологи утверждают, что вулкан молчал 15 веков. О том, что он просыпается, он предупредил людей сильным землетрясением в 62 году, почти полностью разрушив строения. Но жители не стали переселятся на новые места, а принялись вновь его отстраивать. Даже не подозревая о грядущей катастрофе.

А жестокий убийца Везувий с высоты 1300 метров молча наблюдал за человеческой суетой и ждал своего часа. И этот час настал 24 августа 79 года.

Везувий предупредил заранее

Над вулканом появилось огромное, быстро растущее бурое облако. На многокилометровой высоте оно растекалось в стороны, закрывая небо. Это сопровождалось страшным грохотом и подземными полчками. Каждый час вулканический пепел покрывал землю слоем до 20 см.

Человеческий фактор

Часть населения успела в первый день покинуть Помпеи. Остались упрямцы, не пожелавшие покидать свои жилища и рабы, которых хозяева оставили охранять свое добро. Они пытались спрятаться в домах, не понимая, что обрекают себя на гибель.

Крыши домов рушились под тяжестью падающих камней и золы.

На следующий день с вулкана потекла раскаленная тяжелая лавина магмы, уничтожая все на своем пути. Воздух был насыщен горячим удушливым газом и пылью, а попадая в легкие превращался в цемент, люди задыхались. Начался сильный ливень.

Рыхлый пепел, смешавшись с водой, ринулся вниз со склонов горячим грязевым потоком. Жители, обезумевшие от страха, кинулись к морю, упавших затаптывали бегущие следом. Оставшиеся на улицах сгорали заживо.На третий день тучи пыли рассеялись. Солнце освятило ужасную картину мертвых городов Помпеи, Стабии и Геркуланума.

Реконструкция тел погибших

Погребенный город был обнаружен случайно в XVI веке. Но раскопки начались только в XVIII веке. Внезапная и быстрая гибель Помпеи под многометровым слоем магмы и пепла, сохранила многие дома с внутренней обстановкой, фресками, мозаикой и интересной архитектурой.


При раскопках пустые полости, оставшиеся от тел погибших, заливали гипсом и реконструировали их предсмертные позы.


Так были извлечены до 2000 останков. Считается, что во время этой катастрофы погибло около 15 тысяч человек.

В настоящее время открыто 75% реставрированных раскопок. Посмотреть на под открытым небом приезжают до 2,5 млн. человек в год.


Обнаружены останки амфитеатра для провидения гладиаторских боев, жилые дома с нетронутой обстановкой, фресками и мозаикой. Храмы, бани, большое количество питейных заведений, публичных домов и изображений фаллоса в рисунках, статуэтках и скульптурах.

Наказание за…

В Древнем Риме фаллос считался символом удачи и оберегом. Его изображения наносили на стены различных заведений и на угловых домах улиц. При раскопках нашли много статуэток Бога плодородия Приапа с детородным органом огромных размеров.

В 1819 году все предметы и фрески с изображением сексуальных оргий, зоофилии и содомии (гомосексуализм), найденные в руинах, были собраны в Секретном кабине археологического музея.


До 2000 года эта коллекция была доступна для просмотра только узкому кругу лиц принадлежащих к высшему свету. Сейчас она открыта в музее Неаполя, для всех желающих ознакомится с этой стороной жизни римлян той эпохи.

Судя по ассортименту и количеству экспонатов, публичных домов и питейных заведений, жители были далеки от целомудрия, вели развеселый образ жизни. Может быть происшедшая катастрофа стала наказанием?
Настоящее время

Мы увидели этот город в серый дождливый день. Наше небольшое любительское видео даст вам представление о разрушеном городе.

Везувий, виновник ужасной катастрофы, сейчас смотрится вполне миролюбиво и опять ждет своего часа. Чем дольше он спит, тем катастрофичнее будет его пробуждение. Прошедшие века стерли память о прошедшей трагедии и люди продолжают селиться в его окрестностях.

Это тоже интересно:

Куда идём мы с рюкзачком или как собрать правильный рюкзак Города под водой — тайны забытых предков или наследие цивилизаций?

Помпеи сегодня.

При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.


Погибший во сне горожанин.

После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».


Горожане сгорели заживо.

До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее - около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.


3/4-ти горожан застыли в позах, в которых находились в момент смерти.

Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае - литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.

Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.


Застывшие в агонии.

Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте - отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.

Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.


Сад беглецов - место, где нашли самую большую группу жертв.

Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.


Останки домашнего пса, найденные на рынке Олиториум.

В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.


Останки свиньи на рынке Олиториум.

На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом... но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.


Останки лошади на улице Помпей.

Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.


Хлеб сохранил свою форму и текстуру.

Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.

После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).


Общественный туалет.

Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.

Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.


У жителей Помпей были здоровые зубы.

Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.


«Две девы» на самом деле оказались мужчины.

Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей - две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.

Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому - более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.


Ох, уже эти желания.

Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.


Слишком скандальные сцены.

Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.


Ну очень откровенные сцены.

Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.


бордели - самые популярные заведения в Помпеях.

Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.


Тюрьма для рабов.

Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.

У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, - это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.


Самый невезучий парень в Помпеях.

Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.

Да... явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.


Артефакты Помпей.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.

Туристы, посещающие Южную Италию и её жемчужину — город Неаполь, имеют возможность насладиться прекрасными видами, в том числе величественной горы, расположенной всего в нескольких километрах от городской черты.

Гора высотой всего в 1281 метр не выглядит устрашающей, особенно если не знать её названия — Везувий. Это единственный действующий вулкан континентальной Европы и один из самых опасных вулканов, известных человечеству.

Тем, кому внешний вид Везувия не покажется пугающим, местные жители посоветуют съездить на побережье Неаполитанского залива к востоку от Неаполя. Там расположены три античных города — Помпеи, Геркуланум и Стабии, жизнь в которых прекратилась в один день 24 августа 79 года, когда вулкан заговорил в полную силу.

В I веке нашей эры серьёзных и систематических наблюдений за вулканами, в том числе за Везувием, не вели. Да и вряд ли они бы помогли — Везувий не проявлял активности с бронзового века и считался давно потухшим.

В 74 году до нашей эры Спартак и примкнувшие к нему гладиаторы в самом начале своего восстания скрывались от преследователей именно на Везувии, покрытом буйной растительностью.

Местные жители никакой угрозы от соседства с вулканом не чувствовали.

«Древнеримскую Рублёвку» основал Геркулес

Крупнейшим из античных городов, соседствовавших с Везувием, являлся город Помпеи, основанный в VI веке до нашей эры. В городе, который после взятия римским диктатором Суллой в 89 году до нашей эры считался колонией Рима, проживало, по современным оценкам, около 20 тысяч человек. Это был важный пункт на торговом пути между Римом и Южной Италией, и столь удачное местоположение стало одной из причин его расцвета.

Кроме того, Помпеи можно назвать чем-то средним между античным курортом и «древнеримской Рублёвкой» — здесь имели свои виллы многие знатные граждане Рима.

Расположенный неподалеку Геркуланум, как и Помпеи, был основан в VI веке до нашей эры. Его основание приписывалось Геркулесу , совершившему один из подвигов в этих местах и «отметившему» это событие основанием даже не одного, а двух городов (вторым стали как раз Помпеи).

Город, расположенный непосредственно на берегу моря, в течение долгого времени использовался как порт и успешно развивался. Однако к 79 году лучшее время для Геркуланума было уже в прошлом — город сильно пострадал от мощного землетрясения, произошедшего в 62 году, и к моменту новой катастрофы в нём проживало не более 4000 человек.

Стабии городом к 79 году считались только условно. Некогда достаточно крупный населённый пункт был фактически полностью разрушен во время «визита Суллы» в 89 году до нашей эры, в результате чего Помпеи лишились своей независимости.

Город восстанавливать не стали, однако его для своих вилл облюбовали представители римской аристократии из числа тех, кто не пробился на «Рублёвку» в Помпеях.

Конец света после обеда

Менее чем за 20 лет до извержения Везувия в этой местности произошло масштабное землетрясение. Целый ряд деревень неподалёку от Геркуланума и Помпеев были полностью уничтожены, в самих городах были очень серьёзные разрушения.

Память человеческая, однако, умеет быстро стирать неприятные воспоминания. За 17 лет многое из разрушенного было отстроено вновь. Особенно это касается города Помпеи, который стал ещё лучше прежнего. Достопримечательностями города являлись храм Юпитера, форум и амфитеатр, способный вместить практически всё население Помпеев.

Жизнь в Помпеях, Геркулануме и Стабиях шла своим чередом вплоть до 24 августа 79 года. Более того, в этот день в помпейский амфитеатр стекались люди, желавшие посмотреть на бои гладиаторов.

Извержение началось во второй половине дня 24 августа и стало полной неожиданностью для жителей близлежащих городов и деревень. Везувий выбросил в небо огромное облако раскалённого пепла. Тепловая энергия, выделенная вулканом во время извержения, в разы превосходила энергию, выделенную при бомбардировке Хиросимы. Облако из камней, пепла и дыма достигало высоты 33 километров. Западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.

Несмотря на весь ужас происходящего, для жителей городов катастрофа вовсе не была молниеносной. Выпадение пепла, хоть и затрудняло дыхание и осложняло передвижение по городу, всё-таки не являлось фатальным явлением. Все, кто смог оценить нависшую угрозу, стали стремительно покидать города, оказавшиеся в опасности. Но далеко не все могли объективно оценить степень опасности.

Спасайся, кто хочет

Знаменитый древнеримский писатель Плиний Старший , занимавший в 79 году пост командующего галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива, с началом извержения, привлечённый его грандиозностью, направился в Стабии, дабы наблюдать за буйством стихии и помочь пострадавшим. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Успокаивая перепуганных жителей и ожидая изменения условий на море, Плиний Старший внезапно умер. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.

Из писем его племянника Плиния Младшего известно, что катастрофа развивалась в течение продолжительного времени. Плиний Старший, например, погиб в ночь на 26 августа, то есть более чем через сутки после начала извержения.

По мнению исследователей, фатальный удар по Помпеям и Геркулануму нанесли пирокластические потоки — смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до 700 километров в час. Именно пирокластические потоки стали причиной гибели большинства людей, оставшихся в Геркулануме.

Однако потоки эти обрушились на города не ранее чем через 18- 20 часов с момента начала катастрофы. Всё это время у жителей города была возможность избежать гибели, которой, очевидно, большинство воспользовалось.

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего из 20 тысяч жителей города Помпеи погибло около двух тысяч. В Стабиях и Геркулануме число погибших было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.

Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем её собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли... Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Законсервированная история

После первого удара последовала вторая волна пирокластических потоков, которая довершила дело. Помпеи и Стабии оказались под слоем пепла и пемзы глубиной в 8 метров, в Геркулануме слой пепла, камней и грязи составил около 20 метров.

Кто же погиб в Помпеях, Геркулануме и Стабиях?

Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своём собственном доме.

Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.

Огромные массы пепла и пирокластические потоки «законсервировали» города и тех, кто в них остался, в том состоянии, в каком они находились в момент гибели.

Уцелевшие жители не пытались заниматься раскопками на месте трагедии, просто переселившись на новое место.

О погибших городах вспомнили лишь в XVIII веке, когда после нового извержение Везувия рабочие в этой местности наткнулись на древнеримские монеты. На какое-то время территория стала раем для золотоискателей. Позднее их сменили охотники за раритетами в виде статуй и других исторических реликвий.

Полноценные раскопки города Помпеи начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли . Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.

С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа учёных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается и по сей день.

Что касается Везувия, то в 2014 году исполняется 70 лет со времени его последнего крупного извержения. Однако ученые убеждены — чем дольше он молчит, тем мощнее будет его следующий удар.

На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Однако самой известной из них является гибель Помпеев. История знакомит нас с многочисленными фактами этой катастрофы, которая случилась в 79 году в Италии. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. И хотя его вряд ли можно назвать самым сильным, но это событие привело в шок многих людей, свято верующих в исключительность своей родины. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город - Помпеи. Пережитое людьми можно сравнить с той катастрофой, когда в результате теракта произошло разрушение башен-близнецов в США. И это несмотря на то, что временное расстояние между этими двумя трагедиями составило 1922 года.

Интерес для археологов

Что представляли собой Помпеи? Это был один из самых красивых городов древности, благодаря которому мы наиболее полно можем узнать о том, как жили в те времена римляне. На месте, где стояли Помпеи, до сих пор сохранились интересные артефакты, которые свидетельствуют о том, насколько величественным было это поселение. Дома и кварталы, храмы и фрески... Все это осталось практически нетронутым, так как в течение двух тысячелетий после катастрофы находилось под пеплом. Побывать на развалинах этого древнейшего поселения - удача для любого археолога

Возникновение города

Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.

Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.

Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.

Соседние поселения

Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди - прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.

История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.

Инфраструктура

История Помпеев, начиная с момента образования города, характеризовалась возведением огромного количества зданий. Особенно активным строительство было в последние три столетия до разыгравшейся трагедии. Среди объектов инфраструктуры можно выделить:

  • огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест;
  • Большой театр, вмещавший в себя 5 тыс. зрителей;
  • Малый театр, рассчитанный на 1,5 тыс. человек.

В городе также было возведено большое количество храмов, которые были посвящены различным богам. Центр Помпеев украшала площадь - форум. Это территория, сформированная из общественных зданий, на которой проходила основная торговая и политическая жизнь поселения. Улицы города были прямыми и пересекались друг с другом перпендикулярно.

Коммуникации

Город имел собственное водоснабжение. Оно осуществлялось с помощью акведука. Данное приспособление представляло собой большой, стоящий на опорах, лоток. Живительной влагой город снабжался из горных источников. После акведука вода попадала в объемный резервуар, а из него, по системе труб, в дома богатых горожан.

Для простого люда работали общественные фонтаны. К ним также были подведены трубы от общего резервуара.

Огромной популярностью пользовались и построенные в городе бани. В них люди не только мылись, но и общались, а также обсуждали коммерческие и общественные новости.

Производства

Хлеб в Помпеях производили собственные хлебопекарни. Существовало в городе и текстильное производство. Оно было на достаточно высоком для того времени уровне.

Соседство вулкана

А как же Везувий? Да, этот вулкан является действующим. Находится он всего в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 м. Историки и ученые утверждают, что раньше она была раза в два больше. Однако события 79 г. уничтожили большую часть вулкана.
На протяжении всей истории своего существования у Везувия насчитывается 80 крупных извержений. Но, по утверждениям археологов, до 79 г. вулкан не проявлял активности на протяжении 15 веков.

Почему же, несмотря на существующую опасность, именно в этом месте были возведены Помпеи, история которых закончилась столь печально? Дело в том, что людей притягивала эта территория своей плодородной почвой. И они не обращали внимания на реальную угрозу, исходившую от соседствующего рядом с ними кратера.

Предшественники трагедии

Помпеи - один из древнейших городов Италии - в 62 году ощутил толчки сильнейшего землетрясения. В нем практически не осталось ни одного неповрежденного здания. Некоторые из сооружений были разрушены полностью.

Землетрясение и извержение является одним и тем же геологическим процессом, только выраженным в различных формах. Однако жители Римской империи в те времена еще не знали об этом. Они свято верили в то, что их прекрасный город будет стоять веками.

Не успев опомниться от последствий этих возмущений земных недр, Помпеи испытали целую серию новых толчков. Произошли они за день до извержения Везувия, случившегося в 79 г. Именно это событие и привело к тому, что история Помпеев подошла к своему завершению. Разумеется, люди не связывали толчки земных недр с вулканом.

Кроме того, незадолго до случившейся катастрофы резко повысилась температура воды Неаполитанского залива. В некоторых местах она даже дошла до точки кипения. Пересохшими оказались все колодцы и ручьи, находившиеся на склонах Везувия. Недра горы стали издавать жуткие звуки, напоминавшие протяжные стоны. Все это также указывало на то, что история города Помпеи кардинально изменится.

Гибель города

Каким был последний день Помпеев? История кратко может описать его благодаря имеющимся записям политического деятеля тех времен Плиния Младшего. Катастрофа началась в два часа дня 24.08.79 г. Над Везувием возникло белое облако с бурыми пятнами. Оно быстро набирало свои размеры и, поднимаясь в высоту, начало растекаться во все стороны. Почва возле вулкана пришла в движение. Чувствовались непрекращающиеся подземные толчки, а из недр слышался страшный грохот.

Колебания почвы ощущались даже в городе Мизено, располагавшемся в 30 километрах от вулкана. Именно в этом населенном пункте и находился Плиний Младший. Согласно его записям, толчки были настолько сильными, что казалось, разрушаются статуи и дома, которые швыряло из стороны в сторону.

В это время из вулкана продолжала вырываться газовая струя. Она, обладая невероятной силой, выносила из кратера огромное количество кусков пемзы. Обломки поднимались на высоту примерно двадцати километров. И это продолжалось все 10-11 часов извержения.

Гибель людей

Считается, что из Помпеев не смогло выбраться порядка двух тысяч человек. Это приблизительно десятая часть всего населения города. Остальным, вероятно, удалось спастись. Следовательно, настигшая катастрофа все же не застала помпейцев врасплох. Эта информация была получена учеными из писем Плиния. Однако узнать точное число погибших не представляется возможным. Дело в том, что останки людей археологи обнаружили даже за пределами города.

История Помпеев, составленная исследователями, говорит о том, что, по существующим данным, количество погибших составляет шестнадцать тысяч человек. Это жители не только описываемого города, но и Геркуланума, а также Стабий.

Люди в панике бежали к гавани. Они рассчитывали спастись, покинув опасную местность по морю. Это подтверждают раскопки археологов, которые обнаружили множество человеческих останков на побережье. Но, скорее всего, корабли не успели или просто не смогли вместить всех желающих.

Среди жителей Помпеев были и такие, кто надеялся отсидеться в закрытых помещениях или в глухих погребах. После они, правда, пытались выбраться наружу, но было слишком поздно.

Следующий этап извержения

Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.

Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.

Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.

Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.

Слепки тел погибших

В результате извержения Везувия вулканические породы погребли под собой всю округу. Нижний пласт этого слоя, толщина которого достигает 7 м, состоит из небольших кусков плазмы и камней. После находится слой пепла. Его толщина равна 2 м. Общий слой вулканических пород в среднем составил 9 м. Но в некоторых местах он был и значительно больше.

Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. лет. Если рассматривать фотографию, представленную выше, то можно увидеть положение тел, принятое в момент гибели, а также выражение агонии и ужаса на лицах обреченных. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. На местах гибели помпейцев в застывшей лаве образовывались пустоты из-за плотно облеплявшей людей массы, получившейся из воды и пепла. Этот состав высох и затвердел. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки. Несмотря на то что сами тела уже давно стали прахом, смотреть на эти фото все равно жутковато. Эти фигуры отчетливо передают тот ужас и отчаяние, которое пришлось испытать жителям Помпеев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.