Антониево дымский монастырь у святого озера и камня преподобного антония. Свято-троицкий антониево-дымский монастырь Антония дымского монастырь как добраться

В 12 км к юго-востоку от города Тихвина, на возвышенности вблизи Дымского озера, стоит древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан монастырь был Преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение.

Антониево-Дымский монастырь – один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в начале XIII века от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий.

Однажды летом святой отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет" (Мф.16,24). Слова Господа Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной; вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.

Припав к ногам настоятеля, ревнитель иноческих подвигов молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17 января).

У ног Преподобного Варлаама инок Антоний возрастал «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще Преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден и завет учителя исполнен, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов. Великий подвижник тайно отошел из Хутыни, долгое время братия ничего не ведала о местонахождении своего настоятеля.

Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих Тихвинских лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).

Момент избрания места для будущего монастыря замечательно изобразил духовный писатель середины XIX века Башуцкий: «Когда великий ученик знаменитого Варлаама Хутынского, Антоний, проименованный впоследствии Дымским, совершая в 1243 году то, что обыкновенно начертывают в святых его изображениях на держимой им в руках хартии: «Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающего мя», когда в высоком, благодатном настроении сем, движимый Духом, скитаясь по лесной пустыне, он вышел на эту поляну, взошел на возвышающуюся холмом середину ее, и взором, просветленным от света внутреннего, взглянул кругом на необозримую глубину бегущих во все стороны лесов, как бы соединяющихся на горизонте с небом: на спокойно улегшуюся в этом безлюдном месте вышину поляны, пологий откос, который ласкают тихо плещущиеся волны об него волны пустынного, темного, спокойного озера, отражающего в себе лишь тот же лес с тем же куполом неба, когда Антоний заслышал эту тишь, не нарушаемую никаким гулом человеческих забот, - он не мог не избрать этого места, превосходно отделенного своим положением и природою от всякой молвы, попечений и печалей века. Оно создано как бы нарочно для пустынных, одним Богом охраняемых, непонятных и недоступных миру подвигов дивного, святого, духовного созерцания».

На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонические нападения и страхования.

Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались – камень исчезал под ними, когда опускались – вновь показывался.

Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне св. Серафима Саровского и св. Серафима Вырицкого.

Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере. Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Множество болящих исцелялось этим благодатным купанием. Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.

По благословению Новгородского архиепископа «на Дымях» была воздвигнута и освящена церковь во имя Преподобного Антония Великого (память – 17 августа). Позже были устроены два придела – в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. Немного времени спустя была поставлена и теплая церковь во имя Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братскою трапезною.

В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера Преподобный Антоний провел более тридцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый авва преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин.

Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, Которого искал и жаждал все дни своей жизни. Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Всех же лет многотрудной жизни его было 67.

Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме.

Первое разорение монастырь претерпел в 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Иноки Антониевой обители, видя приближение полчищ свирепого врага, пропели молебен у раки с мощами Преподобного Антония и сокрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу Преподобного монахи опустили на дно Дымского озера. Монастырь был разграблен и сожжен дотла. Однако святыни были спасены и впоследствии обретены в водах Святого озера.

В 1585 году в Дымском монастыре нашли прибежище насельники Валаамского монастыря, которые после шведского разорения их обители в 1578 году переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь валаамские старцы сохраняли свои традиции, живя по своему общежительному уставу. Так промыслом Божиим соединились истории двух обителей севера Руси. Дымский монастырь помог сохранить непрерывность традиции Северного Афона и обогатился ею сам. В 1618 году братия была переведена в Васильевский монастырь на Волхове.

В XVI веке Преподобный Антоний дважды спасал свою обитель от пожара, являясь во сне и вовремя пробуждая игумена монастыря. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение – от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм – соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря – 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

В 1764 году после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь второй раз за свою историю был закрыт. Соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. Но несмотря на временное упразднение монастыря, его строительство в этот период не прекратилось. Особенно послужил памяти Преподобного отец Авраам Ксенифонтов, который к 1783 году построил в монастыре деревянную церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В начале 1790-х годов о. Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы. Эти созидательные труды белого священника позволили обители вскоре вновь возродиться.

В конце XVIII в Тихвинском монастыре настоятельствовал деятельный архимандрит Игнатий, который возревновал о памяти Преподобного Антония и обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Своим указом от 1 сентября 1794 года владыка возобновил Дымский монастырь с общежительным Уставом, составленным им собственноручно.

Братство возобновленной обители составили 30 иноков Тихвинского монастыря. Это число насельников вплоть до революции оставалось неизменным. Возрождение закрытого при Императрице Екатерине Алексеевне монастыря поддержал Император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново – полностью в камне, чему способствовала ежегодная Антониевская «ярманка», проходившая в течении 4-х дней на праздник св. Иоанна Предтечи (24 июня).

В 1806 году настоятелем Герасимом (Гайдуковым) был закончен верхний ярус собора, начатый еще в предыдущем столетии о. Авраамом. 24 и 15 февраля там были освящены престолы левый – во имя Антония Дымского и правый – Живоначальной Троицы. Пятикупольный четырехпрестольный собор с двухъярусной колокольней стал украшением обители.

В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (в миру – Дмитрий Кириллов). Монастырь занимался просветительской деятельностью, при нем существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

После 1917 года Дымский монастырь пережил третье закрытие и разорение за свою историю. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В это же время было разорено и монастырское кладбище.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. На монастырском холме одиноко высился остов некогда четырехъярусной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 г.), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Взирая на руины монастыря, казалось, что нескоро придет «время собирать камни», потому что собирать было нечего. Летом 1994 года на средства Петро-Павловской церкви села Сомино Ленинградской области был изготовлен 4-метровый деревянный крест. Установка памятного креста на Дымском озере была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию II-го возобновления монастыря в 1794 году.

В 1997 году настоятель Тихвинского монастыря игумен Александр благословил впервые отпраздновать память «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере. Еще накануне торжества никто не знал, что этот день станет днем возобновления Дымского монастыря. Буквально за несколько дней до праздника – 27 января было наконец подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. А в самый день памяти Преподобного Антония представители Бокситогорского комбината «Глинозем» передали тихвинским монахам ключи от единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания – бывшего странноприимного корпуса.

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря. К празднику «летнего Антония» в 2001 году над колокольней собора поднялся шпиль с крестом. В том же году трудами монаха Варфоломея был построен новый трапезный храм и на праздник Антония игуменом Евфимием в нем была уже совершена первая Литургия на антиминсе. Этот храм по завершении отделки предполагается освятить во имя Преподобного Варлаама Хутынского.

2001 год в истории монастыря стал годом третьего обретения мощей Преподобного Антония. Мощи Святого находятся нынче в Успенском соборе Большого Тихвинского монастыря.

13/09/2016

Приметно за 150 лет до явления иконы Богородицы на реки Тихвинке, на пустынный берег Дымского озера, расположенного в двенадцати километрах к юго —востоку, пришел монах, ищущий уединения для молитвенных подвигов. Его звали Антоний.


За свои тридцать с небольшим лет он прошел трудный и славный путь — от инока до настоятеля Хутынского монастыря, сменив на это поприще своего учителя, прп. Варлаама, завещавшего ему игуменство. Но одиночество отшельнической жизни длилось не долго. Его ежедневные усердные молитвы на камне посреди Дымского озера был услышаны. Нашлись сподвижники, готовы разделить с ним молитвенные и житейские труды. Стихийно возникшие, монашеское общежительство было закреплено, в конце концов, жалованной грамотой Св. Князя Александра Невского, питавшего глубокое почтение к православию.


Антониев-Дымский мужской монастырь

Дымский Свято — Троицкй монастырь, ведомый прп. Антонием, отстраивался, набирал духовную силу. Он был единственной опорой православия в этих краях, и молитвенные подвиги прп. Антония, отягощавшего свои долгие молитвы среди вод озера на камне веригами и железной шляпой, несомненно, имели продолжение через полтора века в виде знамения — чудесного явления иконы на Тихвинке. Прп. Антоний преставился между 1240 и 1273 годом, определить точную дату его кончины в настоящие время не возможно.


В 1370 году, во времена Великого князя Дмитрия Донского, мощи прп. Антония были обретены нетленными, и он был канонизирован.


В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли святые мощи преподобного Антония под спудом. Церковную утварь, колокола, вериги и шапку преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера


Икона Преподобный Антоний Дымский.

В 1611 году в смутное время, когда Русь была ослаблена, шведское войско под командованием Якоба Делагарди снова разорили и осквернили монастырь. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожары, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.


В середине восемнадцатого века после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь закрыли. Соборная церковь была приходской в течение тридцати лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт - Петербургский и Новгородский Гавриил, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом.


В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику выстрелами в голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробницы над святыми мощами преподобного Антония Дымского.


Жизнь монахов не была легкой. Монастырь в ⅩⅧ веке получал 85 руб. 71 копейку в год, остальное содержание складывалось от пожертвований и продажи свечей.


Позднее в ⅩⅨ и начале ⅩⅩ века, монастырь обрел большую силу и развивался, привлекая многих паломников, посещавших Тихвин. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами.


Антониев-Дымский мужской монастырь

В начале двадцатого века в монастыре проживало 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные насельники были послушниками и трудниками. В 1919 году большевики закрыли монастырь, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор продолжал действовать вплоть, до 1931 года в качестве приходского храма. Сюда приходили верующие не только из ближайших деревень, но и приезжали из Тихвина, где уже были закрыты церкви.


Так же как и другие монастыри, после революции прошлого века, он был разорен, его Святыни разграблены и поруганы.
Мощи скорее всего были спрятаны под спудом, но добрались и до них, выбросив из раки и засыпав землей.
Нещадно эксплуатировавшиеся здание приходило в ветхость, а во время Второй мировой войны, когда там разместился госпиталь — превращены в руины.


В семидесятых годах двадцатого века часть зданий была отремонтирована «хозяйственным способом», и в них разместили ведомственный санаторий. В 1999 году то, что осталось от монастырских земель и строений, было передано Русской Православной Церкви и монастырь возобновлен как приписной скит Тихвинского мужского монастыря.


Антониев-Дымский мужской монастырь

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.


Часовня на берегу Дымского озера

Началось восстановление строений, которыми руководил настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – учителя преподобного Антония. Тогда же в 2001—2002 годах, после архивных поисков, по благословлению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на территории монастыря были проведены раскопки, в результате которых обретены считавшиеся одними учеными легендарными, а другими — навсегда утраченными, мощи прп. Антония, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.


1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.


Крест в водах священного Дымского озера

Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.


С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.


Рака с мощами угодника Божьего – преподобного Антония Дымского

Крестный ход 7 июля, в день когда представился преподобный Антоний, молитвенник, праведник и чудотворец, предваряет ежегодное празднование явление Чудотворной Тихвинской иконы 9 июля. И как раньше, паломники, прибывая в Тихвин, посещают Дымский монастырь, его озеро с чудодейственной водой, на камне посреди которого совершал молитвенные подвиги преподобный Антоний.

Смотреть купание в Дымском озере

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси

Главные праздники обители (ст./нов. стили)

Антониево-Дымский монастырь является самой древней православной обителью на территории Ленинградской области: по преданию, он был основан в далеком 1243 году. Свое название монастырь получил в честь основателя – преподобного Антония, и близлежащего Дымского озера.

Антониево Дымский мужской монастырь – совершенно особое, ни на что не похожее место. Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней. Многие паломники и туристы, приезжающие в Антониево-Дымский монастырь, заходят в воды Дымского озера и плавают вокруг него. Считается, что это помогает обрести веру и душевное равновесие.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах . Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный. Фото — в начале рассказа.

Другой каменный собор монастыря – церковь Святой Троицы – сейчас только восстанавливается.

Причем деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным и, мне кажется, очень эффективным методом. У храма, среди прочего строительного материала, лежит огромное количество новых кирпичей, приготовленных к кладке. Рядом стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры. Каждый, кто внес свою лепту в восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя. Лично мне эта идея очень понравилась. А судя по количеству имен на кирпичах – не мне одному.

Одним словом, Антониев Дымский монастырь очень интересное и красивое место. Если вы окажетесь в Тихвине и у вас будут свободные пару часов – обязательно сюда загляните. И в другой монастырь, расположенный в окрестностях Тихвина я вам тоже очень рекомендую заехать. Я сейчас говорю про Свято-Троицкий женский скит в Сенно, расположенный километрах в 30 от Тихвина. Но это уже совсем другая история.

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едите минут 10 по трассе А114 переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, едите еще километра 4 и приезжаете прямо к монастырю. Дороги везде асфальтовые, никаких проблем не доставляют.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь - мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.

Монастырь принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель - игумен Игнатий (Бузин).

Монастырь, по преданию, основан преподобным Антонием около 1243 года. Официальное учреждение произошло позднее, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1273 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого былы обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

[править] Источники, мнения по ранней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий.

Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу жития Феодосия Тотемского.

Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря - около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия.

Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия легендарными, так как указаний на события в других источниках отстутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгород-ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве-ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за-кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо-вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся-кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

(это фото из инета)

Это один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный Антоний родился в начале 13 века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь, где через некоторое время получил монашеский постриг. Ища пустынного уединения, Преподобный вскоре ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке и, долго молился на нем.

Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней.

На берегу есть часовенка, откуда виден крест.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Утвеождается, что многие люди исцелялись этим благодатным купанием. Считается так же, что это помогает обрести веру и душевное равновесие. Поэтому построили специальный вход в воду, лестничку такую:

Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В келье на холме, в каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, желающих разделить его подвиги. Так было положено начало самому монастырю.

Преподобный Антоний, умер на 67 г. жизни. Тело святого было положено в устроенной им церкви, где в 1370 г, через 100 лет после его смерти, было найдено нетленным.

Сейчас мощи св. Антония находятся в церкви, им можно поклониться.

Что касается монастыря...

Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году.

При советской власти монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Местные жители до сих пор рассказывают, как для разгона монахов пригнали броневик.
В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием - «Красный броневик».
Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение.
В последние десятилетия в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. А 17/30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возрожден и имеет статус приписного скита Тихвинского монастыря.

Это - братский корпус, здесь живут монахи. Я не видела ни одного. Только священника в храме.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах. Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный.

Другой каменный собор монастыря - церковь Святой Троицы - сейчас только восстанавливается.

Рядом с церковью видны штабели кирпичей.

Деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным методом.
Рядом с кирпичами стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры.
Каждый, кто сделал пожертвования на восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя.


(это фото не мое)

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едете минут десять по трассе, переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, там еще километра три и приезжаете прямо к монастырю.

Доехать до монастыря можно и автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.