Департамент в котором находится ле ман.  Рассказ про самостоятельное путешествие по Бретани: отчёт о поездке в Ле Ман

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Через месяц во Франции пройдет легендарная гонка «24 часа Ле-Мана». Если вы слышали это название, но не знаете, что за ним скрывается, или хотите узнать больше о главном автоспортивном событии года, то мы расскажем все самое важное о суточном марафоне и объясним, почему «Ле-Ман» обязательно нужно смотреть.

«24 часа Ле-Мана». Машины реально едут целые сутки?

Да именно так, гонка идет 24 часа: она начинается в три часа дня субботы по местному времени и идет ровно сутки. По истечении этого срока вывешивается клетчатый флаг и побеждает тот, кто за это время проехал больше всех кругов, а в случае равенства этого показателя учитывается очередность финиша.

Гонщики находятся за рулем 24 часа?

Самое важное, что необходимо понять о «Ле-Мане» – это то, что в гонке принимают участие не отдельные пилоты, а экипажи из трех человек, выступающие на одной машине. Соответственно, гонщики сменяют друг друга за рулем в ходе пит-стопов, и им не приходится ездить целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более 4 часов подряд и 14 часов суммарно.

Пока один гонщик находится за рулем, другие могут отдохнуть и даже поспать, что абсолютно необходимо в условиях марафона.

И одна машина выдерживает такую длинную гонку?

Да, по крайней мере предполагается, что автомобиль должен преодолеть всю дистанцию марафона, хотя далеко не всем экипажам везет проехать гонку без проблем. Это делает «24 часа Ле-Мана» настоящим вызовом не только для пилотов, но и для инженеров и механиков. Само собой, пилоты совершают пит-стопы, в ходе которых механики меняют шины и осуществляют дозаправку. Полного бака хватает примерно на час заезда, точная цифра варьируется от класса и команды, так что это приходится делать много раз. Помимо этого, на пит-стопах происходят замены гонщиков и ремонт машины в случае необходимости.

Можно поменять автомобиль, если он сломается?

Нет, нельзя – это правило. Если происходит какое-то происшествие на трассе – авария или техническая поломка – и пилот не смог доехать до боксов, то экипаж выбывает из борьбы. Именно поэтому даже при больших поломках участники всегда стараются дотянуть до пит-лейн, где к работе смогут приступить механики. В отличие от «Формулы-1» и других «спринтерских» гонок, в «Ле-Мане» ремонт может занимать довольно долгое время, зачастую машины выезжают после простоя в несколько часов. Бороться за победу в таком случае уже не получится, но для многих команд даже финиш является неплохим достижением.

Какая техника может участвовать?

Конечно, не любая машина может выйти на старт «24 часов Ле-Мана». Она должна соответствовать техническому регламенту гонки. Еще необходимо запомнить, что автомобили разделены на классы. Всего их существует четыре, каждый со своим регламентом – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am – не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. При этом, несмотря на наличие общего зачета, все экипажи в первую очередь соревнуются с машинами своего класса. Награждение в каждом из них происходит отдельно.

Первые два класса – так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они создаются специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи.

LMP1 – самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». В этом году в нем заявлено всего шесть экипажей. Здесь доминируют команды автопроизводителей, а особенностью последних лет стало использование гибридных силовых установок. Машины LMP1 используют 4-тактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничения на их объем. У лидеров серии он составляет 2-2,4 литра. Последнее десятилетие в классе доминировала «Ауди», но после ее ухода в этом году борьба развернется между «Порше» и «Тойотой», которые остались единственными автопроизводителями.

LMP2 – класс прототипов, зарезервированный исключительно для частных команд. Именно в нем обычно разворачивается наиболее острая и интересная борьба, а также традиционно сильно российское присутствие. В этом году в очередной раз будет участвовать команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым, также в других коллективах примут участие Виталий Петров и Михаил Алешин.

Цена автомобиля LMP2 без учета двигателя не должна превышать 483 000 евро для автомобилей, омологированных в 2017 году, и 388 000 евро для более старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать единый двигатель – 8-цилиндровый Gibson GK428 объемом 4,2 литра. Обычно LMP2 проигрывает по скорости лидирующему классу примерно 15 секунд на круге, или чуть больше секунды на километр, но похоже, что в этом году разрывы будут чуточку меньше. Учитывая малочисленность LMP1, это оставляет шансы лидерам LMP2 на попадание в тройку сильнейших в общем зачете. Команде G-Drive Racing это уже однажды удавалось – правда, не в Ле-Мане, а на «6 часах Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи друг на друга, отличить машины разных классов можно по цвету номера – белый на красном фоне у LMP1 и белый на синем фоне у LMP2.

LGMTE Pro и LGMTE Am используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональные пилоты, а во втором – любители. Автомобили близки к дорожным спортивным автомобилям, тут можно увидеть такие марки как «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» и другие. Хотя традиционно зрительское внимание приковано к более быстрым прототипам, классы GT интересны знакомыми машинами. У профессионалов фон номера зеленый, у любителей – оранжевый.

Всего на старт в 2017 году выйдет 60 экипажей, из них 25 в классе LMP2.

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки?

Не совсем так. На самом деле есть целая серия, WEC – World Endurance Championship (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), проходящая под эгидой ФИА. Кроме «Ле-Мана», за который даются двойные очки, остальные гонки идут по шесть часов.

По сумме зачетных баллов, набранных во всех этапах (в этом году их девять), определяется чемпион, так что следить за гонками на выносливость можно большую часть года. Разумеется, некоторые команды не участвуют во всем чемпионате, а готовятся целенаправленно к «24-м часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих классах получают автоматическое приглашение на главную гонку сезона, равно как и чемпионы Европейской серии «Ле-Ман» (ELMS) и «азиатской серии Ле-Ман» (ALMS). Их особенность в том, что там не принимают участия машины класса LMP1. Действующими чемпионами ELMS является экипаж команды G-Drive Racing во главе со знакомым болельщикам по «Формуле-1» голландцем Гидо ван дер Гарде.

Для 60 автомобилей наверняка нужна большая трасса. Как она выглядит?

Длина «Ле-Мана», или кольца «Сарт», составляет более 13,5 километров – это действительно много по меркам автоспорта. Особенность трека в том, что он соединяет в себе как специально построенные участки, так и дороги общего пользования. Последних гораздо больше, так что строить пришлось не так много, хотя внутри большого кольца есть маленький автодром, принимающий «Мото Гран-при» и «24 часа Ле-Мана» среди мотоциклов. Особенностью же основной трассы является преобладание прямых участков, что приводит к высокой средней скорости на круге. Это дает преимущество машинам с более мощными двигателями и также повышает опасность гонки.

Машины сутки ездят по кругу: что в этом интересного?

«24 часа Ле-Мана» – нетипичное событие в мире автоспорта, поэтому его просмотр даже по телевизору, не говоря уже о реальном присутствии на трассе, отличается от всего остального.

Бывают такие ситуации, когда по несколько часов на трассе почти ничего не происходит, но также происходят и абсолютно эпичные истории – например, поломка лидирующей «Тойоты» всего за три минуты до финиша в прошлом году. Именно ради таких эмоций марафон и смотрят, обычные мерки к нему неприменимы.

«24 часа Ле-Мана» – это как фильмы Уэса Андерсона и Софии Копполы, их смотрят не ради экшна, а чтобы проникнуться атмосферой. Лучше всего это, конечно, делать вживую, но когда ты видишь отчаяние руководителей «Тойоты» или уставших механиков и гонщиков, счастливых от того, что смогли проехать гонку полностью, величие «Ле-Мана» чувствуется даже через экран. Неудивительно, что марафон вдохновил стольких людей на создание фильмов по своим мотивам. Суть «Ле-Мана» в том, что каждый год мы видим, как гонщики, далеко не все из которых профессионалы, преодолевают себя и в прямом эфире проходят испытание.

Помимо этого, ле-мановские прототипы – это одни из самых красивых машин в истории человечества, да и спорткары вроде Ferrari 488 GTE не могут не радовать глаз.

В «24-х часах Ле-Мана» легко выбрать объект для боления. Те, кто смотрит «Формулу-1», увидят старых знакомых в лице Казуки Накадзимы, Рубенса Баррикелло, Джанкарло Физикеллы и многих других. Участниками гонки бывают звезды вроде футболиста Фабьена Бартеза, который, кстати, поедет не в любительском классе, а в LMP2. Наконец, WEC – это та серия, где русские на первых ролях. Команда G-Drive Racing – чемпион 2015 года, заняла третье место в прошлом сезоне, стала второй в LMP2 в «24-х часах Ле-Мана» 2016 года, а также выиграла 6-часовую гонку в Спа всего неделю назад.

Поехав в самостоятельное путешествие по Бретани, я перед тем как добраться до аббатства Мон-Сен-Мишель смог увидеть достопримечательности Ле Мана, узнать о его истории, оценить, где можно поесть в Ле Мане недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт о поездке по Бретани

О том, как добраться до Мон-Сен-Мишель самостоятельно, я думал давно. Мне уже приходилось совершать длительные вояжи по Франции, то посещая Страсбург, то катаясь по городам Лазурного берега, то изучая побережье Нормандии. Однако знаменитое аббатство требовало, по моему разумению, знакомства с толком, с чувством, с расстановкой, и выделить на него только несколько часов, как, допустим, на Кан или Грасс , было нелепо.

Помнится, у меня даже имелся план, как доехать до Мон-Сен-Мишель на поезде из Парижа, и я даже составил график поездки, выяснив расписание французских железных дорог и уточнив стоимость такого вояжа. Получалось, что теоретически съездить из Парижа в Мон-Сен-Мишель на один день можно, но получится форменная беготня, а расходы составят порядка 120-150 евро. Ведь дорога в один конец занимает порядка 4 часов с учётом неизбежной пересадки в Ренне, и как ни крути, посмотреть, как выглядит Мон-Сен-Мишель вечером, не удастся по-любому, последний рейс с побережья уходит в 17:30. Плюс выходило, что стоимость экскурсии из Парижа будет даже меньше, чем расходы на самостоятельную поездку…

Всё изменилось, когда я освоил нюансы аренды машины за границей. Оказалось, что не так уж страшен чёрт, как его малюют, и чтобы прокатиться по Франции с ветерком, нужно совсем немного: опыт вождения, кредитная карточка с приличным лимитом и права, причём не обязательно международные. Постепенно из общих рассуждений, куда надо бы съездить на машине, выкристаллизовался замысел совершить путешествие по Бретани. Естественно, по его ходу следовало добраться до Мон-Сен-Мишель самостоятельно, аббатство оставалось приоритетным объектом при любом раскладе, но заодно появлялась возможность увидеть другие уголки региона. В итоге план путешествия по Бретани включил посещение таких городов, как Ле Ман , Фужер , Динар , Сен-Мало , Ренн ; краеугольным камнем была ночёвка на побережье, и я очень удачно отловил спецпредложение, позволявшее переночевать возле аббатства Мон-Сен-Мишель всего за 54 евро. Также у нас были запланированы остановки в Ле Мане и Ренне. Так что в путешествие по Бретани мы отправились солнечным деньком с уверенностью, что нам обеспечены как ночлег, так и незабываемые впечатления.

Париж и Ле Ман, первый пункт нашей поездки, разделяют около двухсот километров. Это расстояние можно преодолеть разными трассами. Платные дороги во Франции обеспечивают высокую скорость, но и денег требуют немало. Вдобавок, катаясь по автострадам, не видишь страны, и мы выбрали экономичный вариант, проложенный исключительно по бесплатным шоссе. По французским «просёлкам» мы ехали не спеша, там скорость ограничена 90 км/ч за городом и полтинником в черте населённых пунктов. И хотя мы потратили гораздо больше двух часов, которые требуются чтобы добраться от Парижа до Ле Мана, выехав на платные дороги Франции, впечатления от провинциальной жизни у нас остались благоприятные.

Нашей целью был отель «Appart"City Le Mans Novaxis», расположенный в южном пригороде. Казалось бы, нам следовало проскочить к нему наискось через центр и чуток проехать вдоль набережной. Однако навигатор выбрал особый путь, загнав нас на объездную, и только совершив длинный, замысловатый вояж по северной окраине города, мы смогли всё-таки попасть в нужный район. Дальше всё было делом техники, да ещё и запарковаться удалось прямо возле отеля, как будто для нас берегли одно свободное местечко.

Заселение заняло считанные минуты, и вскоре мы уже располагались в приличных апартаментах с кухней и всем необходимым для ведения хозяйства добром. За вполне комфортабельное проживания пришлось выложить 45 евро, сущую ерунду по сравнению с тем, что просили в других местах. Правда, «Appart"City Le Mans Novaxis» требовал денег за завтраки. Но питание мы оплачивать, конечно, не стали - раз под рукой плита, кастрюли и чайник, можно есть совсем недорого. Вообще, качество завтраков во Франции обычно неважное, и если даже объявлен «шведский стол», скорее всего это будет просто большое количество йогуртов да круассанов, выпечка и, возможно, фрукты, а горячие блюда мне встречались, дай бог памяти, один раз, в Ницце. Словом, мы набили холодильник загодя припасённой едой и, рассчитывая вечером основательно подзакусить, отправились смотреть город.

Главные достопримечательности Ле Мана сосредоточены в историческом центре, они, можно сказать, кучкуются вокруг собора. Туда-то мы и направились, двигаясь вдоль берега реки. Я, признаться, сомневался, удастся ли припарковаться близко к городскому ядру, и рассчитывал встать на другой стороне реки, где набережная Quai Ledru-Rollin, судя по спутниковым снимкам, давала хорошие перспективы. На деле всё вышло даже лучше: когда мы приехали на Quai Louis Blanc, оказалось, что там устроено сразу несколько стоянок, позволяющих оставить машину бесплатно практически в центре Ле Мана. Жаждущих сделать это, правда, оказалось хоть отбавляй, и авто стояли довольно плотненько, но для нас нашлось местечко.

В общем, когда читаешь про сложные правила парковки во Франции, то поневоле ужасаешься, а на деле почти всегда в городах за пределами Парижа удаётся найти место, где можно встать бесплатно. Лишним доказательством того, что не всё так уж страшно, послужил потом Динар, удививший нас хитрым разделением парковочных зон. Но это было потом, уже после Фужера и после самостоятельной экскурсии в Мон-Сен-Мишель.

А пока нас ждали достопримечательности Ле Мана, причём первые были уже у нас под носом. Речь идёт, конечно, про старинные стены, появившиеся ещё в античную эпоху. История Ле Манна, как известно, восходит к доримской Галлии, источники его упоминают как столицу одного из местных племён. После покорения Юлием Цезарем территории современной Франции, городок переименовали в Виндунум, и под этим именем он вошёл в исторические хроники. Тогда и были заложены солидные укрепления, опоясывающие центральные кварталы. Средние века превратили город в столицу стратегически важного графства Мэн, являвшегося яблоком раздора между Анжуйским домом и французскими королями. Территория неоднократно переходила из рук в руки, и когда читаешь про перипетии борьбы за Бретань, уже не удивляешься, узнав, что в Ле Ман стал местом рождения английского короля Генрих II, ярчайшего представителя династии Плантагенет, отца Ричарда Львиное Сердце.

От средних веков городу достался собор и ряд других памятников архитектуры, в том числе особняки знати. Французские аристократы стали селиться в Ле Мане после 1481 года, когда графство Мэн попало в руки короля Людовика XI. С той поры судьба этих земель оказалась неразрывно связана с историей Франции, о прежних вольностях горожанам пришлось забыть, как и о привычке играть на противоречиях англичан и французов.

Сделав фотографии римских стен, мы, поднявшись по довольно крутой лестнице, попали в район Vieux Mans, сиречь старый город. Это настоящее чудо, сохранившее дух средневековья. Старые дома стоят впритык друг к другу, многие из них настолько живописны, что глаз не оторвать. Современной архитектуры, почитай что, нет, и не зря центр Ле Мана часто используется для съёмок исторических фильмов.

Едва успев переварить поток первых ярких впечатлений, мы почти сразу получили новую порцию красивых видов, когда вышли к самой заметной достопримечательности Ле Манна, собору святого Жюльена. Церковь на этом месте заложили ещё в раннем средневековье, и можно только гадать, какой она была с виду. Строительство собор началось примерно в XI веке и так как работы продолжались несколько столетий, здание получилось неоднородным, сочетающим черты романского и готического стилей. Это делает постройку особенно привлекательной, по крайней мере мы остались в восторге от громадины, одновременное напоминающей и парижский Нотр-Дам, и собор Страсбурга, и главный храм Руана. Единственное, чего не хватает этому колоссальному сооружению, так это высокого шпиля – без него 62-метровая башня кажется обрезанной…

Путеводитель по Бретани настойчиво рекомендовал осмотреть внутреннее убранство собора, и мы бы воздали ему по заслугам, кабы не какое-то религиозное мероприятие, участники которого заполонили главный неф. Среди этих принаряженных, сосредоточенных людей лично я чувствовал себя не в своей тарелке, и потому нам пришлось ограничиться беглым осмотром интерьеров. Они и впрямь производят впечатление, как размерами, так и качеством оформления. Особенно занятно выглядит симбиоз типично романского нефа с хорами в стиле высокой готики.

Обойдя здание по периметру, мы открыли приятный садик с его левой стороны, а потом, оказавшись в тылу собора, с интересом изучили, как готовится к работе блошиный рынок на прилегающей площади. Там местные фермеры, перемежались какими-то старьёвщиками и можно было купить как сыры Бретани или местные настойки, так и разный антиквариат.

Вернувшись обратно в старые кварталы Ле Мана, мы постарались отыскать те здания, которые были особо выделены на карте города. К числу таковых принадлежал, например, дом Адама и Евы, постройка эпохи Ренессанса, украшенная уникальным барельефом. фасаде. Творение неизвестного мастера изображает знаменитую сцену с яблоком из райского сада, ну и вообще весь фасад здания покрыт искусным декором.

Интересно было поглядеть и на Отель де Виньоль, постройку XV века, возведённую для одного из приближённых французского короля, назначенного сенешалем графства Мэн. Выкупив несколько старых домов, де Виньоль снёс их ради строительства приличных размеров особняка. Комплекс в значительной мере сохранил первоначальный вид и выглядит очень солидно.

В достопримечательности Ле Мана записан также дом королевы Беренгарии, и по названию можно смело предположить, что имя постройка получила в честь супруги Ричарда Львиное Сердце. На самом деле, это не так, и особняк хоть и впрямь старинный, до такой степени старинности всё-таки он не дотягивает. Путеводитель по Бретани быстренько разоблачил флёр историчности и рассказал, что дом королевы Беренгарии построили в конце XV века, а прозвали его так из-за богатства отделки и декора, которые могли себе позволить только состоятельные люди. Собственно, владелец и был человеком с деньгами: он разбогател занимаясь соляной торговлей, ведь в средние века соль ценилась на весь золота.

Находящийся внутри музей мы посещать не стали и продолжили прогулку, петляя по улочкам старых кварталов.

За пределами района Vieux Mans тоже есть что посмотреть, но если в историческом центре интересно почти всё, то не все достопримечательности Ле Мана за его пределами заслуживают визита. Мне, например, совершенно не понравилось здание городского театра: ожидалось что-то вроде оперы Гарнье, а на поверку вышел пшик. Вот что непременно нужно посмотреть в Ле Мане, так это аббатство Сен-Пьер, до которого идти минут 15 пешком на юг от собора по Avenue Pierre Mende s France. Заодно можно будет навестить местный турофис, который находится на этом проспекте. Так вот, монастырь, основанный в ещё в X веке нашей эры, был когда-то одним из крупнейших во всей Франции и выглядел соответствующе. Реконструкция зданий обители, предпринятая во второй половине XVII I века, здорово расширила её размеры, но те постройки, что были выстроены изначально, отличаются от более поздних. Средневековый облик аббатства Сен-Пьер удачно дополняет впечатления от старых кварталов.

Мои планы экскурсии по Ле Ману предусматривали также осмотр церкви посещения Девой Марией, однако ещё когда мы шли через городскую застройку, моя половина проявляла столь недвусмысленный интерес к местным магазинам, что пришлось пойти у неё на поводу, чтобы не остаться вечером без сладкого. Так что я вынужденно изучил, каков из себя шопинг в Ле Мане, и пришёл к выводу, что если и везти одежду и обувь из Франции, то лучше делать покупки в Париже. Ценники мне понравились только те, которые я засёк в «C &A », занимающем часть крупного универмага на Rue Claude Blondeau.

Чего нам не встретилось на городских улицах, так это заслуживающих упоминания ресторанов. Нет, заведения, где можно поесть в центре Ле Мана, попадались нам неоднократно, не попадалось только мест с разумными расценками. Выходило так, что если проигнорировать закусочные, то придётся выложить порядка 50-60 евро за обед. И мы решили, что проживём той снедью, которую привезли с собой, а пир на весь мир закатим завтра, когда приедем в Мон-Сен-Мишель.

Уже на обратном пути, прикидывая, как лучше с высоты древнеримских стен запечатлеть панораму набережной, я обратил внимание на занятный факт: оказалось, что те лестницы, по которым мы легкомысленно топали от набережной в старый город и обратно, тоже достопримечательности Ле Мана – каждая Escalier имеет собственное имя и отдельно обозначена на карте. Вот такая она, бывшая столица графства Мэн, живущая сразу в нескольких временных пластах…

Возвращаясь в гостиницу, мы решили, что день определённо удался: первый блин путешествия по Бретани самостоятельно отнюдь не вышел комом. Теперь оставалось дождаться наступления нового дня, когда нас должен был ждать восхитительный Фужер , после осмотра которого мы рассчитывали засветло добраться до сказочных пейзажей аббатства Мон-Сен-Мишель…

Историческая столица региона Майен и современный центр департамента Сарта, город Ле-Ман (Le Mans) фактически лежит уже за пределами Роны, на полпути между Анжу и Парижем, однако часто относится к региону Луары чисто в силу исторической традиции.

Всей планете этот древний город (основан еще римлянами под именем Виндиниум) известен как традиционное место проведения знаменитой автогонки "24 часа Ле-Мана" www.lemans.org , однако его репутация вовсе не исчерпывается этим событием.

Достопримечательности

Сложная сеть улиц старого квартала Вье-Ман , или Сите-Плантагенет, венчает небольшой холм над рекой Сарта, демонстрируя множество характерных средневековых домов, все еще окруженных крепостными стенами III-IV веков н. э., считающимися одними из лучше всего сохранившихся образцов галло-римских оборонительных сооружений в Европе. Также здесь можно обнаружить руины римских терм и развалины амфитеатра III века н. э. Многие находки из старых кварталов, картины, карты и планы старого квартала можно увидеть в достаточно простом музее Ла-Рейн-Беренже , размещенном в красивом особняке XV столетия на одноименной улице. А возвышается над всем этим огромный кафедральный собор Сен-Жульен (XII-XVI вв.).

В северной части квартала дорожный туннель выходит к внушительному памятнику Уилберу Райту , который испытывал один из своих ранних аэропланов именно в Ле-Мане (в 1908 году он установил здесь свой первый мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 31 минуту и 30 секунд). Отсюда можно пройти на северо-восток мимо парка и художественного музея Тес к современному центру города, почти сплошь застроенному красивыми зданиями в стиле бель-эпок и более поздними офисными комплексами. Здесь можно увидеть и барочную церковь Визитасьон (1730 г.) с живописной балюстрадой внутри.

Можно также посетить лежащие в пригородах знаменитый Автомобильный музей Ле-Мана (открыт ежедневно, с февраля по май и с октября по декабрь - с 10.00 до 18.00; с июня по сентябрь - с 10.00 до 19.00; вход - 7 евро) с более чем 150 транспортных средств всех времен и народов, сами "кольца" треков Бугатти и Сарта (первый французский Гран-при прошел здесь аж в 1906 году, и с тех пор всевозможные гонки проводятся тут регулярно), а также цистерианское аббатство Лепо (XIII в., 4 км от города) и церковь с могилой королевы Беренгарии.

Ле- Ман - город во Франции, является административным центром департамента Сарт. Численность населения города на 2005 год составляет 141,4 тысяч человек.

Этот город был столицей графства Мен, он возник на месте галло-романского поселения, а стены этого поселения до сих пор сохранились и окружают исторический центр Ле-Мана.

В 1063 году город был захвачен норманнами, а после смерти Вильгельма II, им стали владеть Плантагенеты. С данного момента история Ле-Мана тесно связана с историей английской династии, правившей страной до 1399 года. Здесь был рождён король Франции Иоанн II Добрый.

В кафедральном соборе города захоронены мощи графа анжуйского Годфрида (Жоффруа) V Красивого - отца короля Англии Генриха II Плантагенета и королевы Веренгарии - супруги Ричарда Львиное Сердце.

Как только графство Мен стало входить в состав Франции, тяжёлые испытания стали рушиться на его столицу. Сначала город потрепали религиозные войны, потом он стал ареной для кровавых баталий между революционерами и контрреволюционерами. Он был захвачен немцами во Франко-прусской войне и ими же во времена II Мировой войны. Копирайт www.сайт

После войны Ле-Ман долго реставрировали, чтобы сохранить былую архитектуру. В городе можно встретить архитектурные творения, которые объединяют город сразу в несколько временных эпох. Здесь можно увидеть фахверковые дома и особняки из камня в тиле ренессанса. Кафедральный собор Сен-Жюльен, построенный в 12 веке, носит в себе в основном готические черты, однако архитекторами был сохранён портал в романском стиле, а своды церкви, перекрывающие неф, имеют анжевенский тип строения. Витраж «Вознесение Девы Марии» также очень интересен.

С 1923 года ежегодно в Ле-Мане проводится «24 часа Ле-Мана», знаменитая мировая суточная гонка. Рядом с трассой этой гонки располагается автомобильный Музей.

В историческом районе расположено аббатство Лепо, оно было основано еще в 1229 году и сейчас представляет большую архитектурную ценность. Это аббатство стало последним домом для королевы Беренгарии, которая переехала сюда после смерти своего супруга. Историческое здание находится на территории обширного сада, прогулка по которому будет прекрасным дополнением к экскурсии.

В историческом районе можно увидеть и замок графов Мэна, с которым тоже связано много интересных исторических фактов. В стенах этого замка родился будущий прославленный король Генрих II, за годы существования он принимал много знатных особ. На протяжении всего существования этот замок постоянно перестраивался и расширялся, в неизменном виде он остается последние 150 лет.

Одной из самых старых построек в городе является аббатство Сен-Пьер, оно было основано еще в 11 столетии. Сейчас этот монастырь является самым крупным и одним из самых старых на территории страны. В величественном историческом здании, которое сохранило неповторимые элементы отделки в стиле прошлых лет, сегодня располагаются государственные учреждения.

В юго-западной части исторического района находится оригинальная церковь Сен-Пьер-ла-Кур, она была построена на этом месте еще в 10 веке. Более чем за тысячу лет существования постройка сильно изменилась, но она все равно продолжает оставаться одним из самых необычных исторических зданий в городе. Фасад церкви украшают окна различных форм и размеров, что в сочетании со старинной отделкой фасада из камня создает очень необычное впечатление.

Ярким памятником в готическом стиле является церковь Нотр-Дам-дю-Пре, она была построена в 11 веке. Располагается церковь в одном из самых живописных районов города, на берегу реки Сарт, почти тысячу лет назад ее начали возводить на руинах разрушенной старой часовни. Сейчас высокую башенку церкви, увенчанную крестом, видно со многих улиц исторического района.

Ле-Ман (Франция) - самые главные достопримечательности с фото и описанием. Подробная информация о городе и интересные маршруты по Ле-Ману на карте.

Город Ле-Ман (Le Mans)

Ле-Ман - город на западе Франции, расположенный на берегах реки Сарт в долине Луары, который был известен еще с галло-римских времен. Ле-Ман также является административным центром департамента Сарт. Это довольно крупный город, в котором проживает более 140 тыс. человек.

Ле-Ман - это город истории и искусства, это 20 гектаров старинных мощенных улиц и множество исторических зданий и достопримечательностей. В архитектуре города сплелись разные архитектурные стили: готика, романский стиль, ренессанс. Здесь отлично сохранились достопримечательности времен Римской империи и Средневековья.

Река Сарт - главная водная артерия Ле-Мана. Именно здесь, на правом берегу реки, после победы над галлами Цезарь основал город, ставший центром всего региона. Рекомендуем прогуляться по парку ILE AUX PLANCHES PARK, посмотреть на Port du Mans (речной порт).

Ле-Ман - один из самых зеленых городов Франции. Здесь даже в историческом центре достаточно много парков и зеленых насаждений. Многие парки насчитывают несколько веков своего существования.

География и климат

Климат города во многом определен близостью океана. Здесь довольно часто идут дожди. Летом здесь тепло. Зимой возможны небольшие морозы, часто выпадают осадки, но в целом зима мягкая.


История

Первые поселения на месте Ле-Мана существовали еще со времен неолита - более 4 тыс. лет назад. В 1 веке до нашей эры здесь существовал крупный галльский город, который был завоеван римлянами в 56 году до н.э.

Римляне принесли в город цивилизацию: построили бани, форум, проложили акведуки и окружили город крепкой стеной, фрагменты которой сохранились до наших дней.

В 5 веке с развалом могучей Римской Империи Ле-Ман завоевали франки. С этого времени Ле-Ман становится важным город французского королевства.


В 9 веке Ле-Ман подвергался многочисленным набегам - бритты, викинги, норманны. Кто только не грабил и не завоевывал город.

В первой половине 12 века Ле-Ман становится столицей графства Мэн, в составе английской короны.

В 1448 году при Людовике XI Ле-Ман снова входит в состав Франции.

17-18 века в городе настал промышленный бум - росло население, открывались мануфактуры и ремесленные лавки.

Городской транспорт

Городской транспорт Ле-Мана представлен автобусами и трамваями (две линии).


Кухня

В Ле-Мане, конечно, следует попробовать оригинальные местные блюда французской кухни - это блюда из различных видов мяса в зависимости от Ваших предпочтений и бутылочка местного вина, а также паштеты, колбасы, сыры, местные кондитерские изделия. Рекомендуем следующие заведения:

  • BISCUITERIE LA SABLESIENNE,
  • MAISON REIGNIER,
  • RESTAURANT AUBERGE DES 7 PLATS,
  • LA BOITE A DEJEUNER: REST URBAIN & EPICERIE BIO,
  • RESTAURANT L"EPI CURIEUX,
  • RESTAURANT LA BROCHETTE DU BOUCHER,
  • RESTAURANT LA BARAQUE A BOEUF,
  • RESTAURANT LE BISTROT DE LA VIEILLE PORTE.

Парковка в Ле-Мане

Как и во всех старых европейских городах в Ле-Мане узкие улочки и мало парковочных мест. Поэтому, если Вы путешествуете на авто, лучше парковаться на специальных платных парковках.

  • Place de République, въезд с улицы Avenue du Général De Gaulle
  • Rue du Vert Galant
  • Place des Jacobins

Проживание в Ле-Мане

Как в любом туристическом центре, в Ле-Мане большое количество отелей на любой вкус и кошелек: от хостелов и гостевых домов до шикарных отелей. Рекомендуем бронировать отель в историческом центре города. Для этого вполне подойдет любой сервис онлайн-бронирования, например, Booking. Также об проживании лучше позаботиться заранее.


Карты Ле-Мана с маршрутами и достопримечательностями

Старый город (2 км, примерно 30 мин) - сердце Ле-Мана. Здесь Вы можете осмотреть великолепный Сен-Жюльен, фрагменты галло-римских стен, исторические здания 16-18 веков.

Cathédrale Saint-Julien >Escaliers des Pans de Gorron > enceinte > rue Saint-Hilaire >Grande Poterne >rue de la Verrerie > rue du Bouquet >rue Saint – Pavin de la Cité > Cour d"Assé > Grande Rue > rue Saint – Honoré > place Saint- Pierre>rue Rostov-sur-le Don > Place Saint – Pierre > rue de l"Écrevisse > Grande Rue > Square Jacques Dubois > rue Reine Bérengère > place Saint- Michel


Район св. Николаса (1 км, примерно 15 минут)

Rue des Ponts Neufs >Place de la Sirène > rue Marchande >rue Bolton > rue Saint – Martin > rue de la Perle > rue Saint- Jacques > rue de l’Etoile > rue Jankowski > Place de la Sirène > rue Claude Blondeau > Carré Plantagenêt

Площадь республики (2,5 км примерно 30-40 минут)

Place de la République > boulevard René Levasseur > Place Aristide Briand > rue des Minimes > place de la République > rue Gambetta > rue Paul Courboulay > rue Pasteur > Place des Halles > rue du Vert Galant > rue Gambetta > Place de la République

Район Сент-Круа (3 км, 45-60 минут)

Rue du 33è Mobile > rue Gougeard > avenue Bollée > rue Jeanne d"Arc > rue Notre – Dame > rue de l"Éventail > Jardin des Plantes > rue Prémartine > rue Cauvin rue des Arène s> rue Bruyère > rue des Gladiateurs > Place (Esplanade) des Jacobins

Район Сент-Висент (примерно 60 минут, 4 км)

Avenue de Paderborn > rue Montesquieu > rue Lionel Royer > rue de l" Abbaye Saint – Vincent > rue de l’ Enclos > rue de Bellevue > rue Maurice Loutreuil > Place de la Croix de Pierre > boulevard Général de Négrier > rue de la Rivière > rue Julien Bodereau > rue de Tessé > Parc et jardins de Tessé

Район Рояль (4 км, примерно 60 минут)

Rue du Dr Galouëdec > Place de l’Église Notre – Dame du Pré > rue Ducré > rue Montoise > rue du Sergent Lebouc > rue Phillipe > rue de Beaulieu > Place du Souvenir Français >Cimetière de l" Ouest > avenue François Chancel > rue du Port à l" Abbesse > rue de la Blanchisserie > rue du Pré > rue Voltaire

Достопримечательности Лемана

Среди достопримечательностей Ле-Мана особенно выделяются старинные религиозные сооружения - соборы и монастыри.

Сен-Жюльен - одна из главных достопримечательностей Ле-Мана. Грандиозный кафедральный романско-готический собор, начинающий свою историю в 6 веке. Это одно из самых больших готических зданий Франции и Западной Европы.

Архитектура собора - это сложная смесь романского стиля и готики. Длина собора 134 метра, а высота в самой высокой части - 34 метра.


Сен-Жюльен - самая посещаемая достопримечательность долины Луары. Интерьер собора украшен старинными витражами, каменными барельефами. В соборе имеется старинный орган.

Аббатство Сен-Пьер - старинный монастырь, основанный в 11 веке. Это одно из самых больших и старых аббатств Западной Франции.


Адрес: 22 Rue Berthelot, 72000

Аббатство Сен-Винсент

Аббатство Сен-Винсент - бывший монастырь ордена бенедиктинцев, основанный в 6 веке. Архитектура монастыря - это интересная смесь романского стиля, готики и ренессанса.


Адрес: Rue de l"Abbaye Saint-Vincent

Сен-Пьер-ла-Кур - старинная церковь 10 века в Ле-Мане на юго-западе старого города.


Нотр-Дам-дю-Пре - католическая церковь 11 века, расположенная на правом берегу реки Сарт. Церковь была построена на руинах древней романской часовни в стиле готики.


Галло-римские стены - свидетели римского владения Галлией. Построены в 3 веке при Диоклетиане для защиты от варваров. Хорошо сохранился участок стен в почти полкилометра.


Красивые места Ле-Мана

Не одними соборами, аббатствами и стенами красив Ле-Ман. Очень рекомендуем прогуляться по следующим старинным улочкам, чтобы насладиться очарованием старого города:

  • rue du Chêne-Vert
  • Rue de Vaux
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Godard
  • Grande-Rue
  • rue Saint-Honoré

  • rue de Vaux
  • rue de la Pierre-de-Tucé
  • rue Saint-Pavin-de-la-Cité
  • rue des Chanoines
  • rue de la Reine-Bérangère
  • place du Cardinal-Grente
  • rue des Chanoines
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue Saint-Hilaire

  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue de la Vieille-Porte
  • Rue de la Verrerie
  • Rue du Petit-Saint-Pierre
  • Rue des Chapelains
  • Rue du Château
  • Rue du Doyenné
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.