Дмитровский борисоглебский монастырь. Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и описание

Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. - к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение - собор - появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. - скромный административный корпус.

Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие.

Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал - крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с "городками" и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, "дыньками" и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.

Внутренние членения собора не отвечают внешним. Благодаря широкой расстановке столбов в интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Западные столбы стоят на пьедесталах. Пяты арок отмечены профильными карнизами из белого камня. Настенная живопись, выполненная впервые в 1824 и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. Иконостас отсутствует.

Архитектура Алексеевского придела отвечает своему времени. Особенно интересен нарядный западный портал, обильно украшенный резными кирпичными деталями. Разностильные формы паперти отражают этапы ее переделок.

Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685-1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено.

Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII вв., верхний этаж частично деревянный. Здание изменено позднейшими ремонтами. От его прежних архитектурных форм сохранились наружные лопатки и карниз с поребриком. Под штукатуркой скрываются остатки срубленных наличников с фигурным тимпаном. Внутренняя планировка новая. Сводчатые перекрытия заменены балочными.

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины XIX в.; выстроен, по-видимому, по "образцовому" проекту - цоколь, подоконники и междуэтажный пояс - из белого камня, сильно вынесенный венчающий карниз - деревянный. Лишенные наличников окна ритмично членят гладкие плоскости стен. Во втором этаже есть угловые кафельные печи, на потолках - тянутые карнизы.

Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный красно-кирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С. Ляминой. Планировка основана на коридорной системе. В трактовке национальных форм сдержанной наружной обработки чувствуется влияние архитектуры модерна.

Не имевшая оборонного значения кирпичная ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние, а в северном - задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса.



Борисоглебский Дмитровский монастырь, 3 класса, в городе Дмитров. Основан во 2-й половине XII века великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба, с приделом во имя святого Алексия человека Божия, была возобновляема в 1620 году и в 1902 году. В притворе ее хранится весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 году под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение Святой Троицы, по бокам тоже рельефные изображения: на левой стороне Матери Божией и апостола Петра, на правой — апостолов Иоанна и Павла и внизу — святых «Василея, Николы и Егорея», с надписью, указывающей на 1388 год, как время поставления креста. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Борисоглебкий монастырь - один из древнейших в Подмосковье. По легенде - очевидно, далёкой от истины, - Борисоглебскую обитель основал сам Юрий Долгорукий вскоре после того как заложил сам город Дмитров. Мы же будем доверять документальным свидетельствам, тем более что и они подтверждают почтенный возраст монастыря. Так, в ХIХ веке под алтарём собора нашли каменный крест с нанесённой на него датой - 1388 год! Да и сам собор значительно выдающийся. Зримо старинный, он напоминает о Древней Руси, что неудивительно: несмотря на достаточно позднюю датировку (первая треть ХVI века), храм возведён в уже несколько архаичных к тому времени формах. Он четырёхстолпный, трёхапсидный, с могучей главой; правда, известно, что в древности собор был двуглавым. Вторая, меньшая по размеру глава венчала южную пристройку - Вознесенский придел. Собор долгое время оставался единственным каменным зданием монастыря. В середине ХVII века Борисоглебский монастырь был приписан к Новгородскому архирейскому дому в качестве подмосковной резиденции митрополита Никона, будущего Патриарха. Никон, против обыкновения, каменного строительства в обители не развернул, будучи в это время занят другими делами. Так что монастырь отстраивался "на века" уже позднее - после пожара 1672 года. Тогда появились святые ворота с надвратным Никольским храмом, келейный корпус, стены и башни. В одной из них расположились покои настоятеля. Далее архитектурный облик монастыря формировался в целом бессистемно.

В конце ХVIII века шатровую соборную колокольню заменила ныне существующая. Казалось бы, новая колокольня должна была внести "стилевую разногласицу" и вступить в диссонанс с древним храмом, но этого, на удивление, непроизошло - "вписать" колокольню получилось достаточно деликатно. Куда более заметны плоды перестройки надвратной Никольской церкви в ХIХ веке - вследствие этого вмешательства храм утратил чёткость форм и "поплыл". Тогда же, в ХIХ столетии, было построено большинство жилых и служебных зданий монастыря. Башни дошли до нас более или менее неизменными, за исключением северо-западной - её уже в новейшее время зачем-то разобрали и переложили заново "почти как было". Каковы бы ни были мотивы такой перестройки, не лишним будет напомнить: разборка подлинника и замена его копией в реставрационном деле - самая крайняя мера, когда ничто иное уже не может спасти памятник. Вскоре после революции монахи, образовав сельскохозяйственную артель, перебрались в Николо-Пешношский монастырь, а в Борисоглебском поселились инокини эвакуированного ещё в 1914 году с Западной Украины Турковицкого монастыря. Позже к ним присоединились сёстры Бахрушинской общины, находящейся под Зарайском, к тому времени уже закрытой.

Впрочем, очень скоро начались полномасштабные гонения на Церковь, и монастырь закрыли, выгнав оттуда всех монахинь. В 1926 году его передали краеведческому музею, а в 1932 году в бывшей обители обосновалось управление Дмитлага - исправительно-трудового лагеря, "специализировавшегося" на постройке канала Москва-Волга... Впрочем, как известно, канал строили не только заключённые. Вольнонаёмные селились на прилегающих к Борисоглебскому монастырю улицах, образовав так называемый городок Дмитлага. Когда строительство канала завершилось и Дмитлаг был расформирован, в бывшую обитель въехала воинская часть, занимавшая её около тридцати лет. Потом постройки передали под учреждения (а братский корпус и вовсе под жильё). Монастырь вернули Церкви в 1993 году, ныне он полностью восстановлен. В 2006 году на площади у его стен появилась скульптура, изображающая князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Автор памятника - А. Рукавишников.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №162, 2015 г.



Борисоглебский Дмитровский монастырь относится к древнейшим обитялям Подмосковья. По одной версии, ему идёт девятый век, а по другой - пятый. Есть давнее предание об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в ХII веке, почти одновременно с основанием им в 1154 году Дмитрова, названного им в честь его младшего сына, в крещении получившего имя Дмитрий. Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего, он возник в третьей четверти ХV века (в 1841 году под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки - 1467 год; а в письменных документальных источниках монастырь впервые упомянут в 1472 году в завещании удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича). Люди верили преданиям, тем более, что о документальных сведениях о монастыре мало кто знал (в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив). Дмитровские и московские князья, а в ХIХ - нач. ХХ вв. предприниматели и фабриканты, с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким - основателем столицы Москвы, стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное.

В 1537 году возводится замечательный собор во имя святых-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это кирпичный на белокаменном подклете, четырёхпрестольный, одноглавый, крестово-купольный храм является ярким образцом московской архитектурной школы начала ХVI века. Его неоднократно достраивали и перестраивали (1620, 1656, 1778, 1824, 1887 гг.). Другим интересным сооружением в обители, сохранившимся до нашего времени, является комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом (ХVII-ХIХ вв.) - это двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Нижний ярус с однопролётными воротами (1672 г.), чуланами и пекарней (1685-1687 гг.) сверху завершался небольшой бесстолпной одноглавой Никольской церковью. В результате перестроек (1852 и 1887 гг.) комплекс Святых ворот несколько изменил свой первоначальный облик. Но сохранился надвратный Никольский храм с трапезной (1685-1687 гг.), с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1834 г.). Сохранились и Братские кельи (последняя треть ХVII в.), Настоятельский корпус (первая пол. ХIХ в.), здание Духовного правления, двухэтажный краснокирпичный корпус (1902 г.), монастырская ограда (высота около 4 м, толщина 0,9 м с четырьмя круглыми башнями по углам, 1685-1689 гг.) и некоторые другие постройки.

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители.

В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому.

Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу ХVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

В середине ХVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки его сильно к тому времени обветшали. Правда, с 1777 года при монастыре действовало духовное училище. В 1888 году отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, реставрируются здания обители, на рубеже ХIХ-ХХ вв. в Борисоглебской обители провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е. С. Ляминой - вдовы крупного фабриканта И. А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры, а в 1902 году архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым на пожертвования всё той же Ляминой строится Духовное правление. Стоит сказать, что до конца ХIХ века в монастыре вели рукописную летопись.

После осенних событий 1917 года монастырская братия объединилась в артель, но уже в 1918 году монахов из Борисоглебского монастыря переводят в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В первой половине 1920-х гг. обитель ещё существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде. В 1921 году к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками.

В 1926 году Борисоглебский монастырь местная власть окончательно закрыла и отдала его здания для размещения на его территории экспозиции музея Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К. А. Соловьёвым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали всё от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли. В 1932 году музей был переведён в Успенский собор. В том же году в зданиях закрытой обители разместилось Управление канала Москва-Волга и ДМИТЛАГа. ДМИТЛАГ был одним из подразделений ГУЛАГа - Государственного управления лагерей. Здесь, в Дмитровском районе, располагался именно специализированный лагерь заключённых, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаёмными людьми и военнослужащими. Этот лагерь и назывался Дмитлаг; его управляющее структурное подразделение находилось в монастыре. Примыкающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая - образовали "городок ДМИТЛАГа", где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объёма работ или были расстреляны. Здесь работали порядка 200 тыс. репрессированных. В память о них на трассе канала установлен поминальный крест. ДМИТЛАГ просуществовал до 1937 года. С 1940-х по 1970-е гг. в монастыре находилась воинская часть, позже склады, различные организации - в основном конторы городских учреждений; часть построек были отданы под жильё рядовых горожан.

В 1993 году Борисоглебский монастырь возродился как духовный, религиозный центр Дмитрова. В 2003 году в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит в обитель Патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрождённый и отреставрированный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия, человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов. Вновь построены Свято-Духовская часовня (2000 г.), новое здание гостиницы для паломников, административный корпус.

Борисоглебский монастырь имеет и своё подворье - Преображенский храм в Балашихинском округе в селе Полтево. Обитель живёт согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях - выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, благоустройством территории. Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников - люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, которых здесь немало.

Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М: Вече, 2005 и с сайта www.dmitrov.bgm.ru/история/Борисоглебский мужской монастырь

Ростовский Борисоглебский монастырь основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-ярославских святых. Их мощи и погребальная рака находятся в северо-западном углу Борисоглебского собора и являются местом почитания этих святых.

Особую известность Борисоглебский монастырь получил в связи с преподобным Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI - начале XVII веков. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, - архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы - крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра - почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

В Дмитрове - главная достопримечательность этого подмосковного города. Крепость считается одним из самых древних монастырей в Подмосковье. Обитель полностью отреставрирована и завораживает своей провинциальностью, неприступностью и звенящей тишиной.

Дата постройки утеряна

Точная дата основания монастыря до сих пор не установлена. Однако существует много догадок и мнений на этот счет. Так, по некоторым преданиям, в 1154 году сам князь заложил Борисоглебский монастырь. Дмитров был основан в то же время. Однако маловероятно, что это так.

Скорее всего, монастырь построили не раньше конца 15 века. Сохранились письменные источники, в которых впервые упоминается Борисоглебский монастырь. Примером тому может служить завещание, составленное князем Юрием Васильевичем в 1472 году, в котором говорится об обители монахов в Дмитрове. В 1841 году монахи обнаружили старинный крест под приделом собора Бориса и Глеба, расположенного на территории монастыря. На кресте было выбито число, когда его установили - 1462 год.

Существуют также версии, что фундамент монастыря заложили в 1380 годы. Но опять же это только версии. А точную дату основания монастыря, к сожалению, определить невозможно.

Судьба монастыря

Как говорилось ранее, Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 года. Это была небольшая пригородная обитель монахов, которая поддерживалась сначала из казны местных князей, а затем московскими государями.

После того как в 1610 году монастырь был частично разрушен войсками гетмана Сапеги, на его восстановление потребовались немалые средства. Новгородский митрополит Никон, ставший вскоре патриархом, лично взялся за реконструкцию крепости, и в 1652 году сделал ее своей подмосковной резиденцией. Однако вскоре патриарх охладел к этому месту и перенес свою резиденцию в другую крепость.

На протяжении долгого времени своего существования Борисоглебский монастырь действовал то в составе других обителей, то самостоятельно. Так, с 1652 года по 1664 он находился в составе новгородского Архиерейского дома. Затем почти двадцать лет действовал самостоятельно. В 1682 году власть над ним получил московский А с 1725 года дмитровская обитель монахов снова стала независимой.

Монастырь не раз достраивался и перестраивался. Первой известной пристройкой стал собор, возведенный в 1537 году в честь великих русских князей Глеба и Бориса. Спустя почти двадцать лет к собору был пристроен придел, посвященный Алексию, человеку Божиему.

В 1672 году в крепости случился сильный пожар. Так как здание было из дерева, оно практически полностью выгорело. После пожара монастырь стали перестраивать заново, но уже в камне. Строительство стен и башен было закончено только через 17 лет.

После Октябрьской революции монастырь стал женским, на его территории открылась трудовая артель. Некоторое время там размещался Музей Дмитровского края. Однако в связи с репрессиями, коснувшимися многих сотрудников заведения, музей пришлось закрыть.

Во время Великой Отечественной войны стены монастыря служили защитой для города. А в самой крепости располагались военный гарнизон и госпиталь.

В послевоенное время монастырь пришел в упадок. Здание стали использовать под склады и жилые комнаты. И только в 1993 году мужской монастырь снова начал действовать.

Архитектурный ансамбль

Главной достопримечательностью монастыря является собор Глеба и Бориса. Это красивый кирпичный храм с позолоченным куполом, увенчанный крестом. Дата постройки указана на одной из плит, встроенных в стены здания. Это 1537 год.

Первоначально собор строился из дерева, однако после пожара в 1672 году его выложили заново - уже из кирпича и камня. В середине 15 века к нему достроили западную паперть и трехъярусную шатровую колокольню с боевыми часами. За время своего существования храм не раз переделывался и реставрировался.

До наших дней не сохранились красивые росписи, сделанные на стенах собора в 1824-1901 годах. Сегодня стены в храме белого цвета. Зато можно увидеть длинные и узкие, как щели, окна, а также белокаменный подвал, сделанный еще в 15-ом веке.

Кроме собора святых Бориса и Глеба, в состав монастыря также входят корпуса Настоятели и Духовного правления, братские кельи, Святые ворота и огромная кирпичная Монастырская ограда с четырьмя угловыми башенками, которая на сегодняшний день лишена оборонительного назначения.

Посетить Борисоглебский монастырь

Дмитров находится совсем недалеко от Москвы. Добраться можно либо на электричке: от до станции Дмитров всего за полтора часа; либо на собственном автомобиле, что еще быстрее: по Дмитровскому шоссе прямо до города.

Адрес монастыря: город Дмитров, улица Минина, 4.

Несмотря на то что обитель в Дмитрове мужская, женщинам также можно пройти на ее территорию, прогуляться вдоль массивных белых стен и преклонить голову у алтаря в соборе Бориса и Глеба. Только не забудьте платок на голову.

Монастыри святых Бориса и Глеба

Между прочим, монастыри с подобным названием существуют и в других городах России, и не только. Так, например, кроме Дмитрова, имеют свой Борисоглебский монастырь Торжок и село Борисоглеб (Владимировская область). В деревне Аносино расположен действующий женский монастырь Бориса и Глеба. Православный Свято-Борисо-Глебский женский монастырь действует в поселке Водяное, расположенном в Харьковской области на Украине.

Не сохранились до наших дней Борисоглебский Песоцкий монастырь и Смоленский, построенный на месте, где был убит святой Глеб. В городе Полоцке (Беларусь) установлен мемориальный камень, посвященный некогда существовавшему там Борисоглебскому Бельчицкому монастырю.

Адрес: Россия, Ярославская область, п. Борисоглебский
Дата основания: 1363 год
Основные достопримечательности: Собор Бориса и Глеба, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, Звонница, церковь Сретения Господня
Святыни: список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, Охранное знамя Сапеги
Координаты: 57°15"31.1"N 39°09"09.3"E

В небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь. Он был основан здесь, возле реки Устье, в XIV веке и пережил много непростых испытаний. Обитель, окруженная сосновыми борами, поражает величием и красотой сохранившихся древних храмов и почитаемых святынь. И к ним стекается много паломников, особенно во время проведения знаменитого Иринархского крестного хода.

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Крепостные стены

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Несколько обителей, носящих имя Бориса и Глеба , однако монастырь в Дмитрове уникален. Рядом с ним установлен памятник святым братьям, причем интересно, что оба они стоят на одном пьедестале и при этом изображены верхом на лошадях.
В самом монастыре хранятся такие святыни, как мощи евангелистов Луки и Матвея, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, святых Петра и Февронии, а также частица Креста Господня. К сожалению, в советские времена мощи Глеба и Бориса были утеряны.
В этот период монастырь был закрыт, многие святыни разграблены и разрушены, но сегодня архитектурный ансамбль восстановили, дополнив современными строениями: Водосвятной часовней, часовней Сошествия Святого Духа (сооружена в честь юбилея Дмитрова). На территории обители расположен птичник, фазанник, она привлекает уютом и обилием зелени и цветов.

Где находится Борисоглебский монастырь

Как добраться до обители

  • Прежде всего необходимо попасть в сам Дмитров. Из столицы это можно сделать электричкой от Савеловского вокзала, а также автобусом , который ходит от метро Алтуфьевская, номер рейса – 401. Доехать можно и автомобилем , двигаясь по Дмитровскому шоссе.
  • В городе удобнее всего использовать общественный транспорт : до монастыря довезут маршрутки №40, 3, 36, 11, 30 или же автобусы №63, 1, 54, 10, 45, 22, 41 и 2. Во всех случаях необходимо выходить на остановке «Улица Минина».

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.
Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба.

Важно! Посещение обители требует соответствующего внешнего вида: для женщин это покрытая голова и юбка или платье, закрывающие колени; для мужчин – скромный внешний вид, брюки, а не шорты, непокрытая голова.

На территории обители есть Водосвятная часовня , где все желающие могут набрать освященной воды.
Трапезная работает до 18.00.

Расписание богослужений Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Обратите внимание , что акафисты служатся поочередно иконе Богоматери «Нечаянная радость», а также святым Глебу и Борису.

Где остановиться неподалеку

  • Поскольку при обители нет монастырской гостиницы, паломникам и туристам следует заранее подыскать место, где можно переночевать в Дмитрове. Ближе всего к монастырю расположен отель «Четыре короны» , в котором 11 номеров, есть ресторан и бассейн.
  • Также можно остановиться в апартаментах на Школьной, гостиницах Дмитров Град, Кристалл.
  • Еще один вариант – снять жилье в частном секторе города.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий . Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор .
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никона , однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

    Знаете ли вы? В Борисоглебском монастыре вели рукописную летопись практически до конца XIX века.

  5. В самом начале XX столетия обитель начали реставрировать на средства местных фабрикантов. Однако результат реконструкции радовал верующих Дмитрова недолго: с приходом революции для монастыря начались черные дни. Изначально его насельники организовали сельхозартель, но вскоре ее упразднили, а монахов перевели в одну из соседних обителей. В Дмитров же переехали инокини из одного из западноукраинских монастырей, а также сестры общины из Рязанской епархии.
  6. Служения в обители окончательно прекратились в 1926 году , и здесь открыли краеведческий музей. Через время территорию монастыря заняло управление «Дмитлага». В этот период были разрушены многие памятники.
  7. В дальнейшем в монастыре квартировали воинские части, размещали разнообразные организации и конторы. Лишь в середине девяностых началось возвращение обители верующим. Постепенно восстановили храмы, часовни, трапезную, очистили и облагородили территорию, библиотеку. Сегодня монастырь впечатляет своим ухоженным видом, отстроенными сооружениями, уютным подворьем.

Фото Борисоглебского монастыря

  • Золотые купола Борисоглебского собора видны издалека.
  • В теплое время года обитель утопает в зелени.
  • Толщина внешних стен монастыря – чуть меньше метра.
  • Часовня Сошествия Святого Духа была построена к юбилею основания Дмитрова.
  • Ажурная Водосвятная часовня привлекает внимание многих паломников.
  • Рядом с обителью стоит уникальный памятник князьям Борису и Глебу.

Борисоглебский монастырь — видео

Борисоглебский монастырь – практически ровесник Дмитрова. В летописи обители немало и светлых, и темных страниц, однако сегодня храмы восстановлены, а территория радует ухоженностью и аккуратностью. Здесь множество цветов, деревьев, а в монастырской пекарне выпекают хлеб, аромат которого моментально пробуждает аппетит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.