Дорога на Ай-Петри – крутейший серпантин Крыма. Таракташская тропа - маршрут на ай-петри Пешеходный маршрут 48 по ай петри

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Дорога на Ай-Петри является яркой достопримечательностью полуострова. Истинные любители автопутешествий не могут упустить возможности проехаться по ней.

На Ай-Петри возможно попасть несколькими различными путями. Пожалуй, самый простой способ – подняться на канатке. Но нам очень хотелось увидеть самый серпантинистый серпантин Крыма.

Давно ещё читала в блоге крымчанки Татьяны Высоцкой следующее:

Пожалуй, для нас такие автомобильные маршруты именно развлечение. Если где-то есть необычная красивая автодорога – мы всегда стремимся проехаться.

Повороты дороги на Ай-Петри

Виды по пути

Горные серпантины это нечто особенное. Обычно это и достопримечательность, и прекрасные обзорные площадки, и увлекательный аттракцион, где можно слегка побояться. Всё в одном флаконе.

Дорога на Ай-Петри из Ялты

Жили мы в Гаспре, неподалёку от Ласточкиного гнезда, ещё более известной достопримечательности Крыма, чем дорога на Ай-Петри.

Утром выехали из дома, и не доезжая города Ялта, свернули влево по указателю на Бахчисарай.

Указатель поворота на Бахчисарай

Асфальт ведёт резко вверх. Ялта осталась где-то внизу.

Вскоре проехали место, где находится ресторан «Учан-Су» в 300 метрах от водопада Учан-Су, а чуть выше – начало Штангеевской тропы. О ней будет отдельный рассказ.

Перед рестораном «Учан-Су»

Перед рестораном «Учан-Су»

Указатель на водопад Учан-Су

Место отдыха «У озера»

Поначалу асфальтированная дорога на Ай-Петри вьётся по лесу. Никаких видов на горы вообще нет. Всё закрыто сплошной стеной деревьев.

Однако мы собирались весь день провести на плато у вершины Ай-Петри, поэтому беседку отложили на другой раз.

Местами дорога на Ай-Петри проходит вдоль живописных скал.

Местами – вдоль подпорной стены.

На Бахчисарайском шоссе много крутых поворотов. Причём не видно, спускается ли машина сверху, поэтому держаться надо как можно правее.

По пути можно остановиться на Славкином повороте. Здесь смотровая площадка.

Славкин поворот

Смотровая на Славкином повороте

Место так названо, потому что тут погиб Лиманский Славик в 1975 году. Эту историю я не знаю. Так написано на мемориальной табличке. Славику было 18 лет. От этого факта становится ещё грустнее, совсем юный был.

Вскоре шоссе выходит на Ай-Петринскую яйлу, как её здесь называют. Проще говоря, на плато.

Видим указатель на пещеры. Но пещеры Ай-Петри – отдельная тема. Обратите внимание, на щите указано, что здесь территория Ялтинского горно-лесного заповедника, съезд с асфальта строго запрещён.

Выехав на плато, видим ещё один указатель: до канатной дороги Ай-Петри 2,4 км, до пещер – 2,5.

Здесь пейзаж практически степной, изрезанный скальными оврагами. На самом деле мы находимся на плоской вершине горного массива.

Ай-Петринское плато

Вдалеке видны знаменитые зубцы, наша цель.

Зубцы Ай-Петри

Ай-Петринский меридиан и путь обратно

Весь день провели на Ай-Петри.

Вечером отправились обратно, и успели посмотреть ещё некоторые достопримечательности Бахчисарайского шоссе.

Отыскали смотровую площадку, откуда полюбовались окрестностями. Координаты: 44.46474, 34.06293.

Обзорная площадка на Ай-Петри

Обзорная площадка на Ай-Петри. Виды

Потом спустились ниже и отыскали пункт геодезической сети, имеющий историческую ценность. Он называется Ай-Петринским меридианом. На высоком постаменте лежит глобус, отлитый из чугуна и выкрашенный в синий цвет.

Ай-Петринский меридиан

Табличка с двуглавым орлом гласит, что это «Основной реперъ Крымскихъ Водныхъ Изысканiй». Вот, узнала ещё одно значение слова «репер». Я-то думала это то, кто наговаривает тексты под музыку.

Основной реперъ Крымскихъ Водныхъ Изысканiй. Установленъ въ 1913 г.

В 1913-1918 гг. на Ай-Петринской яйле проводились исследования. И в честь этого события возведён памятный знак.

На нём написаны координаты: широта 44°28′, долгота 34°05′, и указана высота над у. м. – 1196 метров.

Высота над уровнем моря 1196 м

Ай-Петринский меридиан – не только геофизический знак, а память об исследователях, решающих в сложный период важную для полуострова задачу водоснабжения.

Отсюда прекрасные виды. И ветрище чуть не сбивает с ног…

Напротив, по ту сторону дороги на Ай-Петри, расположены обзорная площадка и памятник партизанам Крыма.

Смотровая площадка в Охотничьем

Со смотровой площадки направо открывается вид на зубцы Ай-Петри.

Интересный факт. Сцена аварии с заснувшим водителем в фильме «Кавказская пленница» (1967 год) режиссёра Леонида Гайдая снималась как раз в верхней части серпантина дороги на Ай-Петри.

Вид на зубцы Ай-Петри со смотровой площадки в Охотничьем

Вид на зубцы Ай-Петри. Примерно такой ракурс виден в фильме «Кавказская пленница»

Налево – вид на Ялту, куда сейчас будем спускаться.

Долго на смотровой не задерживались. Смеркалось. Не хочется ехать по серпантину Бахчисарайского шоссе в темноте.

Дорога на Ай-Петри – как добраться, что посмотреть

Дорога на не одна. Не только через Виноградное по Бахчисарайскому шоссе, о которой рассказываю. Есть и другие пути.

Как добраться.

Можно доехать через Бахчисарай, через Соколиное. Подняться на канатной дороге из Мисхора. Или пройти оттуда же пешком.

На Бахчисарайское шоссе (35К-020) заезжать от Ялты с Южнобережного шоссе (или с Севастопольского). Внизу есть АЗС. И указатели на Бахчисарай, по ним и сворачиваем. Координаты поворота: 44.48061, 34.13211.

До парковки у вершины Ай-Петри 23 километра.

Дорога на Ай-Петри на карте:

По пути можно посмотреть:

Водопад Учан-Су (4,6 км от начала Бахчисарайского шоссе, плюс пройти метров 300 от парковки).

Штангеевская тропа, переходящая в Боткинскую (ещё через 200 метров вверх по шоссе) – на тропы лучше выделять день отдельно. Требуют довольно много времени.

Озеро Кара-голь (7,5 км от начала, слева).

Место отдыха «У озера» (9,2 км, справа).

Серебряная беседка (на 13-м километре, в селе Охотничьем).

Славкин поворот (18-й км) – здесь красивые виды.

Ай-Петринский меридиан – сразу после подъёма по серпантину, слева от шоссе (на 20-м км), напротив метеостанции МЧС, за турбазой «Ай-Петри». Координаты: 44.46821, 34.06709.

Смотровая у памятника партизанам ВОВ, справа от Бахчисарайского шоссе, за кафе «Ай-Петри». Координаты: 44.46914, 34.0693.

Памятник партизанам Ялтинского отряда Крыма – в ста метрах от смотровой. Координаты: 44.46952, 34.06916.

Сразу за Охотничьим Бахчисарайское шоссе идёт дальше прямо, а нам сворачивать налево по указателю на канатную дорогу.

Пещеры: Трёхглазка, Геофизическая, Ялтинская идут одна за другой, расположены рядом (на 22-м километре).

Ещё через километр – парковка. Приехали!

Внимание! Дорога на Ай-Петри считается одним из самых опасных серпантинов Крыма. Подниматься под ней водителям без опыта езды по горным дорогам не рекомендуется.

Говорят, на дороге на Ай-Петри около 300 поворотов. Два десятка из них поворачивают под крутым углом, под 180°.

Дорога на Ай-Петри на карте

Зимой и в плохие погодные условия (гололёд, сильный ливень) подниматься по дороге на Ай-Петри запрещено. Дорогу могут перекрывать.

Также дорогу перекрывают на время проведения ралли ретро-автомобилей, спортивных и прочих мероприятий (обычно в июне-июле, следите за новостями).

В зимнее время (с декабря по март включительно) обязательны противобуксовочные средства.

В начале серпантина стоит предупреждающий щит: «Противобуксовочные средства обязательны!»

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2019. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Мне поступает много вопросов о ситуации на Ай-Петри в сезоне — 2020 г. Похоже, на Масленицу крымчане так хорошо проводили зиму, что она ушла с полуострова далеко и надолго и отметилась лишь на нескольких горных вершинах. Я решила собрать всю доступную информацию в социальных сетях и добавить ее в эту статью. Речь пойдет о развлечениях на плато, ценах и состоянии дороги.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. (Использованы личные снимки и фото из соцсетей за 2020 г). Обновлено 20.01.2020 г.

Дорога на Ай-Петри

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

В январе 2019 г. плато Ай-Петри было самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке. В новогодние праздники движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».


Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак. Актуальная информация в группе в ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

С 2019 года дорогу на Ай-Петри обслуживает предприятие «Крымавтодор». Для обеспечения безопасности дорожного движения в зимнее время дорогу расчищают от снега и посыпают песко-соляной смесью.

4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.

Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне). Со стороны Бахчисарая, от Соколиного дорога (январь 2020 г) на Ай-Петри намного хуже, много ям.

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки. Список перевозчиков на плато Ай-Петри здесь:

https://vk.com/ai.petri?w=page-1728944_54122784

С августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» осуществляет перевозки (в теплое время года) из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта маршрута.

Чем заняться на Ай-Петри в снежную погоду

В январе 2020 г. снега значительно меньше, но желающих попасть в зимнюю атмосферу достаточно.


С 20 января 2020 г. канатная дорога закрывается на ежегодные плановые профилактические работы. Последний день работы 19 января. Планируется, что канатная дорога возобновит работу весной.


Для любителей пеших маршрутов организованы восхождения. Например, маршрут в 5 км — начинается на Кореизской тропе (44.440463, 34.08323), мимо родника Баба-Али-Текне (44.455722, 34.070383) с переходом на Мисхорскую тропу и заканчивается у верхней станции канатной дороги. По живописной тропе вы попадете из осени в зиму и впечатлитесь картинными пейзажами.


Для любителей экстрима компания «Ai-Petri tour» организовывает индивидуальные джип-туры с посещением форелевого хозяйства «Форелёво» (ищите офиц. сайт в Сети), где работает русская баня на дровах, есть возможность половить рыбу и отведать вкусные блюда из свежевыловленной крымской форели.


Карта горнолыжных трасс на Ай-Петри.




Цены на подъемники на 26 км в январе 2020 г.:

  • на маленький — 500 руб.
  • на большой — 1000 руб.
  • комплект лыж — от 500 руб.
  • борд — от 500 руб.
  • ватрушка большая (сноутюб) — 600 руб.
  • ватрушка стандартная — 500 руб.

В залог просят документ. Подъемник начинает работать с 10 утра.

Важно! Сообщение от ГКУ РК «КРЫМ-СПАС»:

ВОПРЕКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СПАСАТЕЛЕЙ ТУРИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА СНОУТЮБЕ

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов проинформировал, что туристы, вопреки предупреждениям спасателей, продолжают пренебрегать правилами безопасности при катании на сноутюбе, получая различные травмы. За выходные дни спасатели, находящиеся на патрулировании на плато Ай-Петри, оказали помощь 4 туристам, травмировавшимся при катании на сноутюбах.


В стороне от подъемника местные кулинары готовят на продажу плов, шашлыки и шурпу. Можно привезти еду с собой и устроить пикник, взяв в аренду беседку с мангалом. Стоимость аренды — 1500 руб. на день.


Дольше всего снег лежит на северных склонах плато, обычно он сохраняется до марта-апреля.

Вид со стороны метеорологической станции. Тишина и умиротворение …. Вдали хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.


С обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури, утопающее в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляют своими зарослями Алупку и Кореиз.




Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…

Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Примерно, в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Что происходит на Ай-Петри в январе 2020 года.


Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья будет обновляться.
Благодарю за внимание!

Один из увлекательных туристических маршрутов по горному Крыму состоит из подъёма на Ай-Петринское плато и гору Ай-Петри по Кореизской тропе, переход по яйле и спуск к Ялте по Таракташской тропе.

Трудно найти более быстрый и доступный способ попасть на Ай-Петринское плато в общем , и на гору Ай-Петри в частности, чем Кореизская тропа. В Крыму такое нечасто встретишь, когда прямо с трассы Ялта - Севастополь начинается подъём на вершину. Кореизская тропа широко известна среди пеших туристов и нанесена на все более или менее подробные карты Южного берега Крыма.

Схема маршрута:

Найти начало маршрута не составит труда. В том месте, где пересекаются трасса и дорога, поднимающаяся из Алупки, есть остановка общественного транспорта, которую в народе называют Самота . В качестве ориентира можно использовать указатель «72 - Севастополь , Ялта - 9».

Кореизская тропа: схема маршрута у начала тропы

Перед подъёмом посмотрите на открывающуюся перед вами перспективу. Главных ориентиров два - сам Ай-Петри (если вы не знаете, как он выглядит, отыщите взглядом станцию канатной дороги на вершине гряды - её хорошо видно с трассы) и треугольник скалы Малый Ай-Петри (Воронья скала). Обе точки предстоит пройти.

Итак, начинаем подъём. Дорога, уходящая вверх и чуть влево - именно та, что нам нужна.

Набор высоты небольшой, тропа проходит через редкий сосновый лес и целый ряд небольших недостроенных домиков.

Надо сказать, что Кореизская тропа хорошо маркирована, на камнях вдоль дороги поставлены краской указатели. Поэтому поначалу стоит быть внимательнее, выбирая отмеченные тропы и придерживаясь предпочтительно направления направо. Кроме основных троп, лес испещрён сокращёнками или, как их тут называют - «сократами». Почти все они выведут к цели, но лучше всё-таки в первый раз пользоваться маркировкой, держа за ориентир скалу Малый Ай-Петри, если, конечно же, позволяет видимость.

Очередным заметным пунктом на нашем пути по Кореизской тропе будет беседка, где можно отдохнуть и перекусить. Ведь предстоит вторая, самая сложная часть пути.

Как это часто бывает на горных маршрутах, существует два варианта пути: тяжёлый, но быстрый или более лёгкий, но и более продолжительный. Выбрав первый вариант, вы будете штурмовать подъём в лоб, прямо от беседки устремившись вверх и немного влево. Крутизна подъёма не позволит надолго задерживаться на тропе, камни под подошвой предательски скользят. На этой тропе вы увидите мостики, которые установлены тут любителями маунтинбайка - скоростного спуска с горы. Мостики, кстати, неплохой ориентир.

Кстати, по всей протяжённости верхней половины маршрута будьте осторожны, ведь экстремалы несутся вниз на бешеной скорости, рискуя не только своим, но и вашим здоровьем.

Если же вы отдадите предпочтение более лёгкому маршруту, то от беседки берите вправо и по широкой дуге вы выйдите в итоге туда же, куда ведёт тяжёлый путь - к Вороньей скале или Малому Ай-Петри, с которой открываются потрясающие виды.

Вдоволь натешившись фотографированием и отдохнув, начнём третью стадию подъёма. Средней тяжести, она отблагодарит вас чудесными видами ялтинского горного амфитеатра и панорамой побережья.

Надо сказать, что большую часть пути по Кореизской тропе вам скрасит густой сосновый лес, дышать будет легко, новичок не будет успевать вертеть головой из стороны в сторону. Чем выше, тем сосны толще, некоторые не охватить и двум взрослым одновременно.

До верхушки Ай-Петри уже недалеко. Лес редеет, грунт становится каменистым, у самой вершины поверхность горы похожа на яйлу, на которую вы скоро попадёте. Камни - разных размеров - кажется повсюду. Здесь также раздолье для фотолюбителей.

Ну вот и вершина. Последнее усилие - и вы на Ай-Петри. Если планируете возвращаться назад тем же путём, запоминайте место, где вышли, найти потом обратный путь будет нелегко. В качестве ориентира возьмите сосну-самолёт, которая благодаря необычной форме бывает облеплена туристами как мухами.

Сосна-самолёт на выходе с Кореизской тропы
на вершину Ай-Петри

Весь подъём, в зависимости от степени подготовленности займёт 2,5 - 3,5 часа.

Если вас не соблазнили зазывалы огромного количества закусочных, и вы твёрдо решили продолжать путь, то вам следует повернуть от базара вправо. Проверьте наличие воды, если надо - приобретите.

Вполне удобная дорога по красивой открытой местности приведёт вас в село Охотничье.

По пути к нему вы пройдёте мимо антенн и недостроенной ветроэлектростанции.

В самом селе обязательно посетите смотровую площадку - вся Ялта будет как на ладони.

Не пропустите тут же недалеко и одиноко стоящий репер - геодезический знак, поставленный здесь ещё в дореволюционную эпоху (1913г.), на котором есть табличка с информацией о высоте, долготе и широте этой географической точки.

Охотничье - последний пункт до самого спуска, где ещё можно будет что-нибудь прикупить из провизии. В селе вы не пропустите трассу, следуя которой дойдёте до поворота направо, на ай-петринское лесничество.

Ещё одним ориентиром будет несколько единиц строительной техники, много лет назад брошенной под открытым небом.

Яйла заканчивается, начинается лес, дорога через который приведёт вас к поляне у края гор, где вы найдёте карту маршрутов, проходящих в этих краях.

Однако все сложности пути забудутся, когда вы увидите это чудо природы воочию, с расстояния десятка метров. Длившаяся тысячелетиями работа ветра превратила безликие горы в грандиозный и красивейший памятник силам природы. Присмотритесь, порода Таракташского камня слоистая, как пирог, вы сможете руками доставать хрупкие пластины прямо из скал. Под ногами груды битого тонкого камня. Таракташская тропа проходит через тенистое ущелье, где фотоаппарат работает без устали, а память старается запечатлеть всё это великолепие. Из многочисленных «форточек» и проломов можно полюбоваться панорамой Ялты и Ялтинского горно-лесного природного заповедника .

Но вот небольшое ущелье заканчивается и вам предстоит длительный спуск вниз по Таракташской тропе. Он не будет быстрым и лёгким, придётся постоянно менять направление, петляя по серпантину и переступая поваленные деревья. Но захватывающие пейзажи гор, покрытых сосновым лесом, не дадут вам пасть духом.

Через час-полтора спуска наконец появится ровная дорога и вы снова сделаете свой выбор: вернуться немного назад и посетить водопад Учан-Су, либо держать свой , проходя которое вы ещё раз сможете насладиться видом ялтинских гор. Вот и трасса, вы уезжаете домой с незабываемыми впечатлениями о пройденном маршруте, а усталость от похода быстро пройдёт.

Остаётся ещё добавить, что у неподготовленного туриста весь маршрут с привалами и фотосессиями займёт около 9 часов.

olegman37

Гора Ай-Петри , одна из самых посещаемых и известных достопримечательностей Крымского полуострова. Красоту этих горных пейзажей словами описать трудно. Разве художнику, с кистью в руках, это подвластно. Ну, на худой конец, хорошему фотографу. А лучше-приезжайте сюда, и всю прелесть и захватывающие дух виды- ощутите сами.
Название горы Ай-Петри переводиться как Святой Петр. До завоевание Крыма татарами, на горе располагался христианский храм Святого Петра, в честь него и была названа гора и плато.

Массово туристы потянулись сюда в конце 19- го века, после того, как был закончен участок дороги соединяющий поселок Соколиное и Ялту, через гору Ай-Петри. Дорога была закончена в 1894 году и соединила Южный и центральный Крым. Как следствие - два крупных города Ялта и Бахчисарай получили прямое сообщение. Строительство каменной дороги практически проходило около 30 лет, и до сих пор является одним из самых сложных инженерных проектов Крыма.

Достопримечательности горы Ай-Петри:


Как добраться на Ай-Петри на машине


Если же Вы решили добираться на гору Ай-Петри на автомобиле, Вам следует добраться до Ай-Петринского плато, а оттуда до канатной станции Ай-Петри. Именно с нее начинается подъем к самому пику горы- к ее зубцам.
К зубцам Ай-Петри от канатной станции ведет пешая дорога. Продолжительность маршрута около 30 минут, без больших перепадов по высоте. Стоимость пешего подъема к зубцам -100 рублей. Оплата- у входа на тропу.

Вершина Ай-Петри


Вершиной горы Ай-Петри считаются именно Зубцы, их высота от основания до вершины составляет 1234 метра. У Зубцов помимо красивых видов, есть два экстремальных развлечения которые могут пощекотать Вам нервы, но являются абсолютно безопасными. Соблюдены все правила безопасности и практически каждый элемент экстремального развлечения имеет два уровня страховки.


Самая интересная, на Мой вкус -это подвесная дорога между зубцов. Проход по ней весьма щекочет нервы, под ногами через щели виднеется огромный провал, с острыми скалами и вершинами деревьев. После прохождения канатной дороги на Ай-Петри смело можете занести себя в разряд экстремалов. Цена прогулки 500 рублей. Средняя продолжительность перехода-10-15 минут.
Если Вы все же решитесь на прогулку, то лучше всего это делать в паре, один идет по дорожке, второй с конечной точки маршрута делает фото и видео, а потом меняетесь. Именно так Вы получите больше удачных снимков на память.
Хотя по времени это немного дольше, чем идти друг за друг за другом, но можно немного сэкономить время- заняв очередь для первого человека, сразу занять очередь для второго. Чтобы успеть первому пройти, а второму пофотографировать и успеть в очередь обратно, следует сделать разрыв между людьми в 6-7 человек.


Второй экстрим маршрут- это спуск к станции канатной дороги, на подвесном тросе. Спуск проходить очень быстро и весело, стоимость спуска 1000 рублей. Безопасность маршрута тоже на высшем уровне. Оба экстремальных аттракциона работают с апреля по сентябрь месяц включительно.



Спустившись с зубцов, Вы попадаете на самую оживленную часть плато,-рынок и большое количество кафе, столовых и ресторанов. Еда на плато в основном татарская: плов, чебуреки, лагман, шашлык из баранины и прочее. Также, если захотите, можно найти и Европейскую кухню. Цены в заведениях общественного питания очень разные. Поэтому если прогуляться и немного осмотреться, можно подобрать и меню и ценник приемлемый для Вас. Из-за большого количества туристов -еда практически всегда свежая и вкусная, но довольно таки жирная, хотя выбор блюд довольно большой и каждый сможет найти, что- то приемлемое для себя. Практически во всех кафе и ресторанах предлагают дегустацию вин. Практически, все вино или домашнее,или куплено на винных заводах Крыма. В большинстве заведений вино довольно низкого качества, с большим количеством красителей. Поэтому, если Вы хотите качественный напиток,- просите, чтобы Вам принесли вино разлитое на заводе, с акцизной маркой. Этот вариант будет самый лучший для Вашего организма.



Немного ниже беседки ветров находится Водопад Учан-Су, он самым высоким Крымский водопад и один из самых высоких водопадов на территории Европы. В дословном переводе с тюркского, название переводится, как «Летящая вода». Высота Учан-Су -около 99 метров, максимальный пик активности водопада, приходится на весну, с начала марта по середину апрель. Летом Учан-Су превращается в относительно небольшой ручей, но это не мешает ему выглядеть грациозно и привлекательно. Подробнее



Помимо всех выше описанных достопримечательностей Ай-Петри еще следую указать одну из самых красивых горных дорог Штангеевскую тропу. Тропа берет свое начало чуть ниже водопада Учан-Су, но удобнее всего подняться именно к водопаду, от него пешком подняться 120 метров по дороге вверх и, Вы у большого указателя -Штангеевская тропа, с описанием маршрута. Маршрут Штангеевской тропы, проходит над водопадом Учан-Су (к водопаду можно подойти) по живописным долинам Ай-Петри и постепенно Штангеевская тропа переходит в Боткинскую и плавно через хвойные леса спускается к Ялте, а именно к зоопарку Сказка. Среднее время прогулки по Штангеевской и Боткинской тропе 4-6 часов. Весь маршрут маркирован цветными метками, сбиться с пути очень трудно. На всем протяжении маршрута будут встречаться люди, тропы очень популярные и хорошо утоптаны тысячами туристов.


Поднявшись на плато-Ай-Петри на канатной дороге, у Вас возникает выбор как спустится назад. Можно спуститься так же как и поднялись, но летом, очереди очень большие и простоять в них можно несколько часов. Поэтому как варианты можно спуститься на автобусе или маршрутном такси. Но следует учесть, что водитель напрямую заитрересованы по быстрей спустится и побыстрей поднятся. От этого напрямую зависит их заработок. В общем это тоже своего рода экстрим- прогулка. Но, несмотря на это, все водители обязательно останавливаются на Серебряной беседке и водопаде Учан-Су.

Как правильно распланировать посещение Ай-Петри


Планирование маршрута посещения Ай-Петри на машине- на мой взгляд, лучше начинать с посещения Большого каньона, стоимость входа- 100 рублей. Вам также могут предложить экскурсовода- от 1000 руб. Ребята очень веселые, но по сути, практически бесполезные. Сбиться с маршрута очень сложно. Там всего две тропы, по которым все время курсируют люди, даже зимой. Прогулка занимает около 2-3 часов вместе с купанием в ванной Молодости.


Большой каньон Крыма расположен, в самом начале подъема на гору Ай-Петри, со стороны города Бахчисарая. Если Вы едите с Южного береге Крыма - у Вас несколько вариантов: объехать Ай-Петри, через Севастополь, потом свернуть на Бахчисарай, и перед ним уйти на Ай-Петри. Или через Ай-Петринское плато подняться к вершине Ай-петри, пересечь все плато и спуститься к подножью со стороны Бахчисарая. С Ялты до Большого каньона около 2 часов езды, если объезжать- выйдет примерно также


Далее после посещения Большого Каньона необходимо снова подняться на плато, пройтись к зубцам, спуститься покушать в кафе. После кафе, можно выбрать конную прогулку или посещение пещеры Трехглазка. Конная прогулка в среднем обходиться от 800 руб. в час. Также Вам предложат прогулку на квадроциклах и прочие развлечения, стоимость, примерно, везде одинаковая.


Спускаясь с Ай-Петри в сторону Ялты. Первая остановка на Вашем пути будет- Серебряная беседка. Посещение- 100 руб.. Затем-водопад немного ниже примерно 15-17 км., водопад Учан-Су. Тоже 100 рублей.
Вся прогулка рассчитана с выездом из Ялты в 9:00 на целый день, если пойти по предложенному маршруту, то к 20:00- 21:00 Вы снова вернетесь в Ялту.


Если Вы собрались посетить Ай-Петри, то необходимо обратить внимание на удобную обувь, кроссовки или кеды, взять теплые вещи, потому что перепад температур Ялта - Ай-Петри может составлять до 10 -15 С и обязательно взять с собой воду. Если Вас укачивает по серпантину,в аптеке можно взять таблетки от укачивания. Их стоимость очень низкая, а эффект довольно хороший.


Зимой на Ай-Петри жизнь не замирает. В зимнее время шапка Ай-Петри обычно с января по февраль покрыта снегом. И на этой почве зародились зимние виды спорта: катание на лыжах, бордах и санках. Практически все зимние трассы Крыма находятся на Ай-Петренском плато. Самые популярные трассы это 25,26, 27 километр, лаборатория. Все трассы находятся практически на середине плато, добраться к ним можно по дороге Ялта-Бахчисарай. Дорога одна и «промазать»- невозможно. Только ее зимой расчищают от снега. В зимнее время подъем на гору в основном открыт только машинам с полным приводом и на зимней резине. Во время снегопадов, проезд на Ай-Петри частично закрывается на небольшое время со стороны Ялты и с Бахчисарая.
Если Вы планируете отдых в Крым, не важно в какое время года, обязательно посетите гору Ай-Петри, она является одной из самых красивейших .

Ай-Петри и ее достопримечательности на карте Крыма

Гора расположена на крымской горной гряде, и её высоту легко запомнить с первого раза - 1  234 метра


Light-маршрут


Крым Ай-Петри


Координаты 44 26’57”N 34 03’21”E

Интерес на Ай-Петри представляют и знаменитые зубцы, и обширное плато, которое простирается от кромки отвесных скал со стороны берега в направлении Бахчисарайского района. На плато можно добраться на неподготовленном автомобиле, по нему проходит вполне приличная асфальтированная двухполосная дорога Ялта - Бахчисарай. Общая протяженность пути через плато Ай-Петри (между съездами с основной трассы) составляет около 70 км. Заехать на плато можно двумя способами, в зависимости от того, откуда вы планируете стартовать.

ПУТЬ ПЕРВЫЙ - ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ

От Симферополя подъём начнётся со стороны Бахчисарая. Неподалеку от посёлка Железнодорожное (трасса Симферополь - Севастополь) расположен обелиск защитникам полуострова в годы Великой Отечественной войны. Рядом с ним ответвление дороги с указателем направления на Ялту. Протяженность пути - 50 км. Шоссе проходит по Бельбекской долине. По легенде, её охраняет крокодил, об этом говорит и необычная форма гор. Ещё одна визитная карточка долины - своеобразные ворота, образованные двумя вершинами. В предгорьях очень живописно, особенно летом. Последний населённый пункт перед началом подъёма - село Соколиное. Сразу после него начинается живописный серпантин. Учтите, что безопасность обочин на крайне низком уровне. От падения вниз защищают редкие столбики и стволы деревьев. Кроме того, в любой момент из-за крутого поворота может вылететь местный джигит на убитом «Москвиче» или низко посаженной «Приоре». Чем выше в гору, тем хуже дорога, местами асфальт отсутствует вовсе, но ширины для разъезда со встречными машинами всегда хватает. Поднявшись, вы попадаете в самый центр плато. Можно повернуть на станцию канатной дороги или к метеостанции, от которой начинается спуск в Ялту.

ПУТЬ ВТОРОЙ - ИЗ ЯЛТЫ

Со стороны Ялты удобно подниматься тем, кто отдыхает на Южном берегу. Дорога начинается прямо из города, с перекрёстка на Южнобережном шоссе, указатель направления на Бахчисарай. На самом перекрестке установлен информационный щит, на котором написано, до какого места открыта дорога: до плато Ай-Петри или до водопада Учан-Су (в середине подъёма). Часто работники ГИБДД забывают снять табличку «Закрыто до Ай-Петри», поэтому при нормальных погодных условиях на неё не стоит обращать внимания. Протяжённость пути составляет 20 км, перепад высот - около 1 100 м. Шоссе достаточно комфортное, асфальт есть везде. По пути встречаются места для фотографирования - там действительно есть на что посмотреть. С точки зрения безопасности оценка на три с плюсом, потому что каменные отбойники стоят лишь в местах с отвесными обрывами. На пологих склонах от падения защищают всё те же редкие столбики и стволы деревьев.

В середине подъёма оборудовано место отдыха - водопад Учан-Су. Его нужно обязательно посетить. Это самый высокий водопад на полуострове, его высота - 98,5 м. В начале весны талые снега превращают его в мощный поток, а зимой он становится огромной ледяной глыбой. Летом речка пересыхает, и вы увидите лишь несколько тонких струек воды. Практически сразу за водопадом начинается настоящий горный серпантин. Опять же нельзя забывать о мерах предосторожности - никакой встречки, следите за скоростью. Подъём заканчивается на территории метеостанции.

ФАКТЫ О МАРШРУТЕ:

Расстояние от Симферополя - 50 км
Расстояние от Ялты - 20 км
Высота перевала - 1234 м

СЕЗОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДЪЕМА НА АЙ-ПЕТРИ

В любое время года перед подъёмом на Ай-Петри проверьте тормоза. Никаких уловителей и зон торможения не предусмотрено - не позволяет рельеф. В случае чего вас остановит лишь толстый ствол дерева на склоне. И это в лучшем случае! При спуске тормозите двигателем, чтобы не перегреть тормоза. Разумеется, на лысой резине там делать нечего. Встречаются участки асфальта, залитые водой от ручейков. В летнее время машина может перегреться, поэтому проверьте уровень антифриза и работоспособность вентилятора - скорость небольшая, а нагрузка на мотор приличная. На высоте более 1 000 м двигателю не хватает кислорода, поэтому воздушный фильтр должен быть чистым.

Перед зимним посещением посмотрите актуальный прогноз погоды. Снега может навалить столько, что придётся ждать, пока дорогу почистят бульдозерами. И в любом случае, чтобы подняться, нужен полный привод и хорошая шипованная резина или цепи. Зимой пост ГАИ (после Учан-Су) пропускает только легковые автомобили, оборудованные средствами противоскольжения. Со стороны Соколиного также выставляется пост. Если дорога непроходима или есть опасность схода лавины, проезд будет закрыт для всех. Вне зависимости от времени года возьмите тёплые вещи. Погода на плато может поменяться за несколько минут, скачки температуры достигают 10 °C. Оптимальное время поездки на машине - это май - июнь, когда ещё не слишком жарко.

Текст Андрей Перов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.