Екатерининские мили. Малоизвестный Крым

Нынешний год для Крыма юбилейный. Туристический сезон власти Республики приурочили к 230-летию путешествия императрицы Екатерины Великой на полуостров. Таврический вояж этой любвеобильной барышни, длившийся полгода, — мероприятие по тем временам беспрецедентное, и по масштабам, числу участников, стоимости, и по времени в пути.
По сей день сохранились в Крыму памятники архитектуры — отметки визита Екатерины — дорожные знаки, которые установили в 1784-1787 гг., на всем пути следования кортежа.


Маршрут вояж-инспекции Екатерины II по Таврической губернии в 1787 г. пролегал из Бериславля (Бериславль) через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай и Карасубазар в Феодосию. По обочинам пути следования императрицы стояли изящные белоснежные колонны, отмерявшие ее путь в верстах и милях. Организатором их установки, как, впрочем, и всей поездки, был фаворит Екатерины — Григорий Потемкин, таким образом он как бы отчитывался своей покровительнице о проделанной работе в присоединенных землях.

Идею с обозначением пути подсказал Потемкину правитель Таврической области Василий Каховский (август 1784 г): «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых». В ответ Потемкин пишет ордер (сентябрь 1784 г): «Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте». Дорога в Крым по задумке светлейшего князя должна была стать «во много крат краше» римских (на то время служивших эталоном дорожного строительства).

В марте 1785 г. Каховский рапортует Потемкину: «Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст от Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание».

Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов, занимались военные: казаки и солдаты разных пехотных полков, в том числе рядовые Албанской команды, находившиеся в Балаклаве. «Руководили работами секунд-майор Гриднев, капитан Боярский, поручик Галич и др. Нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты - 3-5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений. В 1890-х при реставрации одной из Екатерининских миль возле деревни Чоргунь были найдены надгробные плиты с армянскими надписями»


Однако и сам проект колонн, и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн. Так же как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне в 1786 г. По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, а также Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (Днепропетровске). В 1786-1790 гг. Старов работал на юге Российской империи, по заказу Григория Потемкина в том числе. Вполне возможно, что именно его и попросил светлейший князь заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не найдено.

Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. Вот что писал Петр Паллас, проезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы».

Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Так еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан.


Фото ekaterina-ii.niv.ru

Первые работы по реставрации «свидетелей» крымских смотрин в начале 1830-х провел генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов. Он же и выделил деньги на устройство вокруг милевых столбов оград и посадки деревьев. Уже на тот момент их оставалось всего 13 (!): четыре в Феодосийском уезде, одна в Днепровском и восемь в Симферопольском.
В периоды революций, смены государственного строя на волне «разрушим до основания», больших и разрушительных войн верстовые знаки исчезли совсем, а вот нескольким милям удалось уцелеть чудом.

До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное (но тут аутентично только основание, остальное новодел), на той же феодосийской дороге недалеко от с. Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.

Бахчисарайская миля
Сейчас знак стоит возле северного въезда в Ханский дворец, на среднем каменном мосту через реку Чурук-Су. На квадратном постаменте колонна тосканского ордена, круглая снизу и шестигранная сверху. Ранее ее венчал двуглавый орел. Кстати, символ России появился на памятнике не сразу. Сперва он находился на башенке над Порталом Алевиза, заменив там полумесяц (мусульманский знак), который сняли в период реставрационных работ перед приездом Екатерины. Этого орла еще в 1820 г. видели на первоначальном месте Пушкин и Муравьев-Апостол, по отдельности посещавшие Бахчисарай. Лишь в 1825 г. птица «перелетела» на навершие Екатерининской мили, позже канув в лету.


Вид Северных въездных ворот с надвратной башней на территорию ханского дворца (со стороны р.Чурук-Су); на первом плане слева - Екатерининская миля. 1880-е

В 1818 г. миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».

Известняк, из которого сложен памятник, со временем ветшает — в 2012 г. проводились очередные работы по его реставрации. Но это не смущает предприимчивых местных торговцев, раскладывающих у ее подножия свои товары для туристов.

Севастьяновская миля
Путевой знак, установленный в тогдашнем Симферопольском уезде, на дороге из Симферополя в Бахчисарай, в имении Мазганы, дожил до наших дней. Он находится при выезде из Альминской долины, на повороте дороги за 19-м километром. По одну сторону от него село Севастьяновка, по другую — Новопавловка. От новопавловской мили до той, что стоит в Бахчисарае у Ханского дворца, расстояние составляет около 10 верст — как и было положено при их установке. Упомянутое же выше имение принадлежало некому господину Мазганы (Мазгани) в первой половине XIX в. Ранее эта местность называлась Хан-Эли, и по легенде здесь стоял татарский дворец Алма-Сарай. Позднее Хан-Эли стал совхозом, а земля вошла в состав села Новопавловка.
Народная молва также связывает появление названия еще одного соседнего села, Приятное Свидание, с вояжем Екатерины II. Якобы на этом месте состоялась ее тайная встреча с князем Потемкиным. Однако это не более чем красивая легенда — на самом деле он сопровождал государыню в поездке, начиная с Киева.

Миля из Цветочного
В числе оставшихся миль фигурирует и стоящая на 29-м километре шоссе Симферополь-Феодосия, сразу после моста через реку Бурульча, между селами Цветочное и Зуя. Маркевич, перечисляя сохранившиеся знаки, упоминает и о том, который находится в Симферопольском уезде, близ села Зуя. По всей видимости, речь идет именно про эту милю, хотя в современных источниках ее «приписывают» к Цветочному.
Строго говоря, сохранился от нее только постамент. В конце 50-х годов ХХ в. на нем еще стоял четырехгранный столб, но позже исчез и он. В советское время милю повредили трактором во время полевых работ. В июле 2012 г. на старинном постаменте возвели новодел, по образу и подобию остальных Екатерининских миль.

Миля из Отважного
Этой миле удалось «пережить» СССР. Она стояла на повороте к с. Отважное, между селами Первомайское и Насыпное (в документах за 1891 г. обозначена как «между деревнями Насыпкой и Карагазом»), недалеко от трассы Симферополь-Керчь.
Но в 1998 г. некие злоумышленники, якобы «движимые стремлением найти царские золотые червонцы, якобы спрятанных внутри мили» (так сообщало следствие), ее разрушили. Виновников так и не нашли. Обломки каменного столба «переселили» на стройплощадку совхоза «Старокрымский», а осенью 2002 г. перевезли во двор литературно-художественного музея Старого Крыма. Там реконструированный памятник сейчас и находится.

На прежнем месте у дороги в 2010 г. состоялось торжественное открытие памятного знака — копии разрушенной мили: бетонная колонна, установленная на квадратном постаменте и увенчанная двуглавым орлом.

Севастопольская миля
Стоит на Северной стороне, на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка. Считается самым первым архитектурным памятником Севастополя.


Фото Subarev Sergei

В советское время при установке чугунных охранных табличек допустили ошибку, перенеся путешествие Екатерины на век вперед (1887 вместо 1787 г).


Фото aipetri.info

А. Маркевич, ИТУАК №11,1891

По материалам открытых источников

Екатерининские мили – это дорожные знаки, которые со временем стали памятником архитектуры. Императрица Екатерина II в 1787 году впервые отправилась осматривать свои новые владения – полуостров Крым. Это было важное событие для Крыма. Подготовка к визиту императрицы длилась несколько лет. По всему пути движения выполняли ремонт и сажали деревья.

Каховский В.В., правитель Таврической области, предложил интересную идею – обозначить весь путь императрицы по территории Крыма оригинальными дорожными знаками. Идею поддержали и началось строительство. Деревянные столбы установили на каждой версте, а каменные знаки были построены на каждой десятой версте.

К сожалению, большинство Екатерининских миль были уничтожены. Их разрушали во времена Советского Союза, так как они являлись символами царской эпохи. В Крыму сохранилось только пять памятников и один из них установлен в Севастополе.

Зачем туристу посещать Екатерининскую милю?

Все сохраненные Екатерининские мили обладают статусом памятника архитектуры. Миля, которая установлена на Северной дороге Севастополя, является самым старым каменным сооружением в городе. Эти уникальные дорожные знаки с двухсотлетней историей являются каменными столбами с небольшой колонной сверху. Сам объект не столь грандиозный, но стоит оценить его историю и обязательно увидеть своими глазами. Специально для императрицы были построены уникальные дорожные знаки, это произошло больше двух веков назад, но некоторые знаки сохранились. И один из них находится в удобном месте.

Как добраться

Знак находится на Северной стороне Севастополя, прямо на территории парка “Учкуевка”. Если Вы будете двигаться по улице Челюскинцев, то в месте, где улица поворачивает на пляж Учкуева, будет стоять Екатерининская миля.

Географические координаты на карте Крыма GPS 44°38"19.8"N 33°32"30.3"E.

Туристам на заметку

Чтобы не вводить в заблуждение, стоит сказать, что Екатерининская миля не является выдающимся архитектурным объектом. Ее ценность в другом, это историческое место, которое сохранилось и находится в отличном виде спустя такое время. Непритязательное каменное сооружение – первый исторический памятник города. Так что если будете проезжать рядом, обязательно найдите этот памятник, в таких местах стоит отметиться.

На предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой из Петербурга в Крым .

История сооружения

Инициатором установки этих знаков, по-видимому, был правитель Таврической области Василий Васильевич Нечуй-Коховский. Его предложение князю Григорию Александровичу Потёмкину было одобрено. Потемкин велел установить верстовые столбы на каждой версте, и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили». О верстовых столбах информации нет. Находящиеся в Крыму «Екатерининские мили» представляют собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте. Изготовлением и установкой «миль» по маршрутам Бериславль - Перекоп - Ак-Мечеть и Севастополь - Бахчисарай - Ак-Мечеть - Карасубазар - Феодосия руководил В. В. Нечуй-Коховский. Изготовляли их, как и вёрсты, в Крыму. Три сохранившиеся до сегодняшнего дня дорожных знака от Екатеринослава до Бериславля отличаются по внешнему виду от находящихся в Крыму. История их установки неизвестна, но можно предположить, что их также установили во время подготовки дороги к путешествию Екатерины II.

Судьба памятников

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году , когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Современное состояние

До настоящего времени полностью или частично сохранилось пять Екатерининских миль в Крыму , две на территории Днепропетровской области и одна в Херсонской области .

    • Первая в Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
    • Вторая - в Бахчисарае рядом с Ханским дворцом .
    • Третья - на трассе Симферополь - Севастополь , на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
    • Четвертая - миля, располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское , при повороте на село Отважное , была разрушена в 1998 году. Тогда же куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму . Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она в обломках хранится во дворе музея. 10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
    • Пятая - на 29-м км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
      Была восстановлена 12.07.2012. В принципе, это реконструкция на старом постаменте по типу других сохранившихся в Крыму знаков. {| align="center" |- valign="top" | |
      |}
    • Шестая - стояла на территории военного полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Карасубазар. Она сохранилась хорошо. Именно она находится во дворе Старокрымского историко-литературного музея.
  • Одна миля - возле села Осокоровка в Нововоронцовском районе .

Напишите отзыв о статье "Екатерининская миля"

Примечания

Отрывок, характеризующий Екатерининская миля

– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

Екатерининская миля  - памятники истории и архитектуры республиканского значения, дорожные знаки в Крыму , построенные в 1784–1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.

Екатерининская миля представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте.

История

В 1787 году императрица Екатерина II предприняла «шествие в полуденные края России». Подготовка к нему началась еще в 1784 году, по маршруту следования императорского поезда исправлялись мосты, строились временные, деревянные «дворцы» для отдыха и ночлега, высаживались деревья.

Особенно старательно готовился к визиту царственных особ правитель Таврической области В. В. Коховский: он прекрасно понимал, что главная цель «шествия» - осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. В августе 1784 года В. В. Коховский поделился этой мыслью с В. С. Поповым, правителем канцелярии Г. А. Потемкина: «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых (т. е. через каждые пять или десять верст) . Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Повеление последовало - ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десятки (через каждые десять верст) , другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок».

Мили и версты были окончены в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н. И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия.

Академик П. С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: «Версты здесь (в Крыму) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом». Последнее описание вполне соответствует памятнику на Северной стороне.

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году, когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Современное состояние

С годами каменные версты исчезли. Екатерининских миль сохранилось в Крыму лишь пять:

  1. В Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
  2. В Бахчисарае рядом с Ханским дворцом на каменном мосту возле северного въезда во дворец. Когда-то «миля» была украшена скульптурой двуглавого орла, который был перенесен с ворот Ханского дворца. На сегодняшний день этот символ утрачен и колонна завершается в форме конуса.
  3. На трассе Симферополь - Севастополь, на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
  4. Располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское, при повороте на село Отважное, была разрушена в 1998 году. Осенью 2002 года куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму. Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она украшает двор музея.
    10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
  5. На 29 км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
  6. На территории военного Старокрымского полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Белогорск.

Екатерининская миля на Северной стороне Севастополя - сооружение с виду скромное, непритязательное. Но это - самое древнее сооружение русского периода в Севастополе, первый архитектурный и исторический памятник города. Миля всего на три года моложе Севастополя.

В 60-х гг. ХХ в. на Екатерининских милях были установлены памятные чугунные таблички, в текст которых вкралась ошибка. Судя по нему, Екатерина путешествовала по Крыму в 1887 году, т.е. через сто лет после своего реального вояжа. Так до сих пор и стоит миля с ошибкой.

Екатерининская миля - оригинальный дорожный знак, установленный в Севастополе на Северной стороне, где улица Челюскинцев поворачивает на пляж Учкуевка.

История сооружения этого памятника архитектуры уходит корнями во времена правления императрицы Екатерины II. В 1787 году императрица направилась с визитом в Крым. Подготовка к визиту Екатерины заняла несколько лет – по пути следования поезда императрицы срочно ремонтировались старые мосты, высаживались деревья, сооружались усадьбы для отдыха во время остановок. Правитель Таврической области В.В. Каховский выдвинул оригинальную идею - отметить путь следования поезда специальными памятными знаками, которые планировалось установить через каждые пять или десять верст. Его предложение одобрил сам князь Григорий Потемкин, и в 1786 году были установлены верстовые столбы на каждой версте и «мили» через каждые десять верст. Памятные «мили» представляли собой колонны, установленные на квадратном постаменте. Имя автора проекта не сохранилось, считается, что предположительно им был инженер-полковник Н.И. Корсаков.

Во времена Советского союза большая часть екатерининских «миль» была разрушена, так как являлась символом царизма. До нашего времени частично или полностью сохранилось всего пять памятников в Крыму (один из которых и находится в Севастополе), а также еще две «мили» в Днепропетровской области и одна «миля» в Херсонской области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.