Екатерининский дворец. г

Фото - Mary , 10.2015.

Екатерининский парк .

Большой дворец

Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9

Пам. арх. (феральн.)

Первый двухэтажный каменный дворец

1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн

Новый дворец

1743 - арх. Земцов М. Г. - проект

1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект

1745 - арх. Чевакинский С. И. -

Большой дворец

1752-1756 - Растрелли Ф.-Б. барокко

Дворцовая церковь

Государственный музей-заповедник "Царское Село" .

Екатериниский дворец

В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругелярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.

    Большой дворец в Царском Селе.
    Проект надстройки Среднего дома. 1-й вариант.
    Фасад со стороны парадного двора.

    2-й вариант. С.Т.Чевакинский по проекту
    Ф.-Б. Растрелли. 1749-1750 гг.

    Копия перв.пол. XIX в. (.С.76-80.)

    Ф.-Б. Растрелли.
    План 1-го и 2-го этажей.

    План 1-го этажа.

    Вид. Большого дворца.
    карт. Ф.Г.Баризьена. 1760-1761.

    Дворец в Царском Селе.

    Фасад Екатерининского дворца
    (со стороны площади).
    Худ. В.Садовников. ([*].C.)

    Старая открытка.

    1912 г.

    Интерьер церкви

    Э.П.Гау, "Церковь в
    Большом
    Царскосельском
    дворце", 1860-е г.,
    акварель.

    1911 г. Церковные хоры

  • Предцерковный зал

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба столяла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.

В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабкнов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.

В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.

С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".

Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.

Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резеденцию.

Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого зовода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растерелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.

В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельностоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.

С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.

Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревь образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.

Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.

При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.

Церковь Воскресения Христова .

Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли, а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иогпнну Дункеру. Живописны плафон с изображением Вознесения Господня был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде.

Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор.

12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I.

В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в чечение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко".

Несмотря на все повреждения, полуенные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны.

Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерин7инском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов.

После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.

Реставрационные работы Екатерининского дворца начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский. Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены. Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.

В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располгались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьми.

В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село".
В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

История строительства Екатерининского дворца

Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».


Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания.


Архитектор принимает необычные и смелые для России того времени цветовые решения и активно использует небесный голубой в сочетании с белым и золотым. В 1760-1770гг. началась перестройка дворца по вкусу его новой хозяйки Екатерины II. Нарядное оформление фасада было убрано, исчезли лепные украшения, а позолота заменена на краску. Архитектором Ч. Камероном были созданы новые интерьеры дворца: Арабесковая и Лионская гостиные, Опочивальня. К сожалению, во время войны они были разрушены и до сих пор не восстановлены.


Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.


В 1817 году архитектор В. Стасов для императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат в память о блестящих победах в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году была создана Парадная лестница в стиле «второго рококо».

Выставочные комнаты Екатерининского дворца:

  • Тронный зал,
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII - начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня


Современное время

В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.


  • Центральное здание дворца декорировано кариатидами, атлантами, картушами и маскаронами
  • Главный фронтон Среднего дома украшен картушами с вензелем императрицы Екатерины I «Е» и короной
  • В 1756 году все скульптурные элементы декорирования дворца были покрыты золотом. На позолоту было использовано около 100 килограммов чистого червонного золота
  • Самый знаменитый зал дворца - Янтарная комната
  • Свыше 130 картин находится в Картинном зале




Редакция сайта Пушкин.ру

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин. Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812).

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

Гау, Эдуард Петрович - Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».

Бюст Ф.-Б. Растрелли

Золотые ворота

Решетка Парадного двора.


Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные.

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.

«Первая Антикамера»

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

«Вторая Антикамера»

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал - один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.

Малиновая столовая

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом.

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия.

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779-1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны.

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779-1785 годах.

Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (также известный, как Большо́й Царскосе́льский дворец , Екатерининский дворец ) - бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга . Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга .

История

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург , в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 - после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры - Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня - отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.