Храмовый комплекс петра в иордании. Загадки древности: спрятанный в скалах город Петра (Иордания)

В самые «жаркие» дни, например в пятницу или праздник, Петра принимает до 3000 посетителей. В обычный день - 1500 человек. Если туристов меньше 1000, день считается тихим. Так что постарайтесь не приезжать в пятницу или выходной, если не любите толпы. Однако, надо сказать, город столь велик, что вы всегда найдете малолюдное место.

Сколько времени здесь провести

В деревне Вади-Муса, обслуживающей Петру, - не больше 1200 спальных мест, поэтому многие приезжают на однодневную экскурсию из Акабы или Аммана. Для обстоятельного осмотра имеет смысл провести в городе хотя бы две ночи, а еще лучше - три, чтобы посвятить два дня целиком осмотру города.

Как добраться

Петра находится в 260 км от Аммана, поездка туда занимает 3,5 часа по Пустынному хайвею и 6 часов - по Королевскому хайвею. Дневные экскурсии на автобусе компании JETT отправляются в 6.00 (зимой в 6.30) и возвращаются в 15.30 (зимой в 15.00) . В стоимость билета входит обед в Петре; входной билет оплачивается отдельно.

Панорама Петры

Входной билет

Учтите, что цены на посещение взлетели до астрономических высот: в феврале 2007 г. однодневный билет стоил 21 динар, двухдневный - 26, а трехдневный - 31 динар. Дети до 15 лет проходят бесплатно. В конце 1980-х годов входной билет стоил всего 1 динар. Въезд на лошади обойдется вам дополнительно в 7 динаров, а на автомобиле - в 20 динаров.

Туристы на верблюдах

Подготовка к посещению

Прежде всего, вы должны находиться в хорошей физической форме, чтобы быть в состоянии осмотреть все, что может предложить город: вам предстоит много ходить, подниматься по неровным дорожкам и неудобной поверхности. Кроме того, очень важна обувь. Она должна быть удобной и способной вынести длительное соприкосновение с необработанной поверхностью.

Следующая не менее важная вещь - защита от солнца. Наденьте свободную, не прилегающую к телу одежду, головной убор, запаситесь солнцезащитным кремом. Вам также понадобится вода. Возьмите с собой маленькую бутылочку во избежание обезвоживания. Из еды - что-нибудь небольшое и не тающее, вроде орехов или хлопьев.

Наплыв туристов

Сервис

Сегодня в городе нет недостатка в киосках с прохладительными напитками; есть несколько хороших ресторанов, сосредоточенных в районе Каср Аль-Бинт, в часе ходьбы от входа. Однако цены там довольно высокие, так что, возможно, вы предпочтете взять с собой не слишком тяжелую еду. Туалетов здесь немного, и все они находятся в ресторанах.

Фотосъемки

Не забудьте взять с собой фотоаппарат, ведь Петра - одно из самых фотогеничных мест в мире. При съемке важно учесть угол падения солнечных лучей. Солнце освещает фасад Сокровищницы с 9.00 до 10.00 зимой и с 8.30 до 9.30 летом. Что же касается второго монументального фасада, Ад-Дейр, солнце не попадает на него до 14.00.

Петра: от входа по Сику

Баб-ас-Сик (Ворота в Сик)

Пройдя через входные ворота, в течение первых 15-20 минут вы будете идти по широкой, открытой долине. Первые достопримечательности, которые вы здесь увидите, - надгробия джиннов (джинны - персонажи арабского фольклора, аналогичные нашим призракам или духам) . Это группа из трех отдельно стоящих каменных кубов справа от дороги. Считается, что это надгробия. Самый большой блок украшен глубокой резьбой в виде орнамента из «вороньих следов» - распространенный набатейский рисунок и фирменный знак Петры.

Обелиск в скале

Продолжая двигаться по главной тропе, вы придете к обелиску, вырезанному в скале, слева от вас. Он относится к I в. н. э., периоду правления последних набатейских королей, и демонстрирует следы самых разнообразных влияний - египетского в обелисках, напоминающих пирамиды, и классического в колоннах, фронтонах и нишах для статуй. На самом деле это две гробницы одна на другой: верхняя с четырьмя обелисками и нижняя в форме триклиния с вырубленными в скале скамьями с трех сторон.

Сик

Узкое ущелье

После того как тропа сделает последний изгиб вправо по долине, вы подойдете непосредственно к Сику, поднявшись по небольшому склону дамбы, а затем спустившись на уровень ущелья. Эта дамба была построена для того, чтобы обозначить и обезопасить вход в Сик, после того как в 1963 г. здесь в паводок утонула группа туристов.

Во времена набатеев Сик был по всей длине вымощен известняком - от этой «мостовой» сегодня остались лишь фрагменты. В самой узкой части ширина Сика всего 2 м, отчего возвышающиеся по обеим его сторонам 100-метровые скалы выглядят еще более впечатляюще. Цвета скал здесь в основном красно-коричневые; время, ветер и дождь привели к эрозии и придали им причудливые формы. Во многих местах можно увидеть фрагменты каменных лестниц, ведущих к заброшенным святилищам, спрятанным в скалах.

Дамба

Системы водоснабжения

Сооружая дамбу у входа в Сик, строители обнаружили следы древней набатейской дамбы и водоканалов; им удалось в какой-то степени «опереться» на эти сооружения при возведении новых. Очевидно, набатейцы также хотели использовать Сик как круглогодичный вход в город, для чего необходимо было обезопасить его от зимних паводков. Они также изобрели работоспособную систему водоснабжения: вода поступала по каналам, выбитым в скалах по обе стороны от Сика, - эти каналы можно увидеть и сейчас, в частности слева, на высоте человеческого роста. А справа сохранилось несколько керамических труб.

Петра: от сокровищницы до высокого жертвенника

Сокровищница (Аль-Хазне)

Прогулка по Сику займет почти полчаса, но обычно она кажется дольше из-за многочисленных изгибов и поворотов тропы, а также потому, что вы редко увидите перед собой больше 20 м пути. Тем лучше вам запомнится момент, когда перед вами внезапно предстанет ярко освещенный фасад Сокровищницы в конце темного ущелья.

Бедуины называют Сокровищницу «Аль-Джерра» («Урна») - над ее портиком высится 4-метровая урна. Местное поверье гласит, что в этой урне хранятся сокровища фараонов. Урна - наименее сохранившаяся деталь фасада; она испещрена следами винтовочных выстрелов - варварских попыток разрушить ее и извлечь сокровища.

На самом деле, так же как и весь памятник, урна высечена в скале. Скрытое расположение Сокровищницы позволило сохраниться другим архитектурным элементам фасада - декоративным фризам и статуям.

Изначальное назначение здания и дата его строительства долгое время оставались тайной. Некоторые ученые относили его к I в. до н. э., другие - к I-II вв. н. э. Однако современные ученые склоняются к мнению, что оно было возведено во времена правления Аретаса IV, умершего в 40 г. н. э. Есть мнение, что это было святилище Тихе (Исиды) , богини, изображенной в центре фронтона с рогом изобилия в руках. По другой версии, это надгробие царя.



Большинство ученых убеждены, что в возведении Сокровищницы принимали участие иностранные рабочие и архитекторы - иначе невозможно объяснить сочетание столь разнообразных элементов в набатейском дизайне. Колонны и капители - коринфские, огромные обелиски - египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией) . На фасаде здания можно увидеть фигуры крылатых сфинксов, льва, пантеры, змей и танцующих амазонок. По контрасту, интерьер очень прост, чтобы не сказать, аскетичен.



В 200 м от Сокровищницы вы увидите указатель, следуя которому, придете к этому удивительному памятнику. Крутой подъем по ступеням, выбитым в скале, и проход по коридору займут около 35 минут; впечатляющий переход в иной мир - полный тишины и удаленный от сердца Петры. Вы словно участвуете в ритуальном шествии - и действительно, тем же путем когда-то шли жрецы, ведя процессии к месту жертвоприношения. Два 7-метровых обелиска отмечают вход в это святилище, расположенное за разрушенной крепостью. На вершине песчаниковой горы - алтарь; к нему ведут ступени, от него отходят желоба для стока крови жертвенных животных.

Ничего конкретного о церемониях, проводившихся здесь, неизвестно, но вид с алтаря открывается потрясающий - можно разглядеть даже крошечную гробницу Аарона на горе Джебель-Гарун (гора Аарона) , почитаемую мусульманами и посещаемую христианскими паломниками.


Петра: от театра к Ад-Дейру

Театр

В 300 м слева от Сика находится театр. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений. Так же как Сокровищница, он был возведен во времена Аретаса IV (I в. н. э.) . Позже он был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г., но вся работа каменщиков пошла насмарку вследствие страшного землетрясения 363 г. Театр вмещал около 8000 зрителей.

Каср Аль-Бинт (Дворец Девы)

Этот храм, доминирующий в Нижнем городе, - важнейший набатейский храм Петры. Он был построен в I в. до н. э. «Дева», которой он посвящен, предположительно была дочерью фараона, жившей в храме, но страдавшей от недостатка воды. Она объявила, что выйдет замуж за человека, который обеспечит водоснабжение дворца. Вероятно, такой умелец нашелся, потому что при раскопках были обнаружены выбитые в камне каналы и водосток у подножия дворца.


Импозантный фасад сложен из блоков песчаника; его высота местами достигает 25 м. В центре храма находится святая святых, где раньше стояла статуя божества. Бюсты людей, стоявшие в нишах, были уничтожены в пылу борьбы с язычеством. Во времена римлян храм пришел в запустение, в византийский период и Средние века здесь были жилые помещения и конюшни.

Ад-Дейр (Монастырь)

Подъем к Ад-Дейру - для многих самая запоминающаяся часть прогулки по Петре. Вокруг открываются великолепные панорамные виды. В течение двух с половиной часов вы совершаете шествие по кругу от Каср Аль-Бинта мимо гробницы Львиного Триклиния, скального святилища (Каттар-ад-Дейр) и раннехристианского эрмитажа.


Неожиданно вы оказываетесь на краю огромной открытой песчаной террасы, а справа от вас возвышается колоссальный скальный фасад Ад-Дейра, при виде которого вы чувствуете себя пигмеем. Его высота 45 м, ширина - 50 м. Это самый большой монумент Петры. Высота урны наверху фасада - 10 м. Название «Монастырь» происходит от множества крестов, вырезанных на задней стене, что позволяет предположить, что это сооружение использовалось первыми христианами в IV в., привлеченными его уединенным расположением.

Первоначально это, скорее всего, был набатейский храм, однако некоторые ученые склонны считать это недостроенной гробницей одного из набатейских царей (о том, что гробница не достроена, свидетельствует отсутствие в нишах каких-либо статуй или иных украшений) . Так же как Сокровищница, это здание датируется I в. н. э. Оно выдержано в том же стиле, хотя камень, использованный для Ад-Дейра, более желтый, а его линии более смелые и внушительные. Покорители вершин не смогут отказать себе в удовольствии взобраться к урне по полуразрушенным ступеням слева от фасада.

Гробницы Петры

В окрестностях Петры было обнаружено около 107 гробниц со скамьями внутри, и ученые предполагают, что некоторые из них использовались не только в специфических, но и в утилитарных целях - там ели и даже спали.

Гробницы Петры

Скрытые уголки Петры

Несмотря на то что Петру ежедневно посещают 1500 туристов, на ее территории, занимающей 200 км², есть много уголков, где вам гарантировано уединение. Ниже мы расскажем о некоторых из них.

Аль-Мадрас

Если вы приедете в Петру поздно вечером и у вас останется несколько часов светового дня, эта экскурсия к святилищу Аль-Мадраса станет идеальным и нестандартным выбором.


Купите двухдневный входной билет, чтобы иметь возможность попасть в город на следующее утро. Тропа в Аль-Мадрас уходит влево, не доходя Сика - там, где основная дорога уходит вправо. Здесь есть указатель, и тропа начинается сразу за ним, огибает невысокую каменную стену и косо уходит на юго-запад, к группе скалистых утесов. Пройдя через лесок и затем мимо каменных пирамид, вы выйдете к высеченной в камне лестнице, разбитой, но широкой. За 10 минут вы преодолеете несколько ее пролетов и подойдете к поросшему травой святилищу с каменными надгробиями, цистернами, нишами и лестницами, ведущими еще выше - к двум бассейнам и жертвеннику, или «высокому месту», как его называют в Петре. Со всех сторон отсюда открываются великолепные виды, особенно на закате.

Джебель-Гарун и Сабра

Сабра - это отдельно стоящий набатейский пригород Петры, в нем есть даже собственный театр. За два часа можно добраться сюда от Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, пешком или на лошади. Пейзажи, которыми вы сможете полюбоваться по дороге, прекрасны - вы минуете несколько вади и горных вершин, в том числе Джебель-Гарун с его белым святилищем и гробницей первосвященника Аарона на вершине высотой 1396 м.


Чтобы взобраться туда от Каср Аль-Бинт, понадобится два часа, но дорога здесь непростая, лучше взять проводника. Весь путь, кроме последних 20 минут, можно проделать на лошади.

Сама гробница была восстановлена султаном мамлюков Каль-Ауном в XIII в., а до тех пор там жили монахи Греческой православной церкви. Сейчас она закрыта и до сих пор почитаема как священная усыпальница мусульманами и христианами. Рассказ о смерти Аарона содержится в Библии (Числа, 20:23-29) .

Эта экскурсия рассчитана на целый день; вам понадобится проводник. Необходимо также запастись водой и едой.

Эту экскурсию вы также можете совершить на собственном транспорте, если прибыли в Петру слишком поздно для осмотра основных достопримечательностей, но пара часов дневного времени у вас еще осталась. Малая Петра (известная также как Сик-эль-Баред) - хорошее «введение» в Петру, это как бы ее миниатюрный пригород, который большинство туристов не посещают. Бетонная дорога оснащена указателями с самого начала подъема - от Вади-Муса; ее протяженность - 10 км к северу. Через 2 км дорога начинает идти в гору; взгляните налево, на разрушенные останки Аль-Вуайра, главного замка крестоносцев Петры. Он был построен в XII в., и крестоносцы назвали его Le Vaux Moise, что означает «Долина Моисея» (по-арабски - «Вади Мусса») .


Бетонное покрытие заканчивается у железных ворот - это вход в Малую Петру; ворота впечатляют своей компактностью - три узких прохода ведут в три ущелья. Везде видны следы набатейской системы водоснабжения и ступени, которые приведут вас к таинственным жертвенникам. В конце третьего ущелья по последней лестнице вы пройдете на открытую террасу и далее - к примыкающей долине. Это необычное соединение между собой всех трех долин с помощью лестничных пролетов и сети тропинок, несомненно, удивит вас. Открыто: в течение светового дня. Вход свободный.

От Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, можно совершить дерзкий и непростой бросок на Умм-аль-Биара, высокий скальный массив, доминирующий над всей долиной Петры. Немногие туристы отваживаются на это, и лучше взять местного проводника, так как подъем сложный. Просто договоритесь с мальчиком из обслуги - он будет только рад помочь вам за небольшую плату.


На обратный путь в Каср Аль-Бинт уйдет три часа и полчаса - на осмотр вершины.

Часть пути вы будете подниматься по потрясающей каменной лестнице, лучшей в Петре, испытав все чувства участника ритуальной процессии: лестница зигзагообразна. Выше она заблокирована упавшими скалами, и оставшуюся часть подъема вам придется преодолевать, карабкаясь на четвереньках по крутым узким тропинкам. На удивительно широкой вершине вас ждут развалины поселения эдомитов - коренных жителей Петры, - датируемого VII в. до н. э., обнаруженные при раскопках 1960 г. британскими археологами - еду и воду им доставляли на вертолетах. С крайней западной точки вершины открывается прекрасный вид на Вади-Араба и Джебель-Гарун - лучший вулканический пейзаж, который вы когда-либо видели.

Заповедник Вади-Муджиб


Этот заповедник, занимающий территорию 212 км² между Королевским хайвеем и Мертвым морем, предоставляет возможности для пеших походов, в том числе лучший приключенческий маршрут в Иордании - 36-километровый двухдневный поход вдоль р. Муджиб. Заявки на участие во всех походах нужно присылать заранее в Королевское общество охраны природы (www.rscn.org.jo) . Вход и въезд в заповедник без предварительной договоренности запрещен.

Разнообразие флоры и фауны в этих заповедных местах поражает. Здесь живут редкий сирийский волк, лисица Бланфорда, египетский мангуст, пятнистая гиена, каракал и множество видов змей, в том числе ядовитая пустынная кобра и гадюка. Есть в заповеднике огороженные территории для находящихся под угрозой вымирания нубийских ибисов - несколько особей уже выпущены на свободу. Здесь можно полюбоваться самым девственным в Иордании пейзажем вади и получить незабываемые впечатления. Можно - с предварительного разрешения администрации - раскинуть палаточный лагерь и пожить несколько дней.

Заповедник Вади-Муджиб

Короткая прогулка по Петре

Эта прогулка по основным достопримечательностям Петры рассчитана на целый день, если гулять не спеша, часто останавливаясь для отдыха. Если физическая нагрузка слишком тяжела для вас, воспользуйтесь конным экипажем или возьмите лошадь напрокат. Таким образом можно добраться до Сокровищницы, а потом на ослике доехать до Ад-Дейра. Молодые люди, предлагающие услуги «гужевого транспорта», встретятся вам в изобилии.

Протяженность прогулки - 6 км. Лучшее время для ее начала - 8.30 утра. Возвращение из последнего пункта - Ад-Дейра - с многочисленными остановками займет 2-3 часа, так что вернетесь к входу не позже 6 вечера.

Спуститесь от отеля к туристическому центру, за которым расположена билетная касса; здесь надо купить дневной билет, который предъявляется при входе в Петру.


Надгробия джиннов и обелиск (Djinn Blocks and Obelisk Tomb)

После легкой 10-минутной прогулки вниз по склону вы придете к трем гигантским каменным глыбам (слева) - эти странные полые многоэтажные сооружения служили надгробиями. Чуть дальше слева вы увидите высеченный в скале обелиск - первый образец сооружений, которые в изобилии встречаются в городе.

Сик (Siq)

По этому узкому ущелью стоит пройти не спеша - тут есть на что посмотреть. Уделите полчаса осмотру руин водопровода и разноцветных скал.

Выход из ущелья расположен напротив Сокровищницы.

Сокровищница (Treasury)

Это самая известная из достопримечательностей Петры. Фасад Сокровищницы производит ошеломительное впечатление. Если хотите сделать лучшие снимки, сюда стоит прийти между 9 и 10 утра. Идите по главной извивающейся широкой тропе, ведущей к Театру (слева) .

Театр (Theatre)

Здание высечено в скале, цвета поразительны, а акустика до сих пор великолепна, что вам продемонстрируют многочисленные группы туристов.

Продолжайте двигаться по главной тропе - она заканчивается у входа в Нижний город; здесь вы найдете несколько ресторанов.

Нижний город (Lower Town)

Здесь можно осмотреть ряд интересных зданий; обратите внимание на Каср Аль-Бинт. Осмотрев все, что сочтете нужным, отдохните и пообедайте в каком-нибудь ресторане.

От моста через вади, недалеко от ресторана «Basin», узкая скалистая тропинка ведет вправо, она поднимается, извиваясь, к Ад-Дейру; послеполуденное солнце выгодно освещает его фасад.

Ад-Дейр (Ad-Deir)

Этот монастырь - вторая по значимости достопримечательность Петры.

Поверните обратно к Нижнему городу и возвращайтесь мимо Театра и Сокровищницы; снова войдите в Сик и вернитесь к воротам, через которые вы входили в город.

Ад-Дейр

Долгая прогулка по Петре

Прогулка охватывает максимально возможное число достопримечательностей, которое можно осмотреть за день, особенно в случае, если вы решите проделать весь путь по Сику пешком. Это прекрасное «введение» в Петру, в том числе и два долгих подъема: один - утром, второй - после полудня. Маршрут рассчитан на хороший уровень физической подготовки, и на нем меньше остановок для отдыха, чем на коротком маршруте.

Общая протяженность прогулки - около 9 км. Идеальное время выхода - не позже 8 часов утра, тогда вы вернетесь около 6 вечера.

Идите по дорожке от входа 700 м, пока не увидите маленькую тропинку, сворачивающую налево, за обелиском, но не доходя дамбы. Она ведет вверх, в Аль-Мадрас. Ее длина 400 м.

Аль-Мадрас (Al-Madras)

Этот крюк и подъем по нескольким лестничным пролетам, выбитым в скале, стоит сделать, чтобы увидеть место совершения древних культов.

Вернитесь на основную тропу и двигайтесь по ней дальше, к Сику.


Сик (Siq)

Чтобы медленно пройти по Сику, потребуется около 25 минут. За это время вы сможете осмотреть его и насладиться уникальным ощущением, которое испытаете, когда ущелье сузится.

Сик выведет вас прямо к Сокровищнице.

Сокровищница (Treasury)

Потрясающий фасад этого здания - самое знаменитое, что есть в Петре. Здесь стоит задержаться, помня при этом, что лучшее освещение - между 9 и 10 утра. В 200 м за Сокровищницей вы увидите указатель «налево»: по истертым каменным ступеням вы поднимитесь к Высокому жертвеннику.


Высокий жертвенник (High Place of Sacrifice)

«Церемониальный подъем» займет около 35 минут. Перед вами два обелиска, над которыми расположены алтарь и собственно жертвенник, оборудованный на вершине скалы.

Вернитесь к обелискам и идите, не сворачивая, по маленькой тропинке вперед, влево, к театру. Тропинка приведет вас к лестнице, ведущей вниз, к узкому каменному коридору, мимо фонтана со львом, к Вади-Фараза.

Вади-Фараза

Вади-Фараза (Wadi Farasa)

У подножия лестницы вы увидите Садовое надгробие с прекрасным классическим фасадом. Лестница справа от него ведет к огромной цистерне. Ниже находятся еще несколько надгробий, выбитых в скале. Отсюда вам придется 30 минут идти под палящим солнцем на север, к Нижнему городу и самому интересному зданию - Каср Аль-Бинт.

Нижний город

Нижний город (Lower Town)

Здесь вы можете отдохнуть и пообедать в одном из ресторанов, наслаждаясь видом окрестностей. От моста через вади за рестораном «Basin» идите по маленькой скалистой тропинке, вьющейся вверх по склону, направо. Примерно через час вы придете ко второму замечательному монументу Петры.

Ад-Аейр (Ad Deir)

Этот великолепный фасад смотрит на запад, поэтому его лучше созерцать при послеполуденном солнце. Те, кто еще не устал от подъемов, могут подняться направо, к центральной урне, начав подъем со скал по левую сторону от фасада.

Вернитесь той же дорогой в Нижний город, мимо колоннад Кардо Максимус, осматривая другие монументальные фасады по дороге к Сокровищнице. Вернитесь к воротам по Сику пешком или воспользуйтесь «гужевым транспортом».

История Петры


Кочевые племена набатеев двинулись из Северной Аравии на север, в страну, обозначенную в Библии как Эдом, в начале VI в. до н.э., постепенно вытесняя коренное эдомитское население. Они проявили себя как могущественная и независимая сила к IV в. до н. э. К тому времени их базой стала Петра. Ее привлекательность была очевидна: естественная защищенность, безопасное водоснабжение, плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, - и все это в дополнение к стратегически выгодному расположению на пересечении торговых путей, по которым шли караваны с шелком и специями на север и восток. Название «набатеи» произошло от арабского корня «набат», означающего «сердце», «средоточие».


Набатейские боги

Они принесли с собой с Аравийского полуострова свой языческий культ. Их основными богами были бог Душара и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а он, чье имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шарра в районе Петры. В Ветхом Завете эти горы называются Сеир, и одно из имен Иеговы - «Открывшийся в Сеире» (Второзаконие) - позволяет предположить идентичность этих богов. Греки позже уподобили Аушара Дионису. Многочисленных идолов Душары и Аль-Уззы можно встретить в Петре повсюду в виде каменных блоков или обелисков.

Набатейский темперамент

Современники характеризовали набатейцев как людей миролюбивых и трудолюбивых. В классических трудах Страбона, историка I в. до н. э., описываются мирные, усердные люди, чьи города не обнесены стенами. Если на них нападали, они предпочитали тактические, а не военные решения, подкупая агрессоров ценными подарками.

Эта тактика имела успех у греков и римлян, и в продолжение всей бурной истории региона набатейцам удалось остаться в большой степени независимыми. Когда в 106 г. умер последний набатейский король, Петра вошла в состав римской провинции Аравия и стала ее столицей.

При римлянах и после них

Римляне вошли в город и перестроили его, проложив главную улицу, выстроив вдоль нее колоннаду, возведя храмы и термы. Начиная со II в. до н. э. «полномочия» Петры как города, лежащего на пересечении основных караванных путей, перешли к римской Пальмире, так как караванные пути изменили направление и протянулись дальше на север. Соответственно богатства перестали притекать сюда. Здесь рано воцарилось христианство, вследствие чего к IV в. н. э. в Петре уже был свой епископ, а одна из набатейских гробниц была превращена в церковь.

Население сократилось в последующие несколько столетий; до XII в., когда здесь ненадолго остановились крестоносцы, о Петре вообще ничего не было слышно. Крестоносцы построили здесь два замка. До XIX в. город был предан забвению и воспринимался образованными европейцами как мифический город сказочных богатств, нечто вроде Атлантиды. Он был «открыт» в 1812 г. молодым англо-швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом (1784-1817) , который, притворившись мусульманином, вошел в город под предлогом принести жертву Аарону. Так и случилось, что Буркхардт стал первым европейцем, увидевшим через шесть веков фасад Сокровищницы.

Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?!

Не глаза слепнут у людей, а сердца, которые в груди [они не внемлют урокам прошлого в настоящем, не пытаются их понять. Вся их жизнь - это бег из ниоткуда в никуда по узкой тропинке стереотипов и личных интерпретаций, субъективных умозаключений].*

Св. Коран 22:46

Пе́тра (араб. البتراء‎‎) - древний город, столица Идумеи (Едома) , позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик.

Иорда́нское Хашими́тское Короле́вство или Иорда́ния - арабское государство на Ближнем востоке. Граничит с Сирией на севере, Ираком - на северо-востоке, с Саудовской Аравией - на востоке и юге, с Израилем и Палестиной - на западе. Иордания разделяет с Израилем и Палестиной береговые линии Мёртвого моря и Залива Акаба с Израилем, Саудовской Аравией и Египтом.

Около 90 % территории королевства занимают пустыни и полупустыни.

Самой известной достопримечательностью Иордании является , интересующий нас город Петра , расположенный в 262 километрах к югу от Аммана, и в 133 километрах к северу от Акабы в долине Вади Муса.

Древний город является собственностью бедуинов, которые занимаются на территории музея изготовлением и продажей сувениров, а так же предлагают совершить поездку на лошадях или верблюдах. На месте нынешнейПетры было первое укрепленное поселение, получившее название "Села " - "камень, скала ". Позднее это имя было переведено на греческий язык - Пéтра ("камень ").

Петра - столица Набатейского царства и один из красивейших и хорошо сохранившихся древних городов. Петра включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из новых чудес света. В древности Петра находился на торговом пути, соединявшем Ближний Восток, Аравию и Индию.

Историки полагают, что город построили набатеи - арабские племена кочевников, осевшие на этих землях в 3 тысячелетии до н.э. Внешний вид Петры во многом обязан греко-римской культуре, которую набатеи адаптировали под свои потребности. Начавшаяся с нескольких легко обороняемых пещер в скалах, Петра постепенно превратилась в неприступный город-крепость. Земли бывшего набатейского царства и Петра оказались совершенно забытыми на Западе.

Первым из европейцев нового времени Петру увидел и описал путешественник швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812 году.

Удивительно само местоположение Петры, а именно горы, которые в зависимости от времени суток меняют свой цвет от темно-красного, до розового и даже оранжевого.

Попасть в древний город не так просто, придётся преодолеть несколько километров пешком: сначала спускаться, а назад подниматься через ущелье Сик. С востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 80 м в высоту.

Вот описание этого пути, сделанное в 70-е годы: «Путь в город лежит через этот проход. Длина его составляет около 1,2 км, а ширина от 4 до 10 метров и более. Зрелище действительно незабываемое: с двух сторон нависают красноватые и коричневатые скалы высотой до 80 м; вверху синеет полоска неба, под ногами шуршит крупный гравий и песок, пахнет сыростью и плесенью. Римлянам не удавалось в течение нескольких лет взять Петру; ее жители, блокировав единственный узкий проход, ведущий в город-крепость, могли небольшими силами сдерживать целую армию…

Идешь по проходу - и справа, и слева над головой вот такие вот изрезанные, обглоданные камни красного цвета. В сезон дождей это ущелье превращается в стремительный бурный поток. Дорога украшена остатками от древней мостовой и наскальными барельефами, а по краям, словно перила, извивается водопроводный желоб, доставлявший воду в Петру.

Начало ущелья, через которое можно попасть в саму Петру

Уже приближаясь к выходу из ущелья, застываем в изумлении: в отверстие в темном коридоре, метрах в пятидесяти от его конца, отчетливо видно освещенное солнцем розовое здание с колоннами и изящным фронтоном. Еще несколько минут терпения и перед нами одна из монументальных гробниц Петры… Больше всего поражает то, что это - цельный каменный массив без каких бы то ни было достроек.

За поворотом открывается Эль Хазне - величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,- отсюда и происходит название храма (в переводе с арабского «сокровищница»).

Интерьер одной из «комнат» Эль Хазне.

Тут как раз очень хорошо видно, что всё это вырезалось в сплошном каменном массиве.

Обогнув скалу и дворец Эль-Хазне, Вы окажетесь в окружении сотен высеченных в скалах построек, храмов, гробниц, маленьких и крупных жилых построек, усыпальниц и праздничных залов, длинных лестниц, арок и мощеных улиц. Чуть ниже, огромный, вырубленный из камня римский амфитеатр, вмещавший когда-то более 4 тысяч зрителей.

Высоко в горах над городом есть священное место поклонения богам, откуда открывается потрясающая панорама Петры - амфитеатр, византийская церковь и усыпальницы царей, римские колоннады, мавзолей Аарона, и главный храм набатейцев - Казр аль-Бинт.

Вот перечень наиболее интересных из них: Эль-Хазне ("Казна", усыпальница одного из набатейских царей), Ад-Дейр ("Монастырь"), Сахридж ("Джинновы глыбы"), "Обелисковая гробница", "Площадь фасадов", священная гора Джебель Аль-Мадбах ("Гора жертвоприношений"), "Царские гробницы", Мугар Ан-Насара ("Пещеры христиан"), Театр, византийская церковь за руинами Нимфеума, Аль-Уззы Атаргатис ("храм Крылатых львов"), Каср Аль-Бинт ("Дворец дочери фараона", хотя фараоны, естественно, не имеют к этому сооружению ни малейшего отношения), и др.

В городе два археологических музея: старый (в горе Джебель Аль-Хабис) и новый, обладающие отменными коллекциями, а также множество памятников, отождествляемых с библейскими хрониками - сама долина Вади Муса ("Долина Моисея"), гора Джебель-Гарун (гора Аарона, на которой, по преданиям, умер первосвященник Аарон), источник Айн Муса ("Источник Моисея") и др.

Петру называли «разбойничьим гнездом», «кровавыми камнями», «проклятым местом», «городом злых духов», «городом-призраком», «городом кровавых алтарей» «город мертвых».

Территория Петры занимает большую площадь. От центра, где хорошо сохранились руины многочисленных зданий, уже не скальных, а выстроенных традиционным способом, из камня, она простирается на несколько километров.

Главная улица, протянувшаяся с востока на запад через весь город, была проложена во времена римского владычества. По обеим её сторонам тянется величественная колоннада. Западный конец улицы упирался в большой храм, а восточный заканчивался трёхпролетной триумфальной аркой.

Эд-Дейр - вырубленный в скале на вершине утёса монастырь - огромное здание шириной около 50 м и высотой более 45 м. Судя по вырезанным на стенах крестам, храм какое-то время служил христианской церковью.

Позже, после того, как исследователи раскопали пространство под монастырём, они обнаружили усыпальницу одного из набатейских царей.

Вот очень познавательное видео – программа канала National Geographic:

Останки этого «города мертвых» являются назиданием для нас, живущих после них. В Священном Коране, Всевышний в нескольких аятах говорит нам об уничтоженных народах и селениях:

Сколько же поселений Мы уничтожили вместе с их грешными, безбожными обитателями: [старые] дома развалились и опустели, колодцы [системы водоснабжения] стали никому не нужными и пришли в негодность, а [прочные] построенные [по последнему слову науки и техники] дворцы [если и остались стоять, то пустыми и безлюдными].*

Священный Коран, 22:45

У каждой из общностей людских - свой срок [ничто не вечно в этом мире, у всего (людей, народов, городов, государств, эпох, цивилизаций) есть земное начало и конец]. Если он наступает, то уже ничего не изменить (отсрочить его или ускорить невозможно).*

Священный Коран, 7:34

Разве ты не видел, что сделал Господь твой с ‘адитами?! [С их племенем] Ирам, имевшим [величественные] строения, опиравшиеся на колонны. Похожих на них [могущественных и сильных, умных] до того момента нигде не было.

Священный Коран 89:6-8

Разве они не видят [не знают], сколько цивилизаций было погублено Нами ранее! Поистине, они ведь не вернутся уже к ним [к ныне существующим]!*

Священный Коран 36:31

В заключение приведу слова мусульманского учёного-мудреца, у которого спросили:

«Почему мы слышим назидания, наставления, но не можем извлечь из них пользы, они не находят своего отражения в нашей жизни?

Мудрец ответил: «По пяти причинам:

Первая : Аллах наделил вас многими щедротами, даровал вам несчетное число благ, но вы утратили чувство благодарности пред Ним

Вторая : совершив прегрешение, вы перестали чувствовать страх пред Божьим гневом, вы перестали делами и словами просить о помиловании

Третья : вы не следуете тому, что знаете.

Четвертая : в вашем окружении есть праведные, благонравные люди, но вы и не думаете равняться на них.

И последняя : вы хороните умерших, провожаете в иной мир многих из ваших близких и знакомых, но не можете извлечь из этого поучительного урока»

Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин.С.292

О Аллах, наполни сердца наши робостью пред Твоим величием и могуществом. Пробуди в нас это чувство, которое проявится в слезах наших, что забьют в будущей жизни райскими источниками в высших степенях Фирдавса! Амин.

*С комментариями Ш. Аляутдинова

О Аллах, наполни сердца наши робостью пред Твоим величием и могуществом. Пробуди в нас это чувство, которое проявится в слезах наших, что забьют в будущей жизни райскими источниками в высших степенях Фирдавса! Амин.

При написании статьи использованы материалы:

Википедия

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

- И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»

Петра является главной достопримечательностью современной Иордании, это древний город и бывшая столица Идумеи или Едома, а позже, столица Набатейского царства. Останки города расположены на высоте почти километр над уровнем моря и 660 метров над долиной Арава, и расположенном в узком каньоне Сик. Проход в долину где собственно и расположен древний город, лежит сквозь ущелья, расположенные на южной и на северной сторонах горы, а с восточной и западной сторон, скалы образуют естественные стенки до 60 метров в высоту. Первым, после многих столетий одиночества в пустыне, город нашел в 1812 году Иоганн Людвиг Буркхардт из Швейцарии. В 2007 году город Петра стал одним из новых «Семи Чудес Света». Действительно - это одно из великих чудес, когда-либо сотворенных человеком и природой. Недалеко от города и над ним расположены могила Аарона и скальный храм Ад-Дэйр.

Как рассказывает нам история, город был центром на пути двух важнейших торговых путей: один из них соединял Дамаск с Красным морем, а другой - самую населенную провинцию Газа с Персидским заливом, который проходил вдоль побережья Средиземного моря. Эти дороги соединяли Индию, Китай и южные арабские страны с древним Египтом, Грецией, Сирией и Римом. Тут проходили караваны с тончайшим шелком, разными специями, драгоценными камнями. Колоны груженых верблюдов и сопровождающих их купцов, отправлявшимся от Персидского залива, навьюченным товарами, привезенными из заморских стран, неделями передвигались по суровой Аравийской пустыне, и когда они изнеможённые добрались до узкого каньона Сик, путешественники находили здесь воду, пищу и ночлег.

Веками древней столице торговля приносила неслыханные богатства. Но это было не вечно, до тех пор, пока римляне не открыли морские дороги, тогда сухопутная торговля пряными специями и китайского шелка сократилась до минимума и город постепенно опустел, затерявшись в пустынных песках и времени. Много сооружений города Петры высекались в разные эпохи и при нескольких собственниках города, в числе которых были идумеи (XVIII-II вв. до н.э.), набатеи (II в до н. э. - 106 год н. э.), римляне (106-395 года н.э.), позже арабы и византийцы. В XII столетии н.э. его владельцами были Крестоносцы.

Вход в город тянется через узкое ущелье длиной в один километр. Ворота Петры - это длинное и извилистое ущелье Сик. Петра расположена среди красных песчаников, которые хорошо подходят для строительства, что и позволило тогдашним жителям тех мест быстро соорудить помещения для проживания. С помощью терракотовых труб архитекторы Петры создали сложную систему водоснабжения и несмотря на засушливый климат, жители города никогда не нуждались в воде. По всему городу было размещено около двухсот резервуаров, собиравших и хранивших некоторое время дождевую воду. Помимо связи резервуаров, терракотовые трубы собирали воду изо всех источников в радиусе 25 километров. Самыми известными строениями в наши дни являются: Аль-Хазна что в переводе значит сокровищница или казна, там хранились драгоценности, золото и все ценное что было в городе и в итоге стало усыпальницей для одного из правителей города. Аль-Хазна является одним из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Аль-Хазну видно прямо со входа в скальный город. Массивный фасад в 30 метров шириной и 43 метров в высоту, высечен в цельной скале темно-розового цвета, все вокруг как будто сделано из кораллов, создает незабываемые впечатления. Строительство храма Эль-Хазна выполнено в бывшем русле реки. Для возведения данного сооружения, архитекторы изменили русло речки. В скале прорубили туннель, отводящий поток воды и построена серия плотин. Помимо этой известной постройки, существует очень много красочных строений разного назначения. Место жертвоприношения, римский амфитеатр на 3000 зрителей. Храмы, обелиски, колоннады, святые жертвенные алтари и величественный, знаменитый монастырь Ад-Дейр, к которому ведут 800 ступеней, вырубленных в скале.

В городе Петра есть два музея - Археологический музей Петры и Набатейский музей Петры. Экспонаты, которые можно здесь увидеть, это археологические находки с окрестностей Петры, они дают возможность лучше понять историю древнего города.

Список достопримечательностей и памятников Петры очень велик, потребуется несколько часов что бы все перечислить, всего насчитывается больше восемь сотен исторических объектов. Самые популярные и посещаемые: Сахридж («Джинновы глыбы»), Мугар Ан-Насара («Пещеры христиан»), священная гора Джебель Аль-Мадбах («Гора жертвоприношений»), византийская церковь за руинами Нимфеума, Каср Аль-Бинт («Дворец дочери фараона»), гора Джебель-Гарун (гора Аарона) и храм Ад-Дэйр.

Сегодня Петра это самое посещаемое место в Иордании. Местные торгаши продают сувениры и предлагают туристам покататься на верблюде.

Уже писал про это чудо, но тут нашел еще фото и материал. Собрал в кучу и выложил еще раз. Любуйтесь.

Около 2 500 лет назад в Иордании был построен красивейший город, наречённый Петрой.

Это была столица Набатейского царства, процветающего 200 лет и завоёванного римлянами, после чего город канул в лету.

Цивилизация исчезла, а сокровища набатеев найдены не были. Куда же они исчезли?

Сокровищница Петры

Набатеи построили загадочную Петру, и теперь туристы восхищённо замирают при встрече с городом в скале. Сведения о Набатейском государстве дошли через труды Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древнекитайских источниках о Великом Шёлковом Пути.

Но сведений о происхождении самих набатеев нет. Оставлены лишь догадки. Они могут быть потомками Измаила (у него был сын Набайот), сына Авраама, или потерянным Израилевым коленом со времён разрушения Первого Храма. А может, они — секта (набатеян, основавших после Потопа город Вавилон, или, по мнению Е.Блаватской, — мистическая каста, посвящённая богу Тайной Мудрости?

У ранних набатеев правил языческий культ. Главными божествами их пантеона были Душара и его женская параллель Аллат, мать всех богов. Финал надгробной надписи, дошедшей до нас, гласит: «и будет мавзолей этот священным и заповедным в соответствии с обычаем о священном и заповедном, которое посвящается Душаре и объявляется заповедным у набатеев и саламиев».

Во времена римского господства Аллат отождествлялась с Афиной, Венерой, Душара — с Зевсом и Дионисом. А позднегреческое повествование Епифания проводит аналогию рождества Христова и Душары, празднующихся в один и тот же день.

Будущее Набатейское государство охватило центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству. Во II веке до н.э. в истории набатеев происходит мощный скачок. В течение столетия этот народ из кочевого превращается в оседлый.

Набатеи прославились как искусные зодчие. Кроме того, они лучше других народов освоили ирригационную науку. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях.

Большинство жителей царства становились торговцами. Теперь они сами назначали цены, взимали пошлину. Своей столицей они сделали Петру, расположенную на пересечении трёх главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства.

Разговаривая на проарабском языке, набатеи создают письменность на арамейском, которая позже значительно повлияет на арабскую. Сами набатеи к концу царства переходят на греческий язык.

Царствующих поначалу шейхов сменяют цари, которые стремятся к полной обожествлённой власти. Арета IV титулует себя как «тот, кто возлюбил свой народ». Набатейская элита роднится с иудейской. Мать царя Ирода — набатейская царица.

Столица царства Петра была ключевым транзитным узлом, в котором сходились все караванные пути древнего мира. Египтяне везли свой товар в Римскую империю и Аравию. Аравийцы распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше выше золота.

Набатейский город был не просто караван-сараем на пути купцов. Он исполнял роль биржи. Многие купцы не решались идти дальше через пустыни и сдавали товар жителям Петры, а те потом его продавали. Здесь ходили монеты собственной чеканки.

Двести лет расцветала Набатея. В 106 году н.э. наступает конец независимого государства. Нелёгкой победы добился римский император Троян. С IV века н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно исчезает в Средневековье.

Только бедуины имеют право проживать в Петре

Тайна священного грааля

Уже полтора года в жаркой Иордании, в старинном городе Петра работает экспедиция российских археологов. Наши специалисты исследуют подземелья легендарного города. Именно в них, согласно некоторым источникам, могут скрываться несметные богатства набатеев.

Город построен на высоком архитектурном уровне: вызывает восхищение мастерство древних инженеров, которые сумели выдолбить в песчаных скалах пещеры так, чтобы они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сих пор не верят, что Петру вообще могли построить люди. Им непонятно, какие методы были использованы набатеями-кочевниками при таком высокотехнологичном строительстве. Город был построен очень быстро и также быстро заселился. Его расцвет пришёлся на I век до нашей эры, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова.

В скалах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Почти везде есть места для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтобы удобнее было стоять, а напротив — иконы. Имеется грандиозный амфитеатр, вмещающий около 3 000 человек и служивший местом для пышных похорон.

По одной из версий, в Петре хранится часть сокровищ фараонов. По другой — там спрятано духовное сокровище — священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Историки утверждают, что набатеи и сами вполне могли накопить достаточно золота и драгоценностей.

Сегодня основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или иной ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая товары из золота, серебра, драгоценных камней.

В городе то тут, то там откапывают небольшие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно купить украшения — браслеты, ожерелья — со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ.

Город мертвых

Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.

Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все попытки, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако учёный предположил, что их давно разграбили. Той же версии придерживается и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.

Королевские гробницы в Петре

Иорданские же гиды утверждают, что наследие великих набатеев никуда не делось из Петры. Они говорят о том, что под видимой частью города есть целый комплекс пещер, в котором как раз и спрятана казна набатеев.

К настоящему времени учёные исследовали лишь малую часть каменного города. Раскопаны те здания, что находятся близко от поверхности земли. Только недавно, буквально в последние годы, археологи начали пробираться вглубь. И сразу же были вознаграждены: заложив раскоп перед Аль Хазне, учёные нашли неизвестные до сих пор захоронения. Похоже, Петра лишь сейчас начинает открывать свои главные тайны.

Пещеры Петры

Люди все еще живут в пещерах Петры

Монастырь в Петре, Иордания

Петра ночью

Проход в долину возможен через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. В 2007 году Петра был признан одним из новых семи «чудес света».

В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которого свидетельствуют о его славном прошлом. Когда туристы проходят по прохладному каньону Сик длиной в километр, за поворотом им открывается Сокровищница — величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы.

Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название «Сокровищница».

Каньон постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза,— это выдолбленные в скалах склепы. Колоннада и амфитеатр свидетельствуют о присутствии римлян в городе в первом и втором веках. Бедуины предлагают уставшим туристам проехаться на верблюде, продают сувениры и поят свои стада коз у городских источников, воды которых утоляют жажду людей и животных.

Оригинальный город на скалах упоминается еще в сказаниях древности, в речах мудрецов и даже в Библии. В этом месте Моисей призвал воду из скалы, поэтому небольшая местная речка до сих пор носит его имя - Вади Муса, то есть «река Моисея». Загадками и уникальными событиями полнится город Петра в Иордании. Он относится к новым чудесам света, поэтому сегодня удостаивается нашего внимания.

Из истории

В городе Петра Иордания историю не просто творила, а наполняла божественным смыслом. Современное месторасположение Петры - близ курорта Акабу, который находится возле Мертвого моря. Именно здесь некогда пролегал «путь благовоний». Город расположен на месте древнего Эдомского государства, который, согласно историческим сведениям, был противником Израиля. Город Села, что в переводе означает «камень», - это первое поселение на месте нынешнего поселения. Впоследствии «камень» был переведен в «Петра». Город-скала - говорящее название, не правда ли?

В III-IV тысячелетии до нашей эры в местности решили обосноваться арабы-кочевники из набатеев. Они стали вести оседлый образ жизни, сделав Петру своей укрепленной столицей. В городе были всего одни ворота, которые просматривались насквозь. Это действительно спасало набатеев от набегов. Даже армия Римской империи не смогла взять народ в плен. Набатеи сами присоединились к римлянам в первом веке нашей эры.

После того, как кочевники осели в скалах, началась лучшая эпоха для их царства. Петра в это время стала городом, значимым в политическом плане. Она стала широко известна. Петра превратилась в искусственный оазис, где строго контролировалось поступление воды. Бывало, что столицу Набатейского царства затапливало ливнями, но местное население применяло систему акведуков, дамб и цистерн, благодаря чему не только обеспечивало себя пресной водой, но и поставляла ее на продажу.

Скальный город Петра в Иордании предопределял определенный образ жизни населявших его людей. На отвесных скалах сложно строить дома, выращивать скот и заниматься земледелием. Благодаря ухищрениям архитекторов город Петра стал прекрасным памятником римского зодчества в суровых условиях. В IV веке сооружения сильно пострадали, населению пришлось покинуть свои жилища. С тех пор там останавливались только кочевые племена.

Следом за падением Набатейского царства прекратила свое существование Римская империя. В XVI веке невозможно было отыскать ни одного жителя в этой безжизненной пустыней. О городе Петра в Иордании ходили легенды.

Столицу набатеев открыл швейцарский ученый И.Л. Буркхардт в 1812 году. Ему пришлось одеться купцом, чтобы выведать у местных отшельников место, где находится город Петра. Иордания, история которой полна трагических сражений, населена людьми скрытными. Вот и Буркхардту лишь по случайности удалось узнать, как добраться к Вади-Мусе и увидеть руины Петра.

Архитектура

Сооружения города Петра, выдолбленные в скале, относятся к трем периодам мировой истории:

1. идумейский (XVIII—II века до н.э.);

2. набатейский (II век до нашей эры — 106 год до н.э.);

3. римский (106—395 года н.э.).

В Средневековье в городе жилы тевтонцы, рыцари-крестоносцы, но всё, что они оставили после себя, было разрушено временем. Только скалы выдержали напор ветра, солнца и землетрясений.

Территория города Петра не изучена на 100%, загадкой остается 85% построек. Нас ждет еще множество удивительных открытий, особенно, учитывая то, что изученная площадь включает более 800 памятников архитектуры.

Как выглядит город Петра

С самого начала пути туриста преследуют сложности. Узкое ущелье под названием «Сик», сквозь которое можно попасть в город, заключено в высокие отвесные скалы. Солнечные лучи не касаются дна, поэтому дорогу придется осилить в темноте. Порой ширина прохода сужается до 4-5 метров. Постепенно светлеет, становятся различимы каменные статуи по бокам прохода, высеченные надписи и ниши. Этот проход образован самой природой - ущелье образовалось в результате древних сдвигов тектонических плит.

Когда вы закончите путь по ущелью, солнце ослепит глаза своим непривычно ярким светом. Первое, что видит всяк сюда входящий, - здание Эль-Хазне, или Сокровищница Фараонов. Это местное святилище, которое одновременно является храмом и мавзолеем. Датой постройки называется II век нашей эры. Зачем набатеем было необходимо это здание, история умалчивает. Лишь некоторые ученые считают, что Сокровищница Фараонов - древний языческий храм богини Исиды. Но мы с вами можем полюбоваться на труд древних камнетесов, сумевших создать из скалы прекрасный храм.

Процесс превращения камня в здание остается для ученых главной загадкой. С точки зрения современного строительства не представляется возможным создать высокое здание без применения специальных лесов. Но в скалистой местности не найти деревьев для сооружения вспомогательных площадок. Предположительно, камнетесам приходилось забираться на самый верх скалы без страховки, только с помощью рук, и долбить стену оттуда. Как удалось создать такое симметричное и изящное здание без применения кирпича и досок - также доподлинно неизвестно.

Эль-Хазне закрывает собой вид на старый город на скалах. Огибая храм, мы видим большое количество каменных домов различного предназначения, рынков, управленческих зданий. Римское влияние ясно чувствуется в обрамлении улицы-проспекта колоннами. Более крупные здания имеют свое предназначение. Например, Эд-Дейр - монастырь, которым венчается одна из вершин скал. Сооружение огромное - 50х50 м. Когда-то здесь находилась христианская церковь.

Другое больше и величественное здание - римский дворец. Трехэтажное здание называют также Дворцовой усыпальницей. Рядом с ней расположены другие сооружения ритуальной направленности. Удивительное ощущение испытывает турист, который пытается представить громадную временную пропасть между ним и началом постройки сооружений. Здания сохранились практически в первозданном виде, потому что камень скал чрезвычайно крепок.

В городе Петра в Иордании, история которой зиждется не только на религиозном культе, находятся не только святилища. Здесь можно увидеть обычные хозяйственные постройки, могильники и прочие помещения. Скальные жилища перемежаются храмами. Живописный Каср аль-бинт - храм, посвященный Великой матери-богине.

Туристам предлагают купить подробную карту и самостоятельно изучить окрестности. Кроме обозначенных нами зданий можно увидеть театр, церковь, Храм Крылатых Львов, настоящую римскую столовую и многое другое. Территория объекта составляет несколько километров.

Старинный театр Петры вмещает 6000 посетителей. Он также полностью состоит из скалы и находится в центре города. С зрительских рядов можно увидеть могильники и главные гробницы. Время постройки датируется первым веком нашей эры, то есть тогда же, когда в Петре возник ль-Дейр.

Недалеко от Эль-Дейра располагается Джебель-Харун. Это красивая усыпальница Аарона, увенчанная белоснежной мечетью. Аарон - брат Моисея, в честь него и было возведено сооружение во время царствования Султана Мамлюка.

Собор, обнаруженный в 90-х годах американскими археологами, - здание, обширно украшенное мозаикой. Здесь в древние времена хранились документы, написанные на листах папируса и имеющие важную ценность для города в VI веке. Все документы хранились в частном архиве вместе с семейными документами. Убранство собора восхищает. Неф и алтарь собраны из небольших мраморных плиток разных цветов. Все арки покрыты мозаичными узорами.

Что особенного

Петра насчитывает более ста скальных построек. На фасадах, можно сказать, высечена вся история строительства города. Здесь по соседству находятся грубые неотесанные помещения и изысканные античные храмы.

Не забывайте, что набатеи были всего лишь кочевниками, а эти племена не отличаются стремление оставить после себя память на долгие века. Удивительная архитектура этого народа - исключительно плод фантазии вечного путешественника, гонимого страхом в скалы, туда, где враги не смогут достать и разорить племя.

Город Петра в Иордании, долгое время принадлежавший замкнутому племени набатеев, отличается самобытностью. Его внешний вид оригинален и не похож ни на один другой город во всем мире. Необыкновенный город, вырезанный в скале, постоянно привлекает туристов, которые интересуются городом Петра, Иорданией, историей и архитектурой.

Любопытный факт: Петру иногда называют «городом роз». Это пошло из-за скалы специфического красного оттенка.

В 1985 году Петра попала под охрану ЮНЕСКО как важнейший элемент культурного наследия человечества, а в 2007 году Петре было присвоено звание нового чуда света.

Компания сайт предлагает своим клиентам посетить лучшие места мира. Для вас у нас есть курорты России, европейские страны и азиатские пляжи. Выбирайте более чем из 200 стран, билеты на рейсы до которых легко найти на нашем сайте по самым низким ценам. Советуем также отдохнуть в безвизовых странах. Все бумажные хлопоты турфирма возьмет на себя.

Путешествуйте самостоятельно по низким ценам на билеты и гостиницы вместе с сайт. Делитесь впечатлениями и фотографиями в блоге нашего сайта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.