Как добраться из таллина до сааремаа. Обзорная прибалтийская петля - эстония (остров сааремаа)

В августе 41-го. Путешествие на остров Сааремаа

Остров Сааремаа в современной России известен не многим. А между тем исторически он сыграл для нашей страны очень важную роль в обеих мировых войнах XX века. Роль, увы, необоснованно забытую в летописях и исторических учебниках великой державы… В канун 76-летия первых бомбардировок Берлина мы отправились за рулем нового Skoda Kodiaq на Сааремаа, чтобы найти то самое место, откуда в августе 41-го советские летчики провели самую дерзкую и отчаянную операцию первого года великой войны

текст: Владимир Маккавеев / фото: автора и Skoda / 04.08.2017

Как добраться до острова Сааремаа

Чтобы на машине добраться из России до острова Сааремаа (или о. Эзель, как его именовали прежде), нужно преодолеть российско-эстонскую границу и пересечь практически всю прибалтийскую страну. Именно граница в большинстве случаев служит определяющим фактором при планировании маршрута в Эстонию. Переходов не так много, однако подъезды к ним заставляют задуматься... Если ехать из СанктПетербурга, то кратчайший путь лежит через Ивангород и Нарву и далее - вдоль балтийского побережья на Таллин. Однако нарвский переход сегодня сильно загружен, здесь можно простоять много часов, поэтому некоторые питерцы предпочитают делать крюк и въезжать в Эстонию через один из свободных в будние дни псковских КПП. При старте из Москвы псковский вариант тем более оптимален, но тут возникает другой вопрос: как лучше добраться до Пскова - по «ленинградке» или «новой Риге». Прежде этот вопрос не стоял: скоростное Новорижское шоссе однозначно делало южный маршрут быстрее северного. Однако в этом году глобальная перекладка дорог в окрестностях Великих Лук, бесконечные ремонты вдоль границы с Латвией и новые скоростные участки платной трассы М11 практически уравняли по времени и трудозатратам два этих маршрута.

От псковского КПП «Шумил кино» до Виртсу, откуда отправляется паром на острова Моонзундского архипелага, остается проехать всего 300 км, но с учетом провинциальных эстонских дорог и ограничений скорости этот путь растянется минимум на четыре часа, а то и больше, поскольку в нескольких километрах от Виртсу вас ждет еще один масштабный дорожный ремонт с реверсивным движением. Этой вынужденной остановкой можно воспользоваться, чтобы купить с телефона или планшета электронный билет на паром до Куйвасту. Операция нехитрая, однако позволит существенно сэкономить время на стоянии в очередях в кассу и на погрузку. Счастливые владельцы электронных билетов проезжают без очереди и по отдельным полосам. Распечатывать билет не нужно, система сама считывает номер автомобиля. В случае же опоздания электронный билет автоматически пролонгируется на следующий паром, которые ходят с интервалами в среднем от 40 минут до часа.

Паромная переправа на остров Муху занимает около 25 минут. За это время можно сытно перекусить в весьма приличном кафе на средней палубе или полюбоваться видами Моонзундского пролива - того самого, где осенью 1917 года принял свой последний бой Русский императорский флот.

МООНЗУНД

яния России и Германии в Первой мировой войне были ожесточенные бои на Балтике. К чести пережившего позор Цусимы русского флота, с 1914 по 1917 г. кайзеровским линкорам так и не удалось полностью утвердиться на Балтике. Это стало возможным благодаря мудрым действиям командующего Балтфлотом вицеадмирала фон Эссена и батареям мыса Церель на острове Эзель. Драматические события, которые разворачивались в этих местах, позднее были описаны в романе Валентина Пикуля «Моонзунд» и экранизированы в одноименном советском фильме с Олегом Меньшиковым, Евгением Евстигнеевым, Николаем Караченцовым и Валерием Гостюхиным в главных ролях. Полуостров Сворбе с мысом Церель, глубоко выдающимся в Ирбенский пролив, стал ключевой русской позицией в обороне Рижского залива. Здесь среди заросших травой песчаных дюн и сегодня стоят бетонные основания орудий знаменитой 43-й батареи, которой командовал старший лейтенант Бартенев, ставший прообразом пикулевского старлея Артеньева.

Своей кульминации бои за архипелаг достигли в октябре 1917-го.

Развязка наступила 16 октября в проливе Моонзунд: немцы прорвались в вожделенный Рижский залив, но, несмотря на поражение, второй Цусимой Моонзундское сражение для России не стало, скорее наоборот.

По итогам операции немецкий флот занял Рижский залив и Моонзундский архипелаг, но это стоило ему девяти потопленных кораблей и фактической утраты боевых возможностей на целый год, в то время как российский флот потерял лишь два корабля. Одним из них, правда, оказался эскадренный броненосец «Слава», затопленный в фарватере Моонзунда, всего в полутора километрах южнее маршрута парома, который везет наш Kodiaq на остров Муху.

Броненосец «Слава» был затоплен в Моонзунде всего в 1,5 км от того места, где проходит паром. В 1930-х гг. эстонцы разобрали «Славу» на металлолом

Муху, третий по величине из островов Моонзундского архипелага, на машине пересекается минут за 15–20. Но если есть желание полюбопытствовать и окунуться в быт и историю острова, можно по дороге заглянуть в музей под открытым небом - старинную эстонскую деревню Когува.

Погрузка и разгрузка парома занимает считанные минуты

2,5-километровая дамба соединяет Муху с Сааремаа - самым крупным островом Моонзунда. На то, чтобы объехать и осмотреть лишь основные достопримечательности Эзеля - метеоритный кратер Каали, старинный мельничный комплекс Англа, высокие скалы полуострова Панга и, конечно же, русские батареи на мысе Церель - потребуется по меньшей мере несколько дней. Не говоря уже о самой столице острова - словно сошедшем со страниц американских романов XIX века удивительно милом городке Курессааре с его средневековым замком, в донжоне которого размещается музей советской оккупации. Но нас сегодня больше интересуют не туристические достопримечательности Сааремаа, а забытый всеми полевой аэродром в 10 км к северо-западу от Курессааре…

«МОЕ МЕСТО - БЕРЛИН...»

После падения батарей Цереля русские, вернее, теперь уже советские войска вернулись на Сааремаа лишь незадолго до начала Второй мировой войны, накануне присоединения Эстонии к СССР. На Цереле начали возведение новых батарей, а на окраине деревушки Когула был построен полевой аэродром «Кагул» (как именовали его в советских военных документах), которому в конце лета 1941-го суждено было вписать одну из самых славных страниц в безрадостную историю первого года Великой Отечественной войны...

Остров Сааремаа - достопримечательности

Величественный замок Курессааре

Еще в конце огненного июля 1941-го нарком ВМФ адмирал Кузнецов неожиданно доложил Сталину о возможности осуществить с острова Эзель бомбардировку Берлина. От Сааремаа (который к тому моменту оказался уже в глубоком тылу вермахта, но все еще не был занят немцами) до столицы Германии по прямой через Балтику было всего 850 км, что теоретически позволяло бомбардировщикам ДБ-3 долететь до Берлина и вернуться назад. На фоне краха Красной армии идея бомбардировки Берлина в августе 41-го выглядела фантастической и привела Сталина в восторг. На Сааремаа срочно перебросили 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Балтфлота полковника Преображенского: спешили, поскольку немцы могли со дня на день вспомнить про опрометчиво забытый ими у себя в тылу остров.

Деревянные домики столицы Сааремаа словно сошли со страниц романов XIX века

Вечером 7 августа 11 ДБ-3, натужно разогнавшись по грунтовой полосе «Кагула», поднялись в балтийское небо и устремились на запад - навтречу закатному солнцу. Часть из них сбились с курса, отбомбившись в итоге по Кенигсбергу и Кольбергу: слишком сложной была навигация в темном как смоль балтийском небе. Но четыре ДБ-3 группы полковника Преображенского (ведомые: капитаны Гречишников, Плоткин и лейтенант Дашковский) к 1:30 ночи вышли к предместьям Берлина и с высоты 5500 метров обрушили на беззаботно освещенную столицу вермахта первое в истории Отечественной войны оружие возмездия. «Мое место Берлин! Задание выполнил. Возвращаюсь!» - через несколько минут передал на базу стрелок-радист Преображенского Владимир Кротенко. Все 11 самолетов действительно благополучно вернулись. А утром ошарашенные немцы объявили по радио, что «до 150 британских самолетов пытались ночью бомбить Берлин». Но это было только начало... За месяц, с 7 августа по 5 сентября 1941-го, пока части вермахта рвались к Москве, летчики КБФ совершили с Сааремаа девять налетов на Берлин. Выполнив в общей сложности 88 боевых вылетов, они сбросили на столицу рейха 620 (21 тонну) бомб. Пятерым летчикам полка во главе с Преображенским и пятерым пилотам дальней авиации Ленинградского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза...

Церковь, где в августе 41-го размещался КП Преображенского

Так почему же героическая эпопея бомбардировок Берлина с острова Эзель в августе-сентябре 1941-го оказалась столь несправедливо забытой советскими историками? Официального ответа на этот вопрос нет до сих пор. Но, думается, ключевую роль в этом сыграли два трагических факта. Первый из них полностью на совести «отца народов»: почувствовав вкус первой победы, Сталин стал требовать, чтобы бомбардировщики вылетали на Берлин, имея под фюзеляжем вместо 750 кг минимум по тонне бомб. ДБ-3 с изношенными моторами, да еще и с грунтовых полос «Кагула» и соседнего аэродрома «Астэ» поднять такой вес были не в состоянии. Но Сталин, как известно, лучше всех разбиравшийся в авиации, отправил на Сааремаа главного испытателя ВВС Владимира Коккинаки с категорическим приказом «заставить моряков взлетать с тонной под брюхом». Результат: два разбитых при попытке взлета самолета и сгоревший экипаж - таких потерь за один день полк Преображенского не нес даже в небе над Берлином. Неудивительно, что о героической эпопее Сааремаа после войны в СССР предпочитали не вспоминать. Тем более что часть летного и технического состава аэродрома не смогли даже вывезти с острова: к середине сентября на Эзеле не осталось ни самолетов, ни топлива. Судьба оставшихся на Сааремаа неизвестна до сих пор. 4 октября 1941 г. с Эзеля пришла последняя радиограмма: «Радиовахту закрываю, иду в бой, последний бой... Прощайте, прощайте». В 16:10 связь с героическим гарнизоном острова прекратилась навсегда.

Полковник Преображенский и его штурман капитан Хохлов

Флагманский штурман полка капитан Хохлов в своем ДБ-3

ЭПИЛОГ

Вопреки ожиданиям, найти тот самый полевой аэродром «Кагул» оказалось не так уж сложно. Помогла сохранившаяся на кромке леса бетонированная послевоенная взлетная полоса советской реактивной авиации. Но от самого полевого аэродрома 1941 года, ВПП которого располагалась на этом же поле чуть левее, конечно же, ничего не осталось. Разве что стоявшая на краю «взлетки» старая церковь, в которой в августе 1941-го размещался КП Преображенского. Именно тогда с храма сняли купол, чтобы бомбардировщики на задевали его при взлете и посадке. До развала СССР в память о героических событиях 1941-го на этом поле хотя бы стояла памятная бетонная плита. Но после обретения независимости эстонцы сломали ее и оттащили куда-то в лес. Местные жители признавались, что натыкались на нее пару раз, но так и не смогли вспомнить, где именно... Единственный памятник героическим летчикам, летавшим с Сааремаа бомбить Берлин в августе 41-го, нам удалось отыскать на кладбище Когула, где в братской могиле захоронены несколько экипажей, разбившихся при взлетах и посадках. В числе прочих на сером камне зачится и фамилия лейтенанта Николая Дашковского - командира одного четырех экипажей, сбросивших в ночь на 8 августа 1941-го первые бомбы на Берлин. Возвращаясь из очередного полета, его ДБ-3 совсем чуть-чуть недотянул до полосы «Кагула»: кончилось топливо...

Калькулятор путешествия

Транспорт и проживание
Виза, евро 60
Стоимость отеля (2-меcтный номер), евро от 50
Средний счет в ресторане, евро 30
Дорога
Общее время в пути, ч 18:16
Протяженность маршрута, км 1159
Средний расход топлива, л/100 км 11,8
Стоимость топлива, руб./евро 40/1,1
Стоимость парома, евро от 8,4 + 3 евро с человека
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130/110
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,35/0,2

Нашей главной целью в этой поездке был остров Сааремаа. Самый большой густонаселенный из множества островов Эстонии. Хотя слово густонаселенный в данном случае может ввести читателя в заблуждения. Можно подумать, что тут проживают десятки или сотни тысяч жителей. На самом деле на острове постоянно живет около 30 тысяч человек.

Как добраться до островов Муху и Сааремаа

Когда мы только планировали поездку, мне казалось, что по прибытии мы попадем почти на необитаемый остров с редкими жилищами и дикими местами. Отчасти я не ошибся. Но лишь отчасти. На самом деле Сааремаа вполне цивилизованное место с развитой инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. Достаточно сказать, что на острове есть свой аэропорт, куда организованы регулярные рейсы авиакомпании Transaviabaltika. Это, конечно, не огромные лайнеры, а небольшие 19-местные джеты Jetstream-3200 и тем не менее.

Купить билеты на самолет из Таллина на Сааремаа и обратно можно непосредственно на сайте авиакомпании .

Настоящей же гордостью островитян считаются паромы. Эти на вид не гигантские корабли за один рейс перевозят, кажется, все население Эстонии вместе со всеми автобусами и грузовиками. Еще полностью не причалив к берегу, этот “катер” подобно киту разевает свою гигантскую пасть и прикоснувшись к берегу, словно насекомых выпускает на берег “крохотные” двадцатитонные фуры, легковушки и лилипутов-пассажиров.

Справедливости ради, надо сказать, что паром курсирует не между материком и островом Сааремаа, а между материковой частью Эстонии и островом Муху. В свою очередь Муху соединен с Сааремаа мостом или лучше сказать перешейком.

Про острова Эстонии

Эстонию можно смело назвать островным государством, хотя звучит это весьма непривычно. В акватории Балтийского моря 1521 остров принадлежит Эстонии. Самый большой и густонаселенный – Сааремаа, о котором пойдет речь дальше. Его площадь составляет 2 673 кв. км, а население около 33 тысяч человек. Самый маленький остров – Саарнаки – всего около 15 кв.км., жителей на нем нет вовсе. На самом маленьком обитаемом острове Хейнлайд площадью чуть больше 15 кв. км. постоянно проживает всего 48 человек. Есть еще остров Вохилайд. Примечателен он тем, что здесь проживает аж 7 человек. Большинство островов расположены на расстоянии короткой поездки на пароме от западного побережья страны. Катера и небольшие паромы также курсируют между островами. Самые посещаемые туристами острова: Сааремаа, Хийумаа, Кихну, Рухну и Вормси. Мы в течение своей поездки жили на острове Сааремаа и сделали небольшую вылазку на остров Муху.

Сааремаа

Про сам остров стоит написать несколько слов, ибо Саарема не просто часть государства Эстония, а ее особенная часть. Особенная не только потому, что это островная территория – островитяне (саарамчане) считают себя если не отдельным государством, то во всяком случае особой частью Эстонии с особым статусом. Местные даже говорят на особом эстонском диалекте. Русскоговорящих здесь встретишь редко как, кстати, и англоговорящих.

В своей истории, остров не единожды менял “хозяев” – шведы, русские, эстонцы… Кстати, островитяне очень веселятся, когда туристы пытаются выговорить название острова так, как оно пишется, то есть растягивая гласную “а”. На самом деле название произносится просто “сарэма” или даже чаще “сарэм”. На Сааремаа есть есть один город, который считается столицей или точнее областным центром – Курессааре.

Остров изобилует различными достопримечательностями, главной из которых считается Епископский замок в Курессааре. Однако, кроме замка, на острове есть что посмотреть – одних только средневековых церквей здесь сохранилось едва ли не больше, чем в любом другом регионе Эстонии, и каждая из них весьма интересна. В том же Пёйде церковь поражает своей массивностью - это почти что маленький замок. А еще здесь можно увидеть мельницы, которые собраны в одном месте в музее в Англа или разбросаны по острову и маяки, расположенные в разных концах Сааремаа. Но обо всем этом подробно будет рассказано в следующих статьях.

Как путешествовать по острову

Планируя путешествие по эстонским островам, помните, что только на осмотр Сааремаа уйдет не один день, поэтому рассчитывать на то, что за обычный отпуск вы успеете посмотреть хотя бы даже самые популярные, не стоит.

Лучший способ передвигаться по острову – на собственной или арендованной машине. Более экстремально на велосипеде или байке. Наименее удобно, хотя и возможно – на автобусе. Дороги на Сааремаа в основном асфальтированные и вполне приличного качества, есть грунтовки, но и по ним можно без труда и опасений передвигаться на обычном легковом авто.

Если будете путешествовать по острову на машине, то стоит помнить, что заправок здесь совсем немного и большинство сосредоточено в Курессааре, АЗС также можно найти на севере и в восточной части острова и, пожалуй, все… При этом некоторые места на острове кажутся совершенно необитаемыми, встретить здесь живого человека кажется большой удачей. Так что за уровнем топлива стоит следить тщательно.

Где взять машину в аренду на острове Сааремаа

На острове есть всего один пункт проката, который находится в аэропорту Курессааре. Здесь можно подобрать или нужный автомобиль.

Где остановиться на острове Сааремаа

Для начала расскажу, где мы остановились мы во время путешествия по Эстонии. Хотелось тихое место с минимумом людей в округе и желательно на берегу моря. Ну и по демократичной цене, конечно. В результате мы нашли гостевой дом, точнее комплекс домов

Я читала давно и наметила себе этот остров для посещения. Но до последнего не включала его в свой маршрут из-за того, что не представляла себе, как можно туда попасть. Все-таки от материковой части Эстонии он отделен километрами воды. Но дело мастера боится! Стоило изучить массу сайтов, как все стало легким и понятным, поделюсь и с вами этой информацией.

Из Таллина в Сааремаа на машине

Вариант с автомобилем может получиться довольно затратным. Только на бензин для прохождения 225 км нужно будет выделить 28 евро. Аренда автомобиля в сутки обходится от 30 евро и выше, можете посмотреть цены и забронировать его или поискать подобный сайт самостоятельно. Дальше стоянки. В большинстве они являются платными, примерно 1-2 евро за час. Чтобы оставить на них свой автомобиль, придется еще купить специальные часы для парковки. Ну а дороги в Эстонии добротные, ровные и до сих пор бесплатные. :) Обычно машина в путешествии – это удобство, чувство свободы и экономия времени. В этом же случае автобус может доставить вас быстрее, так как нужно еще время на то, чтобы переправиться на остров Сааремаа. Видимо, автобусное расписание подстроено под рейсы корабликов.

Паромная переправа из Виртсу до острова Муху

На самом деле, пролив, который нужно пересечь, не такой уж широкий, всего 7 км. Но по времени это занимает почти полчаса. Паромы ходят с семи утра до десяти вечера с разрывом 1 час 15 минут (в среднем). Сильно долго ждать без дела не придется, ведь нужно еще купить билеты и совершить погрузку (заехать на паром на машине, вместе с пассажирами). Служащие объяснят, как это сделать и куда стать, переживать не стоит. На пароме есть и кафе, но за время в пути вы вряд ли успеете полноценно пообедать. Перед прибытием заранее нужно еще подготовиться к высадке, то есть усесться в машину обратно.

От острова Муху, куда вы прибудете, нужно продолжать ехать по шоссе №10 через дамбу до Сааремаа, это займет примерно час.

Покупка билетов

Сайт tuulelaevad на котором раньше можно было купить билеты, и который часто советуют путешественники на форумах, уже не работает. Теперь можно оплатить проезд в кассе или терминале прямо в порту. Или же зайти на этот сайт и купить билеты в интернете.

Сколько стоит

Для разных транспортных средств цены отличаются.

  • Легковая машина – 8,40 евро.
  • Пассажир – 3 евро.

К примеру, если вас двое, заплатить нужно 14,40 евро.

Из Таллина в Сааремаа на самолете

Эстонская авиакомпания Airlink совершает регулярные перелеты между аэропортом Таллина им. Леннарта Мэри и аэропортом Курессааре, который находится на Сааремаа. По будним дням есть два рейса: в 08:35 и 18:35, в субботу – только в 10:50, в воскресенье – в 18:35. Лететь не долго, всего лишь 40 мин, это самый быстрый способ добраться до Сааремаа.

Покупка билетов

Билеты на самолет продаются максимум за 12 месяцев до даты вылета. Их можно купить в кассах аэропорта, или на сайте.

Сколько стоит

Взрослый билет, включающий в стоимость 15 кг багажа и 5 кг ручной клади, обходится в 26 евро на одного человека.

Из Таллина в Сааремаа на автобусе

Оказывается, автобусы тоже умею плавать… Только на пароме. А если серьезно, то садиться нужно в , а выходить – уже в Курессааре, главном городе острова Сааремаа. Рейсы организованы таким образом, чтобы пассажиры ни за что не отвечали и не переживали. Автобус заезжает на паром, а после переправы дальше везет вас по твердой земле. Такими перевозками занимаются разные компании, с восьми утра и до десяти вечера бывает до 12 рейсов, смотря какой день недели. Сервис у разных перевозчиков отличается, где-то есть вайфай и все, где-то еще и мультимедийные системы, туалет и кондиционер. При покупке билета онлайн услуги в автобусе показаны слева вверху. Автобусы отправляются от автовокзала Таллина (на Lastekodu 46) и через 4 часа прибывают на автовокзал Курессааре.

Вообще-то, на территории острова есть еще несколько остановок, где тоже можно выйти, не доезжая до Курессааре.

Покупка билетов

Все билеты на этом маршруте можно купить онлайн . На некоторых рейсах билеты продаются также в кассе автовокзала, а вот компания Lux Express имеет свои точки продаж, которые легко найти по указателям в том же здании вокзала. Советую не затягивать до последнего с покупкой и не надеяться на оплату у водителя, так как не на всех рейсах это возможно.

Сколько стоит

Полный взрослый билет стоит 12-16 евро, смотря какой перевозчик. Примерно за месяц до выезда можно купить дешевые билеты у Люкс Экспресс, всего по 5 евро. По таким ценам продается первых 5 билетов на каждом рейсе, а желающих много.

Выводы

Самолет – это, конечно, заманчиво, но мой багаж весил больше 15 кг, а доплачивать не хотелось. Поезда до Сааремаа не ходят, поэтому я выбрала автобус. Конечно же, я успела купить билеты по 5 евро, а как же! Поездка вышла комфортной, вовсе не утомительной и очень интересной.

Сааремаа - это место, куда летом приезжают туристы, чтобы побродить в тишине и покое по пустынным и живописным полям острова, насладиться умиротворенными пейзажами каменных домиков с соломенными крышами, попивая домашнее пиво, в то время как на других курортах Европы некуда ступить от толчеи.

Кстати. Как и другие островные государства - Сааремаа имеет большой список захватчиков, куда входят Швеция, Россия, Дания и Германия. Многообразие некогда господствующих народов сформировало самобытную и ни на что непохожую культуру острова.

Если прогуляться по местным деревенькам, можно потерять ощущение времени, поскольку многие дома сохранили архитектуру прошлых веков и стоят до сих пор нетронутые. В столице и единственном городе острова - Курессааре находится замок Епископа, который сохранился почти в первозданном виде с XIII в.

Достопримечательности Сааремаа

Делая перерыв между процедурами, стоит обратить внимание на большое количество достопримечательностей Сааремаа, как исторических, так и природных.

  • Дубовая роща Loode. Один из немногих на земле подобных лесов естественного происхождения. Здесь есть платформы для наблюдения за птицами. Прогуливаясь по тропинкам, можно увидеть разнообразные цветы, включая орхидеи.
  • Ветряные мельницы Angla. Единственная сохранившаяся группа ветряных мельниц на Сааремаа.
  • Укрепленное поселение Asva. Крошечная деревня широко известна в кругах археологов, поскольку именно здесь нашли руины объектов Бронзового Века в Северной Европе.
  • Метеоритный кратер Kaali. Известное как Святое озеро. Место падения метеорита является уникальным геологическим объектом и важным культовым местом в культуре острова.
  • Церковь Karja. Самая маленькая церковь Сааремаа, построенная в Средние века. Известна своими декоративными элементами, многие из которых весьма необычны, например, изображения дьявола или пентаграммы.
  • Медвежье озеро. Древнее озеро, которое, предположительно, было сформировано около 8000 лет назад. Сейчас на берегу находятся многочисленные базы отдыха, кафе и лодочные станции.
  • Скала Panga. Культовое место на северном берегу острова. Высота утеса составляет 21 м, а протяженность в длину 2,5 км. Говорят, это место поклонения древним богам. Последнее массовое жертвоприношение состоялось здесь в 1960 году.
  • Pidula является одной из самых привлекательных усадьб в Эстонии, построенных в стиле барокко. Здесь надо обязательно уделить внимание деталям.
  • Церковь Kihelkonna - одна из самых больших сельских церквей в стране с органом и ценнейшим алтарем с фреской «Тайная вечеря». Тонкая неоготическая колокольня поднимается на 60 м над землей. Долгое время служила она маяком для кораблей.
  • Ферма Mihkli - этнографический музей под открытым небом, в котором собраны традиционные здания, иллюстрирующие старинный образ жизни Сааремаа.

Спа на Сааремаа

В 1840 году на острове открылся первый спа-комплекс. В советские времена комплексы перестроили в санатории, которые были чрезвычайно популярны как у эстонцев, так и у представителей других республик. После обретения независимости, все санатории были обновлены и уже сейчас с готовностью принимают жителей Европы. Saaremaa Thalasso Spa, Saaremaa Spa Hotel Vals и Saaremaa Spa Georg считаются лучшими отелями на острове.


Часть 7 -

Погуляв два дня по старинному Таллину, мы вновь собрались в дорогу. Но прежде, чем мы покинем этот гостеприимный город, нужно разобраться, что за инопланетянин изображен на , сохранившемся в руинах Доминиканского монастыря? В ходе обсуждения форумчане предложили замечательные версии: это черт, это Шрек или это современная подделка под старину. =)
Честно скажу, без подсказки я и сам бы не догадался. Но голландский скульптор Пассер изобразил на барельефе «дурака» или шута, видимо, в шутовском колпаке. Вот как легко было инопланетянам маскироваться под землян в средние века! Колпак это, колпак, а никакие не антенны! Да и какой спрос с «дурака»… =)

Ну а нас ждут острова Эстонии!


В нашем путешествии мы старались найти баланс между архитектурой и природой. После многочисленных музеев и башен Таллина хотелось побыть дикарями подальше от больших городов. Мы планировали посетить даже два отдельных острова: большой и популярный Saaremaa и более дикий, пустынный Hiiumaa . Можно было бы доехать до г. Haapsalu, сесть в Rohuküla на 1.5 часовой паром до острова Hiiumaa, погулять по вытянутому в сторону соседних островов полуострову Kassari, покупаться на пустынных пляжах, посмотреть на маяк Kõpu, самый старый в Прибалтике и один из трех старейших действующих маяков в мире. Вечером на пароме из Sõru за час перебраться на о. Сааремаа, добраться до места ночлега, а следующий день посвятить уже достопримечательностям г. Курессааре. Ну, и получасовым паромом вернуться на «большую землю».


Альтернативный маршрут с посещением островов Хийумаа и Сааремаа

Я колебался до самого отъезда из Таллина. Основным возражением против этого плана была погода: синоптики обещали на островах проливной дождь. Это бы ладно, но два крупнейших эстонских острова легко достижимы с материка, а вот между собой, даже летом, соединены всего тремя рейсами парома в день. Переправившись на Хийумаа 11-часовым паромом, мы были бы вынуждены ждать парома на Сааремаа до 18:15. Весь остров можно объехать по кругу за два часа, и что там делать столько времени в дождливую погоду - было не очень понятно. К тому же, наши дети еще никогда не были на пароме. Сразу два парома за день, общей длительностью около трех часов, показались нам некоторым риском. В итоге, мы решили обойтись одним Сааремаа.

Для тех, кто тоже решит посетить острова, будет полезным расписание и стоимость всех паромов между этими островами и остальной Эстонией. Обратите внимание: цены на билеты заметно подскакивают «туда» в пятницу вечером и «обратно» в воскресенье вечером. Словом, съездить «на выходные» обойдется дороже. На этом же сайте можно приобрести электронные билеты на паром. Они особенно имеют смысл в выходные дни: с электронными билетами отдельная, приоритетная очередь. Мы, в рабочий день, особой разницы не заметили: спокойно попали на паром, даже когда приехали за 5 минут до его отправления.

Подробнее об острове Хийумаа можно узнать по следующим ссылкам:
Официальный сайт

Несколько полезных статей для англо-читающих
Об острове Сааремаа туристической информации в интернете полно, любой поисковик выдаст.

19.07.2012 Таллинн - остров Сааремаа
Пробег до кемпинга 215 км, чистое время в пути 3 часа, средняя скорость 70 км/час
Утром выехали из нашего гостевого дома под Таллином в 9:00 по местному. Не сразу одолели пригороды, с ремонтами дорог и пробками. Но потом помчались уже без задержек. За 1 час 40 мин одолели 125 км до Virtsu. Тем, у кого есть лишнее время в этом городке, можно порекомендовать неплохой частный автомобильный музей - Vanasoidukite Virtsu Talumuuseum. Но мы рвемся на паром. Билет на машину и нас пятерых обошелся в 14.2 евро, оплатили картой. Паром, подходя, «разевает пасть», в которую чинно въезжают машины. Потом, с другой стороны выезжают. До острова всего полчаса ходу. Можно посидеть в салоне, но мы-то в первый раз на пароме! Дети его весь облазили, проинспектировали спасательные средства, и даже нашли еще один паром среди облаков. В общем, им на пароме очень понравилось, зря мы опасались.

Загружаемся на паром на Сааремаа


Машина на палубе


Встречный паром уходит к «большой земле»


По мнению наших детей, еще один, «облачный», паром

К 12:00 местного времени мы уже были на острове Muhu. Здесь можно посетить ферму страусов и кенгуру , но мы оставили ее на обратный путь, если будут силы и время (ни того, ни другого на обратном пути не нашлось). Пообедав и заправив машину (не успели это сделать до парома), мы проехали 3 км по дамбе и оказались на о. Сааремаа. Тут можно посмотреть несколько древнейших церквей по дороге, но мы опасались дождя, не хотели ставить палатки в сырости и сразу отправились к месту ночлега. Тучи было видно еще с парома. Через некоторое время мы под них въехали. Почти тропический ливень, видимость нулевая. И вдруг, так же неожиданно, мы выскакиваем из-под потоков воды, и с неба уже светит солнышко. Граница дождя настолько четкая, что встречная полоса совершенно сухая, а наша - мокрая еще метров 50, пока колеса впереди идущих машин высыхали. Никогда такого не видел.

Все же хоть одну достопримечательность надо было посмотреть по дороге. Мы заехали к метеоритным кратерам Kaali . Их несколько - метеорит при падении раскололся, но большинство кратеров - маленькие, интерес представляют только для ученых. А вот один стал идеально круглым озером - обычно, именно на него все и ходят посмотреть. Не скажу, чтобы озеро было так уж живописно - зеленое, стоячее, метров 100 в диаметре и 6 в глубину. Но находится это озерцо в глубокой воронке, оставленной ударившим в землю несколько тысяч лет назад железным метеоритом. И посмотреть на него, потратив полчасика на прогулку вокруг, было интересно. К тому же, чтобы проехать в Каали, пришлось свернуть с основной трассы на сначала грунтовую, а потом асфальтированную второстепенную дорожку. В результате, мы оказались среди такого буйного цветения всякой полевой растительности, которое впечатлило даже совершенно равнодушного к флоре автора отчета.


Вдоль проселочных дорог Сааремаа


Метеоритный кратер озера Каали

К 15:00, проехав 90 км по островам, мы были на месте нашего ночлега. По совету друзей, для нашей единственной палаточной ночевки в этом путешествии мы выбрали кемпинг Mandjala . Он недалеко от главной достопримечательности острова - епископского замка в г. Курессааре. Хороший пляж. Есть домики и места для кемперов, а для палаток предназначены уютные поляны между соснами. Такая уединенность (или хотя бы ее видимость) была очень приятна: когда мои родители пробовали остановиться в популярном финском кемпинге, их так смутила идея ставить палаточку между огромными кемперами, что они предпочли домик снять за большие деньги.
Место для палатки бесплатно, за ночлег платишь 3 евро с человека. Принимают банковские карточки. Машину можно бесплатно оставить на парковке у административного здания, но оттуда до палаточных мест минут 15 пешком. Можно подъехать прямо к поляне и оставить машину возле палатки (что мы и сделали), но за каждый въезд машины на территорию кемпинга надо платить 2 евро . Это все ладно. Единственное, что нас по-настоящему расстроило, это что на территории нет кухни. Вообще никакой возможности готовить, кроме нескольких грилей. До этого нам казалось, что кемпинг без кухни - немыслим. Не все же с собой плитки возят! Возле административного здания есть кафе, но ассортимент и цены нам не понравились. Попробовал там какой-то «национальный эстонский десерт». Пытался узнать состав, но девушка смогла объяснить только, что он национальный. Гадость - редкостная. Да и ходить туда-сюда было лень. Так что мы питались остатками дорожных припасов, а в кафе лишь термос заливали кипятком (бесплатно).


Ставим палатки в кемпинге Мандьяла

Пока мы ставили палатки, дети рванули на пляж.


Пляж у кемпинга Mandjala

Место оказалось довольно загадочным. В ручье они голыми руками поймали камбалу. Это ведь вроде бы морская рыба и на нерест не ходит?! Ну, может быть, она была обалдевшая от пресной воды - поэтому и позволила себя поймать. Зато в море плавали лебеди!


Морские лебеди и пресноводные камбалы! Это нормально или там, на Сааремаа, все не как у людей?! :) Поделитесь наблюдениями!

К 18:30 я понял, что зуд путешественника не позволит мне бездельничать до вечера. Что мы, собственно, посмотрели за сегодня? А завтра уже уезжать с острова… Старший экипаж вместе с нашей дочкой решили остаться в кемпинге, но мальчишек мы прихватили с собой. Надо было их укатать, чтобы спали получше. Первым делом мы отправились в место под названием Undva Pank . К самому берегу приходится ехать по заросшей можжевельником проселочной дорожке, на которой нам повстречались журавли. В отличие от аистов, мы их больше нигде в Прибалтике не видели.


По совсем уже непроезжей дорожке вышли к довольно необычному каменистому пляжу, не галечному, а из расщепленных обломков доломита причудливой формы. В отзывах мы читали, что там множество камней в форме сердца. Ну… не то, чтобы они там на каждом шагу, но парочку более-менее похожих пацаны нашли. Ребята потом хотели подарить трофеи сестренке, но та отказалась от «каменного сердца». :)



Дальше нам следовало бы вернуться тем же путем на шоссейную дорогу и продолжить движение к следующей остановке. Но наш навигатор, впечатленный тем, как близко мы подъехали к берегу, решил, что нам море по колено и любое бездорожье - нипочем. Он повел нас кратчайшей дорогой прямо вдоль берега. Сначала, она казалась вполне нормальной. Потом мы то и дело вспахивали ее защитой картера, пытаясь увернуться от очередного ухаба, кочки или дерева. Прямо под боком маячил обрывистый берег, добавляя живописности, но изрядно пугая детей.

Наконец, выбрались на нормальную дорогу. К счастью, следующая остановка возле асфальтированного шоссе. В 7 км к северу от Mustjala, на полуострове Ninase находятся вот такие забавные «мельницы»:


Кич, конечно, но почему бы и нет...

Последний бросок к мысу . Это, пожалуй, наиболее известная часть береговой линии острова Сааремаа. Дело в том, что остров почти на всем своем протяжении совершенно плоский, что хорошо для купания, но не для любителей видов. Поэтому единственный по-настоящему обрывистый берег, высотой аж 20 метров, обречен привлекать романтиков. Считается, что особенно эффектно с него смотрятся закаты. Но летом заката ждать придется долго, а вид и так вполне живописный:


Обрывистый берег Панга Панк

Время уже 21:00 местного, пора и палатку опробовать. Через полчаса, накатав за эту вечернюю прогулку по острову 170 км, мы возвращаемся в кемпинг. В бортовом журнале на этом месте значится хорошо заметное «СПАТЬ!».

20.07.2012 остров Сааремаа - Валка (Латвия)
Пробег до границы Латвии 325 км, чистое время в пути 5 часов, средняя скорость 65 км/час


Маршрут о. Сааремаа - Валка (граница Латвии)

После активного отдыха накануне, хотелось поспать подольше (насколько это возможно в палатке с детьми). Потом мы воспользовались местной душевой - надо было идти в административный корпус и покупать жетоны по 1 евро за человека (10 минут на то, чтобы принять душ). Потом сложить палатки. В общем, выехали мы оттуда в 11:30 по местному времени. Ехать до Курессааре минут 10. Припарковались неподалеку от замка и отправились гулять.

Замок Курессааре - главная достопримечательность города, да и всего острова, пожалуй. Островом правили крестоносцы, так что замок, вполне логично, стал резиденцией епископа, а не светского правителя. Строился он в XIV-XV веках сразу из обильных здесь доломитовых пород камня, с 1836 года утратил военное значение, благодаря чему и уцелел в последующих разрушительных войнах. В итоге, замок считается лучше всего сохранившимся во всей Прибалтике. Замок расположен на небольшом островке (несколько бастионов вынесены на островки еще поменьше). За каменными стенами, которые его окружают, летом постоянно устраивают всевозможные концертные программы, а нашим детям удалось пострелять из арбалетов и луков, посмотреть на работу «настоящего кузнеца» и просто побегать. Внутрь собственно замка мы не пошли. Дорого, да и времени пожалели. Хотя, говорят, там есть на что посмотреть.


Замок Курессааре- на переднем плане не сам замок, а лишь внешние укрепления


Один из мостов к замку Курессааре


Храбрая сердцем...

Сам город тоже очень симпатичный. Погуляли немного по главной улице в поисках обеда - насладились видами старинных домов, церкви и вот такими забавными вариациями на рыцарскую тему:

Настоящий рыцарь - не сваливает заботу о детях на одну лишь маму! =)

Вкусно и сытно поели в первом попавшемся кафе, и в 14:15 выехали из столицы острова. Впереди ждал паром на материк и путь до границы с Латвией. Однако нельзя побывать на эстонских островах и не увидеть ни одной настоящей мельницы. Всего 150 лет назад, на одном лишь Сааремаа их крутилось больше 800. Теперь уцелели считанные. Пять из них свезли на открытое всем ветрам местечко Англа, исстари служившее излюбленным местом для мукомолов. Вокруг разбросана сельскохозяйственная техника, желтеют поля рапса. Все мельницы можно облазить сверху донизу, разобраться в их устройстве, посмотреть на всякую сельскую живность и птичность. Семейный билет на пятерых обошелся в 4 евро - с лихвой окупился удовольствием детворы и взрослых. А какая там вкусная выпечка продается! Нигде такой не пробовал. Есть еще трехэтажный музей в административном здании, но его мы проигнорировали.






Так… пацанов двое, девочка одна, один из котов… вроде, все наши в сборе!

В 15:30 мы покинули Англу и помчались на паром. За 40 минут проехали 55 км, приехали за 5 минут до прибытия судна, но успели погрузиться без проблем. К 17:00 мы были на материке и могли двигаться к месту нашего ночлега - пограничному городку Valga/Valka. Это оказался самый трудный участок пути за все путешествие. От поворота на Пярну начался изнурительный ремонт дороги. Асфальт снят почти на всем протяжении. У нас по такой ровной грунтовке гоняли бы под 100, не задумываясь. Но осторожные эстонские дорожники поставили почти на всем протяжении ограничение 50, а в ряде мест - 30. Не менее осторожные эстонские водители едут ровно с положенной скоростью, не превышая ни на километр. Надо сказать, эстонцы считают себя ближе по культуре и национальному характеру к финнам, чем к остальным прибалтам. Но в Финляндии местные гоняют будь здоров, несмотря на постоянно срабатывающие камеры. Может, конечно, более высокие заработки делают финнов беспечнее - штрафы не так пугают. А мы тем временем тошнимся почти 60 км с черепашьей скоростью.

Подъехав к Пярну мы вздохнули с облегчением. Но рано. Теперь забастовал навигатор. Джипи-говорун (так его прозвали дети как «отличающегося умом и сообразительностью», а также изрядной занудностью) упорно пытался отправить нас на объездную дорогу, которую то ли еще не построили, то ли полностью перестраивали. Во всяком случае, съезд на нее был перегорожен бетонными балками, знак поворота зачеркнут для большей наглядности, но наш навигатор упорно требовал, чтобы мы вернулись назад и попробовали еще разок. Покрутившись с полчаса (а заодно заправив Спарк и желудки голодных детей), мы рванули в центр города. Там навигатор, вздохнув, согласился вести нас более простыми путями.

После Пярну мы мчимся уже без задержек, остановившись, только чтобы купить пирог семье, в гостях у которой будем ночевать. К 21:00 местного времени подъезжаем к г. Валга. Этот городок долго служил предметом раздоров и столкновений между Эстонией и Латвией. В конце концов, он был поделен между ними, только в Латвии он называется Валка. Во времена предвоенной независимости и некоторое время, после развала СССР, это приводило ко всевозможным казусам. Туристы порой обнаруживали, что, гуляя по городу, незаконно пересекли границу, когда в магазине у них вдруг отказывались принимать «иностранную валюту». Валюты здесь по-прежнему разные, но зато граница теперь в Шенгене чисто символическая, нарушать ее не страшно.


Граница Эстонии и Латвии: город Валга / Валка

На латвийской стороне мы заехали на заправку и, наконец, залили полный бак. На островах заправки были автоматические, и нам удавалось взять бензина только на фиксированную сумму. Итого по Эстонии мы накатали 970 км, средний расход топлива - все те же 7.5 литров на сотню.

Наш ночлег располагался в деревне, название которой навигатору не было известно. Но созвонившись с хозяевами, удалось узнать направление, а, выехав из городка на нужное шоссе, по подсказкам и карте сориентировались. К 21:30 мы были на месте. А там нас уже ждали вкусные домашние пироги (так что привезенный с собой стал казаться крайне неуместным), дружеская беседа и уютный ночлег. Хорошее начало для следующего этапа путешествия, на котором нам предстояло

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.