Каких богов почитают в индии. «Страна контрастов»: почему в Индии много богов и кто из них главный Пантеон богов древней индии

Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования.

Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуж­дении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой».

Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества - самосто­ятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) - создатель, Вишну (Vishnu) - защитник и Шива (Shiva) - разрушитель.

Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недося­гаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы.

Индийский бог Брахма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки, в другой - сосуд с водой. Его взгляд выражает счастье и спокойствие. Глаза его прикрыты в медитации.

Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу, южный - Яурведу, западный - Самаведу северный - Атарваведу.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь миров представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани - Землю.

Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда - белая. Его вахана - лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы.

Индийский бог Вишну

Вишну наиболее популярный из всех богов индуистского пантеона. Находясь в индуистской триаде после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, поэтому очень популярен.

Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву - символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.

Эта индийская идеограмма символизирует, что бог Вишну - един для всей Вселенной.

В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.

Индийский бог Шива

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов индуизма. Вначале явившись на свет как божество гнева и слепых сил природы - Рудра, Шива в наши времена подобрел. В настоящее время он является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект. Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл - представляет смерть. Лимон - семя мира. Трезубец - означает учение. Щит - представляет Дхарму.

Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц - символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита - его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура - символизирует желание. Бык Найди - символизирует Дхарму, Закон.

1. Четыре руки - трезубец, барабан, благодающая позиция и четки.

2. Восемь рук. Правые - четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые - ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп.

3. Две руки - копье или трезубец (сула), лук. Три глаза.

4. Четыре руки - защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати.

Индийский бог Ганеши

Слоноголовый бог Ганеши - весьма популярный персонаж индуистской мифологии. Это, наверное, самый многострадальный из индуистских богов: у него не только слоновья голова, но он еще и инвалид - у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор Ганеши на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем - у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеши перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви.

Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши - предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и при зывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии.

Шакти - женское начало

Шакти - неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамичес­кого принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады - Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены.

Индийская богиня Деви

Очаровательная Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ ее восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» - божественного творческого начала. Эта богиня олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные уставы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Эта богиня - могучая защитница от происков злых духов и от ненависти, ее изображение служит оберегом. Женщины обычно просят ее о различных благах, а также об активной защите от злых духов, болезней и зла.

Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Индийская богиня Сарасвати

Эта богиня учения и культуры - одна из наиболее популярных среди поклонников различных религий Индостана.

Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню.

По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях - он постоянно смотрел на дочь.

Так Брахма приобрел пять ликов.

Индийская богиня Шри, или Лакшми

Богиня изобилия и процветания, она родилась тогда, когда боги пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия - амриту.

Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний.

Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей.

Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри.

По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин.

– в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни – бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна – всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна – воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну – в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну – хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша – в индуистской мифологии "владыка ганы" – божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус , в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра – бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее – локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера – в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера – внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья – в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи – озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман – обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива – в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма – владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии – Ями.

О полубогах, дарующих хорошую жену, славу, деньги и райское царство

Когда речь заходит об Индии, обычно люди уверены, что в этой стране распространено многобожие или политеизм. Это известное и отчасти верное представление. В Индии многие люди поклоняются разным богам (Шиве, Дурге, Ганеше и так далее), чтобы получить те или иные блага, как материальные, так и духовные. Однако, живя в этой стране второй год, изучая ее философию и общаясь с местными пандитами (учеными), я поняла, что все намного интереснее и не сводится к известному нам язычеству. О том, каким богам поклоняются индийцы и почему они это делают, я расскажу в новой статье «Реального времени».

Культ Дурги, Шивы и Ганеши

Совсем недавно, в октябре, в Индии завершилось празднование Дурга-пуджи - торжества в честь богини Дурги (или Кали). В течение четырех дней у индусов в этом и нескольких других штатах официальные выходные. Как раз в это время мне понадобилось отправиться в Навадвипу, небольшое поселение в Западной Бенгалии. Тысячи людей из окрестных деревень стекаются в города, поэтому на пароме через Гангу негде было упасть яблоку. Узкие пыльные улицы тоже были переполнены людьми. Повсюду громко стучали барабаны и медные тарелки, пелись мантры, на дорогах устанавливали огромные пандалы с наводящими ужас статуями Дурги - богини с десятью или двадцатью руками. Эта богиня олицетворяет собой созидательную и разрушительную силы природы, и ее призывают для защиты и разрушения всего, что мешает - болезней, боли, страданий. Иногда ее руки и лицо окровавлены, она восседает на тигре или льве, держит в руках оружие. Люди устраивают шествия с музыкальными инструментами и украшенной статуей богини на паланкине впереди, огромные пиры. Статую Дурги украшают листьями нима, натирают куркумой, сандаловой пастой и поливают молоком. А на шею богини вешают бусы из рудракши и жемчуга.

Вообще, традиционно Дурге поклонялись представители низших каст или даже люди вне каст (чандалы), которым были присущи низкие привычки - например, они ели мясо, что в Индии еще 150 лет назад считалось зазорным. Этим людям позволялось есть плоть убитых животных (не коров, а, например, коз, птицы, черепахи, рыбы, оленя, тигра), однако только после того, как мясо будет предложено богине Кали. Поэтому в дни Дурга-пуджи традиционно проходят огненные жертвоприношения (ягьи), во время которых животное закалывают со словами: «Сейчас я тебя съем, а потом ты меня», то есть люди, которые собираются есть мясо, соглашаются с тем, что в следующей жизни они будут точно так же убиты. Сегодня отношение к мясоедению в Индии лояльное, поэтому такие кровавые жертвоприношения животных - редкость даже во время Дурга-пуджи. Обычные церемонии состоят из предложения огню топленого масла, фруктов и зерна.

Ганеш чатурдаши - день рождения Ганеша

Есть, конечно, и менее экзотичные на взгляд западного человека культы. Почти в каждой торговой лавке можно увидеть изображения или статуэтки Ганеша в форме человека с головой слона и округлым животиком, поклонение которому устраняет препятствия на материальном и духовном пути. С грандиозным размахом празднуется в Индии день рождения Ганеша. Для той же цели материального успеха поклоняются богине Лакшми, картинки с ней тоже можно встретить на каждом шагу. И даже деньги благочестивые индусы называют «лакшми» и относятся к ним очень уважительно, например, если одна рупия упадет на землю, они поднимут ее и приложат ко лбу.

Широко распространено поклонение Господу Шиве в форме шивалингама из овального вытянутого вверх черного камня. Религиозные девушки в Индии и в наши дни поклоняются ему в надежде получить хорошего мужа. Правда, речь идет не о богатом муже, потому что, как сказано в писаниях, сам Шива, хотя и является мужем Дурги, то есть материальной природы, живет крайне аскетично, как отшельник, в местах кремации, которые считаются нечистыми. Он считается святой отреченной личностью, поэтому если девушка хочет получить в мужья разумного и благочестивого человека, Шива может такого дать. Поклоняются Шиве также с мотивами получить богатство, поскольку написано, что его очень легко удовлетворить: в этом я убедилась, когда своими глазами увидела современных поклонников Шивы - они практически ни в чем себя не ограничивают, не могут похвастаться чистоплотностью, курят ганджу, их волосы спутаны, а нравы оставляют желать лучшего. Не знаю, смогут ли они достичь успеха, подражая Шиве, но всякий раз, видя их, мне вспоминалась история из писаний о том, как Шива выпил океан яда и не умер: почему бы всем этим поклонникам не пойти до конца и не последовать его примеру во всем?

Современные индусы обычно поклоняются сразу нескольким богам. Им проводят пуджи (службы), арати (поют прославляющие гимны) каждый день дома рано утром, произносят разные мантры, предлагают огонь, благовония и цветы. Также в определенные дни по лунному календарю индийцы постятся по нескольку дней, чтобы бог дал им определенное благо: здоровье, деньги, успех, поступление в университет, сдачу экзаменов, хорошую жену или мужа. Затем они приносят божество соответствующего бога из глины домой на все время поста, устраивают вечерние семейные арати, предлагают подношения, восхваляют божество, а затем вечером пируют. После окончания поста глиняное Божество относят в ближайшую святую реку.

Статуя Шивы

В благодарность за свет и воду

Пантеисты верят, что каждое явление природы - это личность, и поклоняются богам ветра, дождя, солнца. Поклонение разным богам в Индии не совсем то же самое, хотя люди здесь тоже понимают, что за каждым материальным явлением (в том числе качеством характера, судьбой) стоит не некая безличная сила, а личность, которая управляет тем или иным видом энергии. О некоторых из них я уже рассказала. Бога ветра зовут Варуна, бога солнца - Вивасван, богиню знания - Сарасвати. Все они описаны в шастрах - священных писаниях, сохранившихся на территории Индии, как возвышенные разумные личности, которые своими аскезами и добродетелями заслужили такие высокие посты во вселенной. В их обязанности входит следить за исполнением законов кармы, то есть посылать живым существам то, что они заслужили своими поступками: допустим, дождь или засуху, неурожай или обилие урожая, войну или мирное время, бездетность или много детей, славу или позор. Они регулируют все процессы не только снаружи, но и внутри человека, посылая ему ту или иную болезнь: например, считается, что проблемы с пищеварением возникают тогда, когда человек чем-то прогневал бога огня Агни, который запускает в организме процессы переваривания пищи.

Согласно шастрам, долг каждого цивилизованного человека - выражать почтение и благодарность богам, которые дают ему свет, воду, злаки и многое другое. В противном случае человек считается вором. Поэтому писания рекомендуют проведение различных жертвоприношений для удовлетворения богов, когда огню предлагаются фрукты, злаки и топленое масло.

Также существует огромное количество правил, следуя которым, человек не вызывает недовольство богов, например, нельзя дуть на огонь или испражняться в воде. Этим правилам до сих пор следуют многие индийцы.

Поклонение Кришне или Вишну. Фото Индрадьюмны Свами

Кто такие полубоги

Во время изучения историй разных богов и ритуалов поклонения им мне все время было интересно: кто же из них главный, кто наделен самым большим могуществом? Позднее я нашла ответ на этот вопрос, читая основные трактаты и общаясь с местными пандитами (учеными).

В частности, вскоре я поняла, что в отношении описанных богов правильнее будет использовать термин не «бог», а «полубог», который широко распространен в писаниях. Также полубоги называются такими словами, как «девата», «сура», и их можно сравнить с архангелами и ангелами в христианстве. В «Ригведе» описываются 33 основных полубога, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 миллионов. Их положение можно объяснить с помощью такого упрощенного сравнения: каждый полубог - это что-то вроде менеджера, которого назначили управлять тем или иным отделом в корпорации. Однако над всеми менеджерами есть личность, владелец всей компании, и это как раз единый Бог. И описания этого единого Бога даются во множестве шастр. Поэтому, по сути, ведическую религиозную систему нельзя назвать политеизмом, она глубоко монотеистична.

Путаница возникает из-за того, что в Индии сохранилось много самых разных писаний, рассчитанных на разные уровни сознания людей. Для людей, которые хотят наслаждаться в этом мире и получить какие-то материальные блага, предназначены одни трактаты. Предполагается, что следуя данным в них правилам, они постепенно очистят свое сознание. Для тех, кто уже поднялся над мирскими целями и хочет получить духовное знание, здесь тоже есть свои труды. Более того, в них поклонение полубогам очень резко осуждается. Например, в признанном во всем мире философском трактате «Бхагавад-гита» поклонники полубогов названы глупцами.Там говорится, что их разум затуманен материальными желаниями, так как они не видят, что плоды поклонения полубогам преходящи.

Дается очень хорошее объяснение, почему так. Допустим, человек поклоняется богине Уме и получает хорошую послушную и красивую жену. Однако все равно жена будет отнята у человека в момент смерти, точно так же, как и его здоровье, знания и богатство. Поэтому тех, кто тратит время на поклонение полубогам, называют недальновидными людьми, которые не ищут вечного блага. А чтобы обрести это самое вечное благо, то есть больше не перерождаться в разных телах и уйти навсегда в духовный мир, шастры советуют поклоняться как раз единому Богу, который стоит над всеми полубогами и является причиной всех причин. Зовут его по-разному - Вишну, Нараяна, Кришна, Васудева, Говинда, Мадхава.

Статуэтки Ганеша

Я слышала немало жестких и прямых проповедей в разных индийских храмах, где людей призывали отказаться от поклонения полубогам и посвятить себя поклонению их источнику. При этом приводится интересное сравнение: если человек поливает корень дерева, то есть поклоняется Богу, то естественным образом насыщаются все листья и ветви дерева, то есть родственники, общество и полубоги.

Да и само поклонение полубогам в современной Индии уже давно перестало быть авторитетным процессом и превратилось в какую-то пародию. Люди не следуют никаким правилам и принципам, совершают ритуалы так, как им нравится. Тогда как в шастрах уточняется, что при поклонении полубогам необходимо соблюсти как минимум три правила: квалифицированный брахман (сейчас таких практически не найти), чистое место, в котором не совершаются четыре греха (не едят мясо, не занимаются сексом, не употребляют алкоголь и одурманивающие средства и не играют в азартные игры и, кроме этого, не ходят в туалет) и чистые подношения (зерно, масло гхи и многое другое).

Пандиты описывают нынешнее поклонение полубогам одним словом - «кичри», то есть разваренная похлебка из риса, дала и овощей, густая смесь всего со всем. На алтарях в домах обычно стоят изображения большого количества полубогов (от Ганеша до Кали, Лакшми), разных современных псевдоучителей и по утрам читаются мантры всем подряд - видимо, на всякий случай, чтобы хотя бы кто-нибудь из них послал благо.

Живя в Индии, я вижу, что индийцы, особенно из сельской местности, очень религиозны. Для них хороший выходной - это съездить всей семьей в храм, совершить паломничество. Однако зачастую все это делается с корыстными мотивами: улучшить здоровье, продвинуться по службе, удачно выдать замуж дочь. У индийцев есть понимание, что для исполнения этих желаний недостаточно прилагать только собственные усилия, нужны также благословения свыше. Но в основном они идут к полубогам, потому что даже невежественные деревенские индийцы прекрасно знают, что со своими материальными желаниями опасно обращаться к верховному Богу, Вишну или Кришне. Потому что в шастрах говорится, что Он может отобрать у человека и семью, и дом, и работу, и здоровье, чтобы избавить его от материальных привязанностей и даровать ему духовное благо. Далеко не каждый готов в одночасье стать святым и отказаться от привычной комфортной жизни.

Благодарю за помощь в написании статьи Дашу Бахутру и Ананда Гопику

Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).

Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.

Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов , каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.

Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.

Существует общее разделение на группы:

  • на самом верху находится основа Пантеона с тремя главными богами – Тримурти ;
  • затем идут божества, которым нужна опора и защита Высшего Бога, распределены по сторонам света – Локолапы ;
  • в их подчинении находятся общеизвестные индуистские божества;
  • на отдельной ступени находятся ведические боги ;
  • еще подразделяют группу, в которой пребывают .

Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.

Списки и описание

Тримурти

Высшими богами Тримурти являются:

  • творец вселенной с начала времен – ;
  • защитник вселенной в течение всего периода ее существования – Вишну ;
  • уничтожитель вселенной, когда придет срок – (Верховный бог Шиваизма) .

Локолапы

К Локолапам относятся:

  • повелитель дождей, грома, бог-воитель и хранитель восточного направления – ;
  • бог солнца и хранитель юго-восточного направления – Сурья ;
  • сама смерть и справедливость, хранитель южного направления – Яма ;
  • повелитель огненной стихии и защитник юго-западного направления – Агни ;
  • бог воды и защитник западного направления – Варуна ;
  • создатель воздушных потоков и ветра, стражник северо-западного направления – Ваю ;
  • бог всех мировых богатств и хранитель северного направления – ;
  • бог Луны-Месяца, страж северо-восточного направления – Сома .

Общеиндуистские боги

Общеиндуистскими богами признают следующих существ.

  1. Сын, рожденный от Шивы и Вишну – Айяплу . По пуранической легенде, Вишну предстал в обличии существа женского рода Мохини, которую и полюбил бог Шива. Его воспитали люди и почитали как хорошего охотника и укротителя разных диких животных. В числе его заслуг были и победы над злыми демонами.
  2. Сын, рожденный от Паравати и Шивы – Ганеша . Его считают наимудрейшим божеством, отвечающим за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
  3. Супруга Шивы – . Известна, как символ покоя, равновесия, гармонии и благополучия.
  4. Яростная форма Шакти – . Она – уничтожитель демонов.
  5. Сын, рожденный от Лакшми и Вишну (Брахмы)– Кама . Это божество олицетворение любви в индуистской религии.
  6. Супруга Вишну – Лакшми . Источник благости, достатка, процветания и богатств. Она приносит удачу и счастье, воплощение грации и обаяния.
  7. Супруга Шивы – . Это благая форма Дэви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
  8. Супруга Брахмы – . С ее помощью и поддержкой был сотворен мир.
  9. Покровитель воинствующих богов и войны в целом – Сканда . Его часто представляют в виде молодого человека, у которого шесть голов и двенадцать рук, ног.
  10. Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветряных и воздушных потоков) – . Его матерью является апсару Пунджисталу. Хануман – один из основных героев в «Рамаяне», он руководил войском ванаров, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты почитают его за аватар Шивы.

Ведические божества

Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:

  • существа с божественной силой – Абхасвары ;
  • повелитель огня – Агни , является хранителем очага в доме и костра для жертвоприношений;
  • женское начало по ведам – Адити , воплощает собой все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
  • в индуистской религии Адитьи считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
  • одно и божественных существ Адитьев – Анша ;
  • еще одна группа богов – Анилы ;
  • в ведах с водной и огненной стихией взаимосвязан Апам Напат ;
  • космическая вода находится под покровительством Апаса ;
  • сыны Сараньи, боги-близнецы – Ашвины символизируют время рассвета и заката , прибывают на золотой колеснице и дарят богатства всему человечеству, избавляя их от неудач и болезней;
  • за жертвенные обряды и молитвы в индуизме отвечает Брихаспати , он один из наваграх, так называемый «господин речи»;
  • Бхагой зовут одного из Адитьев, он воплощает собой счастье, достаток и клады, распределяет эти дары между разными людьми, приносит удачу;
  • Веруну почитают за верховного хранителя справедливости и судейских дел, в его подчинении находятся мировые воды, он – один из «вседержателей»;
  • Вестошпати ;
  • Вач является богиней речи в мифах Индии;
  • за воздушное пространство и ветер отвечает Ваю (отец Марутов) ;
  • мастером, обладающим божественным даром, признан Вишвакарман (творец Вселенной);
  • ведические божества – Вишведевы ;
  • так же как Брахму и Шиву в мифологии индусов почитают Вишну, он один из богов Тримурти, состоящего в триаде богов; Вишну охраняет мироздание;
  • Дадхикра ;
  • в группе Адитьев, согласно мифам ведов и индусов, есть еще бог Дакша ;
  • за дневное небо по ведам отвечает Дьяус , который является мужем Притхиви, отцом Ушаса, Ашвиновы, Агни, адитьев, марутов, ангирасов;
  • властелином Сварги является Индра (это райское место, в котором нет смерти, а есть радость от ментальной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнии, дождь, потоки рек и войну;
  • Манью ;
  • ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов , которые повелевают бурей, ветром, громом и молниями;
  • еще одна группа богов – Махараджики ;
  • за дружественность, договор, согласие и солнечный свет отвечает Митра (индоиранское божество);
  • бог грозовых туч и ливней – Параджанья ;
  • настоящее олицетворение Земли в Древней Индии – Притхиви ;
  • по легенде Вселенную создали из тела Пуруши , согласно индуистским мифам;
  • с энергией солнца, плодородием и дорогой связан бог Пушан ;
  • на Рибхе по ведам лежат заботы о плодородии и богатстве;
  • ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; он олицетворяет собой гневливость и ярость, а также исцеление;
  • к Рудрам относится группа существ, наделенных божественной энергией;
  • одиннадцать гимнов посвятили веды солнечному Савитару ;
  • за мудрость, знание, искусство, красоту и красноречие в индуизме отвечает Сарасвати ; эта богиня помогала Брахме создавать Вселенную; она же стала творцом Брачного чертога, служащего для спасения и блаженства; ее изначально почитали за речную богиню;
  • бог Сома назван в честь ритуального напитка, который употребляли индоиранцы, веды и древние персы;
  • божественное существо Сурья , взаимосвязанное с солнцем в индуистских мифах;
  • конь из небесной конницы Ригведы – Таркшья ;
  • еще одна группа божественных созданий – Тушитов ;
  • олицетворение зари – Ушас, по ведической мифологии;
  • индуистский бог Яма , который отказался от собственного бессмертия и совершил самопожертвование, ставшее основой появления мира и людей; его называют «Владыкой преисподни», «Миродержцем юга», «Царем смерти и справедливости»;
  • Арьямана почитают как хранителя Ариев, следящего за прочностью их союзов; под его покровительством находятся браки, гостеприимство, путешествия, ритуалы арийцев, подарки и подношения; в поздних текстах Арьяман упоминается во взаимосвязи с покинувшими этот мир предками.

Аватары Вишну

Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.

  1. Матсья.
  2. Курма – Вишну представлен в виде черепахи.
  3. Вараха – вепрь, спасший нашу планету и все человечество.
  4. Нарасимха изображается в виде ужасающего, свирепого человека-льва.
  5. Вамана является воплощением Вишну на земле в виде карлика-брахмана, согласно индуизму.
  6. Бородатый двурукий мужчина с луком и топором – Парашурама .
  7. Рама – один из главных аватаров, ставших позднее независимым объектом в индуистских мифах. С его именем связана собственная мифология.
  8. Кришна и Баларама . обычно рассматривают в качестве полной манифестации Вишну.
  9. Образ Будды представлен в мифологии в виде соблазнителя всех тех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания вед, людей может под действием аватара Будды постигнуть погибель.
  10. Калки – на санскр. «белый конь».

Мифы Древней Индии

Агни – бог огня. Так как религиозные жертвы сжигались в Древней Индии на кострах, Агни играл также роль посредника между божествами и людьми. Изображался с двумя головами, тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, со знаменем из дыма, верхом на баране. Быстрое исчезновение и возникновение огня символизировано в индийском мифе о бегстве Агни от других богов.

Бог Агни. Индийская скульптура VII (?) века

Адитьи – космические боги, сыновья Адити (воплощения материнства) и божественного мудреца Кашьяпы . В ведах Адитьев семь: Варуна, Митра, Арьяман, Бхага, Анша, Дакша и Индра. В ведийский период Адитьи были очень почитаемы. Однако в позднейшей, индуистской, религии их значение падает, а число их возрастает до 12. (См. Индийский миф о сотворении мира .)

Ашвины – боги-близнецы Насатья и Дасра, олицетворения рассвета и заката. Двое могучих витязей, вечно юные и прекрасные, которые на золотой колеснице, влекомой крылатыми конями, первыми из богов появляются на утреннем небе перед рассветом, когда на исходе ночи свет борется с тьмой. Вместе с ними едет их подруга, солнечная дева Сурья – женская параллель бога Сурьи. (См. Ашвины .)

Брахма – верховное божество индуизма, создатель мира и живых существ, сам возникший из Золотого Яйца, которое плавало в первобытных водах. (См. Миф Древней Индии о сотворении мира .) Брахма изображался красным, с четырьмя лицами и телами, с восемью руками. Он живёт на вершине расположенной в центре мира горы Меру и ездит верхом на лебеде. После создания мира Брахма мало вмешивался в его жизнь. Несмотря на своё формальное верховенство, он затмевается в пантеоне индусов двумя другими великими богами – Вишну и Шивой. Жена Брахмы – богиня Савитри , которую он, томимый одиночеством, сотворил из собственного тела. (См. Бог Брахма , Брахманизм .)

Бог Брахма

Брихаспати – бог планеты Юпитер , наставник богов. Из-за похищения богом Сомой жены Брихаспати, Тары, разгорелась великая война богов и асуров .

Будха – бог планеты Меркурий , зачатый женой Брихаспати, Тарой, от Сомы во время её похищения последним. Был прародителем Лунной династии царей.

Бхага – бог счастливой доли. Считался слепым, так как счастье в жизни достаётся человеку по случайности, безотносительно к способностям и заслугам.

Варуна – в ведической религии бог неба – верховный из богов. Соответствует древнегреческому Урану. Имена Варуна и Уран происходят от общего индоевропейского корня. В эпоху индуизма Варуна утратил главенство в пантеоне и превратился в бога-повелителя небесных вод, посылающего дождь. Изображался верхом на волшебном водном животном Макаре (смесь дельфина, акулы и крокодила) с арканом из змеи в руке. (См. Бог Варуна.)

Бог Варуна. Индийская миниатюра XVII века

Ваю (Вата) – бог воздуха и ветра. Его культ имеет общеиндоевропейские истоки – по имени Вата соответствует древнегерманскому Водану и скандинавскому Одину . Тысячеглазый Ваю ездит иногда на олене (символ быстроты), но чаще – в сияющей колеснице, запряжённой множеством коней или быков. Имена Ваю и Вата обычно являлись синонимами, но иногда под ними почитали двух разных, хотя и близких друг к другу, богов: Вата был больше связан со стихиями ветра и бури, Ваю – с воздухом. В эпосе Ваю считался отцом обезьяньего царя Ханумана (героя «Рамаяны ») и Бхимасены, богатыря из «Махабхараты ».

Бог Ваю верхом на олене

Ведическая религия – отражённые в ведах первоначальные религиозные представления индусов-ариев , которые были выработаны ещё до их переселения в Индию – на первоначальной центральноазиатской или восточноевропейской родине. Ведическая религия сильно отличается от позднейшего индуизма – верований, возникших уже на индийской почве под влиянием местных культов и новых философских систем. (См. Ведическая религия .)

Вивасват – древнейший бог солнца, впоследствии вытесненный Сурьей. Восьмой из Адитьев, родившийся безобразным – без рук и без ног, гладким со всех сторон, равным по высоте и толщине – Вивасват был отвергнут собственной матерью. Старшие братья-Адитьи отсекли от тела Вивасвата всё лишнее, чтобы он стал похож на человека, а из оставшихся кусков возник слон. Сын Вивасвата Яма сделался позднее богом смерти. (См. Бог Вивасват .)

Вишну – член верховной индийской божественной триады (Тримурти), бог-хранитель мира, который в отличие от Шивы олицетворяет не бурное и неудержимое, а ясное и спокойное начало Вселенной. Ради спасения колебавшегося в разные эпохи миропорядка Вишну 10 раз воплощался в могущественные смертные существа (10 аватар Вишну .) Среди этих воплощений – Рама и Кришна, герои знаменитых поэм Рамаяна и Махабхарата . Вишну обычно изображается возлежащим на громадном мировом змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей в жёлтой одежде и синей кожей. Ездит Вишну на царе птиц Гаруде . Супруга Вишну – богиня счастья и красоты Лакшми. (См. .)

Четырёхрукий Вишну. Статуя XIII века

Ганеша – бог мудрости, приносящий благополучие. Обычно признавался сыном Шивы и Дурги. Его изображали с красным или жёлтым шарообразным туловищем, с четырьмя руками, головой слона, одним бивнем во рту, верхом на крысе.

Бог Ганеша, статуя XIII века

Дурга – супруга Шивы, богиня-воительница, имеющая множество других имён (Парвати, Кали, Ума и др.). Изображается в виде десятирукой или двадцатирукой женщины восседающей на тигре или льве. Шиваиты приносят Дурге кровавые жертвы: козлов, буйволов, иногда и людей.

Богиня Дурга. Рельефное изображение храма в г. Патан, Индия

Дхрува – бог Полярной звезды. Изошёл из пупа Брахмы. Имя его означает «твёрдый, непоколебимый», так как Полярная звезда не меняет своего положения не небосклоне.

Дьяус – древнейший бог неба и небесного света, который уже в ведах был почти полностью вытеснен образом Варуны.

Индра – бог грома, молнии и воинской доблести. Индра восходит к тому же общеиндоевропейскому образу, что и греческий Зевс , славянский Перун , скандинавский Тор . Индра совершил множество подвигов в боях с демонами и великанами. Главные из них – победа над «запирателем вод» Вритрой и освобождение коров (лучей зари), похищенных демонским племенем паниев. Индра живёт со своей женой Шачи в великолепном небесном царстве , чья столица – тысячевратный город Амаравати, полный золота и драгоценных камней. В ведийской религии Индра наряду с Варуной относился к числу главных богов, но в индуизме его значение поблекло.

Изображение Индры из храма Бантеай-Срей, Камбоджа

Индуизм – религиозное учение, созданное в ходе развития первоначальной ведической религии при влиянии на неё верований доарийского населения Индии и философской мысли. Пантеон богов индуизма сильно отличается от ведического. Вместо старых индоевропейских богов (Варуна, Индра, Митра и др.) на первый план здесь выходит Троица Брахмы, Вишну и Шивы, которая отсутствует в ведах.

Кама – бог чувственного влечения, в честь которого названа Камасутра. Изображается в виде красивого юноши с зелёной кожей. Кама держит в руке лук из сахарного тростника и пять стрел из цветов. Он постоянно окружён пчёлами (пчела, окунающаяся в цветок, – символ любовного акта) и ездит на попугае Шуку.

Бог Кама, целящий любовной стрелой в Шиву

Кубера – бог богатства, брат знаменитого ракшаса Раваны и повелитель якшей . Изображается человеком с пухлым телом, сидящим на белом льве, держа в руке мангуста – животное, которое, по представлениям индусов, может отрыгивать драгоценные камни. В ведах Кубера считался нечистым духом земли и гор – и повелителем над зарытыми сокровищами. Благодаря последнему качеству он и был переосмыслен позднее в бога богатства.

Лакшми – богиня счастья и красоты, супруга бога Вишну.

Локапалы – боги-властители стран света. В индийской религии их вначале было четверо: Кубера – покровитель севера, Индра – востока, Яма – юга, Варуна – запада. Потом число Локапал дошло до восьми: были добавлены Сома – как покровитель северо-востока, Сурья – юго-востока, Агни – юго-запада, Ваю – северо-запада.

Маруты – боги бури. Сыновья Рудры, числом трижды семь, они стали свитой бога Индры. В золотых доспехах, с огненными молниями в руках Маруты мчатся за Индрой по небу на сверкающих колесницах, запряженных пятнистыми оленями. От их неистовства сотрясаются горы, и в страхе клонятся долу леса.

Митра – общий для индусов и иранцев бог добра и света, вседержитель, который хранит мировой порядок, поддерживает ход небесных светил, а также устои человеческого общества. Весьма почитаемый в глубокой древности у ариев, Митра в Индии не имел большого значения. Уже в ведах образ его блекнет. В Древнем Иране культ Митры, напротив, с течением веков обретал всё больше влияния, развившись к началу нашей эры в широко распространённое учение митраизма , которое одно время соперничало с христианством.

Пушан – бог-хранитель дорог и стад. Иногда считался беззубым , и жертвы ему приносили кашей.

Рудра – древнейший арийский бог ярости и гнева, позднее слившийся с образом Шивы. Имя его происходит от общеиндоевропейского корня со значением «ярко-красный» (ср. русское «рдяной»). (См. Рудра и жертвоприношение Дакши .)

Савитар – бог солнечного света с золотыми руками, глазами и языком и жёлтыми волосами. Ездит на колеснице с золотым дышлом, запряжённой двумя лучезарными конями. Савитар символизировал живительную силу Солнца, а в образе Сурьи индусы олицетворяли это светило как физическое тело.

Савитри – жена Брахмы, богиня, которая породила науки и искусства и питает их своею грудью; покровительница мудрых и благочестивых. (См. Богиня Савитри .)

Сарасвати – богиня мудрости и красноречия.

Сканда – бог войны, сын Сурьи или Шивы, убийца могучего асура Тараки. Сканда изображался шестиголовым и двенадцатируким юношей, который едет на павлине, держа в руке знамя с рисунком петуха. Сканда покровительствовал не только воинам, но и ворам.

Бог Сканда. Скульптура XII века

Сома – в ведах – бог священного опьяняющего напитка древних ариев. Рецепт его неизвестен: некоторые считают, что сома была разновидностью вина или пива, другие – что её приготовляли из галлюциногенных грибов, вроде мухоморов. В индуистскую эпоху Сома стал богом луны, властителем над планетами и звездами. Он женился на 27 дочерях прародителя Дакши, ставших созвездиями на небе. Дакша, разгневанный тем, что из 27 супруг Сома предпочитал лишь одну – Рохини, наслал на него недуг, от которого луна стала чахнуть и уменьшаться. Боги умоляли Дакшу снять проклятие, и тот позволил Соме одну половину месяца полнеть и расти в размерах, а другую вновь худеть – так возник цикл полнолуния и новолуния. (См. Бог Сома .)

Сура – богиня вина и хмеля, жена или дочь Варуны. Вышла из глубины вод при пахтании океана .

Сурья – бог солнца, который ездит по небу в колеснице, запряжённой семью лошадьми. Его возничий – Аруна, брат царя птиц Гаруды. Как всевидящее око, Сурья знает всё, что происходит на земле. На небесном пути Сурью преследует дракон Раху и время от времени проглатывает его – так происходят солнечные затмения. Сурья – отец Карны, одного из главных героев «Махабхараты».

Храм в честь бога Сурьи в Гуджарате. XI век

Тваштар – божественный мастер, изготовивший многие волшебные предметы и даже живых существ. Близок к образу древнегреческого Гефеста .

Тримурти – троица верховных богов поздней индусской религии – индуизма. В неё входят Брахма, Вишну и Шива , олицетворяющие соответственно творческую, охраняющую и разрушительную силу мира.

Ушас – богиня зари.

Шани – сын Вивасвата, бог планеты Сатурн .

Шачи – богиня ревности и гнева, жена Индры.

Шива – один из трёх верховных богов индуизма, который в отличие от Вишну олицетворяет не ясное и спокойное, а бурное, неудержимое, разрушительное начало, без которого, однако, тоже непредставимо творчество и жизнь и не может существовать Вселенная. Шива уничтожает мир и богов в конце каждой кальпы (мировой эры). Символом его неукротимой энергии является лингам (фаллос). Изображения лингама в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском символе) – главный объект поклонения шиваитов. Свиту Шивы составляют якши , веталы и пишачи – злые духи и оборотни, которые живут на кладбищах и питаются человеческим мясом. В качестве «великого аскета» (махайогина ) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в медитацию. Посредине лба Шивы – третий глаз, чей взгляд испепеляет. Жена Шивы – ужасная богиня Дурга. (См. Бог Шива .)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.