Китай. Чайная церемония, история и традиции

Ноя 12, 2017

С давних времен в Китае существует перечень вещей, «потребных ежедневно». В нем 7 позиций, одну из которых (наравне с дровами, солью, рисом, соевым соусом, уксусом и маслом) занимает чай. Его пьют дома и на официальных мероприятиях, встречают этим напитком высоких гостей, используют в буддизме для проведения различных ритуалов и в медицине как лечебное средство и даже противоядие.

В китайской культурной традиции чайная церемония (она называется Гунфу Ча ) имеет большое значение. Ее принципы, главный из которых – восхищение вкусом напитка, были заложены несколько тысячелетий назад и претерпели за это время не так уж много изменений.

По примеру Гунфу Ча чайные ритуалы появились в разных странах мира, везде – со своими особенностями и национальным колоритом. Кстати, даже в самой Поднебесной чайная культура отдельных провинций имеет свои характерные черты, однако неизменным является благоговейное отношение к напитку.

Также у нас есть отдельная публикация по видам элитного китайского чая — по .

История и философия

Истории чайной церемонии посвящены многочисленные монографии. Большинство авторов поддерживают версию о том, что своей популярности чай обязан монахам. Этот напиток они употребляли во время общения друг с другом, когда подолгу обсуждали важные, в том числе и «ученые» темы. Так родились и сам ритуал, и его философия, которая побуждает участников настроиться на «внутреннюю волну», на положительные эмоции , искать и находить ответы на самые важные вопросы внутри себя и одновременно наслаждаться ароматами напитка и эстетической составляющей ритуала.

Как правило, в нем участвуют и новички, поэтому чайная церемония предполагает наличие некоего руководителя, который не просто разливает напиток по чашкам, но и помогает создать необходимую атмосферу – действует мягко, но уверенно, заботится о том, чтобы гости не мешали друг другу громкими разговорами, а имели возможность погрузиться в свои мысли.

К ритуалу, каков он сегодня, в Поднебесной пришли не сразу . Даже с заваркой экспериментировали довольно долго: сначала листья варили, получая в итоге «ароматную кашу», потом придумали листья прожаривать, делать из них муку и заливать кипятком, позже отработали технологию изготовления плиточного чая.

Одной из изюминок ритуала стало так называемое «сравнение чаев»: участники этого действа взбивали палочками напиток, приготовленный из размолотых в пыль листьев, до образования пены. Тот, у кого она оказывалась более плотной и красивой, становился победителем.

Ближе всего к сегодняшним ритуалам — чаепития, проходившие в XIV-XV веках , в годы правления династии Мин. В этот же период зародилась традиция использовать для них особые виды посуды, в частности — чашки под названием «гайвань» (ими пользуются до сих пор), которые, помимо своего прямого назначения, служат также заварниками.

Культура чаепития в Китае

«Гунфу Ча» в переводе на русский означает «высшее мастерство чаепития». Задача церемонии – помочь человеку насладиться достоинствами напитка. Их, как подсчитали въедливые китайцы, четыре:

  • цвет чая;
  • форма чайных листьев;
  • вкус напитка;
  • аромат.

Посуда

Уже упоминавшаяся чашка гайвань обходится без ручки, однако дополнена крышкой (символ неба) и блюдцем (символ земли). Непосредственно чашка олицетворяет собой человека, который твердо стоит на земле, под защитой неба . Крышка и чашка образуют между собой щель, через которую человек разливает напиток гостям или пьет сам.

Важно, чтобы и крышка, и блюдце были для гайваня «родными», то есть имели бы один и тот же узор (разрозненные элементы от разбившейся посуды соединять нельзя), только в этом случае они становятся своеобразным символом родного очага.

Объем чашки – 100-350 мл. Количество необходимых гайваней определяется по числу участников чайной церемонии.

Чайник для заваривания называется исинь, так как в старину этот вид посуды изготавливали из особой фиолетовой глины, добываемой близ города Исин. Этот материал был выбран потому, что после обжига он приобретал пористую и одновременно жесткую структуру, а потому служил долго , а главное – позволял чаю «дышать».

Другие атрибуты и принадлежности, без которых невозможен китайский ритуал:

Вода

Лучшей считается вода родниковая, и в этом тоже – дань традиции, большой философский смысл: такая вода рождается в сердце земли, поэтому приготовленный из нее напиток наполнен жизнью, одухотворен. Однако не всякая родниковая вода может быть использована. Плохо, если она слишком мягкая, не содержит достаточного количества минеральных солей. Недопустимо, если у воды имеется какой-то свой запах или неприятный вкус.

Кипятят воду в котле, причем только 1 раз, до нужной температуры. Дополнительный подогрев является нарушением традиции. Для разных видов чая обеспечиваются разные условия: для достаточно 95 градусов, для пуэра требуется 100. Опытный мастер определяет нужный момент «на глазок» (по размеру образующихся на поверхности пузырьков) и на слух (в закипающей воде он должен услышать «шум ветра в соснах»).

Музыка

Проведение церемонии невозможно без музыки. Правильно подобрать ее – настоящее искусство. Она должна быть ненавязчивой, медленной, по звучанию близкой к классическим китайским музыкальным инструментам.

Также приветствуется вариант, когда в музыкальном произведении слышатся щебет птиц, журчание воды, шелест листьев в лесу. В этом случае уместно наполнить помещение легким, едва уловимым ароматом лаванды или жасмина.

Предметы интерьера

Проводить чайные церемонии рекомендуется в помещении, оформленном в пастельных тонах, с зелеными и коричневатыми оттенками. Солнечный свет должен быть рассеянным, обязательно – легкое движение воздуха, который (оказывается, и в этом имеется свой смысл) будет добираться до каждого уголка человеческой души, помогать ей раскрыться.

Что касается интерьера, то здесь предпочтение отдается минимализму : бамбуковые циновки, низенький стол и больше ничего. Стол, правда, должен быть большим, чтобы места вокруг него хватило всем участникам, а сервиз и необходимые предметы располагались бы свободно, не создавая ощущения тесноты.

Для организатора церемонии предусмотрен чабань – небольшой столик, внутри которого имеется поддон, чтобы сливать лишнюю воду. На чабань иногда ставят фигурки из особой глины, которая меняет цвет в зависимости от изменения температуры воды.

Виды церемоний

Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

  • Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;
  • Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;
  • Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;
  • Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Приготовления к мероприятию

Чтобы чайная церемония прошла на достойном уровне, к ней должен готовиться каждый из ее участников, настраиваясь на нее эмоционально, стараясь отрешиться от окружающей суеты, больших и малых проблем.

Важно, чтобы все собравшиеся гости были друг другу симпатичны , располагали бы достаточным временем и не смотрели то и дело на часы, боясь куда-то опоздать. Непосредственно перед церемонией нужно отключить мобильный телефон.

Чайный мастер перед приходом гостей должен создать в помещении, где проходит церемония, необходимую обстановку, убрать все лишнее, красиво расставить набор посуды и аксессуары.

Проведение китайской чайной церемонии

Описание чайного действа включает несколько этапов, очередность которых нельзя нарушать, поскольку в каждом заложены определенные символы.

Этап 1. Исинь и гайвани надо согреть, заполнив их примерно на треть кипятком. Через 2 минуты воду сливают.

Этап 2. Оценка качества чая: участники церемонии знакомятся с заваркой, которая насыпана в специальную чайную коробочку. Передавая ее друг другу, каждый делает 3 вдоха, а выдыхает (так требует традиция) – на листочки чая: тепло человека их согревает и аромат становится ярче.

Этап 3. Чайный мастер отмеряет необходимое количество чайных листьев с помощью специальной бамбуковой ложки и высыпает их в исинь. Традиционная норма – 15 г заварки на 150 мл воды.

Этап 4. Он называется «промывание высокой струей». Воду (кипящую или согретую до определенной температуры, как того требует тот или иной сорт чая) наливают в исинь, заполняя его до краев. Струйка должна быть тонкой и литься с высоты от полуметра до 70 сантиметров.

Этап 5. С помощью фарфоровой ложки из исиня убирают всплывшие листочки и образовавшиеся пузырьки. Закрывают исинь крышкой на пару минут, а затем выливают жидкость в специально подготовленную посуду. Этот чай не пьют.

Этап 6. Вновь заполняют исинь водой. На этот раз струя должна быть сильной, а высота падения воды – от 10 до 15 см.

Этап 7. Мастер повторяет действия 5-го этапа с той разницей, что закрывает исинь крышкой не на пару минут, а всего на 20-50 секунд. После этого напиток готов к употреблению.

Разливают чай по гайваням непосредственно из исиня (в тайваньской традиции – из кувшина ча-хай). Делает это хозяин дома, где собрались гости, либо чайный мастер, если церемония проходит в ресторане.

В тайваньском варианте используется чайная пара, состоящая из двух чашек. Здесь свобода похозяйничать предоставляется самим гостям: они могут налить из гайваня немного напитка в высокую чашку и оценить его аромат, а в низкую – чтобы оценить вкус напитка и его цвет.

Заваривать чай разрешено многократно: улун – от 4 до 8, пуэр – до 16. Подробнее о том, как правильно заваривать чай пуэр мы писали . А выпивают собравшиеся как минимум по 7 чашек:

  • чашка 1 – знакомство с напитком;
  • 2 – возможность расслабиться и отбросить, если они были, негативные эмоции;
  • 3 – заряд бодрости;
  • 4 – ощущение покоя;
  • 5 – очищение тела;
  • 6 – ясность разума;
  • 7 – общая релаксация.

Особое внимание придается первым глоткам: сначала делают маленький, затем большой (основной) и вновь маленький . Этот ритуал дает возможность оценить аромат чая, его вкус и послевкусие.

Правила и традиции

Чтобы чайная церемония была полезна и духу, и телу, нужно выполнять некоторые правила:

  • напиток не должен быть обжигающим;
  • нельзя пить его на голодный желудок;
  • сразу после обильной еды пить чай тоже нельзя, лучше сделать небольшой перерыв;
  • вредно пить вчерашний чай.

Согласно китайской традиции чайные мероприятия рекомендуется проводить по каким-либо важным поводам :

  • оказать уважение пожилому человеку;
  • украсить чайной церемонией семейную встречу родителей и детей;
  • поблагодарить родителей молодоженов в день свадьбы;
  • отметить знакомство родителей будущих новобрачных.

Юлия Верн 48 876 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Китай представляет собой уникальную страну с древними обычаями, которые почитаются и передаются из поколения в поколение. Одна из национальных традиций – это китайская чайная церемония. Она представляет собой не просто процедуру употребления чая, а включает строгую последовательность определенных действий. Церемония таит в себе глубокий смысл, дарит наслаждение от чайного напитка для каждого ее участника. История этого обычая берет свое начало с 618 года из провинций Гуандун и Фуцзянь.

Таинство чаепития в Китае

Национальное название ритуала употребления чайного напитка — Гунфу-Ча. Во второй части четырнадцатого века, во время правления древней , только император мог наслаждаться чаем, приготовленным из цельных чайных листьев. Этот чай специально выращивался и собирался для императорской семьи. Простой народ в то время довольствовался мелколистовыми и недорогими сортами чая.

Обстановка для проведения церемонии

Традиционная чайная церемония в Китае, согласно негласным правилам, проводится в чайном домике. Это специальное помещение не имеющее яркого освещения. Для оформления используются мягкие пастельные тона с использованием природных оттенков цвета. Сама атмосфера чайного домика должна расслаблять и успокаивать. Основным условием является низкий стол для размещения всех гостей и необходимой посуды. На полу размещаются мягкие коврики или подушки для удобства гостей. Сегодня чайные домики представляют собой место встречи, где можно пообщаться в спокойной и непринужденной обстановке. Традиционные коврики заменились на шезлонги. Каждый гость может расслабиться и выпить любимый чайный напиток.

«Китайское чаепитие – обряд, предназначение которого заключается в насыщении души человека и успокоении тела».

Требования к воде

Культура Гунфу-Ча имеет строгие условия при выборе воды. Чайные мастера тысячелетиями передавали друг другу знания при работе с водой для чая. И со временем это мастерство превратило набор некоторых правил в настоящую инструкцию для правильного приготовления напитка. Выбор воды – это основная особенность, с которой следует начинать подготовку. Она не должна иметь посторонних запахов или обладать какими-либо вкусовыми оттенками. Предполагается для правильного чая не подходит мягкая вода, так как имеют малое количество земельного духа – это минералы и соли, которые делают напиток стойким и уверенным.


Походящей водой для Гунфу-Ча традиционно признается родниковая, которая черпает свою силу от самого центра земли, насыщая и отдавая ему частичку своей души. Вода, которая будет использоваться для заваривания, должна кипятиться в отдельном чайнике из глины. Размер чайника зависит от количества гостей. Вода для заваривания, нагревается только один раз до оптимальной температуры.

Чайный мастер определяет оптимальную температуру нагрева, учитывая завариваемый сорт чая. При заваривании чая улун оптимальная температура это 95 градусов по Цельсию, а для чая пуэр – 100 градусов. Специалисты чайного дела определяли температуру закипающей воды без термометра:

  • 76-86 — образуются пузырьки в диаметре 3 мм – их китайцы называют «крабьими глазами»,
  • 90-96 — возникают пузыри большего размера – 8 мм, носящие название «глаза рыбы».

Музыка для церемонии

Традиция чаепития представляет собой не только саму процедуру заваривания и употребления чая. Национальный ритуал включает также и прослушивание колоритной китайской музыки.

Провести настоящий ритуал чаепития нельзя без музыки. Подбор ее – настоящая культура чаепития. Она должна быть спокойной и ненавязчивой, а по звучанию напоминать национальные инструменты. Можно встретить оригинальный вариант, когда в музыкальную композицию вписывается щебет певчих птиц, журчание лесного ручья, шелест опавших листьев в лесу.

Благодарность чаю

Чайная китайская культура не только богата древними легендами. Существует обычай, который дошел до наших дней из династии Цинь. Как-то император оделся в простые одежды и отправился странствовать по стране, чтобы узнать, что о нем думает народ. Он зашел в таверну и увидел, что два человека пьют чай. Он присел к двум посетителям и завел непринужденную беседу. Но они сразу поняли, что перед ними не обычный странник. Они должны были преклонить колени, но в таком случае их бы тут же казнили, так как правитель являлся священным и с ним нельзя разговаривать простым людям. Тогда один собеседник после беседы за чаем встал и положил на стол средний и указательный пальцы, согнув их. Этим он сказал императору следующее: «Мы поняли, кто вы и знаем, что нам грозит смерть за общение с вами. Но мы хотим выразить вам свою признательность от лица нашего народа. Этим жестом мы даем понять, что мы обожествляем и любим вас». Теперь, за чаем в Китае, собеседники показывают уважение аналогичным знаком.

В Поднебесной заваривают, и пьют чай в любой семье. Иногда этот обычай становится частью совершенно другого. Во время свадьбы родители жениха или невесты дарят им набор для проведения чайной церемонии. Они в свою очередь подносят чай родителям как знак уважения старшим. Во время застолья молодожены знакомят гостей, подавая им чай и называя их по имени.

Какой чай пьют в Поднебесной

Китайцы редко пользуются заварками импортного чая. Это и не нужно когда внутренний рынок богат свежими собственными сортами:

  • Тэ Гуань Инь,
  • Пуэр,
  • жасминовый
  • хризантемовый
  • Жэнь Шэнь Улун,
  • шу/шэн пуэр,
  • Лунцзинь
  • Би Ло Чунь.

Это самые распространенные сорта, которые употребляют в любой семье, заваривают в недорогих кафе. В дорогих ресторанах можно встретить элитные сорта:

  • Тэ Гуань Ин,
  • Бей Хао Инь Чжен
  • Фэн Хуань Дань Цунь,
  • Цзинь Цзуй Мэй
  • Мао Фэнь

Нужно обязательно отметить то, что китайцы не любят ароматизированные чаи. Заваривается в основном натуральные фруктовые или без добавок с оригинальным составом. Мест, где можно выпить чайного напитка в Китае гораздо больше, чем пивных в Чехии. Причем даже в обычных закусочных и кафе можно встретить очень хороший выбор чая.

Набор для чайной церемонии

В переводе на китайский он звучит как Чацуй – чайный инструмент. Его использование вошло в активную фазу примерно в 1981 года и позже разошлось по всем странам, где и получила популярность. Долгое время китайцы не использовали его, но сейчас трудно представить весь процесс без его использования. Включение в набор дополнительных предметов имеет своеобразный смысл. Почитатели даосизма и буддизма уверены, что действия, проводимые этими предметами, помогают расслабить ум, и настроится на чаепитие.

Современный чайный набор может состоять из разного количества предметов. Основные из них видны на фото – это гайвани, чахай и пиалы.

  1. Гайвани – глиняный чайник для заваривания. Недорогой вариант исполнения – из стекла.
  2. Чахай – небольшой чайничек или кувшинчик для переливания заваренного чая по пиалам.
  3. Пиала – емкость для употребления чая. Изготавливается в основном из глины или фарфора.

Дальнейшие предметы могут исключаться или дополняться в зависимости от объема проведения ритуала.

  1. Совок – для транспортировки сухого чая в чайник. До его применения листовой чай просто насыпали при помощи рук или щипцов.
  2. Щипцы – для мытья и других манипуляций с пиалами.
  3. Игла – для прочистки носика чайника для заваривания или ножа для разрезания брикетированного чая.
  4. Воронка – предохранительное приспособление для удержания листов чая. Принцип действия аналогичен обычному ситечку.
  5. Лопатка – инструмент для анализа качества чайного листа, в заваренном и сухом виде.
  6. Кисточка – применяется для удаления подтеков на посуде или полировки чайника.
  7. Подставка под пиалу – бывает квадратной, круглой или прямоугольной формы.

На фото представлен полный набор:

При изготовлении набора его покрывают каллиграфической росписью или обычными художественными рисунками. Наборы изготавливаются частными умельцами и заводами из разных материалов.

  1. Глиняный – самый дорогой материал. Иногда предметы набора иметь дизайнерское исполнение и его формы могут быть очень причудливыми: животные, люди, сказочные персонажи.
  2. Деревянный – лучший вариант для домашнего использования. Он долговечен и стоит не очень дорого.
  3. Бамбуковый – самый дешевый материал. Подходит для походов и чаепития на природе.

При покупке набора следует проверять его на возможное наличие трещин и сколов. Такие недостатки, по мнению китайцев, приносят неудачу. Следует учитывать, что дерево и бамбук не переносят сильную жару, поэтому не следует надолго оставлять набор на открытом солнце. После использования необходимо протереть предметы смоченной тряпочкой и вытереть насухо.

Итоги

Чайная традиция Китая имеет немаловажное значение для китайцев. Она успокаивает душу и расслабляет тело, исцеляет и сближает людей. Правильно проведенная церемония позволит отвлечься от повседневных суетных дней, зарядится внутренней энергетикой.

Китайцы верят, что во время чаепития можно сблизиться с предками, окунуться в сакральный мир элементов стихий. Настоящий чай очищает тело от вредных токсинов, а голову от ненужных и суетных мыслей.

Мы пьем чай везде – дома, на работе, в гостях, когда замерзли, когда жарко, во время деловых переговоров, когда смотрим кино. Как только появляется свободная минутка – бежим, ставим чайник, заливаем кипятком чайные листья, создавая напиток, без которого трудно представить нашу повседневность. Чай один из самых популярных напитков в мире.

У каждой страны есть свои традиции потребления чая, однако одними из самых интересных считаются чайные церемонии Китая.

Чайная комната должна быть подготовлена особым образом для церемонии

Как заваривается чай для чайной церемонии

За проведение процедуры отвечает чайный мастер, он готовит чай и рассказывает о его свойствах. Именно мастер подает чаши с чаем гостям.

Чаще всего для церемонии используется зеленый чай.

Заваривают чай в специальных чашах, объем которых 200-250 мл. Они похожи на пиалу, но кверху сильно расширяются и закрываются крышкой.

Особое место чайный мастер уделяет воде для чая.

Казалось бы, что сложного - листы чая залить вскипяченной водой. Но не тут-то было: китайцы уделяют значение каждой мелочи.

Готовность воды во время кипячения определяется по специальному звуку, издающему водой во время нагревания с закрытой крышкой. Следующим этапом будет кипячение воды, но уже без крышки. По виду пузырьков мастер легко определит, готова ли вода.

Самые мелкие пузырьки называют «рачий глаз», более крупные «крабий глаз», самые большие «рыбий глаз».

Если воду недокипятить или перекипятить, то чай будет испорчен, он не сможет раскрыть себя во всей красе.

После приготовления воды, мастер передает всем гостям лежащий в специальной коробке чай того, чтобы гости ознакомились с ароматом. После этого он берется за заваривание чайного листа.

Чай можно мешать только по часовой стрелке специальным предметом. Когда образуется водная воронка, в нее вбрасывается чайный лист. Как только листья легли на дно заварника, чай готов.

Чайный мастерпозаботится о правильном приготовлении чая

Подает чайный мастер каждому гостю по две чаши на деревянной подставке.

Одна чаша узкая, символизирует мужчину, другая широкая - символ женщины.

Сначала чай наливают в чашу, накрывая пиалой, затем резко переворачивают так, чтобы не пролить. Теперь напиток можно пить.

Церемония должна проходить без спешки, нельзя кричать, размахивать руками. Гости вместе просидеть могут несколько часов, на протяжении всего времени мастер постоянно следит за напитком. Чайные листы выдерживают до 10 завариваний.

Также практикуется традиция «чайных турниров» - встреча любителей чая, когда выставляется на пробу большое количество сортов. Участники должны по аромату и вкусу определить сорт чая.

Чайная церемония создана для гармонизации человека

Сохранение чайной традиции

Сегодня в Китае уделяется большое значение поддержанию и сохранению традиций чайной церемонии. Для этого существуют различные государственные организации – Всекитайское общество чаепития, Китайский международный центр по изучению чайной культуры, Китайский музей чая, Центр изучения чая при Академии сельхознаук Китая. Каждый год в этой стране употребляется более 500 тысяч тонн чая. Таким образом, чайная культура является народным достоянием Поднебесной.

Китайская чайная церемония


"Употребление чая способствует пищеварению, особенно «если потягивать чай в обществе прекрасных дев, сидя в беседке возле пруда с водяными лилиями или у лакированного мостика".

Лук Юй, мастер чайной церемонии времен династии Тан

Большинству любителей чая приходится лишь мечтать о такой удаче, но, если чай хорош, они готовы сделать скидку на обстоятельства.

Китайская чайная церемония

За тысячелетия в Китае было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных для различных целей.

Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев - «гун-фу ча» .

На китайском языке это чайное действо звучит «гун-фу ча», причем гун-фу означает «высшее мастерство» или «высшее искусство», а ча, соответственно «чай».

Получается, что гун-фу ча - это высшее мастерство чаепития.

Во время гун-фу ча вы получите возможность насладиться всеми четырьмя «достоинствами» чая: формой листа, цветом настоя, ароматом и вкусом.

Символический смысл ритуала "гун-фу ча" выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян.

Гун-фу ча требует особой атмосферы и специального настроя.

Личность ведущего церемонии имеет большое значение для правильного протекания всего чаепития.

Удивительным образом его роль и незаметна и определяюща одновременно, поскольку ведущий чувствует состояние, создаваемое чаем, и реагирует на любые изменения в настроении участников церемонии.

Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщенным, в чайных - используется специальная посуда.

Чайные чашечки, заварник и ча-хай устанавливают на специальный чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки и дать толчок развития чаю.

Вторую и последующие порции заливают в заварник (по мере выпивания чая), а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.

Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, наблюдая за своими ощущениями.


Чай является традиционным напитком в Китае и употребляется ежедневно. Повседневное чаепитие в Китае - дело семейное.

Чай (обычно - зелёный) заваривается в большом чайнике (фарфоровом, фаянсовом или глиняном) сразу на всю семью, разливается по чашкам или пиалам, из которых и пьётся.

Кроме того, китайцы отмечают несколько видов особых обстоятельств для приготовления и совместного питья чая.

Особые обстоятельства китайского чаепития

  • «Знак уважения» . В китайском обществе принято выражать почтение старшим, предлагая чашку чаю. Пригласить старших родственников в ресторан на чашку чаю и заплатить за них - одно из традиционных китайских времяпрепровождений в выходные дни. В прошлом чай всегда подавали люди, занимавшие менее высокую ступень социальной иерархии. В нынешнем Китае в связи с либерализацией общества случается, что родители подают чай детям, и даже начальник может налить чай подчинённым. Однако на официальных мероприятиях не следует ожидать, что более высокопоставленный участник подаст вам чай.
  • «Семейная встреча» . Обзаведясь семьями или уехав работать в дальний край, дети редко навещают родителей; деды и бабки нечасто видятся с внуками. Поэтому совместные чаепития в ресторанах - важная часть семейных встреч. По воскресеньям китайские рестораны полны посетителями, особенно в праздничные дни. Это подтверждает важность семейных ценностей в Китае.
  • «Извинение» . В китайской культуре принято, прося прощения, наливать чай человеку, перед которым извиняешься. Это - знак искреннего раскаяния и покорности.
  • «Выражение благодарности старшим в день свадьбы» . На традиционной китайской свадебной церемонии жених и невеста в знак уважения подают чай родителям, опустившись перед ними на колени. Молодожёны говорят родителям: «Спасибо вам за то, что вырастили нас. Мы в вечном долгу перед вами!». Родители пьют чай и вручают новобрачным красный конверт, символизирующий удачу.
  • «Сплочение большой семьи в день свадьбы». Свадебная чайная церемония служит также способом знакомства семей жениха и невесты. Поскольку китайские семьи зачастую весьма многочисленны, может случиться, что не всем участникам удастся познакомиться на свадьбе. В частности, такое могло случиться в древние времена, когда у отца семейства могло быть несколько жён, и отношения между некоторыми членами семьи бывали натянутыми. Поэтому во время свадебной чайной церемонии молодожёны подавали чай каждому члену семьи, называя его по имени и официальному титулу. Совместное чаепитие символизировало приём новых членов в семью. Отказаться от чая означало воспротивиться браку и «потерять лицо». Старшие родственники, будучи представлены на церемонии, передавали молодожёнам красные конверты; новобрачные, в свою очередь, отдавали красные конверты молодым неженатым членам семьи.
  • «Поддержание традиции» . В чаошаньской традиции принято собираться с друзьями и родственниками в чайной комнате на церемонию Гунфу Ча. Во время церемонии старшие участники рассказывают младшим об обычаях, передавая им древнюю традицию.

Однажды в трактире император подсел к двум мужчинам, которые распивали чай, и завел беседу.

Мужчины сразу поняли, что перед ними не простой житель, и хотели упасть перед ним на колени, но прекрасно понимали, что если все узнают, что перед ними император, то их ждет смертная казнь, так как император считался величественным и неприкасаемым, а те люди с ним беседовали, как с равным.

После чаепития, молодые люди встали и один из них сделал два жеста пальцами - сначала указательный и средний вместе положил на край стола, затем тот же жест с согнутыми пальцами.

Император не понимал и попросил объяснить, что это значит.

Молодой человек ответил: «Мы знаем, что перед нами Ваше величество, и теперь нас убьют за то, что мы с Вами разговаривали, но я очень хочу выразить Вам от нас и от всего народа благодарность. Эти два жеста означают, что Ваш народ предстилается пред Вами и преклоняется ».

И мужчины ушли. Император был удивлен и в то же время рад, что о нем так думает его народ. С тех пор подобный жест показывает уважение к человеку за чаепитием.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.