Остров Мертвых. Проклятие вещей и проклятые места Истинное изображение острова мертвых

Арнольд Бёклин. «Остров мертвых»

1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см. Художественных музей, Базель
1880 г. Дерево, масло. 111 х 115 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
1883 г. Дерево, масло. 80 х 150 см. Государственные музеи, Берлин
1886 г. Дерево, темпера. 80 х 150 см. Музей изящных искусств, Лейпциг.

Все в мире следует понимать как загадку.
Джорджо де Кирико

Гражданин Европы

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Арнольд Бёклин. Автопортрет. 1873 г.

Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда - во Флоренцию, затем в Цюрих... Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

У этих бесконечных переездов были веские причины: в молодости - желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее - приглашения на преподавательскую работу, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, - безденежье.

(Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.)

Такая подвижность позволила Бёклину не только много повидать и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и синтезировать в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма.

В мире фавнов и нимф

Бёклин начал с романтических пейзажей. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах...

Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное - соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Художник словно открыл окно в блаженную страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам - мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма - собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку. В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума.

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью.

Символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным - он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине - «Острове мертвых».

«Картина для грез»

Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен..

Первый вариант картины «Остров мёртвых». 1880 г.

Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.

Второй вариант картины "Остров мёртвых", 1880 г.

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).

Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г.

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Пятый вариант картины "Остров мёртвых", 1886 г.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения - от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Скалы Фаральони близ берегов Капри

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции

Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей.

Но каким бы островом ни вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное - этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим пространстве.

Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного.

"Остров мертвых" в интерьере эпохи

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

Макс Клингер. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых»

Шрифт «Бёклин»

По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате В. И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой, основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932).

Сальвадор Дали. Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы. 1932 г.

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи».

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“».

Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», - писал он в поэме «Про это» (1923). В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мёртвых»

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине 20-го в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных.

Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов - противников и антагонистов Бёклина.

Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.

Марина Аграновская

Долго думала писать ли статью о художнике Арнольде Бёклине.? Сомнения не из-за картин Бёклина,а из -за того,что он был любимым художником Гитлера.Но тем не менее.Его имя хорошо знали в России.

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Швейцарский живописец Арнольд Бёклин был одним из заметных мастеров XIX века. Романтик и символист одновременно, он воспринимал современность сквозь призму классического наследия.

В европейской культурной жизни не было другого художника, вызвавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем буквально всеми обожествленного, а вскоре после смерти почти мгновенно преданного забвению.

Автопортрет. 1877—1876

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.

Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах художник рисует вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами.

Сегодня поговорим оглавной картине- "ОСТРОВЕ МЁРТВЫХ"

Что интересно,что художник создал 5 вариантов этой картины.

П ЕРВЫЙ ВАРИАНТ.


Заказчиком картины был меценат Александр Гюнтер


Первое полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»).

Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.


1883 Старая национальная галерея, Берлин

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г


ФОТО. 1884г Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны
Финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).


1886 Музей изобразительных искусств, Лейпциг

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма.

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

ОСНОВА СЮЖЕТА.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.


Капри. Фаральони.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.


Остро Сан Микеле.Венеция.

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.

В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Интересно, что в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы;

Создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции

БЁКЛИН И ГИТЛЕР.

У картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он отметил Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как философа Ницше и композитора Вагнера.

В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.


Идиллия.


Игры наяд.


Атака пиратов.


Битва Кентавров.

Портрет Анджелы Бёклин.


Мария Магдалена, оплакивающая Христа 1867

Анжелика, охраняемая драконом 1873

ВОПРОСЫ.

Как вы оцениваете работы художника?

Чем привлекала современников картина ОСТРОВ МЁРТВЫХ?

Почему эта тема так интересовала людей?

В 1827 году в Швейцарском городе Базеле родился художник, чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи и на культуру в целом. Имя Арнольда Беклина было нарицательным в кругах художников-символистов, а знаменитая картина Беклина «Остров мертвых» стала источником вдохновения для множества влиятельных деятелей мирового искусства.

Арнольд Беклин

Будущий основоположник сюрреализма родился в семье зажиточного торговца шелком Кристьяна Фридриха Беклина. Арнольд Беклин получил художественное образование в Дюссельдорфе и, несмотря на его уникальный стиль и разнообразие техники, его причисляют к Дюссельдорфской школе живописи.

Преподаватели ценили Беклина как очень перспективного ученика и поэтому, еще будучи студентом, Арнольд часто выезжал за границу, а именно в Брюссель и Антверпен, где юный художник копировал великие произведения нидерландских и фландрских мастеров. Еще одна профессиональная поездка в студенческие годы привела Беклина в Париж, где около года художник проработал в Лувре.

В 1850 году художник приехал в Рим, где классическая архитектура, мягкий климат и богатая культура заставили его остаться на семь лет. В Италии Беклин женился на местной девушке. У них была большая семья - 14 детей, из которых только шестеро достигли совершеннолетия. По различным причинам художник с семьей часто переезжал, некоторое время он провел в Веймаре, где преподавал живопись в академии. В Базеле Беклин занимался на заказ, последние годы художник провел в Италии, на своей вилле близ Флоренции.

Символизм и «Остров мертвых»

В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Со временем его творчество обрело мифологическую направленность, но самые знаменитые работы швейцарского живописца причислены к жанру символизма. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем, и мифологическим сюжетом, и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

На картине на фоне облачного неба изображен небольшой остров, омываемый зеркальной водной гладью. На острове растут высокие темные кипарисы, а в скалах видны прямоугольные отверстия, напоминающие склепы. По к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое. Одна из фигур укутана в белую ткань, словно в саван, и стоит перед белым прямоугольным ящиком, похожим на гроб.

Среди множества интерпретаций самой популярной версией является своеобразное обыгрывание древнегреческой мифологии. Согласно ей, души усопших героев, избранников богов и выдающихся личностей получают место на уединенном острове в центре Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном.

Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel. За несколько лет художник написал шесть вариантов картины, пять из которых были написаны Беклином самостоятельно, а шестой он писал с сыном Карло в последний год своей жизни.

Первый вариант

Заказ на «Остров Мертвых» Беклин получил от своего патрона, мецената Алекса Гюнтера. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника. Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с "Джоккондой", не пожелал с ней расстаться. Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти.

Причиной такой привязанности к картине многие искусствоведы называют смерть дочери Беклина. Малышка умерла в 1877 году и была похоронена на английском кладбище в итальянском городе Флоренции. Это кладбище засажено высокими кипарисами, в чем исследователи творчества швейцарского символиста улавливают сходство с картиной.

«Картина для грез»

Во время работы над первым вариантом картины флорентийскую студию Беклина посетила Мария Берна, богатая вдова финансиста Георга фон Берна. Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез». Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме.

Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа. Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом.

После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера. Сегодня эта известная картина выставлена в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

Картина для Фрица Гурлита

Третий, самый популярный вариант картины был заказан коллекционером Фрицем Гурлитом. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году. Это самый светлый из существующих вариантов картины. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом - верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная.

Эта версия наиболее популярна благодаря тому, что именно с нее Максом Клингером был сделан высококачественный офорт, с которого Фриц Гурлит печатал репродукции. В конце XIX - начале XX веков эти репродукции были очень популярны в Германии, откуда мода на них пришла и в другие страны. Сегодня Старая Национальная Галерея Берлина выставляет оригинал картины в постоянной коллекции.

Финансовые трудности и четвертый вариант картины

Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон.

В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. К сожалению, эта картина не смогла пережить Вторую мировую войну и была уничтожена, предположительно в Берлине либо в Роттердаме. Осталась лишь ее черно-белая фотография.

Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге

Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг. Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам.

На пятой картине четко виден гребец, направляющий лодку к острову, к тому же сама лодка находится гораздо ближе к цели, по сравнению с остальными четырьмя вариантами. Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. Цветовая гамма шести полотен тоже отличается.

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Шестой вариант картины Арнольда Беклина, находящийся в частной коллекции, но выставляемый в Санкт-Петербургском Эрмитаже, является самым малоизвестным. Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет. Интересно, что Беклин написал эту версию в соавторстве с сыном Карло в последний год своей жизни.

Культурный феномен своего времени

По странному стечению обстоятельств, именно эта картина Беклина стала культовым произведением своего времени. Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи».

По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия.

Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели. Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. Третий вариант был приобретен Адольфом Гитлером и висел в Рейхсканцелярии.

«Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре.

konstantinruff в Картина рожденная в депрессии.

"ИЗВЕСТНЫЕ ВЕЩИ" , потому что это не просто известная картина... я бы сказал, что это просто претендент на звание "Картина века", настолько она была популярна. Гравюры с неё расходились бешеными тиражами. Воспоминание о ней, как непременной детали интерьера можно обнаружить и в "Неоконченном романе" Луи Арагона, и в стихотворении Арсения Тарковского... Набоков в рассказе "Отчаяние" упоминал её как висящую "в каждом берлинском доме"... Впрочем, не только в берлинском - Петров-Водкин свидетельствует, что и русской провинции она "развесились по комнатам передовой молодежи"... Потом, после революции, эта мода сошла на нет, чтобы вновь возникнуть во времена нэпа... и вот уже Маяковский в поэме "Про это" поминает её, как примету старого быта...


Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке 1871-74 г.г.
Национальная галерея, Берлин, Германия

Прежде всего - автор:)
Арнольд Беклин (1827-1901) - немецкий живописец-символист, наиболее известное произведение которого, “Остров мертвых” (1880). Обычно Бёклин не давал названий своим работам, их называют галеристы, но название «Остров мертвых» принадлежит самому художнику. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от Марии Берн заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Она недавно овдовела и заказывает своего рода утешительную картину. Она хочет картину, от которой веяло бы покоем и тишиной, такой тишиной, что смотрящий вздрагивал бы от стука в дверь... И он пишет для неё вторую версию своего пейзажа, добавляя в него одну деталь - населяя картину странными персонажами. И переносит своё добавление и в изначальный вариант.
Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.
Третью версию «Острова мертвых» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Надо, наверное, упомянуть у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возраст е.

Это -первый вариант картины, тот, что художник оставил себе. Ныне он находится в музее в Базеле.


А вот - второй, того же 1880 года, тот, что был написан для Марии Берн - фон Ориола. Теперь он в музее Метрополитен в
Нью-Йорке. Как я понял, у искусствоведов есть какие-то сомнения на счёт того, какой из них первый, какой второй:)


С этого варианта Макс Клингер делает гравюру, которая, начинает расходиться немыслимыми тиражами.
Именно теперь картина обретает имя "Остров мёртвых".
А потом этот вариант известной картины попадает в коллекцию ещё одного "ценителя" - в 1933 году его покупает Гитлер(был выдающийся художник, только его репутация отбрасывает тень на его картины, поэтому они мало известны). Картина висит в Оберзальцберге, потом перемещается в рейхсканцелярию в Берлин. В берлинском музее оказывается она после войны. Там и по сей день.

Кстати, на этой версии появляется подпись автора. Над одной из могильных камер, на оконечности острова, можно увидеть инициалы "А.Б.".
В Германии был ещё один вариант картины, четвёртый. Он находился в частной коллекции, там и сгорел во время войны. О его существовании свидетельствует лишь оставшаяся чёрно-белая фотография:(

XX век: Хроника необъяснимого. Проклятие вещей и проклятые места Непомнящий Николай Николаевич

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.

В 1961 году Андрей Тарковский снял картину «Иваново детство». В ней есть шокирующая сцена: Иван видит прибрежную скалу, у подножия которой немцы разместили в сидячем положении трупы убитых красноармейцев Ляхова и Мороза. Этот леденящий душу кинокадр смотрится как фрагмент беклиновского полотна, ибо напоминает подлинный остров мертвых.

Из книги Сказка о силе автора Кастанеда Карлос

Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Сказки о силе автора Кастанеда Карлос

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Остров Пасхи Остров Пасхи находится в восточной части Тихого океана, в 2350 милях от Чили. Его первооткрыватели были поражены, увидев, что вся его территория усеяна сотнями гигантских статуй.Каким образом обитатели острова в далеком прошлом обрабатывали эти вулканические

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ ТУЛЕ На гнездовья птицы прилетели. Хлопая крылами по воде, Завертелись белые метели, закружились пары лебедей. А потом вели тропой скалистой взрослые к воде птенцов своих. Оглашался берег звонким писком желторотых шариков живых. Лишь одна гусыня - как из воска -

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ САМОС Трубят глашатаи: «Измена! Десантники вмешались в бой…»Но к мыслям, как к военнопленным, Уже приставлен был конвой…Дорогие мои, здесь музы подсказывают мне, что пора обрисовать политическую обстановку на «острове Буяне». Когда богоподобному юноше

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца Жизнь поистине удивительна! Того, что произошло на маленьком островке посередине озера Титикака, никто никогда не планировал, тем не менее и время, и действие были рассчитаны с точностью, с какой рука хирурга направляет

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

«Остров где-то там» В изложении Хэнкока эта широкомасштабная теория, подкрепляемая археологическими, астрономическими и геологическими свидетельствами, выглядит весьма убедительно. Однако когда мы разбираем ее на составные части и приступаем к более тщательному

Из книги Живые мысли автора Некрасов Анатолий Александрович

Остров Бали Как-то в очень доброй телепередаче «Непутёвые заметки» был показан репортаж об острове Бали. Это остров называют земным раем. Я обратил внимание на то, что на этом острове все улыбаются! Улыбаются много, искренне, от всей души! Естественно, что такая улыбка,

Из книги Учебник магии автора Эстрин Анатолий Михайлович

Остров Петрова Остров Петрова расположен в живописном месте Лазовского природного заповедника на юге Приморского края в бухте Соколовская.Остров Петрова – это Место Силы со своей неповторимой аурой и энергетикой. Благодаря тому что остров охраняется государством и

Из книги Год 2150 автора Александер Тия

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Остров сокровищ Этот обряд построен полностью на мыслеформе. Он действен, как, впрочем, и вся магия.Напишите на листе бумаги свое желание: для чего вам нужны деньги, что вы хотите на них приобрести и т. д. Большинству из нас нужны деньги для улучшения жизни, изменения образа

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ Еще одно "странное место" - так называемый Зеленый остров, разделяющий реку Дон на два рукава прямо напротив города Ростова-на-Дону. Длина острова - пять километров, ширина - около двух километров.Слухи о том, что на Зеленом острове "не все чисто",

Из книги Тени старинных замков автора Артур Роберт

Р. Л. Стивенсон ОСТРОВ ГОЛОСОВ Кеола женился на Лехуа, дочери Каламаке, колдуна из Молокая, и жил в доме тестя. Не было колдуна искуснее Каломаке. Он предсказывал судьбу по звездам, по останкам мертвых, знался со злыми духами. Он в одиночку взбирался на скалы, где водились

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-8 (самиздат, интернет-версия) автора Кастанеда Карлос

5. Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.