Путешествие на электричке. Путешествие на поезде по России, какие маршруты есть Путешествия на электричках

-=Подготовлено в интересах ЦППК=-

Москвичи, вы когда-нибудь путешествовали по Московской области? Вы знаете, сколько в ней интересных исторических городов? Более 1000 храмов и монастырей, 320 усадеб, 130 музеев, множество памятников архитектуры и просто красивая природа — на это действительно стоит потратить свои выходные.

Если вы думаете, что для этого нужно ехать на поезде или автобусе, у меня для вас новости: теперь можно отправиться в путешествие на электричке! Я ездил, и мне понравилось. Это была новая российская электричка от ЦППК и один из новых туристических маршрутов!



ЦППК — это пригородный железнодорожный перевозчик, который запустил на пригородные маршруты совершенно новые поезда. Теперь электрички — это круто! Смотрите!

Вот так они выглядят внутри. Здесь очень светло и просторно.

Все новое и чистое.

На бегущей строке информация о текущей и следующей остановках, температуре воздуха в вагоне и на улице. Внутри система климат-контроля, а еще ведется видеонаблюдение. Так ведь намного приятнее ехать, да?

Между вагонами порядок.

Туалеты оборудованы для инвалидов.

И наконец-то широкие тамбуры!

В них будет удобно ездить с велосипедом — больше не придется каждую остановку перетаскивать его от одной двери к другой.

Купить билеты на эти электрички легко — их определили в отдельную категорию «Стандарт плюс» , поэтому надо просто найти в расписании значок этой категории. Стоить такой билет будет как обычный, но ехать вы будете в красивом и новом вагоне и приедете в место назначения быстрее (эти поезда делают меньше остановок).

Но куда ехать? Раньше все маршруты были вот такими:

В Подмосковье есть места намного интереснее, поэтому ЦППК открыл свои маршруты . Вот некоторые из них:


Усадьба Ромашково

Сергиев Посад

Звенигород

Малоярославец

Суздаль

Тула

Теперь можно путешествовать хоть каждые выходные. Маршрут в Тулу , кстати, один из самых интересных, и ЦППК предлагает ехать туда аж на целый месяц! Потому что Тула — это не только город самоваров и пряников! Это настоящее историческое место, где можно сплести кольчугу, научиться делать гончарную посуду, создать собственную парфюмерную коллекцию, увидеть ружья императоров, побывать в доме Толстого и сделать еще много-много всего.

Я выбрал город Дмитров. Это один из самых старых подмосковных городов, которому уже больше восьми веков. На электричке ЦППК из Москвы до него ехать всего час.

Основная достопримечательность Дмитрова — Кремль. Здесь это старинный земляной вал, внутри которого находятся Успенский собор, памятник основателю города Юрию Долгорукому и несколько краеведческих музеев.

Земляной вал был сооружен в 1180 году для защиты крепости. Его высота 14 метров, а длина 960 метров, он окружает исторический центр города. Можно забраться на любую точку вала и увидеть красивую панораму. То есть теперь можно всего за час доехать до соседнего города и забраться на вал, которому больше 800 лет!

Рядом с валом несколько скульптур, которые воссоздают атмосферу XIX века. Это девушка-огородница несет на рынок корзину.

А это учительница гимназии идет на урок. Сейчас улицу ремонтируют, поэтому атмосфера немного нарушена.

Это аллея и вход в музей-заповедник. С этого ракурса красиво.

Но вблизи, к сожалению, выглядит вот так:

В городе очень много разных музеев.

Многие находятся в исторических зданиях.

Вообще здесь многие старые дома хорошо сохранились.

Даже отдельные элементы оформления, например, вот такие советские фрески.

Или стенная живопись. Хочется верить, что когда-нибудь отсюда уберут вывески и этот бессмысленный забор, а еще поставят нормальные деревянные окна.

В 2004 году Дмитров был признан одним из самых благоустроеных городов России, но тут еще есть над чем поработать.

В самом городе много интересных мест. Предлагаю вам съездить и самим узнать, что это за водоем и чего тут не хватает.

Я на поездку в Дмитров потратил всего несколько часов: туда электричка едет в 9:50, обратно в 16:50. Минус два часа на дорогу, и остается целых 3 часа, чтобы посмотреть город. Я был в Кремле, прогулялся по центральным улицам и заглянул в жилые районы, а к вечеру уже был дома. Учитывая, сколько обычно уходит времени на путешествия — это отличный вариант.

Так что хватит сидеть дома! Берите билет

станция Фирсановка, 42 минуты от Ленинградского вокзала

Одна из лучших подмосковных усадеб в стиле классицизма; опекается частным владельцем. В километре от Середниково находится съемочная площадка - европейский город середины XVIII века с костелом, тюрьмой, эшафотом и огромным пиратским фрегатом на окраине; пускают туда за 150 рублей.

Солнечногорск

станция Подсолнечная, 1 час 5 минут от Ленинградского вокзала

На краю города - самое крупное в Подмосковье озеро Сенеж. Помимо понятных водных досугов на набережной имеются сюрреалистические современные скульптуры - скажем, русалка в телогрейке с гармошкой.

Клин

станция Клин, 1 час 30 минут от Ленинградского вокзала

Главная достопримечательность - музей-усадьба композитора Чайковского. Интересен и музей елочных игрушек, где хранится коллекция винтажных игрушек с Гагариным или Лениным, обнимающим Сталина.

Киевское направление


Фотография: Григорий Рудько

Переделкино

станция Переделкино, 20 минут от Киевского вокзала

Дачный поселок советских писателей с музеями Пастернака, Чуковского, Окуджавы и дачами ­Зураба Церетели, Юлии Латыниной и Бориса Грызлова. На улице Погодина - Дом творчества писателей, в котором открыт хороший ресторан «Дети солнца» с террасой-балконом.

Большое железнодорожное кольцо

станция Бекасово, 1 час 20 минут от Киевского вокзала

Здесь ходят всего несколько электричек в день: пустые вагоны, редкие полустанки и дивные виды из окон. Можно выйти на платформе 252 км и погулять по садовому товариществу 1-го автобусного парка, где садовые домики сделаны из корпусов списанных автобусов.

Боровск

станция Балабаново, 1 час 30 минут от Киевского вокзала, далее 20 минут на автобусе Балабаново–Боровск

Архитектура небольшого и тихого городка практически не изменилась с начала XX века, если не считать двух сотен граффити на стенах, ко­торые рисует местный художник. Главное же - Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где сиживали протопоп Аввакум и боярыня Морозова; в нем - красивый собор Рождества Богородицы XVI века.

Белорусское направление


Фотография: www.flickr.com/photos/kofe

Танковый музей

станция Кубинка, 1 час от Белорусского вокзала, далее 1,5 км пешком

Представлено более 300 танков из 11 стран. На некоторых можно прокатиться, эта услуга ­называется «демонстрация ходовых качеств».

станция Звенигород, 1 час 20 минут от Белорусского вокзала

Тихий маленький город: сады, заборы, старые дома в центре и кирпичные на окраине. Бонусом - несколько любопытных церквей и музей советской кинодивы 30–50-х годов Любови Орловой, которая родилась в окрестностях города.

Гагарин

станция Гагарин, 2 часа 45 минут от Белорусского вокзала

Родина первого космонавта Юрия Гагарина с несколькими любопытными музеями. Первый - изба родителей с музеем школьных лет космонавта. Второй - новый дом, который родителям подарили летом 1961 года; сейчас это прекрасный музей быта 60-х с экспозициями типа «Мировая цивилизация и Российский феномен».

Казанское направление


Фотография: Сергей Костромин

Кратово

станция Кратово, 55 минут с Казанского вокзала

Дачные поселки, где исторически обитает гуманитарная интеллигенция. Место силы - озеро справа от станции с песчаными пляжами, волейбольными площадками и лодками напрокат. От станции Кратово до станции Отдых можно проехать по детской железной дороге - маленькие вагончики и паровоз бегут по узкоколейке через сосновый бор.

станция Цемгигант, 1 час 45 минут с Казанского вокзала

Одно из крупнейших в Европе месторождений фосфоритов. Территорию вокруг карьеров, на ко­торых добыча прекратилась пару десятков лет назад, засадили соснами, а в сами карьеры залили воду и превратили в красивые озера. Имеет смысл дойти до огромной белоснежной фосфогипсовой горы и почувствовать себя на Северном полюсе.

Коломна

станция Голутвин, 2 часа 10 минут от Казанского вокзала

Во-первых, Коломенский кремль. Во-вторых, музейная фабрика пастилы, где можно самому поучаствовать в производстве сладости. Неподалеку находится выставка коммунального быта «Арт-коммуналка», в которой несколько комнат и коридор набиты советским барахлом, а на кухне предлагают попробовать сосиски с горошком.

Курское направление


Фотография: РИА «Новости»

Подольск

станция Подольск, 55 минут от Курского вокзала

Крупнейший город Подмосковья с сохранив­шимися кварталами конструктивистских домов. Главная жемчужина города - усадьба Дубровицы с фантастическим храмом Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенным в стиле европейского барокко.

Мелихово

станция Чехов, 1 час 25 минут от Курского вокзала, далее 10 минут на автобусе

Ухоженный музей-усадьба Чехова: внутри дома - все как при жизни писателя; есть также сад с колоколом, звук которого созывал обитателей к столу, и небольшой рубленый домик, в котором была написана «Чайка».

Серпухов

станция Серпухов, 1 час 50 минут от Курского вокзала

Городок, где сохранилась провинциальная купеческая атмосфера начала ХХ века, остатки собственного кремля, множество церквей и двухэтажные дома, украшенные деревянной резьбой. Главная гордость - художественный музей, где выставлена большая для провинции коллекция картин Натальи Гончаровой и других русских художников начала XX века, есть даже несколько залов европейского искусства.

Их никто не заставлял, они сами захотели! 3 ноября Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов отправились в путешествие по стране. Целый месяц они провели в электричках. А если совсем точно - 33 дня. Во Владивосток ребята приехали совсем другими людьми: задумчивыми, небритыми, даже, кажется, слегка поседевшими. Ведь такая поездка - эта целая жизнь. Кстати, никто из журналистов так еще не путешествовал. По крайней мере, из Москвы до Владивостока на электричках не доезжал. А наши отважные спецкорры смогли. Кое-где, правда, электрички не ходят - приходилось всеми правдами и неправдами как-то добираться на поездах для рабочих и на прочих перекладных.

“Главное достояние России - это люди”, - говорят после своего путешествия Ворсобин и Гусейнов. А вы как считаете?

ОПРОС "КП"

#опросКП. #опросКП

Зачем все это нужно?

На этот вопрос попытался ответить Владимир Ворсобин перед тем, как отправиться в путешествие (о том, что Володя думает после его окончания, он напишет чуть позже, мы опубликуем большой и красочный лонгрид ):

"Когда я говорил, что мы с фоторепортером Витей Гусейновым поедем на электричках во Владивосток, люди просто молчали. И смотрели на меня. За это время я успевал сказать, что задача - добраться до края земли за 25 дней, описывая приключения в блоге. Что в общем-то затея рисковая. Но, наверное, доедем... И тут обычно - в зависимости от темперамента - люди начинали улыбаться или хохотать. Но чаще смотрели жалостливо: мол, бедные, не свихнулись ли.

58 электричек. Полсотни маленьких русских городков, полустанков. Маленьких поселков, в названиях которых настоящая Россия. Ерофей Павлович, Зима, Тайга, Тулун , Яр, Шахунья , Шаля... И тысячи, тысячи километров. Зачем едем? Одна общая цель: добраться до Владика сравнительно живыми.

Витя Гусейнов типичный сумасшедший художник (извини, Вить). Другой бы на такое не подписался. Гусейнов надеется насладиться русской красотой, сделать феерический фоторепортаж о российской глубинке, выпустить книгу. Витя - интеллектуал из Калининграда , и по-моему, не очень представляет, куда едет. Это Тулун, Вить! Вслушайся - Тайга, Зима. Здесь все по-настоящему. То есть ничего не планируй. Это Россия-матушка... «А ночью по лесу идет Сатана и собирает свежие души. Новую кровь получила зима и тебя она получит...».

Тоже не очень представляю, что в итоге будет. Потому что журналисты редко пересекают границу между «Московией» и Россией, раскинувшейся на страшной по размеру территории между городами миллионниками. Она как Зона из «Сталкера». Как говорят физики, «темная материя». Ее не видят. Ее пролетают самолетами. На нее сонно таращатся из окон скорых поездов. Ее, не заметив, можно проехать на автомобиле.

Но если ты сядешь с Россией в одну электричку. И выйдешь вместе с ней на заброшенной станции… «Нету на почте у них ямщика...». В общем, поехали мы. «Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!»

Маршрут

Москва - Владимир - Вязники - Нижний Новгород - Ветлужская - Шахунья - Котельнич - Киров - Яр - Балезино - Верещагино - Пермь - Шаля - Екатеринбург - Ощепково - Тюмень - Вагай - Ишим - Называевская - Омск - Татарская - Барабинск - Чулимская - Новосибирск - Болотное - Тайга - Мариинск - Чернореченская - Красноярск - Уяр - Иланская -Тайшет - Нижнеудинск - Тулун - Зима - Черемхово - Иркутск - Слюдянка - Мысовая - Улан-удэ - Петровский завод - Хилок - Могзон - Чита - Карымская - Шилка - Чернышевск - Зилово - Ксеньевская - Могоча - Ерофей Павлович - Сковородино - Талдан - Магдагачи - Архара - Облучье - Биробиджан - Хабаровск - Вяземская - Уссурийск - Владивосток

Редактор А. Черникова

Руководитель проекта Л. Разживайкина

Корректоры Е. Аксёнова, М. Смирнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

© Александр Лучкин, 2017

© Анна Ильина, иллюстрации, 2017

© ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Вот, говорят, путешествие – лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься.

Николай Чернышевский

Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни.

Агата Кристи

В наше время российским туристам предоставляются практически неограниченные возможности для путешествий. Можно выбирать страны, маршруты, транспорт. Я уж не говорю об экипировке, которая стала качественнее, удобнее и легче. Можно приобретать готовые туры либо планировать путешествие самостоятельно, пользуясь многочисленными онлайн-сервисами по заказу билетов и бронированию отелей. Такое многообразие предложений на туристическом рынке порождает потребительский подход. «В отпуск съездили, отдохнули», – часто слышу я от своих друзей, вернувшихся из очередного путешествия. А зачем ездили? С какой целью?

Я стремлюсь к осмысленным путешествиям, чтобы у каждого была своя идея. Например, проверка какой-то гипотезы или тестирование нового сервиса. Юрий Сенкевич в своей книге «На "Ра" через Атлантику» рассказывает о трансатлантическом переходе на папирусной лодке – не простом плавании, а эксперименте. Его целью было доказать, что египтяне могли пересекать Атлантику на лодках, пользуясь Канарским течением. Эксперимент – это идея. Маршрут, транспорт, снаряжение следует из этой идеи. Именно это я называю осмысленным путешествием.

Приятным дополнением к такому путешествию может стать некий конечный продукт, привезенный из поездки: путевые очерки, книга, даже фильм. Есть идея – сюжет сам выстраивается. После этого остается только фиксировать материал.

Так получилось и у меня. Изначально появилась идея: проехать по железной дороге от Москвы до Владивостока на электричках. Потом было путешествие в формате железнодорожной экспедиции. Из путевых заметок экспедиции и родилась эта книга.

Путешествия по железным дорогам России возможны. По моему опыту, это несложно и безопасно. Моя поездка проходила в условиях привычных городскому жителю, не чуждому авантюризма.

В дороге открытия происходят буквально на каждом шагу. А кроме того, осмысленные путешествия подчас помогают понять, какие возможности таятся в нас самих.

Предисловие

Кризис – время возможностей

Эта история началась в 2015 году. Точного дня я не помню, да это и не важно. Здесь не должно быть точной даты. Ведь конкретные цели путешествия определились только по мере подготовки и осуществления плана.

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск – где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис – время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест.

Россия изнутри

Особую актуальность путешествия по России приобрели в 2015 году в свете сложившейся в стране экономической ситуации. Многие россияне отложили заграничные поездки, отдав предпочтение путешествиям по родной стране. Кто-то назло введенным Европой санкциям. «Силовикам» и госслужащим «кадровики» настоятельно рекомендовали планировать отпуска в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Кто-то оказался заложником экономического кризиса, неожиданно накрывшего Россию. И вот уже путешественники шерстят интернет в поисках информации, маршрутов, гостиниц. Россия, Россия, Россия… Много открытых вопросов. Насколько безопасно сейчас путешествовать по стране? Крупные города – понятно. А как быть с глубинкой? На каком уровне туристический сервис? Что вообще сейчас происходит в стране?

Эти вопросы были первыми, на которые я искал ответы на форумах путешественников в сети. Поиск позволил заключить: во внутреннем туризме России скрыто очень много резервов, которые именно скрыты, недоступны. Их нужно самому нащупать, достать, откопать, и это по силам, прямо скажем, не каждому.

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело – посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое – побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Экономический кризис и стагнация из России отступят еще нескоро: денег становится все меньше, ездить заграницу все дороже. Поэтому отличная альтернатива для поездок на выходные — города Подмосковья. Благо их много, и смотреть в них есть что. Почему на электричке зачастую удобнее путешествовать? Какие маршруты актуальны сейчас? Куда можно доехать на спецусловиях? Обо всем этом — в совместном материале Time Out и ЦППК.

Что это за проект?

В январе 2017-го Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) запустила первые скоростные туристические электрички до нескольких крупных подмосковных городов. Компания одновременно преследует две цели: популяризация внутреннего туризма и «имиджевая» история по изменению отношений к путешествиям на электричках. Если раньше пригородные электропоезда ассоциировались преимущественно с духотой, неудобством, грязью, то теперь на новых поездах-экспрессах действительно комфортно перемещаться. Они светлые, просторные, чистые, с климат-контролем и вполне приличными сиденьями. Если экскурсия платная, то для туристов в экспрессах выделяют отдельные вагоны, если бесплатная, то надо купить обычный билет.

Какие туристические маршруты есть?

ЦППК разрабатывает туры совместно с администрациями городов и туроператорами: перевозчик придумывает маршруты, а местные власти отвечают за гидов. Самые популярные сейчас туры — это экскурсии в Дмитров и Рязань: программа бесплатная, с гидом, который предоставляется всем желающим. В ближайшее время обещают запустить туры в Коломну, Новый Иерусалим, Звенигород и Сергиев Посад. Первая поездка состоится уже 26 мая по маршруту Пески-Коломна с посещением нескольких музеев и Коломенского кремля. На сайте компании можно приобрести и коммерческие групповые туры — например по маршруту Тула-Кимовск-Куликово поле-Моховое. И еще одно направление — это «праздничный туризм», когда гостей везут не просто посмотреть город, а на какой-нибудь отличный местный фестиваль.

Тульская область

Как это работает?

Если вы собрались на бесплатную экскурсию, то надо будет зайти на сайт ЦППК , записаться и купить билет на электричку. Если вы хотите путешествовать самостоятельно, то ЦППК предлагает SMART-путешествия. Вы покупаете travel card на сайте , после этого вам на почту приходит QR-код, кодовое слово, дата и описание программы. Travel card — это абонемент на путешествие, в который входят билеты на электричку, экскурсии, билеты в музеи и выставки, участие в мастер-классах, получение скидок и т.д. Стоимость карты зависит от количества доступных опций.
Когда будете проходить через турникеты вокзала или входить в музеи, рассчитываться в сувенирных лавках и кафе — покажите QR-код или назовите кодовое слово. Получите все опции, доступные по выбранной карте, и скидки.

Каковы преимущества путешествий на электричках?

Во-первых, это удобно: в современных экспресс-электричках есть кондиционер, Wi-Fi и мягкие кресла, а в межобластных экспрессах в пути следования можно купить еду и напитки, кроме того, рядом с креслами есть розетки. Во-вторых, электропоезд идет строго по графику и не стоит в пробках: легче рассчитать время на поездку. В-третьих, бюджетно: билет до Рязани и обратно, например, обойдется в 1160 рублей. При этом в стоимость билета входит обзорная экскурсия по городу. Еще по дороге можно бесплатно прослушать аудиогиды компании, написанные профессиональными историками и тревел-журналистами. Так вы узнаете обо всех местах, мимо которых следует поезд. Гиды доступны на сайте компании или через мобильное приложение izi.TRAVEL.

Для иностранцев

Изначально аудиогиды создавались только на русском языке, но в связи с увеличением количества иностранных туристов их стали выпускать и на английском. В июне появятся 11 таких аудиогидов, в том числе «Гид болельщика» с перечнем экскурсий, к которым могут присоединиться гости Чемпионата мира по футболу-2018, полезными советами, схемой метро. Все экскурсионные группы будут сопровождать гиды-переводчики. В следующем году станут доступны аудиогиды на китайском языке. А еще ЦППК сейчас разрабатывает специальные буклеты, карты и путеводители для маршрутов дальнего следования, которые помогут путешественникам составить программу для самостоятельной поездки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.