Русское чаепитие традиции. Традиции чаепития в россии

Чай является любимым напитком народов разных стран. Он почитаем в туманной Великобритании, его любят на Востоке, без чая трудно представить себе Россию. Каждый народ создал свою традицию чаепития, чайные церемонии многих стран представляют собой красивые ритуалы. Для приготовления используется особая посуда, соблюдаются правила потребления чая.

Китайцы верят в целительные силы чая, поэтому в этой стране к нему относятся с особым почтением. Китайская чайная церемония носит название Гунфу Ча. На протяжении многих столетий она была доступна только знати. Но постепенно ее стали применять повсеместно. Во время церемонии используется специальный комплект посуды, включающий гайвань, чачуань, чабань, ча люй, ча хай, ча хэ и чайные пары.

Процесс заваривания чайных листьев превращается в настоящее искусство, которым владеют только истинные мастера. Для заваривания берут лишь высокогорные улуны. Большое внимание уделяется качеству чая и воде. Прием чая в Китае - дело неспешное, во время чаепития идет неторопливая беседа. Китайцы считают, что чай должен прояснить сознание, привести в порядок мысли. При помощи чайной церемонии выражается уважение к семейным ценностям, пожилым людям и дорогим гостям.

Чайная церемония Японии

В Японии чайная церемония продумана до мелочей, она включает около 100 различных правил. Есть не только специальная посуда для заваривания и пития чая, но и специальная одежда для мастера и участвующих в чаепитии. Проводят ритуал в чайном домике, его двери устроены таким образом, чтобы каждый, кто входит в него преклонил голову. Это делается для того, чтобы показать, плохие мысли остались за порогом, а в дом вы вошли с благими помыслами. Хотя сам ритуал начинается еще по пути к чайному домику, который проходит по камням, уложенным специальным образом. Обувь при входе обязательно снимается.

Чай, растертый в порошок, помещают в керамическую емкость и заливают кипятком. Содержимое взбивают до состояния пены бамбуковой палочкой. Первым напиток получает самый почетный гость, он делает первый глоток, а затем передает сосуд с чаем следующему участнику чаепития. Иногда первым пробует напиток сам Мастер чая. В общей пиале подается крепкий чай, затем уже в отдельных пиалах для каждого подается «жидкий чай». К нему приносят подносы с пирожными. Чтобы освоить японскую церемонию, нужно не один год. Есть ночной чай, с восходом солнца, послеобеденный чай. Для каждого из них существует своя специфика.

Чайная церемония в Узбекистане

В Узбекистане выстроены специальные заведения, где пьют чай. Их называют «чайхана». Для заваривания используется керамический сосуд, который ополаскивают сначала крутым кипятком, чтобы прогреть. Затем в него добавляют листья чая, заваривают кипятком. Сосуд аккуратно прокручивают, чтобы обеспечить полное раскрытие чайного листа. Напиток разливают не сразу, нужно трижды перелить чай в пиалу и обратно, тогда вкус станет ярче. Каждому гостю вручается пиала, в которую хозяин наливает чай на три глотка. Хозяин будет следить, чтобы пиала не пустела, постоянно подливая напиток.

Особенности чаепития в Киргизии

Киргизы очень любят чай, поэтому любое застолье и начинается чаепитием, и заканчивается им. Чай пьют из пиал, которые ставятся на стол по количеству гостей. Завариванием чая, а также обслуживанием гостей занимается только глава семьи, подчеркивая свое уважение. Пиалы наполняются наполовину.

Куурма-чай считается национальным киргизским напитком. Он готовится из обжаренной на масле муки, перца, молока и соли. Особый чай заваривается в праздничные дни. В него добавляются гвоздика, корица, сахар, сок апельсина и лимона. Чай подается теплым, что способствует утолению жажды и усвоению жирной пищи. Любимый чай - зеленый. В него добавляют лимон, а иногда молоко.

Чайная церемония в Англии

Ни один англичанин не сможет отказаться от чашечки чая. Традиция появилась в 19 веке, тогда стало принято пить чай во второй половине дня. Ее завела герцогиня Бедфорд - Анна. В 5 часов вечера за столом собиралась небольшая компания, чтобы выпить чашечку чая, перекусить легкими сэндвичами. Традиция сохранилась и до сих пор. Большое значение в английской церемонии уделяется сервировке. На стол обязательно стелется скатерть, ставится ваза с живыми цветами. Для чаепития нужен фарфоровый сервиз. Англичане любят сервизы бело-синего цвета. Обязателен молочник, сахарница, заварочный чайник.

Особенностью заваривания является наличие молока. И чай обязательно наливается в подогретое молоко, а не наоборот. Англичане пьют чай в строго отведенные часы: за завтраком, в час дня - во время второго завтрака и в 5 часов вечера. Больше любят в этой стране черный чай, на втором месте - зеленый. Особого спроса на белый, желтый и красный чаи нет. Пьют чай не спеша, чинно разговаривая, наслаждаясь напитком и закусками.

Чайная традиция в России

Чай на Руси появился в 16 веке, до этого чайный напиток готовили из различных кореньев, трав, плодов. Широко использовался иван-чай, листья вишни, смородины, липы. После того, как заморский напиток пришелся ко двору, появилась традиция заваривать чай в самоваре. Самовар собирал за столом по вечерам всю семью. Он олицетворял домашний уют и тепло семейного очага. На стол обязательно ставили сахар, только не песок, а кусковой, который глава дома колол специальными щипчиками. Чай пили с бубликами, баранками, пряниками. Широко использовался мед.

Сейчас в России можно приобрести любые сорта чая: цейлонский, краснодарский, индийский, китайский. Любят и зеленый, и черный чай в равной мере. Особенностью заваривания чая по-русски является то, что чай заваривается сильной концентрации, чтобы потом разбавлять его кипятком. Иногда чай заваривается повторно. Каждому гостю предлагается чай, но в отличие от стран Востока, в России принято наливать полную кружку. Это показывает, что хозяин рад гостю.

Чайная церемония в Индии

В Индии очень любят и ценят чай. Церемония длится дольше, чем в Англии. Она солидная и торжественная. В чаепитии используют одноразовые глиняные стаканчики - куллархи. Часто для приготовления используют различные специи, молоко, сахар. Самый известный индийский напиток - масала. Его варят на молоке с добавлением большого количества специй. К чаю подают индийские сладости: фарсан, пакора, нашта.

В Индии много чайных лавочек, где чайвалы предлагают отведать индийский чай. Чай заваривают и хранят в специальных емкостях, чем-то напоминающих . В них чай долго остается горячим. Особенностью заваривания является насыщенность чая. Он обязательно должен быть крепким, подаваться с сахаром и молоком.

Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана - четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Цибик - пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Как пили чай разные сословия

Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.

Утонченные аристократы во многом копировали англичан - безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.

Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.

Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.

Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.

Мещане - чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели - подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.

Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.

Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.

Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.

Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.

Характерные черты русского чаепития

Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.

Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое - варенье, выпечка, мед, конфеты.

Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».

Праздничный стол

Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.

Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.

Специальный «сладкий стол»

Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.

По-домашнему

Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.

Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.

Нежданные гости

Угощение чаем - обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.

При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.

Чаепитие по-русски очень демократичное - в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.

  1. Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
  2. Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку - «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
  3. Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.

Чаю нужно отдать должное - он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.

Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.

Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».

Популярные виды

Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».

В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.

В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:

  • «копорский» из сушеной травы иван-чая;
  • «деревянный» из листьев и коры деревьев ( , из дуба, ясеня);
  • травяные сборы;
  • из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.

Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.

Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.

Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».

Стереотипы

В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:

  • Самовар - не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
  • Блюдце - пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает - так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
  • Стакан с подстаканником - чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
  • Баба на чайник - игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
  • Заварка - почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.

Чай - универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.

фото: depositphotos.com/island, Forewer

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа, - Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

История

Легенды

Источники XVIII-XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси Петру I (наряду с множеством других нововведений, приписанных царю, а в действительности появившихся, зачастую, задолго до его рождения, в число которых входит и ввоз самовара из Голландии, и питьё кофе, и бритьё бород, и «иноземное» платье, и войско «нового образца»). В действительности же русские узнали о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения Петра.

В российских работах, посвящённых чаю и его истории, широко распространена версия, изложенная в книге «Чай» В. Похлёбкина , согласно которой впервые в России узнали о чае в 1567 году , когда побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай употребления в Китае, Юго-Восточной Сибири и Средней Азии ранее неизвестного на Руси напитка. Версия происходит из рукописи, изданной в XIX веке известным собирателем древних документов И. Сахаровым в «Сказаниях русского народа», однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» - вымышленным.

Документально подтверждённое появление чая в России

Первые достоверно документированные контакты России с Китаем относится к началу XVII века: экспедиции 1608 и 1615 годах были неудачны, и лишь в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Именно описание его путешествия легло в основу рукописи, рассказывающей о посольстве Петрова и Ялышева, так что, по-видимому, именно в эти годы в Московии узнали о чае.

Употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века, но точная дата этого события также имеет варианты. Существует версия, что уже в 1618 году царь Михаил Федорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая. Достоверно известно, что в 1638 году четыре пуда чая вручил московскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича монгольский Алтан-хан Кучкун в ответ на дары, привезенные русскими послами .

Само слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века, например, в «Материалах для истории медицины в России»: «травы чаю; цвета рамонова (?) - по 3 горсти» (выпуск 2, № 365, 1665 год, 291), «вареное чаге (вероятно, чаje или тоже самое, но через греческую „гамму“) листу хинского (опечатка: ханского)» (выпуск 3, № 1055, 1665 год, 788) . Название было, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист») .

Импорт чая постоянно рос, фактически, удваиваясь каждые 20 лет (с 1800 по 1850 годы он вырос с 75000 пуд/год до 360000 пуд/год). В 1840-1850 годах ввоз чая составлял до 95 % всего китайского импорта в Россию и оценивался в 5-6 миллионов рублей в год (для сравнения - в этот же период весь экспорт российского зерна давал 17 миллионов рублей в год). Торговля чаем велась исключительно на меновой основе, в обмен на чай русские купцы поставляли в Китай ткани, выделанные кожи, меха, изделия металлургии.

Развитие потребления чая способствовало подъёму тех отраслей промышленности, которые были прямо или косвенно связаны с чайной торговлей. Так, в Туле широко развилось производство самоваров : если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, то к 1850-му году в Туле действовало 28 самоварных фабрик, общий выпуск самоваров достигал 120000 в год. Получил известность в XIX веке и русский фарфор - первоначально чайную посуду, по инициативе Екатерины II, стали выпускать небольшими партиями на Императорском фарфоровом заводе , впоследствии этим занялись многочисленные частные фирмы. Во второй половине XIX века основным производителем «массового» чайного фарфора стало Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова , в которое вошли многие ранее самостоятельные фарфоровые и фаянсовые фабрики России. В начале XX века каталоги фарфоровых заводов содержали сотни видов чайных пар, сервизов и отдельных предметов сервировки чайного стола, любых форм, размеров и расцветок, на любой вкус.

Сухопутная транспортировка (исключительно гужевым транспортом) была причиной дороговизны чая в России. От китайской границы до Москвы чайные обозы проходили около 11000 км, на что требовалось до полугода. К цене чая, помимо пошлины в 80-120 % от покупной цены, взимаемой царским правительством, добавлялись расходы на перевозку, прокорм возчиков и охрану, в результате для потребителя чай в России стоил, в сопоставимых ценах, в 10-12 раз дороже, чем в Германии и Англии. Ситуация коренным образом изменилась лишь во второй половине XIX века, когда сначала в 1862 году начался ввоз в Россию доставляемого морским путём кантонского чая, а с 1880-х годов начали функционировать Самаро-Уфимская и Екатеринбургско-Тюменская железные дороги, резко сократившие время и стоимость сухопутной доставки чая. В эти же годы начались поставки чая в Россию из Индии и Цейлона - этот чай доставлялся морем в Одессу и оттуда развозился по стране. Цена чая резко упала и он стал ежедневным массовым напитком. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы (выплачиваемой «деньгами, харчами и чаем») .

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», В. Г. Перов, 1862 год

Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX веку его пили уже все сословия. В 1830-1840 годах российская статистика отметила: в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. Структура чайного импорта России в течение XIX века претерпела существенные изменения. В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте. В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие «цветочные» (типсовые) чаи. Значительную долю импорта составлял кирпичный чай, по массе его ввозилось практически столько же, сколько чёрного. Однако по мере роста абсолютного объёма чайного импорта в XIX веке ввоз зелёного чая быстро падал, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, если в 1810 году было ввезено 12000 пудов зелёного чая, что составляло 1/6 от всего объёма импорта, то в 1850 - только 500 пудов, то есть не более 1/750 от объёма всего (выросшего за тот же период в 4,8 раза) импорта. После вышеописанных изменений в поставках чая в 1860-х - 1880-х годах разница в цене качественного зелёного и чёрного чаёв достигла 6-10 раз, что привело к почти полному прекращению импорта зелёного чая.

Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, либо завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи, которые пили в большом количестве, заваривая слабее, чем в дворянской среде. Простой народ пил наиболее дешёвый и низкосортный чай. К концу XIX века в России впервые появился фальсифицированный чай , который употреблялся, в основном беднейшими слоями населения, а также попадал в различные заведения общественного питания низкого уровня, вроде станционных буфетов.

На чашках завода Ситегина в 60-е годы девятнадцатого века можно встретить надписи: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».

До середины XIX века распространение чая в России было географически чрезвычайно неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. До конца XVIII века розничная продажа чая была развёрнута только в Москве (оптовая торговля велась также на Ирбитской и Макарьевской ярмарках в Нижнем Новгороде). Даже в Петербурге до середины XIX века существовал всего один чайный магазин на весь город, в то время как в Москве в 1847 году количество специализированных чайных магазинов уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений общепита, где подавали готовый чай, было более трёхсот. В первой половине XIX века до 60 % и более всего ввозимого в Российскую Империю чая потребляла Москва, остальное развозилось по городам и усадьбам Центральной России.

Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Оренбурге, Самаре, Уральске, Астрахани. А к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Общий оборот российской чайной торговли перед Первой мировой войной достигал нескольких сотен миллионов рублей в год, чайные склады и магазины имелись практически во всех крупных городах страны, ввоз чая в первые годы XX века достиг 57 тысяч тонн в год и продолжал расти.

Выращивание чая в Российской Империи

На чаеразвесочной фабрике под Батуми. Начало XX века. Фото Прокудина-Горского

На территории России (как Российской Империи, так и СССР, РСФСР и нынешней России) чайный куст в естественном виде не растёт и мест, пригодных для его выращивания, совсем немного. Тем не менее, уже с XVIII века существовали планы по выращиванию «русского чая», стимулируемые, с одной стороны, постоянно растущим потреблением чая в стране, с другой - дороговизной импортируемого китайского чая. В 1792 году была опубликована статья некоего Г. Ф. Сиверса, в которой предлагалось закупить чайные кусты в Японии и создать плантации в районе Кизляра , бывшем на тот момент самой южной точкой Российской Империи. Впрочем, дальше планов и теоретических выкладок дело тогда не пошло.

Первый документально зафиксированный случай выращивания чайного куста в России - 1817 год, когда чайное растение было выращено в Никитском ботаническом саду в Крыму. Одну из первых попыток выращивать чайный куст для производства чая в России сделал Порфирий Евдокимович Кирилов, врач 11-й Русской духовной миссии в Пекине (1830-1840 гг.). По возвращении в Россию он привез с собой чайный куст и семена, и в домашних условиях продемонстрировал возможность произрастания чая в России.

Царское правительство не уделяло внимания производству чая в России, поэтому вплоть до Октябрьской революции разведение чая было уделом отдельных энтузиастов и богатых землевладельцев. Промышленное чаеводство на территории Российской Империи началось после Крымской войны . Пленный британский офицер, шотландец Джекоб Макнамарра женился на грузинской дворянке и поселился в Грузии. Именно он создал первые небольшие чайные плантации на землях князей Эристави , в районах Озургети и Чаквы . Уже в 1864 году на торгово-промышленной выставке был представлен «кавказский чай». Впрочем, чай этот был весьма низкого качества и пока не мог конкурировать с импортным китайским. После этого были предприняты попытки выращивания чая в Грузии, на землях царской семьи, но затея фактически провалилась, главным образом, из-за низкого качества посевного материала: закупленные в Китае и Японии семена оказались частью невсхожими, частью гнилыми.

Развитие чайного производства в СССР

Пиком развития чайного производства в СССР следует считать, по-видимому, вторую половину 1970-х годов. В это время площадь под чаем достигла максимума - 97 тыс. га, то есть по сравнению с дореволюционными временами выросла более чем в 100 раз. В стране имелось 80 современных предприятий чайной промышленности, только в Грузии готового чая производилось 95 тыс. т в год. К 1986 году общее производство чая в СССР достигло 150 тыс. тонн, плиточного чёрного и зелёного - 8 тыс. тонн, зелёного кирпичного - 9 тыс. тонн. В 1950-х - 1970 годах СССР превратился в чаеэкспортирующую страну - грузинский , азербайджанский и краснодарский чаи поступали в Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Болгарию, Югославию, Афганистан, Иран, Сирию, Южный Йемен, Монголию. В Азию шёл, главным образом, кирпичный и плиточный чай. Потребность СССР в чае удовлетворялась собственным производством, в разные годы, на величину от 2/3 до 3/4.

Одновременно с развитием собственного производства, продолжался импорт чая из-за рубежа. Сначала основным поставщиком был Китай , затем, по мере сокращения китайского экспорта (связанного с внутренними политическими процессами в Китае, из-за которых в некоторые годы он вовсе не поставлял чай на мировой рынок), начались закупки чая в Индии , Шри-Ланке , Вьетнаме , Кении , Танзании . Поскольку качество грузинского чая , по сравнению с импортным, было невысоким (главным образом, из-за попыток механизации сбора чайного листа), активно практиковалось смешивание импортных чаёв с грузинским, в результате которого получался продукт приемлемых качества и цены.

К концу 1970-х годов ситуация с собственным производством чая в СССР стала быстро ухудшаться. Грузия, где производилась основная доля советского чая, практически полностью перешла на механический сбор чайного листа, из-за чего качество грузинского чая упало чрезвычайно сильно. Одновременно снизилась и технологическая дисциплина, например, стал допускаться сбор листьев в дождливую погоду, что совершенно недопустимо. За последующее десятилетие, с 1981 по 1991 год, сбор чая в Грузии упал с 95 до 57 тыс. тонн в год, а прогрессирующее ухудшение качества привело к тому, что фактически производство чая упало более чем вчетверо - более половины чайного листа, поступившего на фабрики, браковалось как непригодное для производства чая. Из того, что проходило контроль, высококачественный чай было практически невозможно получить. Попытки «усовершенствовать» (фактически - ускорить и удешевить) технологию обработки чайного листа, предпринимаемые на советских чайных фабриках, в частности, введение процессов досушивания при повышенной температуре, «ускоренной ферментации» (обработки невысушенного чайного листа в расчёте на то, что он успеет ферментироваться в ходе других технологических операций) дополнительно ухудшали и без того невысокое качество сырья. В результате на прилавки попадал низкосортный чай, с большим количеством побегов (в народе именуемых «дровами»), практически не имеющий чайного аромата . Естественно, это привело к переориентации потребителей на импортный чай, но его закупалось гораздо меньше общей потребности, в результате чистый индийский и цейлонский чай быстро попал в разряд дефицита, купить его в магазинах стало практически невозможно - его завозили крайне редко и небольшими партиями, он моментально раскупался. Иногда индийский чай завозился в столовые и буфеты предприятий и учреждений.

Талон на чай в Ленинграде, 1990

Собственное производство чая после 1980 года существенно упало, качество ухудшилось. С середины 1980-х годов прогрессирующий товарный дефицит коснулся товаров первой необходимости, в том числе сахара и чая. При этом внутренние экономические процессы СССР совпали с гибелью индийских и цейлонских чайных плантаций (подошёл к завершению очередной период роста) и повышением мировых цен на чай. В результате чай, как и ряд других продуктов питания, почти исчез из свободной продажи и стал продаваться по талонам. Лишь низкосортный чай в ряде случаев можно было купить свободно. Впоследствии в больших количествах стал закупаться турецкий чай, который очень плохо заваривался. Он продавался в крупной расфасовке без талонов. В эти же годы в средней полосе и на севере страны в продаже появился зелёный чай, который ранее в данные регионы практически не завозился. Он также продавался свободно.

Собственные сорта чая, производившиеся в СССР, являются потомками китайского сорта «Кимун», хотя проведённая советскими селекционерами работа достаточно сильно изменила этот сорт. Чёрный чай делился на следующие сорта:

  • Букет - чай наивысшего качества с типсами (назывался, в зависимости от происхождения, «Букет Грузии», «Букет Азербайджана», «Краснодарский букет»).
  • Экстра - высококачественный чай с типсами, несколько менее ароматный, чем «Букет».
  • Высший сорт - чёрный листовой чай из верхних листьев, достаточно высокого качества.
  • Первый сорт - чёрный листовой чай, заметно менее качественный, чем высший сорт, с включением побегов.
  • Второй сорт - низкокачественный чай из материала машинной сборки, с большим количеством побегов и посторонних включений.

Традиционно в России воду для чая кипятили в самоваре , способном долго сохранять воду горячей, а также подогревать заварочный чайник для лучшей экстракции чая. Самовар при чаепитии выставлялся на середину стола, ближе к хозяйке, либо на небольшой дополнительный столик рядом с хозяйкой, что было эстетично, удобно (не нужно никуда отходить, чтобы налить гостю ещё чаю, если он пожелает) и позволяло хозяевам продемонстрировать уровень своего достатка, одним из символов которого был самовар как можно бо́льшего веса. Однако в настоящее время самовары (в основном - электрические) очень редки, обычно воду кипятят на плите в металлическом чайнике, либо используют электрочайник. Впрочем, производство самоваров (в том числе и дровяных) в России сохраняется, главным образом, как сувенирной продукции.

Чайный стакан в фирменном «железнодорожном» подстаканнике

Для торжественных и формальных чаепитий подаются фарфоровые или фаянсовые чайные па́ры с чашкой небольшого размера (200-250 мл). В домашнем чаепитии кое-где сохраняется традиция переливания горячего чая из чашки в блюдце и питья из него. В повседневной жизни чай пьют из любой подходящей по размеру и привычной посуды: из чашек, стаканов, кружек. На железных дорогах сохранился обычай подавать чай в стеклянном стакане, установленном в подстаканник .

Особенностью русского чаепития, сохраняющейся и поныне, является двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом чайнике гораздо крепче, чем его пьют - в чайнике объёмом около полулитра заваривается количество сухого чая, достаточное для нескольких человек. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при розливе по чашкам, регулируя крепость напитка по вкусу. Иногда после однократного розлива заварку повторно заливают кипятком и настаивают, но не более одного раза.

Хотя употребление чая в России, в отличие от японцев или англичан, не сопровождается формализованным церемониалом, к XIX веку сложились свои особенности этикета употребления чая, большинство из которых сейчас уже забыты. Например, гость, выпив одну чашку чая, должен был отказываться от следующей, пока хозяйка несколько раз не попросит его продолжить чаепитие.

До сих пор распространён вариант питья чая с сахаром «вприкуску»: несладкий чай пьют, держа при этом во рту небольшой кусочек твёрдого сахара так, чтобы сахар «омывался» чаем, либо от кусочка сахара просто откусывают понемногу, запивая крошки сахара чаем. Во втором случае сахар иногда предварительно обмакивают краешком куска в чай, чтобы уменьшить его твёрдость. В прошлом питьё «вприкуску» было данью экономии, сейчас его иногда практикуют любители чая, считающие, что добавление сахара прямо в напиток портит его вкус. Ещё одна почти забытая уже традиция - питьё чая «с полотенцем», согласно которой перед чаепитием на шею вешали полотенце «для утирания пота».

В небогатых семьях стакан или чашку накрывали и клали сверху кусок сахара, который надо было растягивать на всё чаепитие - этот обычай диктовался дороговизной сахара; в более состоятельных сахар ставили на стол и клали ложечку в стакан или чашку. Сегодня нередко в сахарницу кладётся общая ложка, которой сахар накладывают в чашки, при этом размешивает сахар в чае каждый своей ложкой.

Сохранившейся традицией остается традиция наливать гостю полную чашку чая. Что означает, что хозяин не хочет чтобы гость быстро уходил. Впрочем с распространением традиции пить чай большими (иногда до полулитра) чашками - перед тем как налить такую чашку полной, у гостя интересуются, сколько ему наливать.

Особенности чаепития в различных обстоятельствах

Повседневное домашнее чаепитие

Как правило, в российской семье чай пьют не менее двух-трёх раз в день (не считая, разумеется, тех семей, где предпочитают кофе). Чай сопровождает каждый приём пищи, пьют его и отдельно от еды. Чаще всего заваривается листовой или гранулированный чёрный чай, марка которого выбирается в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей. Пакетированный чай в России непопулярен, ценители чая обычно считают его заведомо низкокачественным и невкусным, и пьют лишь по необходимости, когда обстоятельства не позволяют заварить рассыпной чай. Некоторые любители специально собирают и сушат различные травы и ягоды для добавления в чай: мяту , лист чёрной смородины , зверобой , лист малины , ягоды шиповника .

Чай заваривается, как правило, на всю семью, в одном заварочном чайнике, откуда разливается по чашкам и разбавляется кипятком по вкусу. Заварочный чайник ещё раз или два может доливаться кипятком. Чаще всего чай пьют подслащённым, либо со сладкими кондитерскими изделиями (или и то, и другое сразу). Утренний чай пьют обычно за столом непосредственно на кухне, вечером чаем может сопровождаться просмотр телепрограмм.

Посуда для домашнего чаепития может выбираться самая различная - от миниатюрных чашек и пиал до огромных кружек объёмом до пол-литра и более. Нередко у каждого члена семьи имеется собственная излюбленная чашка или кружка.

Чай в праздничном застолье

Чай в России - практически обязательный элемент «полноценного» праздничного застолья, званого обеда или ужина. По сути, такое застолье делится на две части: в первой подают еду и спиртное, во второй - чай и сладости. При переходе к «чайной» части обеда стол прибирается и накрывается для чая. Хотя этикет, вообще говоря, не требует единообразия чайной посуды, для торжественных и формальных случаев считается предпочтительным использовать посуду из одного сервиза. Нередко в семье имеется «парадный» чайный сервиз, который используется только для торжественных чаепитий.

Для питья чая подаются чайные пары, пирожковые тарелки, чайные ложки, сахар (песок или рафинад) в сахарнице с отдельной ложкой или щипчиками для накладывания сахара, конфеты в вазочках, выпечка, нарезанная на порции, нарезанный белый хлеб и/или готовые бутерброды - на блюдах. Может подаваться молоко или сливки в молочнике. Лимон подаётся тонко нарезанными ломтиками на блюдце, обычное сливочное или шоколадное масло - на блюдце или в специальной маслёнке. Варенье и мёд выставляется на стол в небольших вазочках, обычно стеклянных или хрустальных, с ложкой; гостям подаются небольшие розетки, куда те могут положить себе варенье или мёд из общей вазочки. Может выставляться на стол бальзам , ром или коньяк для добавления в чай. Чайник или кувшин с горячей водой и заварочный чайник также выставляются на стол, либо ставятся на дополнительный столик рядом с хозяйкой. Если к чаю подаётся торт , то он ставится на центр стола, хозяйка (хозяин) разрезает его и раскладывает лопаточкой по тарелкам гостей. При отсутствии специальных пирожковых тарелок (или места для них, если стол невелик) считается допустимым класть куски торта на чайные блюдца, чашки при этом ставятся непосредственно на стол.

При розливе чая по чашкам крепость напитка регулируется индивидуально, по вкусу, сахар и другие добавки каждый кладёт себе в чашку самостоятельно. Сахар кладут в чашку общей ложкой (или щипчиками), а размешивают - своей. В отличие от английского этикета, который предписывает есть выпечку с помощью ножа и вилки, в русском чаепитии «твёрдую», нарезанную порционными кусками выпечку и бутерброды берут руками, торт и «мягкую» выпечку едят чайной ложкой.

Никакого формализованного порядка поведения за чайным столом, подобного японской чайной церемонии, в России нет, напротив, этот этап трапезы предполагает свободную беседу на произвольные темы. Завершение чаепития означает завершение застолья в целом.

Отдельное специально организованное чаепитие

Отдельное чаепитие может быть организовано специально, как вариант недолгого, недорогого и не требующего сложных приготовлений совместного времяпровождения за приятной беседой. При этом оно протекает приблизительно так же, как и в предыдущем случае; мера соблюдения этикетных формальностей, ассортимент сладостей, выпечки и других закусок к чаю при этом может очень сильно колебаться, в зависимости от возможностей устроителей (участников), уровня их знакомства друг с другом и временны́х ограничений. Иногда такое чаепитие регулярно или время от времени устраивают в перерыве на рабочем месте (в офисе); в этих обстоятельствах обычно пьётся пакетированный чай под небогатый выбор кондитерских изделий, принесённых из дома или купленных в ближайшем магазине.

Приём неожиданных гостей

В России принято подавать чай гостю, явившемуся с визитом, в том числе незапланированным, официальным или связанным с какими-либо побочными обстоятельствами (зашедшему что-то взять или отдать, сообщить, пригласить и так далее). Предложение чашки чая в таких обстоятельствах считается знаком гостеприимства, в особенности в холодное время года, когда предполагается, что пришедший с улицы гость мог продрогнуть. Из домашней культуры этот обычай давно уже перешёл в офисную, и сейчас в офисе считается практически обязательным предложить визитёру чая или кофе, если обстоятельства и время это позволяют, в особенности - когда тот вынужден некоторое время ожидать.

Как правило, никаких сервировочных и кулинарных изысков не предполагается, подают любой имеющийся чай (в офисе, как правило - пакетированный), если есть возможность выбирать - спрашивают у гостя, что он предпочитает; к чаю подаётся сахар и, возможно, что-нибудь из ординарных кондитерских изделий. Чай сервируется там, где это удобнее в конкретных обстоятельствах, хозяин может составить гостю компанию по чаепитию, но может и не делать этого, а просто присутствовать; второе подчёркивает, что хозяин считает необходимым выполнить долг гостеприимства, но предпочитает быстрее перейти к непосредственной цели визита.

Чай в русской культуре

В языке

Слово «чай» в русском языке созвучно, а в некоторых грамматических формах - аналогично ныне устаревшему глаголу «чаять» (видеть, знать). В силу этого созвучия ранее - в разговорном языке, а сейчас - преимущественно в литературе можно встретить различные варианты каламбуров на тему «чай - чаять», вроде: «Чаю - надо выпить чаю» (первое «чаю» - первое лицо единственного числа от «чаять», второе - родительный падеж единственного числа от «чай»).

Имеется в русском языке и целый ряд крылатых выражений на чайную тему. Например:

  • «Гонять чаи» (с ударением на конечную «и») - о не ограниченном строгими временны́ми рамками неспешном чаепитии в небольшой компании, затеянном ради приятной беседы или просто как средство скоротать время, когда больше нечем заняться. Может употребляться в отрицательной коннотации, как синоним «праздно, бесполезно проводить время», например: «Почему люди не работают? Вы сюда что, чаи гонять приехали?»
  • «[По]баловаться чайком» - более экспрессивный синоним нейтрального выражения «выпить чаю». Может применяться в отношении питья чая «к случаю», когда предоставляется подходящий момент.
  • «Чай да сахар!» (устаревшее) - вежливая фраза, которая произносилась гостем, пришедшим в неурочное, заранее не оговорённое время и заставшим хозяина за питьём чая. Аналог гораздо более старого «Хлеб да соль!», применявшегося, когда гость заставал хозяев обедающими. В ответ на «Чай да сахар!» хозяева могли предложить гостю присоединиться к чаепитию.
  • «Даже чаю не предложили» - характеристика крайне холодного, недружелюбного приёма.
  • «[Неужели] даже чаю не попьёте?» - фраза, обращённая к визитёру, собирающемуся немедленно уходить; выражает лёгкий, вежливый укор за скоротечность визита и сожаление хозяина по этому поводу.
  • В Тулу со своим самоваром - запасаться в дорогу предметами, которых в избытке там, куда отправляешься (обыгрывается город Тула , один из крупнейших центров производства самоваров в дореволюционной России).

Традиции употребления чая породили набор «чайных» пословиц и поговорок, таких как:

  • Чай не водка - много не выпьешь.
  • Чай пить - не дрова рубить.
  • Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
  • Выпей чайку́ - забудешь тоску.
  • Мы за чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем!
  • Приходите к чаю - пирогами угощаю.
  • Чай у нас китайский, сахарок - хозяйский.
  • Чаем на Руси никто не подавился!

В литературе

Антиох Кантемир в комментариях к своей Второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных » (написана в России, ходила в списках, издана в 1762 году) отмечает:

Всем известно же, что лучший чай (пахучий и вкусный листок древа, так называемого) приходит из Китая и что, того листика вложив щепоть в горячую воду, вода та становится, приложив кусок сахару , приятное питье.

Чай в жизни помещиков XIX века многократно упоминается в поэме «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина . Так, например, чаем угощают желанного гостя, возможного кандидата в женихи:

… Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: «Дуня, примечай!» Потом приносят и гитару: И запищит она (бог мой!): «Приди в чертог ко мне златой!»..

Чай - непременный атрибут вечерних посиделок с соседями, приёма, бала:

… Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья, Нецеремонные друзья, И потужить, и позлословить, И посмеяться кой о чём. Проходит время; между тем Прикажут Ольге чай готовить, Там ужин, там и спать пора, И гости едут со двора. … Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал.

Чай подают утром хозяйке в комнату:

… Но, дверь тихонько отпирая, Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. «Пора, дитя мое, вставай»

Чай можно назвать лидером среди напитков во всех странах. Его любят на Востоке, почитают в туманной Англии, ценят в Европе. С историей появления чая связывают много красивых и необычных легенд. В культуре разных народов существуют свои традиции и правила потребления этого напитка.

Китай

«Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря» – гласит китайская пословица, подчеркивая веру народа в целительные свойства чая. В этой стране издавна к этому напитку относятся с особым почтением. Созданная китайцами чайная церемония на протяжении долгих лет была привилегией высших слоев общества. В Китае и сейчас сохранены классические традиции чаепития, согласно которым чай – это жизненная необходимость. Тщательный выбор , долгий процесс заваривания чайных листьев, неспешное поглощение – все это часть традиций Китая, при помощи которых выражается уважение к пожилым людям, семейным ценностям, подчеркивается дружелюбное отношение к собеседникам.

Правила заваривания напитка

Для правильного заваривания чайного листа китайцы используют «гайвань» – специальную чашу с расширенным горлом и крышкой, в который насыпают около 5 г чая и заливают небольшим количеством кипятка на 3 минуты. Переливают чай из сосуда очень аккуратно, слегка сдвинув, но, не открывая крышку, чтобы дольше сохранить тонкий аромат.

Япония

Ритуал чаепития у японцев – это череда неспешных действий, которые настраивают участников церемонии на философский лад и располагают к спокойствию, невозмутимости и миролюбию. Традиция чаепития продумана в Японии до самых незначительных деталей, существует даже специальная одежда для чайных церемоний. Угощение принято проводить в особом чайном домике, двери которого устроены таким образом, что каждый вошедший вынужден преклонить голову, тем самым показывая, что плохие мысли остаются за пределами этого дома.

Традиции заваривания

Растертый в порошок чай помещают в керамическую емкость и заливают кипятком в соотношении 200 г чая на 500 мл кипятка. Затем бамбуковой палочкой с обязательными фразами, соответствующими церемонии, взбивают содержимое до состояния пены. Полученный напиток подается почетному гостю, который, полюбовавшись на чайный сосуд, делает первые несколько глотков, а затем передает следующему участнику чаепития.


Вьетнам

«Во Вьетнаме нет традиционной чайной церемонии, но, тем не менее, к этому напитку вьетнамцы относят с уважением. В почтении . Его заваривают очень крепко, пока он не обретет горький вкус. Чай подают как в горячем, так и в холодном виде, иногда даже специально добавляют лед.

В список популярных добавок можно включить лепестки хризантемы, жасмина и лотоса. вьетнамцы пьют гораздо реже. Из марок выбирают Lipton. В некоторых меню можно встретить такие формулировки: «горячий Липтон», «Липтон со льдом», «Липтон с молоком». При заказе последнего приносят пакетик чая и стакан кипятка, на дне которого - полтора сантиметра сгущенного молока», – комментирует востоковед Дарья Мишукова.

Англия

«В современной Англии к чайным церемониям относятся с меньшим пиететом, чем раньше. Многие традиции сошли на нет. Сейчас англичане пьют чай в любой время суток, а не как раньше в строго отведенные - 17.00. Показательные церемонии устраивают только для любопытных туристов.

Большинство англичан (90%) предпочитают черный чай всем остальным видам. Крепко заваренный чай пьют с и сахаром, некоторые добавляют в чашку мед или джем. Пьют горячий напиток чаще всего с печеньем. Второй по популярности чай - зеленый. Его можно заказать в японских и китайских ресторанах. Красный, и , конечно, можно купить, но особого спроса на них нет. Молодежь больше предпочитает », – рассказал владелец кафе «Five o"clock» во Владивостоке Барри Адамсон.

Узбекистан

Чай в Узбекистане – самый почитаемый напиток, для потребления которого выстроены специальные помещения, называемые «чайхана».

Как заваривают и пьют

Сосуд для заваривания напитка требуется керамический, который ополаскивается крутым кипятком. Затем в заварник помещают листья чая, заливают их кипятком и несколько раз осторожно перемещают сосуд вверх и вниз, для того чтобы обеспечить полное раскрытие чайного листа. Разливают напиток не сразу, а сначала переливают трижды из чайника в пиалу для лучшего проявления вкуса. Наливают чай в пиалу на три глотка, чтобы гость смог оценить внимание хозяина, который будет неустанно подливать напиток в чашу.

Киргизия

Чаепитие – неотъемлемая часть кухни народов Киргизии. Любое застолье непременно начинается и заканчивается чаем. Пьют его непременно из пиал, которые хозяин наполняет лишь наполовину, подчеркивая свое уважение гостю. Разливанием и завариванием чая занимается в большинстве случаев мужчина – глава семейства.

Национальный киргизский напиток, называемый куурма-чай, готовится с добавлением соли, молока, перца и обжаренной на масле . К чаю традиционно подаются лепешки – боорсоки. В праздничные дни заваривается особый чайный настой с сахаром, гвоздикой, а также с соком и апельсина. В Киргизии часто пьют теплый напиток, который помогает усваивать организму жирную пищу и очень хорошо утоляет жажду.

«Территориальное расположение этой страны накладывает свой отпечаток на предпочтения граждан. В горах давление велико, поэтому люди стараются его самостоятельно балансировать с помощью еды и напитков. У взрослых фаворитом является зеленый чай. Он понижает давление. Зачастую в него добавляют лимон или молоко. Молодежь выбирает черный чай, но его сильно не заваривают, так как он повышает давление», – рассказала чайный мастер чайхоны «Хлопок» во Владивостоке Александра Фатхутдинова.

Россия

В России чай появился благодаря казакам, которые преподнесли коробочку с душистыми листьями царю. Мода на чаепитие, распространившись сначала в высших слоях общества, впоследствии полюбилась всему народу. До появления чая на Руси было принято заваривать различные травы, плоды и коренья, например, листья , . Традиция пить чай понравилась не только вкусовыми и ароматическими свойствами, но манерой приготовления напитка. Заваривание чая в России приобрело свои особенности. Русские мастера изобрели для кипячения воды самовар, непременный атрибут каждого дома. Он стал олицетворением добра, тепла и домашнего уюта, собирая вокруг себя вечерами всю семью.

В настоящее время в России широко распространены сорта краснодарского, грузинского, индийского, цейлонского, и, конечно, китайского чая.

Для чаепития на Руси характерна своя национальная особенность: разводить настоянную концентрированную заварку, приготовленную отдельно, кипятком, регулируя тем самым крепость напитка. Иногда заварку заливают и настаивают вторично, но не более одного раза. Чай в России пьют с сахаром и без, подают к нему обычно сладости, варенье, мед, выпечку, бутерброды.

Предложение выпить чашечку чая в России говорит о гостеприимстве, и поэтому хозяева стремятся угостить каждого, пришедшего в дом. В отличие от стран Востока, здесь принято наливать полную кружку, подчеркивая тем самым, что хозяин рад гостю и хочет задержать его у себя как можно дольше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.