Сахалин. Советы путешествующему

Не секрет, что на Дальнем Востоке - в том числе и на Сахалине - преобладают автомобили из Японии: встретить, к примеру, в Южно-Сахалинске (административный центр Сахалинской области) «европейца» или тем более творение отечественного автопрома практически невозможно. Это не прихоть: из-за влажного морского климата автомобили, сделанные для других регионов, тут просто не выживают и рассыпаются с невероятной скоростью. Японские авто - исключение.

Климат Страны Восходящего солнца по понятным причинам близок к сахалинскому. Местные производители обрабатывают машины защитными составами, замедляющими процесс старения. Поэтому чаще всего на острове встречаются Nissan, Mitsubishi, Mazda. Обнаружить там какой-нибудь Ford или Chevrolet, не говоря о Citroёn или Renault, абсолютно нереально. Маркой же фаворитом у местных считается Toyota, что, в общем-то, не удивительно, ибо служит она, как правило, дольше остальных. Что же касается наиболее популярной модели, то по нашим наблюдениям, жители Сахалина, не отличающиеся, кстати, в большинстве своем высоким уровнем доходов в основном предпочитают становиться обладателями тех или иных генераций Toyota Corolla - одного из самых недорогих, экономичных и дешевых в эксплуатации авто в своем классе. Те, кто побогаче, впрочем, оригинальничать тоже не любят, передвигаясь на Land Cruiser.

В данном случае речь, разумеется, идет о «праворуких» авто из Японии и притом, далеко не новых. Проблема в другом: до недавнего времени сахалинский автопарк активно пополнялся, но сегодня растаможка многим попросту не по карману. Пошлина на японскую машину стоимостью в 500 тысяч рублей может доходить до 450 тысяч. Так что «ручеек», исправно пополнявший местные дороги относительно свежими авто, попросту пересох. Из-за чего на Сахалине сложилась не самая приятная для обывателя ситуация: цены на вторичном рынке непрерывно растут, но автопарк при этом стремительно стареет. В итоге, автовладелец, откатав год-два на своей машине, продает ее на 100-150 дороже номинала. И можно не сомневаться, что следующий ее владелец провернет то же самое.

Ценообразование в данном случае всецело зависит от новых поступлений. Машина, пригнанная из Японии, как правило, ввозится либо под клиента, либо с целью перепродажи. Во втором случае она попадает на портал «Авто Сахалин» (www.auto.sakh.com) - аналог «московского» «Авто.ру» с весьма негуманным по местным меркам ценником. Однако именно он, в итоге становится своеобразной отправной точкой для остальных продавцов, которые также приподнимают стоимость на свои машины.

Отличное вложение средств, скажет житель любого западного региона, но местным на самом деле не до смеха. Этот «инвестиционный» пузырь когда-нибудь обязательно лопнет, тем более, что риски с каждым разом все сильнее, ибо автомобиль, как ни крути, не вечен и когда-нибудь встанет окончательно. Однако выхода из этой ситуации пока нет. Логика элементарна: покупать даже сильно подержанную японскую машину в любом случае дешевле, чем покупать авто, только что привезенное из Японии. Даже несмотря на то, что оно довольно новое и с небольшим пробегом.

Впрочем, «пробег» в случае с Сахалином - вещь относительная. Протяженность автомобильных дорог на острове по меркам западных регионов не такая уж и высокая. Они, конечно связывают между собой все населенные пункты региона, но в большинстве своем это не асфальтовые трассы, а укатанные грунтовки, то есть понятие «машина в хорошем состоянии» тоже выглядит довольно условным.

Дело в том, что в грунте здесь много воды. То есть он отличается высокой подвижностью. Сейсмическая активность также вносит собственные коррективы. Поэтому асфальт на Сахалине долго не живет. Японцы, к слову, неоднократно предлагали заасфальтировать едва ли не весь остров вместе с сопками, однако, местные власти предпочли решать этот вопрос своими силами. Притом, «своими силами» в российском понимании - традиционный заплаточный ремонт, в который, как в черную дыру одномоментно вылетают все выделенные на это дело деньги.

Островной характер сахалинского региона отражается не только в ценах на авто, но и ценах на топливо. Они здесь весьма высокие. Литр 92-го, к примеру, стоит около 40 рублей. И это притом, что на Сахалине добывают и нефть, и газ. Добыча есть, но перерабатывать все это негде. Да и опасно это - регион-то сейсмически активный… В общем, ископаемые отправляют на материк и получают обратно бензин и солярку, но уже по совсем другим ценам. Кстати, кроме того, они еще и от времени года сильно зависят: зимой, когда танкеры с топливом просто не в состоянии пробиться к острову.

Иными словами, владение машиной на Сахалине - удовольствие достаточно дорогое. Но, как бы странно это ни звучало, сей факт ничуть не мешает местным властям всерьез обсуждать вопросы введения платной парковки в центре Южно-Сахалинска и других крупных городов острова. И хотя проект лишь обсуждают, однако, учитывая российские реалии, до его реализации дело может дойти уже в самое ближайшее время.

И все же. Если в Москве или других городах России, обладающих довольно развитой транспортной инфраструктурой это еще хоть как-то оправдано, на Сахалине ситуация грозит едва ли не транспортным коллапсом. Общественный транспорт на острове есть, но в основном он представлен автобусами и маршрутками - причем как «японцами», так и отечественными НефАЗами (Нефтекамский автомобильный завод). Стоимость проезда в крупных городах, в т.ч. в «столице» острова -15 рублей.

Альтернатива - вездесущие маршрутки. Их больше, однако вряд ли эти два вида общественного транспорта будут в состоянии справиться с возросшим пассажиропотоком в случае введения платы за парковку в центре.

Кроме того, тут есть еще одна проблема. Несколько лет назад маршрутками в основном управляли местные. Однако столичные тренды проникают и сюда. Сегодня подавляющее большинство водителей - гастарбайтеры. Однако, если в европейской части страны работодатели еще хоть как-то, но отсеивают совсем уж нецивилизованных «гостей», в данном случае система «фэйсконтроля» отсутствует в принципе. Если в крупных городах проблем из-за этого не слишком много, то в населенных пунктах поменьше местные жители рассказывают про дикие случаи, когда движение общественного транспорта полностью парализуется во время намазов (ежедневных мусульманских молитв): водители попросту бросают свои автобусы и маршрутки по центру дороги, и начинают молиться. И до тех пор, пока они не закончат свои обряды, движение не восстанавливается.

В конце июля пятеро отважных путешественников,не испугавшихся трудностей длительного перелёта, медведей и суровых погодных условий,прибыли на Сахалин для пешего двухнедельного похода по острову.Наш поход был разбит на три части:поход на мыс Великан;поход по старой разобранной железной дороге Южно-Сахалинск Холмск и поход в бухту Тихая к подножью хребта Жданко.

Часть 1

г.Южно-Сахалинск-г.Корсаков-пос.Озёрский-о з.Вавайское-мыс Великан-пос.Охотское-г.Южно-Сахалинск

Данная поездка начала разрабатываться нами еще более года назад и вот в ноябре 2012года у авиакомпании Аэрофлот случилась распродажа билетов на данное направление,по данной распродаже были приобретены билеты на беспересадочный рейс Аэрофлота в Южно-Сахалинск и обратно,всего за 11300руб в обе стороны.Главной целью данной поездки было фотодокументирование и проход по старой Японской железной дороге от Южно-Сахалинска в Холмск,через множество тоннелей и галерей.С каждым годом линия всё больше зарастает растительностью,разворовываются рельсы,мосты,появляются обвалы в тоннелях,возможно через несколько лет данный маршрут будет вообще непроходим.

Южный из окна самолёта

Прибыв в Южный мы первым делом озадачились покупкой газа для горелок,ещё в Москве я подготовил адреса спортивных и туристических магазинов куда следовало зайти за газом,но зайдя в первый туристический магазин нам объяснили,что газ продаётся в супермаркетах и мы пришли совсем не по адресу((((. После этого мы зашли в супермаркет купили два баллона газа,хлеба,газированной воды и были готовы выдвигаться на маршрут.......

Погода была солнечная и теплая мы решили не ждать вечерний дизель на Новодеревенскую,а ехать сразу в Корсаков (благо автобусы ходят туда каждые 30 минут). Далее Корсакова до озера Вавайское можно добраться на автобусе на Новиково (ходит раз в день и не каждый день),в этот день он уже уехал,нам оставалось доехать бусом до пос.Озерский,а далее стопить попутки или топать пешком.

Залив Анива

Посёлок Озёрский

Посёлок Озёрский представляет собой две улицы параллельно морю,есть многоквартирные 4-5 этажные дома,далее в сторону посёлка Новиково идёт пыльный грейдер,попутных машин почти не было,на встречу шел достаточно большой поток машин в основном джипов. Дорога идёт непосредственно вдоль залива Анива,вода теплая.Мы не стали ждать удачи в поисках попутной машины,а сразу пошли по дороге,уж очень хотелось уйти дальше от населёнки в уединённое место.Пройдя несколько километров по берегу сворачиваем с основной дороги влево и встаём лагерем на берегу реки Аракуль,пресная вода в реке,дрова рядом в лесу. Утром продолжаем идти по дороге,лишь последние несколько километров подъезжаем на микроавтобусе до озера.

Озеро Большое Вавайское

Озеро Большое Вавайское служит местом отдыха,вода теплая,берег песок,по берегам растет пихта,кедровый стланник.В рабочий день отдыхающих мало,ребята которые нас подвезли до озера очень удивились,что мы без машины.Когда узнали,что мы с материка провели целую фотосессию с нами и со своими женами....
Ночевка на берегу озера,дрова рядом в лесу,вода в озере,на следующий день нам предстоит переход более 20 километров по грейдеру до мыса Великан.

Дорога на Великан

Утром идем по хорошо укатанному грейдеру на север в сторону Свободного,затем правый поворот на грунтовку которая поднимается на Тонино-Анивский хребет,машин нет,погода тёплая,в нескольких местах с хребта открывается замечательный вид на солёное озеро Тунайча. Встретили корейцев на кроссовых мотоциклах,ездили на Великан,сопровождающие и переводчик,стояли на развилке дорог.Питьевая вода появляется только после начала спуска с хребта к морю.

Озеро Тунайча,вид со Тонино-Анивского хребта

После спуска с хребта погода портится,с моря дует ледяной ветер,идёт морось,на море небольшой шторм.Оставив девушек и вещи в небольшой бухте у мыса Птичий,идём с Юрой на разведку к мысу Великан.По берегу не пройти (прилив),прошли по дороге которая идёт сверху,на дороге медвежий навоз,дошли до мыса,есть хорошая стоянка в ложбинке двора,вода рядом,ветра почти нет.Вернулись за вещами и девушками,уже темнеет.....,весь следующий день гуляли по окрестностям и отдыхали.Южнее мыса Великан находится рыбачий стан,иногда ездят грузовики.

Непогода у мыса Птичий

Утром погода улучшилась,в отлив можно пройти по берегу до мыса Птичий,приехало несколько машин к мысу Птичий жарят шашлыки.Во второй половине дня погода портится, опять дует ветер и идёт изморось.Вечером сходили к рыбакам спросили не пойдёт ли грузовик,рыбаки ничем не обнадёжили,значит опять пойдём через хребет пешком.

Штормит

Утром позавтракав выдвинулись в обратный путь,у мыса Птичий вообще безлюдно,дует ветер,попутных машин нет.На встречу попались два микроавтобуса и джип,уже после спуска с хребта встречаем трёх женщин на велосипедах,они из Санкт-Петербурга катают уже четвертый раз по Сахалину.Далее идём по скучной грунтовке в сторону Свободного,стопим проходящие машины,поймался джип загрузили девушек и все рюкзаки,сами с Юрой потопали пешком до Свободного,дело пошло быстрее.Прошли 12 км чуть более чем за 2 часа.Девушки разведали место ночевки,ночевка на озере Айруп,вода теплая,дрова в лесу.

Озеро Айруп

Весь следующий день мы добирались до Южного.Сначала пешком по берегу Охотского моря,затем опять поймали машину и отправили девушек с рюкзаками в Охотское,а сами продолжали идти пешком.Дорога пыльная,машин очень мало,по дороге попался карьер ездят грузовики,сильно пылят,стопом никого не берут.Из Охотского в Южный автобус ходит три раза в день,девушки могли бы успеть на дневной,а с нами только на вечерний.По дороге нам попался рыбацкий стан,на берегу небольшой маяк.Охотское небольшой посёлок,есть магазин,база отдыха,много рыбаков на берегу,на остановке продают больших крабов 2000руб штука.

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Я пробыл на Сахалине неделю и предлагаю вашему вниманию свой практический обзор, чтобы максимально интересно провести время на острове. Надеюсь, он будет полезен всем, кто поедет сюда впервые.

Покататься по горнолыжной трассе "Горного воздуха" . Наряду с беговыми лыжами, большую ставки делают и на горнолыжный спорт. Я хоть и не люблю горные лыжи, но об этом не мог не упомянуть. Эта база находится в черте города и с нее открывается потрясающий вид на Южно-Сахалинск и окрестности. Здесь иногда тренируется сборная России, а база, работающая с 1960-ых годов, входит в число лучших в России. Как мне показалось, самое большое число туристов Сахалина приезжает именно, чтобы покататься на этой горнолыжке.

Порыбачить. Безусловно, самый крупный остров России имеет огромное количество представителей животного и растительного мира. Это словно рай для рыболова. С декабря по апрель - зимняя рыбалка. Активный клев практически всей рыбы в период перволедка. Это таймень, кунджа, голец, красноперка, корюшка, навага, камбала, щука, налим. С мая по июнь - активный лов кунджи и симы. С июля по ноябрь - начало захода тихоокеанских лососей в реки. Они поднимаются для нереста и зимовки, часть из них скатывается обратно в море в течении осени. Рыбалка на Сахалине уникальна по-своему. Ведь помимо рыбной ловли, можно наслаждаться живописными видами сопок и долин, наблюдать за бурыми медведями, желательно издалека:), ловить креветок, краба и собирать гребешка.

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Музей располагается в здании, построенном в традиционном национальном японском стиле, это единственное в своём роде здание на территории как Сахалина, так и всей России. Именно там можно за короткое время узнать все об удивительном острове на краю страны. Музей очень интересный и достаточно современный.

Попробовать сахалинскую кухню , которая давно стала брендом. Она сформировалась благодаря исторически сложившимся обстоятельствам на стыке нескольких культур - русской, японской и корейской. Особенность сахалинской кухни - это в первую очередь своеобразный микст русской и корейской гастрономии. Корейская кухня была завезена сюда в начале прошлого века переселенцами, прибывшими на остров во время японской мобилизации.



Увидеть японскую железную дорогу . Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи 1067 миллиметров, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов 1520 миллиметров. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу и осталось немного времени, чтобы ее увидеть и прокатиться. Часть нерентабельной железной дороги на острове заброшено. В этих местах находятся интересные исторические объекты. Один из самых интересных "Чертов" мост на отрезке в районе станции Николайчук. Даже по мнению сегодняшних экспертов, при его проектировании было принято уникальное инженерное решение — линию ж/д полотна выполнили в виде петли. Выходя из нижнего тоннеля, поезд делает крутой поворот, выезжая почти на вершину сопки, заходит в следующий тоннель и далее едет по мосту.

Съездить в Невельск посмотреть Сивучей. В мире есть только три места, где сивучи устраивают сезонное лежбище в черте города - это Петропавловск-Камчатский, Сиэтл в США и Невельск на Сахалине. Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня.

Посетить остров Монерон , сейчас он считается природным парком. Монерон в хорошую погоду видно около Невельска. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, да и переплыть туда - удовольствие недешевое. Лучше всего это совершать летом, туда собирают экскурсии.

Активный туризм и трекинг. По острову продуманы пешие маршруты. Во время трекинга вдоль побережья Охотского и Японского морей вы можете увидеть лагуны, гроты и ущелья, каменные арки и колонны, можете забраться на сопки, перевалы и оттуда любоваться красотой острова.

Искупаться на двух морях : Японском и Охотском. Это можно совершить в один день, правда, зимой только на Японском, Охотское замерзает.

Увидеть циклон и узнать, что же такое, когда действительно много снега! Это погодное явление не оставит вас равнодушным, но, к сожалению, подгадать такое событие чрезвычайно сложно. Нам же очень повезло:

Ну... и обязательно пробежать , благодаря нему, собственно, я и посетил этот чудесный остров на краю России.


А если вы уже бывали на Сахалине, чтобы добавили к этому списку?

Необычные ландшафты, уникальные геологические памятники, термальные источники и интереснейшие музеи - все это можно увидеть и посетить на Сахалине! Достопримечательности острова манят к себе не только российских туристов, но и путешественников из других стран (в первую очередь, из Японии и Китая). О самых интересных туристических объектах Сахалина мы расскажем в нашей статье. Желаем приятного чтения!

Достопримечательности Сахалина и общее описание острова

Сахалин (японское название - Карафуто) - крупный остров у восточных берегов материковой Азии. От континента он отделен Татарским проливом, а от соседнего острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Административно остров является частью Сахалинской области, в состав которой входит также цепочка слабозаселенных Курильских островов. Общая площадь Сахалина - 76,6 тыс. кв. км. Крупнейший город - Южно-Сахалинск (190 тысяч жителей).

Остров Сахалин - один из самых необычных регионов в России. Он заметно выделяется своей уникальной природой, а удаленность от «большой земли» придает ему еще большего колорита и загадочности. Местные жители уже давно привыкли и к здешним удивительным пейзажам, и к муссонному климату, и к регулярным подземным толчкам. А вот жителям других регионов и стран все это - в диковинку.

К главным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести горячие источники, многочисленные озера, реликтовые тисовые рощи, необычные скалы, созданные лавовыми наслоениями. В крупных городах есть ряд музеев с очень интересными тематическими экспозициями. А еще на Сахалине сохранилась уникальная и рабочая узкоколейная ветка железной дороги, аналогов которой нет во всем мире!

Мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Сахалина (некоторые из них мы детальнее опишем далее):

  • музей истории Сахалинской железной дороги;
  • остров Монерон;
  • Холмский перевал;
  • бухта Тихая;
  • скалы «Три брата»;
  • маяк на мысе Жонкиер;
  • памятник «Погибшим рыбакам» в Невельске;
  • краеведческий музей в Южно-Сахалинске;
  • Чертов мост в Холмске;
  • Природный заповедник «Поронайский».

Остров Монерон

В акватории Татарского пролива, в 50 км от берега Сахалина, находится остров Монерон. Его площадь составляет всего 30 квадратных километров. Но на этой небольшой территории «уместились» две речки, цепь холмов и базальтовых скал, а также с десяток водопадов. Однако главная изюминка острова - лежбища пятнистых тюленей, сивучей и прочих млекопитающих.

Тихая бухта

В заливе Терпения, в пределах Макаровского района острова, есть чрезвычайно уютное и живописное место - бухта Тихая. С трех сторон ее защищают отроги красивейшего горного хребта Жданко. Тихой эту бухту прозвал известный мореплаватель Иван Крузенштерн. В этом красивом месте можно отлично расслабиться и половить рыбу. Идеальную тишину и покой в бухте изредка нарушают лишь чайки, которые с удовольствием проводят время на близлежащих скалах и островках.

Скалы «Три брата»

Эта группа из трех остроконечных скал выступает из морской воды близ Александровска-Сахалинского. Кстати, их же силуэты изображены на гербе этого города. Скалы «Три брата» уже давно стали одним из символов всей Сахалинской области. Вместе с маяком на соседнем мысе Жонкиер они составляют единый туристический комплекс. Особенно эффектно скалы выглядят на закате.

А.П. Чехов и Сахалин

Историко-литературный музей имени Чехова, расположенный в Александровске-Сахалинском, подробно рассказывает о сахалинской каторге, а также о пребывании на острове известного русского писателя. В 1890 году Чехов отправился в длительное путешествие на Восток. Главной целью экспедиции было посещение Сахалина. На острове он проводил перепись населения, пообщался со многими каторжанами, в том числе политическими.

Неким итогом чеховского путешествия на восток стала книга с незатейливым названием «Остров Сахалин». Правда, читать ее довольно скучно, ведь, кроме личных путевых впечатлений писателя, она насыщена детальными статистическими данными.

Лучшее время для посещения острова - июнь-сентябрь. В это время здесь устанавливается относительно тёплая погода. Правда, за прогнозом надо смотреть постоянно. Если с утра на Сахалине солнце, это ещё не значит, что к вечеру область не накроет какой-нибудь тропический тайфун. Именно из-за непредсказуемости погоды сложно заранее планировать, например, морские путешествия. Надо сказать, что и без них Сахалину есть чем удивить своих гостей.

Как добраться

На остров можно прилететь на самолёте - такой способ путешествия выбирают 99% туристов. Но если вы располагаете большим количеством времени, попробуйте добраться до него как каторжане или великий писатель Антон Павлович Чехов - по морю. Из порта Ванино (Хабаровский край) до Холмска (Сахалинская область) налажено регулярное паромное сообщение. Стоимость билета для проезда в общей каюте составляет 759 рублей. В восьмиместной каюте - 1 337 рублей, каюте-люкс - 4 258 рублей. Прокатиться на пароме от материка до Сахалина само по себе тоже приключение, но это ещё не знакомство с островом. Главные открытия ждут гостей края, которые отважатся посетить область.

Вид на Южно-Сахалинск. Фото: VladimirE / Shutterstock

Южно-Сахалинск и окрестности

Сахалин - самый большой остров России, протяжённость его свыше 900 километров. Объехать всю область за короткий отпуск нереально, но посетить главные его достопримечательности вполне можно.

Практически любое путешествие на Сахалин начинается с прилёта в аэропорт областного центра. Южная часть острова в начале прошлого века по итогам русско-японской войны отошла к государству-победителю. Здесь появилась префектура Карафуто, которая просуществовала до окончания Второй Мировой войны. В городе сохранилось единственное здание времён японской оккупации, построенное в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» («императорская корона»), в нём сегодня краеведческий музей (Коммунистический проспект, 29 ).

Кроме того, стоит посетить музей Медведя (Детская, 7 ). Медведь для островных аборигенов - культовый зверь. Нивхи и айны специально подбирали медвежат и выращивали их. Сегодня встретить косолапого на Сахалине нетрудно, звери часто выходят на нерестовые реки во время хода лососёвых и даже навещают городские свалки. Однако искать встречи с этим представителем дикой фауны нежелательно: у мишки вспыльчивый и непредсказуемый характер. Сами сахалинцы обычно избегают встреч с хозяином тайги.

Для любителей пешеходных прогулок можно рекомендовать поход к памятнику природы – останцу «Лягушка», к нему оборудована экологическая тропа в окрестностях областного центра. Маршрут начинается от посёлка Весточка. До него можно добраться на маршрутном автобусе №174 «Южно‐Сахалинск - Охотское», отправляющемся из областного центра в 8:30, 13:30 и 18:40.

Любителей рыбалки, приехавших на Сахалин в июле-августе-сентябре, ожидает лов горбуши и кеты. В нескольких десятках километров от Южно-Сахалинска у посёлка Охотское (залив Мордвинова) организована рыбалка на удочку. Покупаешь лицензию и пытаешь своё рыбацкое счастье. Стоимость одного «хвоста» 100 рублей, по одной лицензии можно поймать 5 рыбин. Как правило, в хорошую погоду никто без улова не остаётся. Тут же на берегу разводят костер, варят настоящую уху, а кому повезёт поймать самку может приготовить икру-«пятиминутку». Фотографии того, как ложкой едят деликатесы на Сахалине, - не фотошоп.

В непосредственной близости от залива Мордвинова находится озеро Тунайча. Оно соединяется с морем, поэтому вода в нём немного солоноватая. Озеро остаётся тёплым практически до конца сентября, однако коренные сахалинцы всегда перед купанием разводят костер. Погода здесь почти всегда ветреная, а у костра обсохнешь быстрее.

Первая столица Сахалина

Из Южно-Сахалинска правильнее всего первым делом отправиться в первую столицу островного края - Александровск-Сахалинский. В царские времена здесь была каторга, где отбывали наказание самые опасные преступники: как уголовники, так и политические. Из знаменитых сидельцев сразу вспоминается легендарная воровка Сонька Золотая ручка. В 1890 году каторгу посетил Антон Павлович Чехов, написавший одноимённую книгу, которая стала путеводителем для нескольких поколений людей, отправляющихся на далёкий остров. В городе есть историко-литературный музей «Чехов и Сахалин»: в комплекс входит дом Ландсберга, который посещал знаменитый русский писатель, а также здания трактира и «станка» (почтовой станции).

Кроме того, надо обязательно сходить на берег Татарского пролива, к порту, где почти 130 лет назад сошёл с парохода писатель Чехов. На побережье через мыс Жонкьер можно пройти через кривой тоннель, прорубленный каторжанами. Дорога от него ведёт к маяку, построенному в конце XIX века. В заливе у города замерли знаменитые скалы «Три брата» - неофициальный символ Сахалина.

Добраться до Александровска-Сахалинского можно на поезде «Южно-Сахалинск - Ноглики» , доехав до станции Тымовск, а там сесть на автобус или договориться с частником, чтобы довёз до Александровска.

Скалы «Три брата». Фото: ArtNat / Shutterstock

По следам Карафуто

На Сахалине осталось несколько памятников времён японской оккупации. Одним из самых доступных является храмовый комплекс Томариору-дзинзя. Японцы возвели его в 1921 году в честь трёх божеств: богини солнца, духа риса и духа гор. На территории России это фактически единственный сохранившийся в таком состоянии памятник. Он включает в себя основание храма, тории (ворота на его территорию), стелу «тюконхи» и монумент «сенсо киненхи». Каждый год японские туристы приезжают в Томари, чтобы поклониться своим предкам. Приготовьтесь к тому, что сопку, где находится храмовый комплекс, придётся «штурмовать», и запаситесь кроссовками: в модельной обуви совершить маленькое восхождение к памятникам будет сложновато.

Из Южно-Сахалинска до Томари ходит пригородный поезд. Стоимость одного билета составляет 310 рублей, время в пути 4,5 часа, хотя расстояние между городами чуть больше 100 километров. Самым оптимальным видом транспорта считается попутный. Довольно много предложений на BlaBlaCar, время в пути с ним можно сократить в два раза.

Ворота храмового комплекса «Томариору Дзинзя». Фото: Mbonga / Shutterstock

В гости к сивучам в Невельск

В город, где раньше была база рыбного флота Сахалина, каждый год приплывают сивучи. Они обустраиваются на волноломе и живут здесь несколько месяцев. Только в трёх городах мира - Невельске, Сиэтле и Петропавловске-Камчатском - эти морские животные устроили себе лежбища в городской черте.

Полюбоваться животными помогут местные энтузиасты, которые организуют экскурсии. На лодке они подплывают к волнолому. Сивучи охотно рассматривают туристов, туристы фотографируют обаятельных морских зверей. Обычно длится такое общение около 30 минут, средняя стоимость экскурсии 500 рублей.

В районный центр можно добраться на автобусах маршрута 518 «Южно‐Сахалинск - Невельск» . Ежедневно они отправляются в 8:00, 11:10, 13:10, 15:10, 17:10 и 19:00. Время в пути в зависимости от погодных условий от 1,5 до двух часов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.