Село большие вяземы. Большие вяземы

В один из погожих осенних дней, поехали мы в Большие Вязёмы, посмотреть на величественный Спасо-Преображенский храм, обстановку усадебного дома, здание конюшни и окружающие все это ландшафты. Происхождение слова «Вязёмы» точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий», возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма).





Памятник А.С. Пушкину. 1999 год.
скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин.


Усадебный парк. Осень.

В далеком 1585 году, царь Федор Иоаннович пожаловал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века в имении был выстроен пятиглавый храм во имя Преображения Господня со звонницей.

Весь комплекс усадебных построек, был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость. До нащих дней оборонительные сооружения усадьбы не дошли, оно и понятно, надобность в них отпала давным давно.


Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы


В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия - здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.


Домик причта


Церковно-приходская школа. Здание современное.


Нижний Голицынский пруд, на реке Большая Вяземка. Также известен под названием Государев пруд.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, "за спасение во время стрелецкого бунта". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением Дубровицы, князь приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 годах. Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома.


Дальше будет много снимков внутреннего убранства усадебного дома, который наверное правильнее называть виллой.











Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.


Знак в память остановки в Вязёмах двух армий во время Отечественной войны 1812 года.

В 1882 году в имении появляется новый владелец - сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году новый владелец устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.


Поднимаемся на второй этаж. Еще много снимков внутреннего убранства усадебного дома.











Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных. Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату. Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг, более 30 тысяч томов, собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. Усадьба использовалась как колония для беспризорных, потом как санаторий для старых большевиков, училище летчиков и парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь. К слову сказать, во время Первой Мировой войны, здесь так же располагался лазарет на 50 коек.


Бывшая конюшня. В настоящее время идет ее реставрация.

После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства, который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института.


Школа искусств, в прошлом здание института коневодства.

Недалеко от Больших Вязём расположена усадьба Захарово - бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.


Старый дом возле площадки отстоя туристических автобусов.



Еще один памятник Александру Пушкину в усадьбе Большие Вяземы.

В период с 1805 по 1830 годы Пушкин часто приезжал в Большие Вязёмы из бабушкиного имения. Поскольку в Захарово не было церкви, семейство Пушкины ездили на службы в Большие Вязёмы. Один из приездов в Захарово в 1807 году был омрачен трагическими событиями - умер младший брат Николай. Похоронен Николай был у ограды Спасо-Преображенского храма на территории усадьбы, со стороны апсид.


Могила брата Пушкина - Николая, который умер в шестилетнем возрасте.


Рядом еще несколько старинных надгробий.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы - стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII —XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества». Добраться до усадьбы можно от Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси. Не вздумайте выходить на станции «Малые Вяземы» заплутаете и потеряетесь. На автомобиле надо выезжать по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.

Большие Вязёмы — усадьба с уникальной, почти 500-летней историей. Впервые о ней упомянули в летописи XVI века. Тогда здесь располагалась последняя подмосковная станция на старой Смоленской дороге. Село, находившееся тут, носило название Никольское-Вязёмы.

История усадьбы Большие Вязёмы

За несколько веков на территории усадьбы происходило множество важных исторических событий.

Вотчина Бориса Годунова

В 1585-86 годах царь Федор I Иоаннович отдал во владение Борису Годунову село Нижние-Вязёмы. Тот незамедлительно начал строительство, возвел деревянный терем и разбил сады.

Храм Живоначальной Троицы

В 1598 году, благодаря теперь уже царю Борису Годунову, здесь появился храм Живоначальной Троицы. Одновременно с ним возвели двухъярусную звонницу в не характерном для Подмосковья псковском стиле. В то время каменные храмы были большой редкостью.

Храм освятили в 1600 году, после того, как расписали. Даже сейчас можно увидеть уникальные фрески того времени.

В начале XVII века в селе Нижние Вязёмы, помимо храма, существовали также церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, деревянный дворец Бориса Годунова, Храм Иоанна Богослова со звонницей и ярмарка.

Вокруг них возвышались стены и башни из дерева со рвом, поэтому имение больше походило на крепость. До наших времен дошел только Храм и звонница.

Смутное время

В Смутное время усадьбу заняли войска Лжедмитрия I, и какое-то время она служила ему загородным дворцом. В 1606 году в Вязёмах, по дороге в Москву, останавливалась невеста Лжедмитрия I, Марина Мнишек.

Как только она уехала, произошел сильнейший пожар, в котором пострадала большая часть села. Деревянный дворец Бориса Годунова также сгорел.

А поляки из свиты будущей жены Годунова оставили в храме множество свидетельств своего присутствия. Историки до сих пор находят новые надписи.

Усадьба Голицыных

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович. Через несколько лет он сделал имение Большие Вязёмы частью дворцового ведомства.

Следующее упоминание об усадьбе появляется только в 1694 году, когда Петр I подарил ее Борису Алексеевичу Голицыну. Он бывал здесь довольно редко, но приложил много усилий к восстановлению Больших Вязём.

Борис Голицын заново освятил оскверненный Лжедмитрием храм Живоначальной Троицы. Теперь тот стал называться Свято-Преображенским. При Борисе Алексеевиче храм был увенчан белокаменной короной в стиле барокко.

В 1701 и 1705 годах император Петр I посетил Большие Вязёмы.

Здание усадьбы было построено в 1784 году по заказу Николая Михайловича Голицына. Он избрал стиль французского классицизма Людовика XVI, и в то же время разбил парк.

Флигели, по которым можно побродить и сейчас, относятся к 1771-72 годам.

Князь Николай приезжал сюда на лето, интересовался садоводством и положил начало знаменитой библиотеке Голицыных. В 1797 году здесь гостил Павел I, в честь чего был устроен пышный обед.

В начале XIX века усадьба переходит Борису и Дмитрию Голицыным, которые, как только началась война 1812 года, именно отсюда отправились в армию.

После Бородинского сражения в Усадьбе Голицыных останавливался Михаил Кутузов. Сюда же доставили раненого генерала Багратиона. А следом, после отъезда Кутузова, прибыл император Наполеон. Он разместил здесь пехотный и драгунский корпуса и задержался двое суток. О размещении двух армий свидетельствует памятник, который можно посмотреть в парковой части усадьбы.

Следующий владелец имения — генерал-губернатор Москвы, князь Дмитрий Голицын, который разработал программу архитектурно-градостроительного развития города. Также он был и начальником царской охоты. Он любил усадьбу и привез сюда множество документов из архива Голицыных, впечатляющее собрание книг, а также уникальные полотна.

Князь Борис, его наследник, жил во Франции и не следил за имением.

В 1882 году усадьбу получает Дмитрий Борисович Голицын. Он обустраивает по соседству дачный поселок, здесь появляется железная дорога и станция Голицыно.

Судьба усадьбы сильно изменилась после революции. Князь Дмитрий эмигрировал в Европу и вскоре отсюда увезли множество ценностей, среди них — гравюру семейного древа князей Голицыных. Уникальное собрание книг было отдано библиотекам. Драгоценности князей передали Оружейной палате.

Большие Вязёмы в XX веке

После революции 1917 года в зданиях имения разместили колонию для беспризорников, затем — санаторий партийных служащих. Перед второй мировой войной на территории усадьбы какое-то время существовали парашютная школа и танковое училище. До 1943 года тут был военный госпиталь.

После войны — Зоотехнический и Полиграфический институты и НИИ Фитопатологии. В 1948 году Большие Вязёмы вносят в реестр памятников союзного значения.

Здесь успели побывать такие известные личности, как Валерий Брюсов, Лев Николаевич Толстой, Николай Гоголь, Николай Пржевальский, Анатолий Луначарский.

Музей-заповедник А. С. Пушкина

В наши дни Большие Вязёмы — часть государственного историко-литературного музея-заповедника имени А. С. Пушкина.

Пушкин в Больших Вязёмах

Неподалеку от усадьбы располагается Захарово , имение бабушки Александра Сергеевича Пушкина, Марины Алексеевны. С 1805 по 1830 годы его семья периодически посещала Вязёмы ради церковных служб. Здесь же, у Спасо-Преображенского храма — могила брата Александра, Николая.

Именно на балу, устроенном князем Голицыным в своей усадьбе, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой.

Усадьба Голицыных вдохновляла поэта. Считается, что Александр Сергеевич использовал Большие Вязёмы при описании имения Евгения Онегина. В усадьбе появлялась и княгиня Наталья Петровна Голицына, которую считают прототипом Пиковой дамы.

Цена билетов и режим работы

Входные билеты на территорию парка в усадьбе Вязёмы стоят 50 р.

Детям до 7 лет и лицам старше 80 лет вход бесплатный.

Есть несколько категорий льгот при посещении парка, экспозиций и выставок Музея-заповедника Пушкина. Точную информацию можно посмотреть на официальном сайте. Там же — есть возможность заранее приобрести входные билеты.

Музей работает с 10.00 до 17.00. Выходной день — понедельник и последняя пятница месяца. Касса закрывается в 16.30. Экспозиции и выставки можно посетить с 10.00 до 17.00.

Индивидуальное посещение без предварительной договоренности. Бронирование экскурсий необходимо заранее. Это возможно по телефону, электронной почте или при помощиформы на сайте .

В 2020 году в летний период:

  • с 1 апреля по 1 сентября для Восточный (Гостевой) флигель закрыт для посещения в среду, Западный(Кухонный) — во вторник.
  • с 18 мая по 30 сентября: экспозиции и выставки дворца в выходные и праздничные дни работают с 10:00 до 19:00; территория парка по будням открыта с 9:00 до 18:00, в выходные и праздничные дни с 9:00 до 19:00.

Что посмотреть

Сейчас в воссозданном заново здании конюшни размещен Музей Бориса Годунова. В нем можно увидеть костюмы из оперы Борис Годунов и археологические находки, обнаруженные на месте сгоревшего деревянного терема.

Можно посетить Спасо-Преображенский храм, Дворец усадьбы, Музей Бориса Годунова, Восточный и Западный флигеля. Можно прогуляться по парку, который был высажен в 1771 году, как раз, когда строились оба флигеля.

Во дворце для посещения открыты несколько залов, которые посвящены самым ярким историческим событиям. Например, парадная столовая, где проводился обед в честь прибытия Павла I, иностранная библиотека, в которой останавливались Наполеон и Кутузов.

Не пропустите и дамскую гостиную, будуар Натальи Петровны Голицыной. На втором этаже располагается масонский зал с портретами членов ложи и кабинет генерал-губернатора Дмитрия Голицына. Воссоздана также приемная Наполеона.

Не менее интересны и временные выставочные композиции. Ознакомиться с расписанием мероприятий, временных выставок и концертов можно .

На территории есть детский центр, где детишек обучают английскому, изобразительному мастерству, журналистике. При желании, здесь можно организовать празднование дня рождения, свадьбы, собрания клубов, культурно-массовые мероприятия.

Как доехать в Большие Вязёмы

Сейчас Смоленская дорога носит название Можайское шоссе или трасса А100.

На машине

На автомобиле от МКАДА можно доехать по Можайскому и Минскому шоссе.

Если вы выбрали Минское шоссе, на 44 км нужно съехать на Петровское шоссе, в сторону Малых Вязём. Затем — по Можайскому шоссе — до усадьбы Вязёмы.

По Можайскому шоссе все гораздо проще — нужно ехать по прямой до 44 км Можайского шоссе.

Как доехать до усадьбы Большие Вязёмы

На электричке

От Белорусского или Савеловского вокзала — электричкой до станции Голицыно. Время в пути чуть больше часа.

Затем — на автобусах № 38 и № 50 или маршрутным такси № 38, 79 или 1055 до остановки «Институт». Это — третья остановка от станции. Можно дойти и пешком, дорога займет около 20 минут.

На такси

Из Москвы и окрестных городов до пушкинского музея в Вязёмах можно добраться при помощи сервисов Яндекс, Gett, Uber, Максим.

Панорамный вид на здание Усадьбы

Усадьба Большие Вязёмы, музей-заповедник А. С. Пушкина

В Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (усадьба Вяземы) 10 февраля прошел традиционный день памяти великого русского поэта. В этот день, 10 февраля (29 января) 1837 года, А.С.Пушкин скончался от ранения, полученного на дуэли с Дантесом. Усадьба Вяземы имеет длинную и насыщенную историю, в XVI веке здесь стоял дворец царя Бориса Годунова окруженный крепостными стенами, он же воздвиг здесь церковь Живоначальной Троицы, сохранившуюся до нашего времени. Во времена смуты во дворце проживал Лжедмитрий I, бывала здесь и Мария Мнишек. Вяземы посещали и первые цари Романовы, а Петр I подарил усадьбу князю Борису Голицыну. В 1812 в усадьбе останавливались сначала Кутузов, а затем и Наполеон. Возле Спасо-Преображенской церкови похоронен брат А.С.Пушкина Николай, а имение поэта находится неподалеку в Захарово.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

Историческая справка:
Поселение на месте современной усадьбы Вяземы существует еще с XIV века. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века, при Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.
При нем здесь был построен деревянный загородный дворец, каменные звонница и пятиглавый Троицкий храм, сооружена плотина на р. Вязёмке. Здесь же располагались деревянная церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова, который возник еще в догодуновское время. Ансамбль подмосковной царской резиденции окружали ров, вал и деревянная стена с шестью башнями, отчего Вязёмы приобрели вид крепости - «острога».
После смерти Бориса Годунова Вязёмы перешли к Лжедмитрию I, который зимой 1606 г. устроил здесь «потешную баталию» немецкой гвардии и польской конницы с московскими боярами. В мае этого же года в Вязёмах, по пути в Москву, на пять дней останавливалась Марина Мнишек. После её отъезда в селе случился пожар, обративший в пепел 30 крестьянских дворов. В 1611 г. здесь проходили переговоры о мире с Яном Сапегой.
В 1618 г. деревянный дворец Бориса Годунова вместе с «острогом» сгорел, а место, где он стоял, позже было застроено. Во время Смуты сгорели монастырь Иоанна Богослова и Никольская церковь. После «Московского разорения» от бывшей царской резиденции остались только Троицкая церковь, звонница и плотина.
В Троицкой церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в в Звенигород.
В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. В XVIII веке рядом с собором был выстроен дом причта, который вместе с собором и звонницей был огорожен каменной оградой. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича — Николае Михайловиче Голицыне (1729—1793) были построены дворец (1784 г.) и два флигеля (1770-е гг.), тогда же разбит регулярный парк.
В 1812 году в усадьбе останавливался М.И.Кутузов, а позднее и Наполеон. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак. В 1820 году был построен каменный мост через Вяземку. В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М.Пржевальский, В.Я.Брюсов, Л.Н.Толстой. С усадьбой связано имя Александра Сергеевича Пушкина. В нескольких километрах отсюда находилось имение Ганнибалов — Захарово, в котором поэт провёл своё детство. У стены церкви похоронен младший брат А. Пушкина — Николенька, умерший во младенчестве.
В 1987 году на территории усадьбы был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина).
Сейчас на территории усадьбы действует несколько выставок:
- (рекомендую к обязательному посещению всем);
- музей Бориса Годунова на 2-м этаже конного двора (рекомендую любителям археологии);
- выставка современных пейзажистов на 3-м этаже конного двора;
- «Мастерская скульптора», музей Н. А. Коненковой в восточном флигеле (деревянные скульптуры).
Источники: интернет, википедия, книга А.В.Алексеева "Церковные древности Звенигородской земли"

1. Схема музея заповедника А.С.Пушкина усадьбы Вяземы

2. Село Вяземы князя Д.В.Голицына,

3. Вид усадьбы Вяземы, литография В.Тимма, 1850-е гг., из экспозиции, равсположенной во дворце

4. Бюст Пушкина у входа в музей

5. Конный двор после реставрации. В XVI-XVII в. на этом месте был дворец царя Бориса Годунова (сгорел в 1618 г.), основание которого обнаружили при археологических раскопках (черновой пол, остатки стен, деревянные трубы, терракотовые изразцы и т.п.). Сейчас в здании конного двора действует выставка, посвященная Борису Годунову, а на третьем этаже выставка современных пейзажистов

6. Скульптура коня

7. Музей Бориса Годунова. На ветринах найденные при раскопках детали дворца Бориса Годунова. В центре виден экран, на котором показываются интересные слайды о истории дворца Бориса Годунова и производимых археологических раскопках, рекомендую к просмотру

8. Правый флигель конного двора

9. Левый флигель конного двора, сейчас здесь детский центр

10. Спасо-Преображенская церковь (первоначально Живоначальной Троицы), возведена Борисом Годуновым в 1598 г., освящена в 1600 г. В смутное время был разорен польскими интервентами. В церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Переименовал церковь в Преображенскую князь Б.А Голицын, которому отписал Вяземы Петр I. В 1812 году церковь вновь разорили, на этот раз французы. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а снова открылась в 1992 г.

11. Спасо-Преображенская церковь и звонница, построенная еще до церкви, в 80-х гг. XVI века

12.

13.

14.

14.

16. Звонница, 80-е гг. XVI века

17.

18. Ограда вокруг церкви построена в конце XVIII века

19. Некрополь

20. Могила брата А.С.Пушкина - Николая

21.

22.

23. Надгробный памятник с могилы Петра Васильевича Дурново, XVIII век. Происходит с территории Саввино-Сторожевского монастыря, где до революции у стен Рождественского собора находилась усыпальница рода Дурново. После закрытия обители в 1919 г. и уничтожения монастырского некрополя, это надгробие было вывезено за город и сброшено в карьер. Несколько лет назад оно было случайно обнаружено местными жителями и перевезено в усадьбу Вяземы. Памятник типа "Муфтированная колонна" (колонна перебитая кубом), имел четкую сословную принадлежность и устанавливался только на могилах дворян

24.

25. Уникальный надгробный памятник, уникален своей эпитафией. Надгробие из белого камня, детское, крестьянское, перевезенно со старого кладбища с. Крымское. Выполнено в виде часовенного столба. Интересна и трогательна стихотворная эпитафия: "Подъ симъ камнемь покоица младенецъ Сергеи Шуствъ ро 1913 июля 15 скончался 1916 года 19 август. Стихъ. Тиши лис(т)ья не шумитя моего Серожа спить крепкимъ сномъ подъ каменымъ крестомъ онъ спитъ почиваить почиваить папу с мамуй ожыдаить"

26.

27. Средневековое надгробие, 1599 год

28. оно же, видна надпись, узор в виде косички и вилообразный крест

29. Под снегом находятся средневековые надгробия (с вилообразным крестом), найденные в Звенигороде и Кубинке. Полный список средневековых надгробий с вилообразным крестом, размещенных в моем блоге смотрите

30. Памятник А.С. Пушкину, скульптор Ю.С.Динес, архитектор А.В.Климочкин, установлен в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта

31. Западный флигель, 70-е гг. XVIII века

32. Дворец, 1784 год. Сейчас здесь два этажа занимает музей, где воссоздана обстановка XVIII-начала XX века, а залы посвящены разным эпохам и владельцам усадьбы Вяземы. Фото-экскурсию по дворцу можно совершить

33. Памятник живой природы местного значения - тополь белый, возраст 90 лет. Вообще, на территории усадьбы практически все липы возрастом 160-175 лет и они также являются памятником живой природы

34. Дворец Голицына со стороны пруда

35. Панорама: восточный флигель, дворец, детская школа исскуств (1930 г.)

36. Памятный знак остановки русской и французской армии в августе 1812 г., 2002 г. В усадьбе Вяземы в 1812 г. после Бородинского сражения сначала при отступлении остановилась русская армия, а затем наступающая французская

Усадьба Большие Вязёмы находится в одноименном поселке Одинцовского района, недалеко от города Голицыно. На территории усадьбы находятся сооружения XVI-XIX веков. Вместе с усадьбой Захарово она входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина, созданный в 1987 г.

История усадьбы «Большие Вязёмы»

Усадьба в Вязёмах — это очень значимый архитектурный и литературный исторический памятник. Помимо того что здесь часто бывал великий русский поэт, это место в разные годы посещали многие известные личности.

Большая история усадьбы началась в XVI веке, после того как царь Федор Иоанович подарил эти земли Борису Годунову, который затеял здесь большое строительство. Например, плотина запрудившая р. Вяземку была построена по его указу и сохранилась до наших дней. Также, при нем была построена одна из старейших церквей Подмосковья, также сохранившихся до наших дней — Спасо-Преображенский собор.

Остальные постройки, включая терем Годунова не сохранились.

В смутное время усадьба стала загородной резиденцией Лжедмитрия I. При Петре I была подарена князю Борису Голицыну, после чего на долгие годы стала имением князей Голицыных.

Усадьба Вяземы XVIII век. Вид со стороны Смоленской догори (Можайского ш.)

Интересные факты об усадьбе Вязёмы

  1. Именно в этой усадьбе, на балу, Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой.
  2. Княгиня Наталья Петровна Голицына, жившая здесь, послужила прототипом старой графини из повести Пушкина «Пиковая дама».
  3. Сама усадьба стала прототипом имения Евгения Онегина, описанного в одноименном произведении поэта.

Территория Музея-заповедника А. Пушкина в Вяземах

Территория усадьбы насыщенна различными историческими объектами. Особенно здесь интересно летом, когда открыта лодочная станция и конный двор. Но и зимой здесь есть на что посмотреть.

В первую очередь это конечно же Спасо-Преображенский собор с его нехарактерной для архитектуры этих мест звонницей.

Под стенами собора покоится подполковник Герасим Осоргин.

А ещё здесь можно увидеть могилу младшего брата Пушкина, умершего в шестилетнем возрасте.

На всей территории усадьбы множество указателей и QR кодов, благодаря которым можно моментально узнать всю необходимую информацию об экспонате.

Центральным зданием усадьбы является дворец Голицыных, построенный в 1784 году.

Сейчас в этом здании находится музей Пушкина, в котором представлены экспонаты связанные не только с поэтом. Вход платный, однако в некоторые дни вход в музей бывает свободный, например в .

Рядом с дворцом располагается парк, в котором мы можем наблюдать несколько памятников.

Первый посвящен Дмитрию Владимировичу Голицыну. Участнику войны 1812 года, а также хозяину усадьбы в период с 1813 по 1844 гг.

Второй установлен в честь самого Александа Сергеевича Пушкина.

И третий установлен в память остановки здесь русской и французской армий во время Отечественной войны 1812 года. Сначала, во время отступления к Москве здесь отсанавливался Кутузов, а затем и Наполеон.

Вообще здесь ещё много чего интересного есть. Приезжайте и посмотрите сами!

Адрес и схема презда

Адрес: Московская область, Одинцовский район, пос. Большие Вяземы.

Как добраться своим ходом: Доезжаете до станции Голицыно (Белорусская ветка), далее автобусом №38, №50, маршрутным такси №38, №79, №1055 до остановки «Институт» (3-я по счёту). От ж.д. станции также можно дойти пешком (время в пути около 20 минут).

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.