Шахматицы (Косьмо-Яхромский монастырь). Небылое

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Косми́н Я́хромской монастырь) - православный мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области. Настоятель - игумен Серафим (Котенёв).

Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое. В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. В 1665 году по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая. В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения. В 1996 году монастырь был возвращён Церкви. В 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы. К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Литература

Козмин-Успенский-Яхромский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Усачев А. С. О дате смерти Козьмы Яхромского // Ключевские чтения - 2010. История России: личность, общество и природа страны: материалы всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. М., 2010. С. 402-404 Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 89-106. Усачев А. С…

Село Небылое

Село Небылое находится у истоков реки Яхромы, что в переводе с мерянского означает "вода".
Село Небылое до нач. XVII в. составляло самостоятельный приход, и в нем была церковь в честь Воскресения Христова. Но в это время церковь была разорена литовцами и приход был нарушен, крестьяне были причислены к Лыковскому приходу, в котором оставались до последнего распределения штатов и приходов в 1874 г., когда были приписаны к Котлучинскому приходу.

В 1889 г. при Кузьмине монастыре были утверждены ярмарки: в 9-ю и 10-ю пятницы по Св. Пасхе, в день Успения Божией Матери (28 августа по н. ст.) и 14 октября – в день памяти Св. Козьмы Яхромского.
В 1891 году закрыты: винная лавка в доме Павла Сазанова крестьянина села Небылое Павла Яковлева Игнатьева; трактирное заведение в селе Небылое крестьянина Павла Дмитриева Сазанова.
В 1896 году закрыты: мелочная лавка Игнатьева Павла; мелочная лавка Мокеева Ефима Алексеевича; ветряная мельница Рунова Василия Матвеевича; мелочная лавка Безерина Александра Максимовича.

До Октябрьской революции на Яхроме в районе Небылого было две мельницы. Одна находилась на расстоянии нескольких верст от села по течению реки. Следы другой - бесхозные жернова - рядом с монастырем. У этой мельницы некогда стоял старинный монастырский дом из литого «неразбиваемого» кирпича. Стены дома достигали метровой толщины. Сразу после Великой Отечественной войны в нем находилась лесопилка, затем местная электростанция, освещающая село с 19 до 24 часов, а в 1960-х годах жили несколько семей.

Георгий Вицин

23 апреля 1917 г. в семье уроженца с. Небылое Михаила Егоровича Вицина родился сын Георгий, в будущем известный отечественный актёр. Умер в 2001 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

К 1913 г. Владимирский уезд делился на 22 волости: Андреевская волость - с. Небылое…
25 января 1935 года из части территории района выделен Небыловский район.
В 1918 г. в сёлах Небылое, Андреевское, Лыково и некоторых других организуются ячейки партии большевиков.
В феврале 1963 года в состав Юрьев-Польского района вошла большая часть территории упраздненного Небыловского района.


Администрация муниципального образования Небыловское.


Сельскохозяйственный производственный кооператив «Небыловский»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Юрьев-Польская ДШИ», обособленное структурное подразделение «Детская школа искусств», с. Небылое.


Школа села Небылое


Детский сад, с. Небылое


Почта в селе Небылое


Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Памятник Ленину


Здание бывшего ДК

"Избушка на курьих ножках". Бочаров Артем, Магеррамов Рашид. с. Небылое. Дерево, объемная резьба, 33х28х43

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь


Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с северо-востока


Вид Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с востока


Святые ворота монастыря. Вид снаружи.


Святые Ворота монастыря

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Космин Яхромской монастырь) - православный мужской монастырь, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области.

Основан монастырь между 1483 и 1494 гг. преподобным Космой (Яхромской), уроженцем селения Зернова, близ села Рожнова, Суздальского уезда,- на том месте, где он, еще в детстве обрел на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поставил эту икону.

Косма Яхромский


Косма Яхромский

Прп. Косма Яхромский. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в. Из Космина Яхромского монастыря.

Имя преподобного Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Родился Косма в селении Зерново, близ села Рожнова, Суздальского уезда. В отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике в Яхроме; здесь больной, утомленный долгой дорогой, заснул. В это время отрок внезапно увидел свет, осиявший все то место, и услышал таинственный голос: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!»
Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил ее к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился от сна совершенно здоровым, как бы никогда не страдавшим своим тяжелым недугом.
Позже тот же самый таинственный голос воззвал его оставить мир, чтобы жить и работать для Господа. Вняв небесному внушению и взяв с собою икону Богоматери, преподобный оставил дом своего господина, намереваясь посвятить все свое служение Господу в какой-либо иноческой обители. Руководимый и охраняемый Промыслом Божиим, преподобный Косма вскоре пришел в знаменитую Киево-Печерскую обитель, где находился подлинник явленной ему иконы. Отдав святую икону в лавру преподобных Антония и Феодосия, блаженный отрок просил настоятеля облечь его в иноческий сан. Игумен несколько колебался, видя его юный возраст и не думая, чтобы в таких годах отрок Косма был бы способен переносить все трудности и тягости жития подвижнического; однако по причине настойчивого желания отрока игумен исполнил его просьбу.
В Печерском монастыре отрок изумил всю братию подвигами своей равноангельской жизни; даже старцы обители, наиболее опытные в трудах иноческого жития, дивились подвигам юного инока: непрестанна была молитва его к Богу, как непрестанны были и постнические труды его.
После многих лет дивного подвижничества, когда преподобный уже отчасти достиг в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, благоволил Господь избрать праведного Своего на особое служение Своей Пречистой Матери. В новом чудном видении явился преподобному Косме светоносный юноша и от имени Божия повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, преподобный оставил обитель Киево-Печерскую и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы.
Едва только преподобный пришел к месту обретения честной иконы Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший все то место. Преподобный решил непременно запечатлеть в памяти грядущих родов то место, где произошло обретение честной иконы Богоматери. С этою целью в 1482 или 1483 г. преподобный построил небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы , послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к преподобному стали приходить монахи, желавших подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом монастыря, установил порядок иноческого жития.
Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался проповедническими беседами с мирянами.
По официальной версии, скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители.
Исследователи до сих пор спорят о хронологии жизни Космы Яхромского, данные о которой весьма противоречивы. Официальным годом кончины преподобного назван 1492 год, но во всех первых источниках, упоминающих имя Космы, в том числе в «Житии», эта дата не обозначена. По другим данным он скончался между 1464 и 1473 гг., либо около 1430 г.
Один из историков предположил, что реальная дата смерти святого - двадцатые годы или сер. XV в.

Православная церковь поминает его также 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.
Житие преподобного Космы написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря , в первой пол. XVI в. Существует несколько списков этого летописного памятника: Духовной Академии Санкт-Петербурга, Погодинский, Уваровский и Волынский, все из которых относятся к семнадцатому веку и отстоят на несколько десятилетий от написания оригинального текста.
Мощи святого были положены под спудом в монастырском Успенском храме, в основанной им обители. Существуют письменные свидетельства двух исцелений от мощей.
«Один из жителей деревни Зернево сильно страдал помрачением ума; иногда он доходил до такого исступления, что не мог узнать своих близких родных. Болезнь его развивалась все более и более; ему начали даже являться нечистые духи в разных страшных видах. В таком тяжком положении несчастный находился довольно долгое время и уже был близок к смерти. Тогда родные его и решили обратиться за помощью к прп. Косме и с этою целью привели его к мощам угодника Божия. Четыре дня они воссылали горячие молитвы к нему об исцелении несчастного страдальца. Усердная молитва их была услышана. На пятый день пребывания при гробнице преподобного больной совершенно исцелился от болезни и возвратился в дом свой совершенно здоровым.
В другой раз случилось, что отрок Стефан, сын работника, жившего при монастыре, впал в расслабление и так долго лежал на одре без движения, что приготовился уже к смерти. Родители больного, твердо веруя в силу молитвенного заступления преподобного Космы, принесли сына своего к его мощам. После усердной молитвы отрок здесь получил совершенное исцеление от своего недуга».
Год прославления преп. Космы неизвестен, но не позднее 1688 г., ибо во вкладной книге он нарицается уже чудотворцем. Православная церковь поминает его 14 октября, в день празднования иконы, явленной православному святому.

Яхромская Богоматерь

Явление иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г.
До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи Умиление. Младенец Христос изображен справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающимся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развернута к зрителю.
В некоторых источниках Яхромскую икону называют Ахренской.
В XVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. В сказании о нем говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен...». Согласно сказанию, образ был возвращен в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неясна.
В XVIII-XIX вв. «Яхромской» в Косьмином монастыре называли два изображения Божией Матери: образ Богородицы с Младенцем, по иконографическому типу «Умиление», и древнюю икону Успения - и торжественно праздновали явление прп. Косме Яхромской иконы (14/27 октября) и память Успенской иконы (в девятую пятницу по Пасхе). Обе эти святыни Косминой обители не сохранились. Еще одна чтимая монастырская икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, ныне находится в музее в г. Суздале.
В кремлевском Благовещенском соборе сохранилась икона XIV века Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в XVII в. вместе с явленным «чудотворным медным литым образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения.
День празднования: 14 октября/27 октября .


Икона Божией Матери Яхромская

В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Космой.

В XV - XVI вв. строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.
В 1624 г. монастырю было пожаловано село Небылое.
В 1688 г. из Владимирского Спасского Золотоворотского монастыря прибыл Сергий, ставший игуменом монастыря.

Кирпичный собор Успения Пресвятой Богородицы начал строиться в 1657 г. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб. и 100 пуд. железа.
В 1833 г. в главном алтаре, в южной части его, устроен придел во имя прп. Космы.
Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – каменная о пяти главах. Настоящая церковь по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарем и трапезой длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 ½ саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решетками. Стены и своды в настоящей, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки.
Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, с шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный.



Алтарная апсида Успенского собора




Успенский собор

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«Древние иконы:
Чудотворная икона Успения Божией Матери, длиной 9 верш., шириной 6 верш., XVI в.; вложена в икону с изображениями свят. Митрофана и препод. Космы Яхромского. Икона Успения Божией Матери в серебряно-вызолоченном окладе.
Икона Яхромской Божией Матери, изображенная на серебряном, без пробы, плоском ковчежце, длина 2 ¾ верш., ширина 2 верш., с мощами разных святых, XVI в., ковчежец вкладывается в икону, длина 6 ½ верш., ширина 5 верш., с сетчатой филигранной ризой, с изображением разных святых на иконе.
Икона Владимирской Божией Матери, венец и оклад басемные, длина 5 ¾ верш., ширина 4 ¾ верш. XVII века.
Икона Смоленской Божией Матери – большого размера, венец на иконе с простыми камнями. XVIII века.
Икона на гробнице преподобного Космы, письма старинного, в рост, длина 2 арш. 4 верш., ширина 12 верш., под ризой, шитой золотом; сама гробница и сень новые. XVI века.
Шитый шелком образ препод. Космы Яхромского; не позднее XVII в.
Шестнадцать иконок на левкашенном холсте, на одной стороне святцы, а на другой изображения Господских, Богородичных и недельных по триоди праздников; писан искусным Строгановской школы письмом, в киоте старинной работы, серебропозолоченном. XVII века.
Икона свят. Николая Чудотворца в медном окладе. XVIII века. Эта икона, а равно шитый шелком образ пр. Космы и святцы на холсте хранятся в Древлехранилище Братства св. Александра Невского ».


Митрофан Воронежский

В 1665 г. по просьбе братии, митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумена Космина монастыря инок Золотниковской пустыни, Владимирской губернии, Суздальского уезда, Митрофан (впоследствии - святитель Митрофаний Воронежский). За девять лет его игуменства (1666 – 1675 гг.) Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр.

Был построен новый теплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного его Образа (взамен ветхого деревянного), который был снабжён всей необходимой церковной утварью, игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. Был построен нижний этаж корпуса, в котором разместились настоятельские и братские келии.
В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – теплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол во имя Нерукотворенного образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света, числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный; 2 печи – из простого изразца и железная.
Закрыта в 1920-х гг., в 1930-1950-х гг. занята райисполкомом Небыловского района. В 1980-х гг. отреставрирована, использовалась вместе с кельями как музыкальная школа. В 1990-х гг. возвращена верующим.

В Козьмине монастыре хранилось напрестольное Евангелие с следующей собственноручно сделанной надписью Святителя Митрофана: «Лета 7174 (1666) году Марта 25-го дня выменено сие Евангелие Володимирского уезду Пречистые Богородицы и Преподобнаго отца нашего Козьмы Яхринского Чудотворца при Игумене Митрофане, что взятъ изъ Золотниковские пустыни, а выменилъ на казенные денги». Евангелие это печатаное при Царе Алексие Михайловиче в 1663 году, обложено красным бархатом. На верхней доске в середине изображен Иисус Христос сидящий на престоле, по углам Евангелисты; все они медные чеканной работы, вызолоченные.


Справа Никольская церковь, слева Спасская, в центре Святые Ворота монастыря


Спасская трапезная церковь с келейным корпусом

Спасская трапезная церковь

Алтарная апсида Спасской церкви

Икона «Иисус Христос» над входом в Спасскую церковь


Справа Спасская церковь, слева Успенский собор

В 1684 г. Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

Кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца построена в 1694 г. над северными воротами монастыря и позже перестраивавшаяся. Одноглавый четверик с декором в духе барокко, с алтарем и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение.
С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.




Церковь Николая Чудотворца



Икона «Богоматерь Владимирская» в нише южной стены Никольской церкви

Икона «Сергий Радонежский» над входом в Никольскую церковь

Храмовая мозаичная икона на апсиде Никольской церкви

На берегу реки Яхромы, где били родники, в свое время был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни, часть дна засыпали песком. Монахи разрешали купаться в нем и селянам, и паломникам. От монастыря к чистому пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос.

После революции, в 1918 г., часть послушников покинула монастырь.
В 1923 г. монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

Собор Успения Пресвятой Богородицы был закрыт не позже 1930-х гг., использовался как клуб, столовая.

После образования в 1935 г. Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 г. монастырь получил статус памятника федерального значения.
В 1996 г. храмы и здания бывшего монастыря были возвращены Церкви.
Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем.
Выстроена новая колокольня.


Колокольня Успенского собора

В 2004 - 2005 гг. были произведены основные восстановительные работы.


Монастырский колодец


Монастырская ограда монастыря


Плотина на реке Яхрома

Монастырское начальство :
Иеромонах СЕРАФИМ (Котенев).

Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Святыни монастыря :
- иконы XVII - XVIII вв.,
- частицы мощей свт. Митрофана Воронежского,
- частицы мощей 12 Оптинских старцев,
- прп. Алексия, Зосимовского чудотворца,
- прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.
В XVII-XX вв. в храме хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Богоматери и мощи прп. Космы Яхромского (+1513).

Праздники :
14/27 окт. - Яхромской иконы Божией Матери;
18 февр./З марта - прп. Космы Яхромского (18 февр./2 марта - в високосный год).

К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Родник «Источник преподобного Косьмы Яхромского»


Купальня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое


Надкладезная часовня недалеко от Космина Яхромского монастыре в селе Небылое

Богородице-Рождественское подворье Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря


Вид на Богородице-Рождественское Подворье с трассы Юрьев-Польский - Переславль-Залесский


Келейный корпус

ХРАМЫ ПОДВОРЬЯ

Летний храм Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии




В летнем, Богородице-Рождественском храме внутренние работы ограничились заливкой половой стяжки, строительством алтарных: подиума, солеи и амвона; установкой дверей, окон и строительных лесов по всему объёму храма.

Зимний храм Собора Архистратига Божия Михаила

Внутренние ремонтно-восстановительные работы в зимнем храме Собора Архистратига Божия Михаила начались в сентябре 2007 г. Арочная перегородка между летним храмом и зимним приделом была выполнена капитально, полностью отделяя один храм от другого. Проведена расчистка и вычинка внутренних поверхностей стен и сводов. За период с сентября по декабрь 2007 г. были проведены штукатурные, малярные, электротехнические работы. Построена дровяная печь. Пол храма выложен керамо-гранитной плиткой. Первое богослужение, по благословению владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, было отслужено на Рождество Христово 2007-2008 года. В январе 2008 г. начато строительство храмового алтаря и иконостаса.
Иконостас расписывают владимирские иконописцы Наталья и Александр Дмитриевы.

Уважаемые братья и сестры!

Просим Вас поминать нас в своих молитвах и посильно помогать нашему Подворью и святому Храму! Нуждам нашим нет числа! Летнему Богородице-Рождественскому Храму необходимо строительство иконостаса, написание святых икон, приобретение самых необходимых храмовых предметов: светильников, кронштейнов для лампад и т.п. принадлежностей. Комплект храмовой утвари у нас один, но и в нем не хватает: Голгофского Креста-распятия, плащаниц Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, напрестольного и запрестольного Крестов, Дарохранительницы, напрестольных облачений.
Нуждается в косметическом ремонте и электрификации и новопостроенный притвор. Нуждается в срочном капитальном ремонте и перестройке наше бывшее жилище - деревенский дом, в котором мы намереваемся сделать гостиницу для приезжающих на Подворье паломников.
Уважаемые братья и сестры, приглашаем Вас посетить наше подворье. Схема проезда дана на страничке наших Контактов.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом сохранившемся историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года – игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда еще жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.

В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.

В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.

По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.

В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.

В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.

В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.

Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.

Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).

Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра - полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов - час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.

По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.

В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.

Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.

Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.

При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.

Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Косми́н Я́хромской монастырь) — православный мужской монастырь, основанный в третьей четверти XV века.

По преданию, преподобному Косме Яхромскому — иноку Киево-Печерской лавры явилась в 1482 году икона Успения Божией Матери и на этом месте и был основан монастырь.

В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое.

Каменный храм в честь иконы Успения Божией Матери построен в 1657 г. В храме находилась явленная Яхромская икона Божией Матери. Там же под спудом покоятся мощи прп. Космы Яхромского. Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1657.

В 1666-1675 гг. здесь был игуменом свт. Митрофан, впоследствии епископ Воронежский. При нем начинается строительство монастырского комплекса, сохранившегося до наших дней. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

В 1690-е годы была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая.

Церковь Николая Чудотворца, 1694.

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации.

Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор.

На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения.

В 1996 году монастырь был возвращён церкви.

В 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Косма был иноком Киево Печерской лавры, когда однажды ему было послано видение, в котором повелевалось отправиться на родину и там создать общину монахов. Он внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте. Позже Косма принял игуменство, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

В XV - XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

Храмы монастыря : Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

Святыни монастыря: иконы XVII XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон.

Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.