Скульптура, живопись - культура империи майя. Десять самых известных памятников древней цивилизации майя Искусство майя, индейцев Центральной Америки

Скульптура майя

Общие сведения

Если архитектура дает нам достаточно информации о структуре общества, в котором она зародилась и развилась, то пластические искусства, в особенности скульптура, позволяют нам яснее понять и глубже проникнуть в различные сферы общества майя. Пластические искусства дают нам серию достоверных образов, через которые раскрывается панорама жизни того общества.

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Скульптура На рис. 6.36 приведена великолепная «античная» бронзовая скульптура Вакха, найденная при раскопках Геркуланума, недалеко от Помпеи.На рис. 6.37 представлена замечательная «античная» бронзовая скульптура Александра Македонского, тоже обнаруженная в

автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Скульптура Ифе В 1897 году английские солдаты захватили город Бенин и начали набивать свои вещевые мешки экзотическими сокровищами. Так мир узнал о знаменитой бронзе Бенина. Примерно в это же время кладоискатели и авантюристы наводнили междуречье между Лимпопо и

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Скульптура В начале III тыс. до н. э. в Шумере получила распространение мелкая скульптура, чаще всего имеющая культовый характер. «С точки зрения стиля, очень условно, – подчеркивает И.М. Дьяконов, – мы можем объединить дошедшие до нас памятники скульптуры в две основные

автора Куманецкий Казимеж

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СКУЛЬПТУРА На смену величавости, достоинству, серьезности изобразительного искусства V в. до н. э. пришли в поздне классический период иные идеалы. Не выражение политических идей, но чисто эстетические потребности стали определяющими в работе скульпторов IV в. до н. э.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СКУЛЬПТУРА Если в классическую эпоху развитие пластики прослеживается лучше всего по работам аттических мастеров, то эллинизм вывел на передний план новые центры скульптурного творчества, в первую очередь Пергам, Александрию, Родос и Антиохию. Местные школы заметно

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Скульптура Иначе дело обстоит в области скульптуры. В этой области сохранилось наибольшее количество ценных и интересных свидетельств. Следует помнить, что скандинавы вообще были мастерами обработки дерева, и их достижения - например, корабль викингов - до сих пор

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Скульптура Больше чем об архитектуре и живописи, мы знаем о скульптуре, так как нам известны несколько памятников, хотя и немногочисленных, которые с большей долей вероятия можно отнести к славянской скульптуре языческого периода. Кроме того, имеются исторические

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Скульптура Достижения, хотя, в общем, меньшие по сравнению с живописью, имела скульптура. И в скульптуре с успехом велась борьба за преодоление академических канонов, за реалистическое национальное искусство.Выдающимся скульптором вошёл в историю XIX в. М. О. Микешин

Майя никого не оставят равнодушным. В то время как страны Европы переживали «Темные века», индейская культура развивалась и процветала. Захватывающее путешествие по самым известным городам и достопримечательностям и памятникам древних майя вряд ли кому-то покажется скучным.

1. Чичен Ица

Древний город майя Чичен Ица в Мексике поражает величественными и завораживающими объектами, это один из крупнейших городов высокоразвитой древней цивилизации. Здесь переплелись и слились воедино самые невероятные архитектурные стили, свидетельствующие о многообразии состава населения этого города. Если вы решили оправиться в Чичен Ица, обязательно посетите Священый Сенот и Храм Воинов.

2. Тикаль

Тикаль в Гватемале на сегодняшний день считается самый крупный городом древних майя, на его территории обнаружено около 3000 прелюбопытнейших объектов. Попав в древний Тикаль, вы ощутите себя в совершенно другом, незнакомом вам мире. Возможно, не случайно именно это место выбрал Мэл Гибсон для съемок своего нашумевшего фильма «Апокалипсис». Перед тем, как отправиться в Тикаль обязательно позаботьтесь о карте и компасе, карты можно приобрести прямо на входе. Наиболее впечатляющими объектами этого удивительного места являются древние пирамиды и Храм Двухголовой Змеи.

3. Кахаль Печ

Кахаль Печ, наверное, самый выдающийся древний город майя территории маленького государства Белиз. Кахаль Печ расположен в весьма любопытном месте: высокий холм, на котором расположен город, смотрит прямо на два крупных белизских города, Санта-Елена и Сан-Игнасио. Разрушенный город майя сегодня насчитывает чуть более тридцати объектов, но природа и атмосфера этого места, раскинувшегося на два акра, достойна того, чтобы ее увидеть и почувствовать.

4. Алтун Ха

Алтун Ха – один из наиболее известных древних городов майя. Разнообразие растительного и животного мира здесь просто поражает. До этого затерянного в глубине Белиза места довольно трудно добраться, но то, что вы там увидите, несомненно, поразит вас. Алтун Ха – область обитания 250 видов птиц, там в больших бассейнах, построенных еще древними майя, сегодня живут огромные крокодилы – это достойно восхищения. Одной из наиболее ярких достопримечательностей Алтун Ха является Нефритовая Голова. Голова представляет собой самый крупный объект, высеченный майя из этого камня, и символизирует одного из верховных майянских божеств Кинич Ахуа или Бога Солнца.

5. Паленке

Паленке – это место, которое обязательно стоит посетить, будучи в Мексике. В густых диких джунглях скрывается древний город, поражающий своей причудливой архитектурой и массой свидетельств о богатой и интереснейшей истории индейцев майя. Паленке никого не оставит равнодушным, это уникальное расположение посреди джунглей и тот факт, что пока обнаружено только 10% этого древнего города, несомненно вызовет интерес любителей истории и путешествий. Однако, не смотря на то, что здесь ученым предстоит открыть еще очень многое, в этом удивительном месте обязательно стоит посмотреть на уже доступные нашему взору древние строения, например, гробницу верховного вождя Пакала, Храм Лиственного Креста или Храм Надписей.

6. Кабах или Каба

Своими размерами этот мексиканский памятник древней цивилизации майя определенно не поражает, но именно там вы сможете увидеть один из самых потрясающих дворцов, построенных древними майя. Помимо четко прослеживаемого влияния архитектурного стиля Пуук, отличительной особенностью этого места является его уникальное украшение - своды и поверхности стен просто усеяны многочисленными изображениями и масками майянского бога дождя Чака. Дворец Масок – еще одно поражающее своей самобытностью сооружение, отражающее высокий уровень развития цивилизации древних майя.

7. Ушмаль

В нескольких милях от Кабы находится Ушмаль, еще одна достопримечательность древних майя, где уникальный архитектурный Пуук представлен во всей своей красе. Примечательно, что Каба и Ушмаль непосредственно связаны между собой дорогой, по которой шествовали ритуальные процессии. Эти дороги получили название сакба. Архитектура Пуук – истинное воплощение высокого уровня развития и уникального художественного стиля культуры древних майя.

8. Лубаантун

Лубаантун или Место Упавших Камней – еще одно место в Белизе, которое стоит посетить во время путешествия по Центральной Америке. Замысловатая архитектура этого древнего церемониального центра разительно отличается от других древних памятников майя на территории Белиза. Здесь любознательному путешественнику будет интересно очень многое, но особого внимания заслуживают древние пирамиды. К сожалению, их вершины основательно пострадали от времени и на данный момент практически разрушены, но истинная тайна пирамид заключается в уникальности их конструкции. Пирамиды сложены из камней, которые просто лежат один на другом, но при этом сохраняют форму строения и не рассыпаются, а ведь в строительстве майя не использовали ни цементный раствор, ни какой-либо другой скрепляющий материал.

9. Шунантунич

Эта историческая достопримечательность Белиза известная благодаря любопытной истории, с ней связанной. Говорят, что здесь обитает Каменная Женщина, облаченное в белые покровы привидение с взором, подобным пламени. Чаще всего эта женщина появляется у главного здания Шунантунича, печально известного Эль-Кастильо, затем, проследовав вверх по ступеням, она исчезает за стенами древнего строения. Помимо мистического появления загадочного призрака, все желающие могут насладиться незабываемыми видами реки Мопан или как принято называть ее в Белизе, Рио-Мопан.

10. Караколь

Древний город майя Караколь в диких джунглях Белиза был открыт сравнительно недавно, точнее в 1938 году. Однако на данный момент он является наиболее крупным городом майя на территории Белиза, где можно ознакомиться не только с загадочными архитектурными строениями, но и с богатой коллекцией уникальных произведений искусства той эпохи. Определенно археологам предстоит сделать в Караколе еще много интересных открытий, но уже сейчас у нас есть возможность увидеть там самую большую гробницу, построенную майя. Построена она была только для одного «жителя», некой женщины. Будучи в Караколе, обязательно посетите Каана, один из самых изысканных и интересных архитектурных комплексов южных областей империи древних майя.


По праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

Каменные изваяния на старых Казачьих курганах - "Половецкие каменные бабы".
Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. СОТНИ КАМЕННЫХ СТАТУЙ... Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи... Исследователи спорили и СПОРЯТ ДО СИХ ПОР о том, кому принадлежали эти статуи НАШИХ степей, кто их поставил, и с какой целью".

Оказывается, "стояли эти каменные идолы сначала на КУРГАНАХ и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи, или поставлены на потеху... в провинциальных городских садах" .
<<В XVIII веке их называли "человек камен" или "девка камена">> . Такие статуи находили не только на юге.

Их обнаруживали, например, в Москве: в Кунцево и Зенино (Чтения в имп. об-ве Истории и древностей Российских при Московск. университете, 1870, кн.III). Кунцево - это запад Москвы, а Зенино - в 21 версте на восток от Москвы, по состоянию на 1870 год. Одна из каменных статуй сегодня стоит в Российской Государственной библиотеке, в зале записи. Любой желающий может ее посмотреть. Ее привезли в Москву из Харьковской губернии в 1839 году по поручению императорского Общества истории и древностей Российских.
Характерная черта этих изваяний - они держат в руках "прижатый к животу сосуд, чашу или рог" . Такой сосуд есть и у статуи, выставленной в зале Государственной Библиотеки,

На спине статуи высечен большой косой крест. Он известен как андреевский крест, то есть крест Андрея Первозванного. Начиная со времен Петра I флаг с таким косым крестом является флагом военно-морских сил. Кстати, на боку этой мужской статуи, высечены изображения кривой сабли и колчана с луком и стрелами. Это вооружение действительно типично для РУССКИХ воинов даже и в XVII веке.

Историки считают (как мы понимаем, со времен Романовых) эти статуи следами ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания Руси половецкими племенами. Историк пишет: "Для русского человека эти каменные чудовища были олицетворением господства половцев над степями. Поэтому статуи стремились УНИЧТОЖАТЬ И ПОРТИТЬ" . Эта картина - систематическая порча древних надписей и изваяний нам уже известна: пострадали русские саркофаги, египетские статуи и каменные надписи и т.д. Кому они не понравились? Вряд ли - местным жителям.
Сегодня считается, будто завоеватели-половцы, ставившие статуи, пришли на Русь издалека, из степей Монголии, Тувы и Алтая. Затем, говорят нам, "каменные бабы", вместе с продвижением половцев, распространились дальше на запад и в конце концов ПОКРЫЛИ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Никакой "загадки каменных баб" не существует.

Она возникла лишь из-за того, что оккупанты Романовы и их западноевропейские хозяева заменили многие старые Казачьи обычаи на новые, в том числе и погребальные обычаи. И стало считаться, будто славянские обычаи ВСЕГДА были такими, какими они стали лишь при Романовых. Что - неправильно. Кроме того, при Романовых были написаны и существенно отредактированы летописи. Много документов было уничтожено. Остался сравнительно небольшой набор летописей, объявленных "очень древними". И стало считаться, что если в этих "романовских древностях" какие-то обычаи не отражены, "следовательно", обычаи эти - не Русские, на Руси их якобы не было. А если их следы все-таки находят, "следовательно", они - следы какого-то ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания, не русские.
Вот пример такого "рассуждения". Известно, что огромное число каменных статуй - о которых сейчас идет речь - найдено в основном на Руси. Однако они "встречаются и далеко на Востоке, в бескрайних степях Казахстана, Алтая, Монголии, Тувы" . "Следовательно", говорят историки, Русь была завоевана пришельцами из Монголии, то есть из самой дальней страны. По пути "монголы" якобы захватили Казахстан, Алтай и т.д. Так и пишут: "В начале второго тысячелетия половцы ПРОРВАЛИСЬ НА ЗАПАД. Быстрым маршем прошли они Казахстан, а к середине одиннадцатого века появились на Волге" .

Направление завоевания было обратным. Из Руси - в разные стороны.
В частности, и на Восток. И это можно понять даже из следующего простого наблюдения.
Оказывается, что "половецкие" каменные изваяния в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы "как правило... ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МУЖЧИНЫ, часто с ОТВИСЛЫМИ УСАМИ (заметим - как у казаков - Авт.)".
А вот на территории Руси "среди наиболее ранних западных (то есть русских, а не восточных - Авт.) половецких статуй БОЛЕЕ 70 ПРОЦЕНТОВ СОСТАВЛЯЮТ ЖЕНСКИЕ СТАТУИ. Перед нами загадка, на которую НАУКА ОТВЕТИТЬ ПОКА НЕ В СИЛАХ " .
Мы, признаться, никакой загадки тут не видим. Указанный факт просто показывает нам - где была родина тех воинов, которые ставили статуи.
НА РОДИНЕ, ЕСТЕСТВЕННО, СТАВИЛИ КАК ЖЕНСКИЕ, ТАК И МУЖСКИЕ СТАТУИ НА МОГИЛАХ. Ибо здесь жили и мужчины, и женщины (семьи) этого народа. То есть - на Руси. А в дальних военных походах в войске женщин было очень мало. А мужчины погибали. Их хоронили здесь же, в походе. На далекую родину тела обычно не отвозили. Поэтому в тех землях, куда народ пришел как завоеватель, должны были остаться почти исключительно МУЖСКИЕ статуи. Что мы и видим в Казахстане, Алтае, Туве, Монголии и т.д. Кстати, само название этих статуй "половецкими" вполне могло означать просто "полевые", то есть стоящие в ПОЛЕ.
Итак, по нашему мнению, "половецкие" каменные изваяния - это СТАРЫЕ РУССКИЕ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ.
Между прочим, нельзя не обратить внимание на тот странный факт, что на доступных нам фотографиях каменных изваяний, а также на статуе в Российской Государственной Библиотеке, СБИТЫ ИМЕННО ЛИЦА ИЗВАЯНИЙ, а в остальном они хорошо сохранились. Почему уничтожали ИМЕННО ЛИЦА?

Не потому ли, что они часто имели ярко выраженный славянский тип? Или усы сбивали?
Сохранилось прямое средневековое свидетельство, что эти каменные изваяния ставились народами "Монголии", то есть, как мы понимаем, - народами Руси-Орды. Г.Федоров-Давыдов пишет: <<Любопытное свидетельство оставил в середине XIII века западноевропейский монах Вильгельм Рубрук, который отправился к монгольскому хану в далекий Каракорум, в ЦЕНТРАЛЬНУЮ МОНГОЛИЮ
(то есть, по нашей реконструкции, в центральную Русь - Авт.)... В числе прочих сведений Рубрук сообщает нам: "Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему СТАТУЮ, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу">> .
Трудно не согласиться с мнением историков, что Рубрук имеет здесь в виду именно "половецкие бабы" (чаша перед пупком у статуи).
А что касается "монгольских команов", то это, скорее всего, КОННИКИ, так как слово КОНЬ в старом русском языке звучало и писалось как КОМОНЬ. См., например, "Слово о Полку Игореве".
Каменные скифские изваяния стояли не только на Востоке. Они есть и в Европе. На рис. показан мужской каменный "идол скифского святилища... устроенного в древнем кургане Цыганча над Новосельской переправой через Нижний Дунай" .

На рис показана женская каменная статуя, находящаяся сегодня в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Музейная табличка гласит: "Половецкое изваяние XII век. Краснодарский край". Лицо статуи сильно повреждено. К животу прижата чаша. Сзади, на спину свисает башлык.
На рис показана каменная статуя из Государственного Исторического Музея г.Москвы. Женская фигура, прижимающая к животу "чашу". Между прочим, почему-то здесь нет никакой музейной таблички, сообщающей - где была обнаружена статуя. Не найдена ли она в Москве? Может быть, табличек не вешают потому, что с точки зрения скалигеровско-миллеровской истории "половцы в Москве никогда не жили", а потому находить здесь подобные статуи считается как бы даже неприличным.
Вот и стоят скифско-ордынские изваяния безымянными, без табличек.

В музее представлены старинные каменные ордынские статуи из округа Алтай, Синьцзян, КНР.
Отметим весьма характерную деталь подавляющего большинства скифских изваяний - они прижимают руками к животу, к пупку, некий предмет, считающийся чашей. Очень интересно, что ПРАКТИЧЕСКИ ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ изображают и некоторые каменные статуи в далекой Америке, например, на территориях, где когда-то жили "древние" Майя.

приведена фотография одной из таких статуй в Юкатане, музей Merida. Считается, что подобные каменные изваяния делали Майя и Тольтеки , с.9. Здесь человеческая фигура полулежит-полусидит. ОБЕИМИ РУКАМИ ПРИЖИМАЕТ К ЖИВОТУ ПЛОСКУЮ ЧАШУ. Другая старинная каменная статуя, высеченная Тольтеками и представленная на рис, также изображает полусидящего-полулежащего человека, бога Chac Mool, прижимающего к пупку, к животу, чашу.

Статуя находится в Чичен-Ице, у входа в большой "Храм Воинов" .
Обратим внимание, что подобные статуи изображали БОГОВ, то есть к подобным изваяниям в Америке относились с большим уважением.

Позы скифских статуй и сохранившихся американских слегка различны, но главный мотив - ЧАША, ПРИЖАТАЯ К ПУПКУ РУКАМИ, - в точности один и тот же. Объяснение подобным дубликатам, скорее всего, очень простое.
Мы наталкиваемся на следы общности культур, возникшей в результате завоевания Русью-Ордой и Османией-Атаманией американского континента в XV веке. Ордынские казаки колонизаторы принесли с собой свои обычаи.

Скульптура

Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и др. твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость.

Скульптура могла украшать детали зданий (панели, плиты, косяки, колонны), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой (алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.

Скульптура должна была воплощать темы, способствующие упрочнению существующей системы: жизнь божеств, создавших эту систему и следивших за ее правильным функционированием, и власть тех, кто считался представителями этих божеств на земле. Занимаясь восславлением правящего класса в целом, древние скульпторы обычно не стремились к индивидуализации изображаемых лиц. Однако многие персонажи имеют портретное сходство с действительно существовавшими правителями и жрецами. Что касается простых людей, рабов и пленников, то скудость и простота их одежды, а также поза, приданная им скульптором, указывают на их низкое положение.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры. Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.

Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся “переводами” с дерева на камень.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике -- терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики.

Живопись

Живопись с ее богатством цветовой гаммы и возможностью изображать сцены с многочисленными участниками еще более, чем скульптура позволяет нам увидеть жизнь народа майя и глубже проникнуть в нее. Она запечатлела сцены из жизни майя как бы в движении: одни - как ленты мультипликаций, другие - как настоящие цветные документальные фильмы.

До сих пор не удалось точно определить, какую технику применяли майя для настенной живописи: фреска ли по слою еще влажной штукатурки или темпера по уже сухой поверхности. Возможно, использовались оба метода. При анализе некоторых настенных росписей можно убедиться, что вначале какой-либо светлой краской намечались контуры фигур и основные внутренние линии; затем накладывались различные цвета, каждый на определенном участке. Одни части закрашивались темнее, другие - светлее, но, видимо различиями в тональности не стремились получить трехмерный эффект. Также не заметно попыток представить перспективу в тех сценах, которые имеют несколько планов. Интерес художника сосредоточен на линии, и действительно рисунок выявляет большое мастерство живописца.

Очень немногие настенные росписи устояли перед непогодой и неумолимым временем, и только некоторые из них удалось найти и скопировать. Наиболее значительное открытие было в Бонампаке.

Бонампак. В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный комплекс -- типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает “стены с живописью”. Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого -- танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину.

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих на некоторых видах кактусов.

“Чилам-Балам”. Рисунки из древней рукописи майя “Чилам-Балам” не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков -- бог с поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью утрачено.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.