Сообщение всемирное культурное наследие индии. Культура древней индии

Список объектов, которые попадают в заветный перечень наследия ЮНЕСКО, регулярно пополняется горами, памятниками, зданиями или целыми городами. И сегодня 31 объект приходится на Индию - страну, которая никогда не разочарует любителей экзотических достопримечательностей. Вот некоторые из мест, памятников и построек, которым посчастливилось стать Всемирным наследием от Индии и которые достойны внимания туристов.

Буддийские памятники Санчи

Деревня Санчи хранит сразу 150 памятников, священных для буддистов и ставших Всемирным наследием. Это колонны, дворцы, монастыри, которые строились веками, но в XIV веке пришли в запустение - Санчи обезлюдела. Руины, успевшие стать бесформенными, нашли только 5 веков спустя. Тогда и закипела работа по восстановлению уникальных буддийский монументов, открывших миру древнюю архитектуру необычайной красоты и мастерства. Сейчас в Санчи работает музей, где представлены скульптуры из археологического комплекса.

А самый оживлённый интерес из всех найденных памятников вызывает большая ступа (царский курган) - округлое сооружение, украшенное барельефами и резьбой. В Санчи будет интересно всем, кто интересуется фантастическими образами из индийской культуры - много веков они украшают все местные памятники.

Казиранга - Национальный парк

Основанный век назад, Казиранга стал гордостью Индии. Этот огромный парк сосредоточил на территории реки, зелёные луга, тропические леса. Он стал домом для самой крупной популяции однорогих носорогов, а также других млекопитающих: слонов, бенгальских кошек, тигров - десятков видов, из которых 15 числятся как вымирающие.

Бесконечные заросли и леса являются уникальными за счёт редких растений. Поэтому в Индии нет иного места, где и флора, и фауна впечатляли бы туристов настолько сильно. Гости Казиранги передвигаются по парку в основном на слонах или на джипах.

Пещеры Аджанта

Лучшим из сохранившихся древних примеров индийского искусства многие называют пещеры Аджанта. Этот храмовый комплекс состоит из 29 пещер, где молились и жили буддийские монахи. Известная всему миру настенная роспись иллюстрирует легенды и даёт полное представление о древней общественной жизни. Часть из рисунков посвящена правителям и повседневной жизни, часть - религии. Особую ценность в Аджанте имеют фрески. Они уникальны для Азии и не имеют аналогов. Столетиями Аджанта обживалась монахами, после чего оказалась брошена на долгие годы. Сейчас пещеры соединены террасой, а обустроенные смотровые площадки открывают великолепные панорамы. Они и дают понимание причин, по которым буддийские монахи выбрали именно это место в попытках спастись от преследований.

Руины Хампи

Деревня Хампи и вся её история окутана легендами. Считается, что столица империи Виджаянагара была настолько богатой, что алмазы здесь продавались на улице. Хампи была центром индуизма, имела выгодное стратегическое положение и славилась как родина талантливых зодчих. Хампи и сейчас важна для верующих: здесь работают храмы, проводятся религиозные праздники, собирающие индуистов и просто любопытную публику. Но в первую очередь деревня привлекает достопримечательностями, ведь здесь каждый камень пропитан загадками и историей. Храмы украшены колоннадами и скульптурами, а вокруг разложены огромные валуны, которые «разбросала» сама природа.

Долина цветов

Красочный парк Долина цветов в июне-сентябре выглядит настолько ярко, что кажется нереальным - высокогорные долины усыпаны десятками видов цветов. К сожалению, это цветение совпадает с сезоном муссонов, когда туристы вычёркивают Индию из списка направлений для путешествия. А зря: практически все цветы в уникальной долине - редкие, характерные только для Индии виды. Помимо своей первозданной красоты долина известна богатой фауной. Здесь встречаются десятки видов пернатых, леопарды и гималайские медведи.

Чхатрапати Шиваджи

Этот многолюдный исторический вокзал в Мумбаи напоминает, скорее, замок. Замысловатое и даже вычурное здание сочетает неоготическую викторианскую архитектуру с традиционно индийскими мотивами. Внутри - резьба и перила из меди, снаружи - башни, арки и купол. Более 100 лет Чхатрапати является основными «торговыми воротами» Индии, поэтому без этого значимого и красивого здания индийское Наследие ЮНЕСКО было бы не таким полным.

Красный форт

Впечатляющий форт Дели - не просто историческая цитадель. За её толстыми стенами прячутся сады, залы, гаремы и дворцы. Здесь можно укрыться в тени, пройтись по музеям или увидеть светозвуковое шоу. Размах, с которым строили форт, не удивляет. Ведь его планировалось превратить в земной рай и сделать вершиной исламской архитектуры. При строительстве использовали красный мрамор, керамику, кирпичи, а в основу стиля легли индуистские и персидские черты.

1. Главные черты индийской культуры. Ни одно из явлений индийской культуры не может быть понято без учёта его широкого социокультурного контекста, так как в ней неразрывно связаны религиозные верования, ритуал, нормативная мораль, эстетические идеалы, социальные институты. Этот внутренний синкретизм (смешение, слияние разнородных элементов) культуры свойствен и самой человеческой жизни, что отражено в древнеиндийском учении о тривáрге – трёх целях человеческой жизни: дхарме, áртхе и каме. Дхарма предполагает следование закону Долга, артха – достижение материального благосостояния, а кама – чувственное наслаждение, к которому относили и все виды искусства. По традиции считалось, что человек должен преследовать все эти цели поочерёдно на разных этапах жизни – ашрáмах. Учение об ашрамах разводит во времени разнонаправленные усилия и стремления человека. Согласно ему, каждый человек проходит в жизни четыре стадии: ученика, домохозяина, лесного отшельника и отрёкшегося от мира аскета. Совмещая в своей жизни полноту реально ощущаемого бытия и иллюзорную реальность, чувственность и аскетизм, стремление к открытию истины и мистицизм, индиец, осознавший свою индивидуальность, добродетельность, таланты, вместе с тем в процессе формирования личности и самоутверждения культурной идентичности становился частью той социокультурной системы, которая при помощи семьи, общины, варны (касты) определяла круг поступков и занятий человека, поведенческие стереотипы, социальные функции и роли. Эта взаимосвязанность конкретного жизненного опыта индийца с комплексной по характеру культурой, где воедино сплетались религиозные, эстетические и социальные аспекты, наиболее ярко прослеживается в сфере художественного творчества. Оно всегда воспринималось не отдельной областью культуры, а частью религиозных и социальных ритуалов. Художник при этом превращался в провидца, который для выражения единства и гармонии образов – главных художественно-эстетических критериев – обращался к личному чувственному опыту и эстетическим переживаниям.

Вся творческая деятельность в Древней Индии подпадала под категорию «кама», поэтому её цель воплощалась в достижении творцом счастья и удовольствия. Хотя индийские эстетики объясняли любовь и красоту через их родство с высшим состоянием духа, свободного от земных желаний, большая часть индийского искусства – это гимн чувственной любви и земной красоте. Таким образом, творческая деятельность представляла собой соединение чувственного и духовного, в том числе религиозно-философского опыта творца.

2. Древнеиндийская литература. Литературное творчество – одно из важнейших направлений культуры, созданной в Древней Индии. Древнеиндийская литература занимает одно из самых почётных мест в истории всемирной литературы. Она отличается разнообразием жанров, поражает глубиной и оригинальностью содержания. Важнейшей особенностью литературного наследия индийцев была его глубочайшая пронизанность религиозными идеями, которые не только определяли направления авторского мышления во всём многообразии его социокультурных связей, но и оказывали самое значительное влияние на формирование цивилизационной модели развития Древней Индии.


Исходной основой литературного творчества многих поколений стали Веды – «священные» книги индоариев, окончательная письменная редакция которых сложилась в первые века нашей эры. Веды породили богатую литературу, связанную с толкованием их мистико-магического содержания. Так, в поздневедический период (X–VII вв. до н. э.) были составлены «Брáхманы» – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические комментарии ко всем четырём Ведам. Сборник «Араньяки» содержал наставления для отшельников-аскетов, долгие годы проводивших в благочестивых размышлениях, в поисках истины, познания тайн Вселенной. «Араньяки», в свою очередь, стали тем истоком, с которого началась литература «Упанишáд» – философских текстов Древней Индии. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям, постигать скрытый, тайный смысл текста. «Упанишады» возникли на основе дальнейшей и более тщательной разработки тех мест из «Брахманов» и «Араньяков», в которых разъяснялся сокровенный смысл магии и символики жертвенной обрядности, а также освещалось эзотерическое значение отдельных понятий и категорий (карма, Брахман, Атман). Написанные в форме бесед, «Упанишады» содержали рассуждения жрецов и аскетов-отшельников о наиболее кардинальных проблемах бытия: мироздании и космогонии, взаимосвязях человека – космоса – мира богов, жизни и смерти и т. п.

Помимо религиозно-философских сочинений в Древней Индии существовала и чисто философская литература, лишённая мистических абстракций. Например, представители школы локаята выступали против основных положений религиозно-философских доктрин, в том числе против идей индивидуального религиозного освобождения (кармы) и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие.

Большим достижением древнеиндийской философии было анатомическое учение школы вайшéшика, имеющее аналогии с учением Демокрита в Греции. Основатель школы йоги Патанджáли большое внимание уделил разработке вопросов человеческой психологии. Один из крупнейших философов Нагарджуна выступил с концепцией «всеобщей относительности», или «пустоты», которая оказала влияние на судьбу буддийской философии в Тибете и Китае.

Но всё же религиозно-философская мысль древних индийцев заметно преоблада над философскими концепциями. Так, именно религиозно-философские идеи лежат в основе двух великих поэм индийцев «Махабхараты» и «Рамаяны». Они написаны в жанре героического эпоса, который занял в литературе Индии значительный по времени период: основной сюжет поэм закладывался в середине первого тысячелетия до н. э., а запись завершилась в первые столетия нашей эры. Содержание этих поэм, охватывающее почти тысячелетие, настолько обширно и многообразно, что их называют подлинной энциклопедией древнеиндийской жизни. В этих ставших священными эпопеях содержится богатейшая информация о самых различных аспектах культурно-исторического развития индийцев, от их мифологических представлений до описания брачно-семейных отношений и даже интимных сторон человеческой жизни.

Канонический статус «Махабхараты» и «Рамаяны» проявляется в том, что эти поэмы остаются до сих пор одним из главных средств массового образования и культурного просвещения индийцев. Они способны формировать мысли, характеры, эстетическое и религиозное сознание даже неграмотных людей, приобщая их к философским, социальным и политическим идеям. Утверждаемые в них истины сосредоточены в формуле «Добро – Истина – Красота», которая составляет глубинные основы индийской культуры, определяет суть взаимоотношений человека и социума. В поэмах содержатся призывы руководствоваться высшим смыслом в своей жизни, выполнять свой долг вне зависимости от результатов действий. Став стержневыми текстами древнеиндийской культуры, «Махабхарата» и «Рамаяна» выполняли роль проводника культурных ценностей для многоэтничного населения Индии, содействовали формированию идеальных образов мужчины (воплощения истины и морали) и женщины (олицетворения непорочности, терпения).

«Махабхарата» состоит из ста тысяч двустиший; её авторство приписывается мудрецу Вьясе. «Махабхарата» – это предание большого объёма с великим множеством вставных эпизодов и огромным количеством действующих лиц: богов, полубогов, демонов, героев, отшельников, мудрецов, красавиц, нимф, воинов, слуг. Сюжет «Махабхараты» сложен и разветвлён, ряд сюжетных линий перекликается с мотивами иных эпосов, в том числе «Илиады». В кратком виде содержание этой поэмы – великой истории битвы богов и героев – сводится к следующему. Пятеро братьев Пáндавов, сыновей царя Пáнду, женатых на красавице Дрáупади, в силу ряда сложных перипетий на много лет лишены возможности вернуться в родные края. Они терпят лишения, совершают подвиги, но их соперники, кузены рода Кáуравов, отказываются вернуть им половину царства, как было условлено. Началось великое сражение царей и воинов, богов и героев, людей и зверей, и сама битва приобрела космический размах. В ответственный момент Кришна посоветовал предводителю Пандавов Арджуне пойти на хитрость, которая и позволила братьям одержать победу над противником. Пандавы возвратили своё царство, которым впоследствии правили потомки Арджуны.

В основе повествования «Рамаяны» – любимой поэмы индийцев – описание приключений царевича Рáмы, изгнанного из родительского дома в результате козней младшей жены царя Дашарáтхи, которая была одержима идеей передать престол своему сыну Бхáрату. Огорчённый Рама вместе с женой Ситой и младшим братом Лáкшманой живут в лесу, куда является демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Рáваны, прельщая его красотой Ситы. Равана похищает Ситу. Рама с помощью животных и духов, в том числе сына обезьяны и бога ветра Ханумáна, пускается в поиски жены. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от острова Цейлон, и на Цейлоне находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Цейлон и в битве одолевает демонов-ракшасов. В поединке с Раваной Рама побеждает противника, освобождает Ситу, но начинает сомневаться в её целомудрии. Оскорблённая Сита восходит на костёр, однако пламя не коснулось её – Сита оказалась невинна. Рама возвращается в своё царство, и Бхарата отдаёт ему престол. Однако, получив власть, Рама не обрёл душевного спокойствия, потому что в народе возникают худые толки о Сите: раз её касались руки демона, она осквернена. Сита покидает дворец и вдали от Рамы рожает ему сыновей-близнецов. Но народ по-прежнему требует доказательства её невинности. Сита клянётся, и земля, подтверждая её клятву, принимает жену Рамы в своё лоно. Рама остаётся один и соединяется с Ситой только после смерти.

«Рамаяна», авторство которой приписывается поэту Вáльмики, в высшей степени отражает образ жизни и мыслей индийцев, их этические и художественные стандарты. Рама стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно устраиваются праздники – Рам-лилы, играют драмы на сюжет «Рамаяны».

Образы и сюжеты эпических поэм вошли составной частью в общенациональную традицию Индии; начиная с эпохи Средневековья к ним обращались и обращаются до сих пор выдающиеся деятели театра, музыки, изобразительного искусства.

К эпическим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна», которые вошли в сокровищницу мировой литературы, примыкают произведения, получившие название «пурáны». Это сказания о богах, героях, царях и мудрецах, представляющие собой художественную и религиозно-философскую обработку древнейших легенд и сюжетов реальной истории.

В первые столетия нашей эры в развитии древнеиндийской литературы появился жанр авторского художественного творчества. Наиболее крупными его представителями были драматург Ашвагхóша, на санскрите создавший поэму «Жизнеописание Будды» (I–II вв.), и самый прославленный поэт Древней Индии, живший при дворе Чандрагупты II, Калидáса. Его перу принадлежит много пьес, эпических и лирических произведений. Наиболее известной из них является драма «Шакунтала» («Узнанная по перстню Шакунтала»), повествующая о верной, преодолевающей все преграды любви красавицы Шакунталы и молодого царя Душьянта.

В Древней Индии высокого уровня достигла и теория литературного творчества, в том числе поэзии, которая обобщала наиболее удачный опыт в поэтическом языке и подробно рассматривала правила стихосложения. Одно из самых ранних сочинений по поэтике принадлежало Бхáмахи и называлось «Поэтические украшения» (IV–V вв.).

В целом можно отметить, что разнообразие жанров, высокое художественное мастерство, глубина содержания произведений свидетельствуют о больших успехах, достигнутых древнеиндийским народом в области литературы, которая по праву занимает одно из наиболее почётных мест в истории всемирной литературы.

3. Пластические искусства. Лучшие образцы древнеиндийской архитектуры, скульптуры и живописи отличаются такой живой силой воздействия и такой самобытной красотой, что их невозможно спутать с памятниками другой страны. Дело в том, что культура Древней Индии складывалась в условиях величественной тропической природы, что и наложило на её формирование особый отпечаток. Праздничная и жестокая, цветущая и грозная, с непроходимыми чащами, глубокими горными ущельями, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, ядовитых змей и дурманящих растений, природа Индии содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии: богов-исполинов, тремя шагами обходящих мир и выпивающих разом целые реки; героев, наделённых космической силой; добрых и злых духов, обитающих в каждом дереве, горе, водоёме. Они обрели бессмертие благодаря неистощимой фантазии безвестных мастеров, вложивших в создание их изображений свои поэтические представления о красоте земли и волшебстве её таинственных сил.

Вера в чудодейственные силы природы и стала основой всей индийской культуры, и изобразительного искусства в том числе.

Художественная жизнь Древней Индии достигла зрелости и полноты своего расцвета в конце первого тысячелетия до н. э., когда была создана обширная держава Маурьев. От этого времени дошло немало произведений архитектуры и скульптуры, поскольку, в отличие от предшествовавшего времени, когда главным строительным материалом было дерево, храмовые и мемориальные сооружения стали выполняться целиком из камня. Однако о самой столице империи Маурьев городе Паталипутра мы можем почерпнуть сведения только из описаний грека Мегасфена. По его записям, Паталипутра, окружённая деревянными стенами с шестьюдесятью четырьмя воротами и обведённая рвом, была красивейшим городом. Семьдесят дозорных башен были возведены для того, чтобы оберегать покой горожан, размещавшихся в двух- и трёхэтажных строениях, и царский дворец, представлявший собой многоэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. По фасаду дворца тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами. От дворца к Гангу спускались сады с фонтанами и бассейнами. На трёх этажах дворца один за другим располагались огромные многоколонные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, светящимися золотом изображениями растений и животных. Особой достопримечательностью царских покоев были высокие колонны, выполненные из отполированного гранита. Они напоминали колонны персепольских царских залов, и потому свидетельствовали о некогда близких контактах Индии и Ахеменидского Ирана.

Огромные средства Маурьи тратили и на постройку культовых сооружений, особенно связанных с буддизмом, который при Ашоке стал государственной религией.

Основными буддийскими сооружениями были ступы, стамбхи, скальные храмы.

Ступа – грандиозный полусферический холм, лишённый внутренних помещений, расположенный на высоком каменном барабане и имеющий реликвáрий – место для хранения мощей Будды. Напоминая огромную перевёрнутую чашу, ступа своей округлостью и мягкостью очертаний имитирует живую плоть и потому хорошо согласуется с идеями плодородия, могущества природных сил земли.

Одним из самых известных буддийских сооружений была ступа в Сáнчи, возведённая в III–I вв. до н. э. Тяжёлое и грузное, облицованное каменными блоками монолитное тело ступы имело диаметр основания около тридцати двух метров. Каменная ограда, окружавшая её, имела четверо ворот – торана, ориентированных по четырём направлениям света. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой. Самая высокая завершалась фигурами гениев-охранителей и буддийскими символами – колесом закона и крылатыми львами. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним сюжетам индийской мифологии, жанровым сценам, повествующим о жизни народа, осаде городов, жителях волшебных стран, описания которых даёт древнеиндийский эпос. Между этими композициями размещены звери и птицы, священные животные, цветы. При всём разнообразии мотивов имеется и ряд объединяющих повторов. Так, все ворота высятся на спинах четырёх слонов, несущих на себе, подобно античным атлантам, тяжёлую массу каменных перекладин. Боковые части ворот украшены фигурами духов плодородия – якшинь, изображённых в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях деревьев.

Все фигуры выполнены в разных масштабах и техниках. Они показаны то в плоском рельефе, то в объёмных формах круглой скульптуры, что создаёт богатую игру света и тени на поверхности ворот, подчёркивает высокое пластическое мастерство резьбы по камню.

Вторым видом буддийской монументальной скульптуры были стáмбхи – монолитные столбы с эдиктами царя Ашоки и буддийскими моральными изречениями. Капитель стамбхи украшалась цветком лотоса или фигурами почитаемых в буддизме животных: льва, быка, слона или лошади.

Наиболее знаменита созданная в III в. до н. э. каменная капитель стамбхи в Сарнáтхе, изображавшая четырёх львов, которые на соединённых спинах несут буддийское колесо закона. Внушительностью своих форм и тщательностью проработки всех деталей сарнатхская капитель утверждала идею могущества буддизма и всего государства Маурьев.

Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и новые формы храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигавшие подчас внушительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы – вихáра, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чáйтьи. Помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы, делились двумя рядами колонн на три нефа (коридора), украшались скульптурой и росписями. У закруглённой стены напротив входа в храм помещалась ступа – хранилище реликвий.

Процесс создания скальных сооружений был очень длительным и исключительно трудоёмким. Он начинался с верхней части отвесной скалы, где вырубались ступени лестницы, фасадная площадка, световое окно, через которое вынимались породы, и постепенно продолжался в толще и нижней части горных пород. Строителям при этом не требовались леса и лестницы: они, как кроты, освобождали скалу от «лишней» массы.

Одним из самых красивых образцов скального зодчества является чайтья в Карли (I в. до н. э. – I в. н. э.). Длина храма составляла 41 метр, ширина – 15,5 метра, высота – 15 метров. Пол и колонны чайтьи были отполированы до блеска. Восьмигранные колонны, помещённые вдоль стен, увенчивались капителями в форме перевёрнутой чаши лотоса, на которой восседали коленопреклонённые слоны с фигурами гениев на спинах. Архитектурный облик храма дополняла расположенная в глубине зала ступа.

Ни ведическая, ни индуистская религии не концентрировали своё внимание на создании образов богов и тем более – изображений царствующих особ. Это тормозило развитие скульптуры. Кроме того, статуи, если и воздвигались, то были недолговечными, так как художественные каноны Индии предписывали использовать камень только для культовых целей, поэтому статуя, созданная из дерева, не выносила испытания временем. Видимо, по этим причинам в Индии не обнаружено большого количества скульптуры, а известные нам образцы имеют культовое предназначение. Они появились в маурийскую эпоху.

Древнеиндийские мастера, изготавливая антропоморфные изображения, были обязаны соблюдать следующие художественные принципы:

а) «саджива» (быть живым) – попытки передать дыхание и течение «жизненного сока»;

б) акцентирование внимания на конструкции плечевого пояса; перемещение центра тяжести тела к плечам, лишение ступней тяжести торса;

в) обращение к поэтическим формулам как к основополагающему техническому руководству;

г) изготовление скульптуры на определённый срок – пока она обладает «божественной сутью» и уничтожение её после истечения этого срока.

В I–III вв., когда Северная Индия вошла в государство Кушанов, произошло реформирование буддизма, и Будду стали считать божеством (раньше к нему относились как к учителю, наставнику). Появились его первые изображения (раньше Будда воспроизводился через символы), кроме того, искусство Индии обратилось к изображению чувств людей, раскрытию внутреннего мира человека.

Черты буддийского искусства наиболее ярко проявились в Северо-Западной Индии – там, где после завоеваний Александра Македонского жили греки, бактрийцы и малоазийцы, обогатившие индийскую культуру греческими и эллинистическими художественными традициями. Именно здесь под влиянием греческой пластики появились первые скульптурные образы Будды в виде идеально прекрасного мужчины, пребывающего в состоянии глубокого созерцательного покоя.

Для передачи божественного облика Будды были разработаны сложные изобразительные приёмы и правила выражения признаков святости. Их насчитывалось более тридцати, в том числе – миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей – признаки благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеские одежды, символические жесты.

Юные помощники Будды – бодхисаттвы, оставшиеся на земле ради спасения людей, под резцами мастеров гандахарской художественной школы превратились в святых, полных величественного покоя и глубокой душевной значимости.

Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на 320–450 гг. – время существования империи Гуптов. Буддийские храмы в это время превратились в своеобразные музеи, где живопись, скульптура, декоративные ремёсла выступают в более тесном, чем прежде, содружестве. Впервые подлинного расцвета достигла живопись, как культовая, так и светская.

Примером синтеза разнообразных видов художественного творчества индийцев стал один из самых известных пещерных монастырских комплексов Индии – Аджáнтский. Это целый пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих вдоль живописной реки Вагхора. Аджантский комплекс создавался много лет разными поколениями мастеров. Здесь был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли широкое отражение мифологические сюжеты, брахманистские и буддийские религиозные мотивы.

Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы – вихара, окружённые монашескими кельями.

Фасады пещер, выполненные в эпоху Гуптов, пышно декорировались скульптурой. Многочисленные статуи Будд и бодхисаттв заполняли все углубления стен, стояли вдоль рядов колонн. Кроме буддийских образов, в скульптуре и рельефе были представлены и более древние божества и духи в виде растений, животных, полулюдей-полуживотных, но они стали более зрелыми по мастерству, более свободными в пластике движений, чем их скульптурные прототипы прежних времён.

Внутренние помещения пещер Аджанты почти сплошь, включая потолки, покрывались росписями на сухой штукатурке, которые прекрасно сохранились до наших дней, так как древнеиндийские художники владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для росписей грунт состоял из двух слоёв, для связки которых употребляли пчелиный воск, патоку, камень; после высыхания внешнего грунта стену лощили, поливали известковым молоком.

В теории живописи нашли отражение руководства по танцевальному искусству, музыке, пантомиме.

Изображение строилось на основе двух принципов: системе пропорций (примана) и системе позиций (стхана). Основой организации композиции было разделение её на группы, располагающиеся по кругу или овалу вокруг центральной фигуры. Канон определял цветовую раскраску: цари и боги изображались белым цветом, флора и фауна имели естественный цвет, всё остальное было условно окрашено. Основным средством художественной выразительности считался контур с мягкой подцветкой, который выявлял объёмность форм. Художники знали воздушную перспективу. Сочные, тёплые краски усиливали свой эффект при помощи зеркал, улавливающих свет, что создавало ощущение осязаемой жизни. В росписи преобладала повествовательность, подробное развёртывание сюжетов на темы из царской и повседневной жизни индийцев. Картины мифологического характера, эпизоды из жизни Будды до «просветления», иллюстрации индийского эпоса – всё это, сплетаясь в единую панораму вымышленных и реальных событий, передаёт легендарно-мифологическое ощущуение мира, направлявшее творческие порывы художников.

Хотя традиционная иерархия пространственных искусств в индийских трактатах отводила живописи последнее место, совершенство росписи в Аджанте опровергает эту классификацию. Реализм и выразительность созданных сюжетов и образов доказывают, каких вершин достигло искусство стенной росписи в Индии к началу Средневековья. Не случайно поэтому традиции Аджанты оказали воздействие на искусство Цейлона, Китая, а принципы художественного творчества, сформированные в архитектуре и скульптуре, распространились в Корее, Японии и других юго-восточных странах.

4. Научные достижения. Древние индийцы достигли больших успехов в математике, астрономии, медицине.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы счисления с применением нуля. Это новшество сложилось не только в результате развития собственно математической традиции, но и под влиянием философского понятия «пустота», введённого мыслителем Нагарджуной.

Десятичная система была заимствована арабскими учёными, а затем распространилась по всему миру.

Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы, высокого уровня развития достигла алгебра. Именно в этой области (в отличие от античной науки, где основное внимание уделялось геометрии) древние индийцы достигли исключительных успехов. Алгебраические сочинения математиков Древней Индии были широко использованы в Средние века арабскими учёными, а через них стали достоянием и европейских народов. Некоторые математические термины: «цифра», «синус», «корень» – индийского происхождения.

Трактаты по астрономии древнеиндийских учёных также были популярны ещё в эпоху Средневековья. Одним из наиболее важных открытий в этой области следует считать догадку Арьябхаты о вращении Земли вокруг своей оси.

Большим уважением в древности пользовались врачи Индостана, которые занимались как теорией медицины, так и совершенствованием методов лечения. Пытаясь выяснить природу заболевний, древнеиндийские медики разработали учение о трёх главных «жизненных соках», изменение состава и консистенции которых приводило к нарушению работы всего организма. Большое внимание уделялось антропогеографии – влиянию на человеческий организм природных условий, а также учениям о наследственности и врачебной этике. На высоком уровне стояла древнеиндийская хирургия. В медицинских трактатах первых веков нашей эры упоминается о трёхстах различных операциях и ста двадцати имеющихся в распоряжении специалистов хирургических инструментах. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях индийской «Аюрвéды» (науки о долголетии).

В Древней Индии развивались и гуманитарные науки: лингвистика, литературоведение, юриспруденция. Шедевром политико-юридической мысли считается трактат «Артхашáстра» («Наука о достижении полезного»), который, хотя и не является научным текстом с современной точки зрения, содержит описание государственного устройства Индии эпохи централизованной империи; он богат рекомендациями о наилучших методах управления, осуществления судопроизводства, организации экономической, культурной, внешнеполитической деятельности, адресованными царю и его приближённым.

Подводя итог, отметим, что за почти три тысячи лет своего существования Древнеиндийская цивилизация создала уникальную культуру. Обобщая и приумножая свой культурно-исторический опыт, народ Древней Индии достиг больших успехов в точных и описательных науках, в практическом и прогностическом знании. Религиозно-философские идеи и концепции, литературно-художественные ценности, мастерство, технологические приёмы, художественный вкус архитекторов и скульпторов Древней Индии стали ощутимым вкладом в сокровищницу мировой цивилизации, пользовались большим влиянием в Юго-Восточной Азии, привлекали к себе внимание выдающихся деятелей культуры Европы и России.

Индийская культура едина и многообразна одновременно. Основанная на религиозно-философских учениях, культура поощряла интеллектуальный изоляционизм, развивала умозрительное индивидуальное начало человека, в то же время в рамках цивилизационной модели индиец оставался прежде всего элементом институциональной структуры, общины, касты и т. д. В результате очень сложных взаимоотношений между индивидуальными и социальными аспектами человеческого бытия и возникают известные парадоксы индийской культуры, в которой сосуществуют аскетизм и чувственность, активное участие в земной жизни и стремление к уходу от неё. Решение этих парадоксов было выработано в самой культуре Индии в форме учения об ашрамах. Переплетение социальных, духовных и художественных элементов в индийской культуре делает сложным процесс её восприятия для представителей иных культурных традиций, но в то же время именно эта синкретичность и превращает культуру Древней Индии в уникальную, неповторимую.

Что такое объекты всемирного наследия и почему их охраняют?

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) - природные или созданные человеком объекты особой культурной, исторической или экологической значимости. Главная цель списка всемирного наследия - сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде.

По состоянию на 2015 год в Списке всемирного наследия - 1031 объект, из которых 802 являются культурными, 197 - природными и 32 - смешанными. Они находятся в 163 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Для внесения объектов в список всемирного наследия были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия - этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами в списке наследия появились природные объекты и для них был составлен свой перечень критериев из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них.

Культурные критерии

1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии

7. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

8. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

9. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

10. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

Список и описание объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии

Недалеко от садов мавзолея Тадж-Махал расположен важный памятник XVI в., относящийся ко времени Великих Моголов и известный как Красный форт Агры. Эта мощная крепость, построенная из красного песчаника, окружает своими стенами длиной 2,5 км столичный город могольских правителей. Здесь расположен целый ряд сказочно прекрасных сооружений, таких как дворец Джахангира и Кхас-Махал, построенный Шах-Джаханом, зал для аудиенций – Диван-и-Кхас, а также две очень красивых мечети.


Первые буддийские памятники в пещерах Аджанты относятся к II и I вв. до н.э. Во времена правления Гуптов (V-VI вв.) много других, более богато декорированных, пещерных храмов прибавилось к первоначальной группе. Росписи и скульптуры пещер в Аджанте признаны шедеврами буддийского религиозного искусства, имеющими огромное художественное значение.

Эти 34 монастыря и храма, растянувшиеся на расстояние более 2 км, высечены друг за другом в стене высокого базальтового обрыва недалеко от города Аурангабада в штате Махараштра. Благодаря Эллоре, с ее непрерывной преемственностью в формировании наследия в период 600-1000 гг., следы древней индийской цивилизации дошли до наших дней. Эллора – это не только комплекс уникального художественного творчества и технических достижений. Это также иллюстрация духа терпимости, характерного для древней Индии, что подтверждается расположенными рядом святилищами буддизма, индуизма и джайнизма.



Великолепный мавзолей из белого мрамора был возведен в Агре между 1631 и 1648 гг. по приказу могольского императора Шах-Джахана в память о его любимой жене. Тадж-Махал – это жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всеми признанных шедевров всемирного наследия.


Освещаемый лучами восходящего солнца, храм в Конараке на берегу Бенгальского залива – это монументальное воплощение колесницы бога Солнца – Сурьи, увлекаемой упряжкой из шести лошадей. Ее 24 колеса украшены символическими изображениями. Этот храм, воздвигнутый в XIII в., является одним из наиболее известных брахманских святилищ в Индии.

Этот парк, расположенный в центре штата Ассам, является одной из немногих в восточной Индии областей с нетронутой человеком природой. Здесь обитают однорогие носороги (самая крупная в мире популяция этого вида), тигры, слоны, пантеры и медведи, а также огромные скопления птиц.

Эти бывшие охотничьи угодья махараджи, преобразованные затем в охраняемую территорию, служат одним из важнейших мест зимовки для огромного числа перелетных околоводных птиц из Афганистана, Туркмении, Китая и Сибири. Приблизительно 364 вида птиц, включая редкого сибирского журавля, зарегистрировано на территории парка.


На пологих склонах в предгорьях Гималаев, где покрытые лесом холмы соседствуют с тростниковыми зарослями и тропическим лесом, отмечено исключительное разнообразие диких животных, включая множество редких и исчезающих видов, таких как тигр, карликовая дикая свинья, однорогий носорог и индийский слон.


Церкви и монастыри Старого Гоа, бывшей столицы Португальской Индии (особенно церковь Бон-Иезус, где находится саркофаг с мощами Св. Франсиска Ксавье), являются яркой иллюстрацией процесса христианизации Азии. Эти памятники содействовали распространению стилей мануэлино, маньеризма и барокко во всех странах Азии, где существовали португальские миссии.


Фатехпур-Сикри (или «Город Победы»), построенный во второй половине XVI в. императором Акбаром, был столицей империи Моголов всего около 10 лет. Комплекс памятников и храмов, выполненных в едином архитектурном стиле, включает одну из крупнейших в Индии мечетей – Джама-Масджид.


Величественный комплекс Хампи был последней столицей последнего великого индуистского государства – Виджаянагар. Его сказочно богатые правители воздвигли дравидские храмы и дворцы, которые вызывали восхищение путешественников в XIV-XVI вв. Завоеванный в 1565 г. союзом мусульман Декана, город был отдан на разграбление в течение шести месяцев, а затем заброшен.


Храмы Кхаджурахо были сооружены во времена династии Чанделла, апогей власти которой пришелся на 950-1050 гг. Здесь сохранилось порядка 20 храмов, которые образуют три отчетливых группы и принадлежат к двум различным религиям – индуизму и джайнизму, демонстрируя органичное сочетание между архитектурными формами и скульптурой. Храм Кандарья декорирован множеством скульптур, которые признаны одними из величайших шедевров индийского искусства.

Этот «Город Пещер», расположенный на острове в Аравийском море близ Мумбаи (Бомбея), содержит целое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. Здесь искусство Индии получило одно из своих наиболее совершенных выражений, особенно на огромном горельефе в главной пещере.

Великие храмы Чола (штат Тамилнад)

Большой храм Брихадисвара в Танджуре (Танджавуре) был сооружен между 1003 и 1010 гг. во времена правления царя Раджараджа, основателя империи Чола, которая охватывала весь юг Индии и прилегающие острова. Окруженный двумя стенами, имеющими в плане форму квадрата, этот храм (построенный из гранитных блоков и частично из кирпича) увенчан пирамидальной 13-ярусной башней – «виманой», имеющей высоту 61 м, с монолитом-луковкой на вершине. Стены храма богато украшены скульптурой. В 2004 г. в объект наследия были включены еще два храма, также относящиеся к временам империи Чола: Гангайкондачолисварам и Айраватесвара в городе Дарасурам. Храм Гангайкондачолисварам, построенный Раджендрой I, был закончен в 1035 г. Его 53-метровая «вимана» имеет заглубленные углы и грациозные, устремленные вверх изогнутые формы, контрастирующие с прямой и суровой башней в Танджавуре. Шесть пар массивных монолитных статуй «дварапала» охраняют вход, а внутри находятся исключительно красивые предметы из бронзы. Храмовый комплекс Айраватесвара, построенный Раджараджа II в Дарасураме, известен 24-метровой «виманой» и каменной скульптурой Шивы. Храмы являются свидетельством великолепных достижений государства Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье.


Эти памятники, расположенные в штате Карнатака, представляют собой яркий пример эклектичного искусства, которое в VII-VIII вв., при династии Чалукьев, достигло гармоничного сочетания архитектурных форм, свойственных северной и южной Индии. Здесь можно увидеть группу из девяти индуистских храмов, а также джайнское святилище. Одно святилище стоит отдельно от других – это храм Вирупакши, сооруженный в 740 г. царицей Локамахадеви, в честь победы ее мужа над правителями южной Индии.


Общая площадь района Сундарбан, как называется внешняя часть общей дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна, составляет около 1 млн. га. Более половины этих водно-болотных угодий приходится на территорию Индии, а остальные располагаются в Бангладеш. Здесь произрастают самые обширные мангровые заросли в мире. В парке обитает целый ряд редких и исчезающих видов животных, среди которых – бенгальские тигры, некоторые водные млекопитающие, птицы и рептилии.


Национальный парк Нанда-Деви, занесенный в Список ЮНЕСКО в 1988 г., является одним из самых живописных и диких районов на западе Гималаев. Его наивысшая точка – пик Нанда-Деви – имеет высоту более 7800 м. В парке нет постоянного населения, и именно благодаря своей труднодоступности местность осталась в значительной мере нетронутой. Национальный парк «Долина цветов», также находящийся в западной части Гималаев (хребет Заскар), однако обладающий уже не столь сильно расчлененным и высокогорным рельефом, вошел в состав данного объекта наследия в 2005 г. Особую ценность представляют альпийские луга этого парка с их эндемической флорой. Кроме того, местность выделяется исключительной живописностью. Оба парка на протяжении вот уже сотни лет пользуются большой известностью среди альпинистов и ученых-ботаников, а у индийцев эти горы давно уже почитаются как священные. Здесь отмечен целый ряд редких и исчезающих видов животных, например, снежный барс, гималайская кабарга, голубой баран, азиатский черный медведь.


Комплекс Санчи расположен на холме, окруженном равнинами, приблизительно в 40 км от города Бхопал. Он состоит из группы буддийских памятников (монолитных столпов, дворцов, храмов и монастырей), которые имеют различную степень сохранности и в основном относятся к II-I вв. до н.э. Это самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до XII в.


Это захоронение, сооруженное в 1570 г., имеет особое культурное значение, поскольку было первой во всей Индии усыпальницей с садом. Ее сооружение вдохновило на создание нескольких значительных архитектурных продолжений, кульминацией которых было строительство Тадж-Махала.

Объект включает три железные дороги.

Гималайская железная дорога Дарджилинг была построена самой первой. Она и поныне является выдающимся образцом пассажирской железной дороги, проложенной в горах. Открытая в 1881 году, дорога отличается смелыми и остроумными инженерными решениями, примененными для обеспечения эффективного железнодорожного сообщения в чрезвычайно живописной горной местности. Первоначально строительство горной железной дороги Нилгири - одноколейного пути длиной в 46 км в штате Тамил Наду - предполагалось завершить в 1854 году. Однако в связи с трудностями строительства в горной местности работы были начаты только в 1891 году, а завершены в 1908 году. Эта железная дорога с перепадом высот от 326м до 2203м строилась в соответствие с самыми высокими требованиями железнодорожного строительства того времени. Одноколейная железная дорога Калка-Шимла длиной в 96 км, заканчивающаяся у высокогорного города Шимла, была построена в середине 19 века. В ней воплотились технические и материальные усилия, позволившие преодолеть изоляцию местных жителей от остальной части страны.

Все три дороги все еще находятся в нормальной эксплуатации.

Храмовый комплекс Махабодхи – это одно из четырех священных мест, связанных с жизнью Будды и, в особенности, с обретением им просветления. Первый храм был построен императором Ашокой в III веке до н.э., а существующий храм относится к V-VI вв. Это один из самых ранних буддийских храмов, построенных полностью из кирпича, все еще сохраняющихся в Индии от периода поздних Гупта.


Скальные жилища Бхимбетка находятся у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях.


Воздвигнутая в начале XIII в. в нескольких километрах к югу от Дели башня из красного песчаника Кутб-Минар имеет высоту 72,5 м, диаметр 2,75 м в верхней части и 14,32 м у подножья, и поверхность, орнаментированную выступами попеременно угловатой и закругленной формы. Прилегающая археологическая зона содержит бывшие ранее погребенными здания, к примеру, великолепные ворота Алаи-Дарваза, шедевр индо-мусульманского искусства (построенные в 1311 г.), и две мечети, включая Кувват-уль-Ислам – самую старую в северной Индии, построенную из материалов, взятых из примерно 20 разрушенных брахманских храмов.


Вокзал Чхатрапати-Шиваджи в Мумбаи (Бомбее), ранее известный как Виктория-Терминус, – это выдающийся пример викторианской неоготической архитектуры в Индии, сочетающийся с мотивами, заимствованными из традиционной индийской архитектуры. Здание, спроектированное британским архитектором Ф.У. Стивенсом и строившееся в течение 10 лет, начиная с 1878 г., стало символом Бомбея как «города готики» и главного международного торгового порта Индии. Его замечательный каменный купол, башенки, стрельчатые арки и замысловатый план близки к традиционной архитектуре индийских дворцов.


Дворец-крепость Шахджаханабад - новая столица Шах-Джахана (1628-1658), 5-го императора династии Моголов. Своим именем "Красный форт" обязан красному песчанику, из которого выстроены его мощные крепостные стены. Он выстроен по соседству с крепостью Салимгарх, которая была сооружена Исламом Шахом Сури в 1546 году. Вместе они составляют ансамбль "Красного форта". Жилые апартаменты представляют собой череду дворцов, связанных каналом, который называют Нахр-и-Бихишт, или Райской рекой. "Красный форт" считают вершиной строительного творчества моголов, империя которых достигла расцвета при Шах-Джахане. Планировка дворца несет следы исламского влияния, но каждое из строений украшено типично могольскими элементами архитектуры - смесью персидских, тимуридских и индуских традиций. Новаторский для той эпохи архитектурный стиль "Красного форта", особенно его внутреннее убранство и сады, оказали заметное влияние на строительство и парковую архитектуру более поздних построек в Раджастане, Дели, Агре и соседних районах.


Джантар Мантар в Джайпуре - это астрономическая обсерватория, построенная в начале восемнадцатого века. Она включает около двадцати стационарных инструментов наблюдения. Сделанные из кирпича, ее инструменты обладают непреходящей исторической ценностью. Сконструированные для астрономических наблюдений невооруженным глазом, они отличаются множеством технических и архитектурных новшеств. Все это делает ее самой мощной, полной и наиболее сохранившейся из старинных обсерваторий Индии. Она свидетельствует о высоком уровне развития астрономической науки и знаниях в области космологии, получивших распространение в окружении просвещенного князя Савай Джай Сингха II, правившего в конце эпохи Великих Моголов.


Более древняя, чем Гималаи, горная цепь Западных Гатов представляет огромное значение своими геоморфологическими особенностями и уникальными биофизическими и экологическими процессами. Высокогорные лесные экосистемы оказывают влияние на образование индийского муссона. Модерируя тропический климат региона, гаты представляют один из лучших образцов муссонной системы на планете. Они также обладают исключительно высоким уровнем биологического разнообразия и эндемизма и признаны одной из восьми "горячих точек" биологического разнообразия. Леса этой местности - одни из лучших представителей неэкваториальных тропических вечнозеленых лесов, в которых проживает по меньшей мере 325 представителя флоры, фауны, птиц, земноводных, рептилий и рыб, находящихся под угрозой исчезновения.


Комплекс, расположенный в штате Раджастхан, включает в себя шесть величественных фортов в Читторгархе, Кумбалгархе, Савай Мадхопуре, Джхалаваре, Джайпуре и Джайсалмере. Эклектичная архитектура фортов, некоторые из которых доходят до 20 километров в диаметре, свидетельствует о силе раджпутских княжеств, процветавших в этом регионе с 8 по 18 вв.. Крупные городские центры, дворцы, торговые площади и другие здания, включая храмы, находятся в пределах оборонительных стен, которые часто предшествуют укреплениям. Эта развитая и продуманная оборонительная система способствовала развитию образования, музыки и искусства. Некоторые городские центры, так же как и множество храмов и других священных построек, заключенные в укрепления, сохранились до наших дней. Форты использовали также естественную защиту: холмы, пустыни, реки, и густые леса. Они также имеют обширную водопроводную систему, все еще широко использующуюся и сегодня.


Рани-ки-Вав, находящийся на берегу реки Сарасвати, был изначально построен как памятник царю в 11-м веке нашей эры. Колодцы являлись особой формой подземных водных ресурсов и систем хранения на Индийском субконтиненте, и были построены в 3 тысячелетии до нашей эры. С течением времени они развивались от ямы в песчаном грунте до многоэтажного произведения искусства и архитектуры. Рани-ки-Вав был построен в соответствии с высочайшим принципами строительства колодезных систем в архитектурном стиле Мару-Гуржара. Он отражает непревзойденное владение этой сложной техникой и необычайную красоту детализации и пропорций. Задуманный как перевернутый храм, колодец подчеркивает святость воды. Он разделен на семь уровней с помощью лестницы со скульптурными панно высокого художественного качества. Колодец содержит более 500 основных скульптур, совмещенных с более чем 1000 дополнительных и содержит религиозные, мифологические и светские образы, часто заимствованные из литературных произведений. Четвертый уровень является самым глубоким и ведет в прямоугольный бак, находящийся на глубине 23 метра. Колодец расположен в самой западной части территории и состоит из вала 10 м в диаметре и 30 м в глубину.

Древняя Индия - одна из старых цивилизаций, имевшая необычайную высокую ступень культурного развития. Об этом свидетельствуют найденные на ее территории остатки материальной культуры, соответствующие определенному периоду, а также имеют соответствующие временные отметки. Были найдены стоянки с наскальной живописью, где изображены как люди, так и животные, большие охотничьи сцены.
Современное общество, несомненно, имеет преимущества, имеет потенциал, постоянно наращивает все новое и новое, появляются новые разработки, но основе ранее полученных данных, исследуют неисследованное и т.д. У древних цивилизаций же не было ничего, без чего сегодня, современный человек не имеет представления, не то что жизни, но и развитие этого самого прогресса.
Тем не менее, жители древней Индии достигали высот во многих сферах. Секрет их мастерства не разгадан и по сей день. Доказательством их развития служат многочисленные исследования. Доказано, что представители древней Индии были сильны в астрономии – их календарный год длился 12 месяцев. В календарном месяце было 30 дней. На каждый пятый год – добавлялся день, в високосном году. Приблизительно в V-VI в. н. э было известно о земном притяжении, а также в Индии знали о том, что земля круглая и о ее вращении вокруг оси.

Становление культуры, религии и науки древней Индии

Наиболее ярко выраженным подъемом наука Индии, может похвастаться в IV-II вв. до н.е – VIII в н.э.
Немногим известно, что Древняя Индия стала колыбелью развития цифр. Именно в Индии были изобретены цифры, именно здесь «ноль» стал восприниматься в качестве знака. Здесь начала развиваться десятичная система исчисления, ведь представители древней Индии считали числа, кратные и 10-ти – священные.
В ІІІ тыс. до н.э. прекрасно развивалась и складывалась наука, в частности - письменность, которая имела в наличии 400 пиктографов и слоговых знаков. Их еще называют - ведами Они сохранили информацию до современности об агрокультуре, об обработке метала, о медицине и геометрии, шахматах.
Немало велось разработок и в области химии – ученые того периода могли готовить кислоты и лекарства, краски и духи, соли металлов и цемент, сложные препараты из ртути и многое другое.
Существуют данные, по которым известно, что развитие древней Индии достигло освоения выплавки чистого железа, секрет его малоизвестен современности, не смотря на то, что разработки крупных лабораторий не один десяток лет бьются над этой проблемой. Подтверждением их знаний служит 6-ти тонная колонна, она была вылита в V в н.э. По исходу 1500 лет эта колонна не подвержена ржавчине.
Стоит отметить и о развитие медицины в древней Индии, ее отголоски успешно применяются в современном мире. Именно в Индии стали применять вовремя изготовления лекарств минералы и целебные травы. Более того, уровень развитие лечения на то время позволяло лекарям вправлять кости, лечить переломы, а также восстанавливать после увечий или боев носы и уши, губы. Хирурги владели тончайшим мастерством проводить сложнейшие операции. Секрет их мастерства до конца не разгадан и сегодня. Есть сведенья, что в III веке до н.э. в Индии была основана больница - первая во всем мире.
Архитектура древней Индии также отличалась развитием. Результат этого развития – ступы. Это куполообразные сооружения, в которых хранили части тела Будды и последователей – святыни буддистов.
Строили также в древней Индии пещерные храмы, они носили названия - чайтья. Для их строительства необходимо было вырубать помещение в скале, а затем изображения Будды и всех святых.

Культурное наследие древней Индии

В VI в до н.э. развился буддизм, который в последствии стал одной из великих мировых религий.
Нужно отметить, что основа буддизма в особом учении. А именно – в постижении страдания и причинах такого страдания. Также освобождения и пути к нему. Стремление к идеалу приведет к нирване, тому состоянию, когда нет никаких человеческих, земных желаний, нет необходимости в жизненной привязанности и ко всему миру.
Изучение истории, верований и взглядов жителей древней Индии в большой степени раскрывается в религиозных собраниях, Ведах. Это священные книги, написанные на санскрите в II тыс. до н.э. Самым древним, из таких собраний является Ригведа. В ней изложены религиозные гимны, воспевающиеся богам. Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Раскрывает облик древнеиндийской культуры эпическая литература. А именно главные из нее - Махабхарата и Рамаяна, записанные санскритом. Ученый Панини в V-IV вв. до н.э. приложил к санскриту особое усилие, обработав язык поздневедической литературы, вследствие чего – санскрит стал особым языком для общения между разнообразными народностями и племенами.
Говоря об Махабхарата и Рамаяна, то эти поэмы востребованы и в современности, а их герои Кришна и Рама, соответственно – обожествлены. Их принято считать воплощением Вишну – наиболее важным божеством в современном индуизме.
Культ сыграл огромную роль в развитии драматургии, беря свое начало в танцевальной пантомиме, сопровождаясь комментарием. Позже в такой пантомиме уже начали разговор и актеры. В древнеиндийской культуре был свой классик драматургии, именовавшийся Калидаса, живший в IV-V вв.. Благодаря ему, раскрывался внутренний мир героев, сопровождалось выступление прозаическими диалогами, монологами в стихотворной форме, а также танцевально-песенной интермедией.
Музыка в древнеиндийской культуре занимала не последнюю нишу, она была неотделимой частью, выражала единство пения и танца, инструментальной музыки и богатства мимики.
Развитие культуры в Индии распространилось и на изобразительное искусство, а также зодчество. Практиковалось и ваяние и фресковая живопись, оттачивались художественные ремесла.

Особый устрой жизни

Культура древней Индии развивалась вместе с жесткой дифференциацией древнеиндийского общества. В зависимости от социального происхождения и характера деятельности, были сформированы замкнутые группы, иногда именуемый варно-кастровый строй:
- по сословиям. Их принято разделять на варны. Их четыре: брахны и кшатрии, вайшьи и шудры.
-по кастам распределение ведется исходя из профессиональной деятельности (их 3500)
Те, кто относится к брахманом считаются аристократами, они участвуют в контакте с наивысшим божеством, им позволено управлять страной. Как правило, представители этой касты происходили родом из жреческого рода.
Кшатрии – воины, знать. Наряду с брахманами живут дружно, у них обоюдное взаимопонимание и согласие, оказывают поддержку и помощь друг другу.
Вайшьи и шудры – те, кто призван обеспечивать хозяйственностью другие касты.
Вайшьи интересовало лишь земледелие и торговля. Шудры же прислуживали всем другим кастам, их доля безмолвна, они не имели своего права и собственности. Были и те, кто не входил в касты – рабы или представители презираемых профессий. Со временем такие стали основателями касты неприкасаемых.
Брахманы были именно той кастой, которая отвечала за хранение традиций и духовных традиций, отвечали за наставничество других людей, исключением были шудры. Они не занимались никаким физическим трудом, а занимались изучением священного писания, разрабатывали законы и положения, они способствовали управлению общества и руководству по судебными делами. Из брахманов могли получиться и Жрецы, только после совершенного изучения Ведов, а также правильного их толкования смысла. Согласно законам Ману – главному правовому документы древней Индии, именно эта варна, могла принимать милостыню и подарки, за исключением еды, и могли претендовать на все, что захочет. Брахманы были настолько привелегированы, что даже сам главнокомандующий государством не имеет права и власти оказать на них какое-либо воздействие, включая физическое воздействие или финансовые посягательства, потому как счистилось, что тело и имущество брахмана неприкасаемы.
Кшатрии были призваны защищать и управлять. Именно эта каста порождала будущих правителей и чиновников, военачальников и прочих главенствующих. В отличии от брахманов, кшатрии были свободны в пище, в частности им полагалось принимать мясо. Для этой касты не было запрета, они принимали в дар, в том числе еду даже от самих брахманов.
Примечательно, что и брахманам и кшатриям запрещалось вступать в браки с низшими сословиями. Исключением могла быть ситуация, когда мужчина из высшего сословия берет себе жену из низшего сословия.
Варны были свободным народом, занимались производством материальных благ. На них полагались управленческие организаторские функции.
Для черновой работы кастовый строй предусмотрел шудр. Они рождались уже не свободными и никогда не могли получить свободу. Они не приобретали и не продавали имущество. Этой касте запрещено использовать обряд упанаяма – дважды рожденным.

Список объектов Всемирного Наследия в Индии впечатляет. Тридцать объектов уже считающихся таковыми и тридцать три дожидающихся утверждения (для сравнения во всей Юго-Восточной Азии — 33 объекта Всемирного Наследия).

Я уже отмечал в своем материале о Всемирном Наследии в странах ЮВА , что один из критериев определения значимости того или иного туристического объекта - это информация о том входит ли он во Всемирное Наследие ЮНЕСКО. Это не означает, конечно, что если храмового комплекса, исторического парка, храма или дворца нет в этом списке, то смотреть там нечего. Список этот на самом деле не такой уж большой и в нем нет огромного количества объектов достойных внимания туристов. Речь о другом. О том, что если тот или иной объект попал в этот список - то это означает не только свидетельство его уникальности, но и необходимость сохранения этого объекта для потомков.

Храм Шивы. Эллора.

Изучая индийский список, я обнаружил, что за свои десять индийских поездок посетил подавляющее большинство из объектов включенных во Всемирное Наследие и многие из них включил в свой Хит-парад мест в Индии, достойных посещения .

В списке объектов, ожидающих своего утверждения также есть много мест, где я бывал. Не все из них меня впечатлили так, как находящаяся в этом списке как составная часть Большого Гималайского парка — высокогорная долина Пин . Например, что в этом списке делает урбанистический Чандигарх — совершенно непонятно.

Перейдем к самому списку. Надеюсь, со временем подготовлю материалы по многим из его пунктам.

Список объектов Всемирного Наследия в Индии.

Тадж Махал.

Центр Индии.

1. Джантар-Мантар (Джайпур)

2. Красный форт (Агра)

3. Санчи (буддистские памятники)

4. Скальные жилища Бхимбетка.

6. Заброшенный город Фатехпур-Сикри (рядом с Агрой).

7. Форты Раджастана.

Север Индии.

Башня победы. Кутб Минар.

8. Горные железные дороги Индии (Участок Калка-Шимла).

10. Красный форт (Дели).

12. Национальный парк Кеоладео.

14. Национальный парк Нанда-Деви и Долина Цветов.

Северо-Восток Индии.

15. Национальный парк Казиранга.

16. Национальный парк Манас.

Восток Индии.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

17. Горные железные дороги Индии (Участок Дарджилинг)

18. Храм Махабодхи (Бодх-Гайя)

19. Национальный парк Сундарбаны.

Юг Индии.

21. Горные железные дороги Индии (Участок Нилгири)

22. Махабалипурам.

25. Храмы Чола.

Запад Индии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.