Тепе-Кермен – пещерный город Крыма. Достопримечательности Крыма: пещерный город Тепе-Кермен в Бахчисарае Теле кермен

Пещерный город Тепе-Кермен — это старинная крепость, расположенная на одноименной горе, возвышающейся над рекой Кача. Название Тепе-Кермен можно перевести как «крепость на горе».

В IV-V веках нашей эры на территории современного Крыма начинают появляться защитные города-крепости: Чуфут-Кале , Эски-Кермен , а также и Тепе-Кермен. Историки предполагают, что история пещерного города Тепе-Кермен начинается примерно в конце VI века, когда, в результате раскола Римской империи и образования Византии, на горе была построена самая первая здесь византийская крепость и верхняя оборонительная стена. Считается, что эта крепость являлась в свое время частью большой защитной системы — так называемой «страны Дори» (это средневековое название горной системы, находящейся в Крыму, в его юго-западной стороне) — воздвигнутой во время правления императора Юстиниана. Период возведения нижней оборонительной стены определить не смогли.

Достаточно продолжительное время до X-XI веков пещерный город Тепе-Кермен служил пристанищем для местных жителей, проживающих в окружающих долинах. В XI веке в крепости начинают селиться люди, но обширная застройка ее территории начинается лишь в XII-XIII веках. В это время на территории Тепе-Кермен были построены жилые дома, христианские церкви, и даже монастыри. Таким образом, в XIII веке пещерный город превратился в самый обычный небольшой византийский город.

Провинциальное поселение просуществовало здесь какое-то время, а затем опустело. Историки не смогли установить точную дату его гибели, но предполагают, что это произошло в период конца XIII-XIV веков. Причиной разрушения города стало, возможно, либо завоевание территорий Ногаем, либо вторжение Тамерлана и его армии на территорию Крыма.

Тем не менее, даже после расселения пещерного города Тепе-Кермен, местные жители продолжали пользоваться его территорией. До XVI века здесь даже работал монастырь. Были найдены различные доказательства того, что в это время на территории поселения проживали иудеи. В XVII веке земли Тепе-Кермена использовались в качестве территории для выпаса скотины, тут же проживал народ караимов, занимающиеся по большей части сбором различных растений и продажей разных мелких товаров.

Высота горы Тепе-Кермен составляет 544 метра. Внутренняя площадь, окруженная стенами, — около 1,4 гектара. Со всех своих сторон пещерный город защищен обрывами скал высотой от 10 до 12 метров. Попасть в Тепе-Кермен можно исключительно с северо-восточной стороны, где находится оборудованный туристический подъем на гору по ее склону среди величественных деревьев, а также узкая дорога, проходящая через вырубленное отверстие в скале. Раньше в этом месте были расположены оборонительные линии: нижняя — на склоне горы внизу, а верхняя — на самом краю обрыва наверху. Пещерный город имеет несколько ярусов: нижняя часть горы с маленькими пещерами соединялась с ее средней частью деревянными помостами, в средней части находились различные оборонительные приспособления, а также стояли лучники. Внизу пещерного города Тепе-Кермен помещения использовались по большей части для скота и корма, а вверху жили местные жители и монахи. До сих пор на территории Тепе-Кермен можно увидеть руины не только городских стен, но даже и остатки трех храмов. Также, одним из символов пещерного города Тепе-Кермен является одинокий камень, находящийся на самой вершине бывшего поселения.

Маршруты и экскурсии

В наше время пещерный город Тепе-Кермен является самым настоящим музеем под открытым небом. Есть два варианта посещения этой достопримечательности.

Самостоятельно посетить Тепе-Кермен можно, если вы не увлекаетесь историческими фактами, а просто желаете прогуляться по тропе, сделать множество красивейших фотографий. С тропы сойти практически невозможно, так как все памятные места и достопримечательности здесь подписаны, к тому же помимо названий можно прочитать и краткую информацию о них. Посещение горы самостоятельно не ограничено во времени.

Посещение Тепе-Кермен с экскурсоводом гарантирует увлекательное погружение в историю этих мест, которая берет свое начало с эпохи Византии, а заканчивается временами Золотой Орды. Продолжительность такой экскурсии примерно от 1 до 2 часов, за которые туристы получают достаточно много интересной информации, подкрепленной наглядными примерами достопримечательностей.

Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен

Достопримечательность Тепе-Кермен находится на вершине одноименной горы, в 10 километрах от города Бахчисарай. При поездке на автомобиле из города нужно выехать по улице Строительная в сторону выезда из города, проехав населенные пункты Предущельное, Баштановка и Машино, вы попадете в поселок Кудрино. На территории поселка находится специализированная туристическая стоянка. До Кудрино можно также доехать на пригородной маршрутке , либо воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, такси Солнышко, Удача, Арсен и многими другими.

Как добраться до Тепе-Кермен на машине из Бахчисарая: маршрут на google-картах

От места стоянки необходимо будет подняться на вершину горы пешком по специальной тропе. Подъем займет примерно полчаса. Есть возможность проехать этот путь на внедорожнике за дополнительную плату. Для любителей продолжительных пеших походов можно посоветовать пройти в Тепе-Кермен пешком от Бахчисарая. Короткий путь начинается от Успенского монастыря , затем нужно идти в сторону Чуфут-Кале, выйдя через его Восточные ворота нужно двигаться все время прямо по тропе примерно 4,5 километра, после чего увидите стоянку и будку лесника, пропускающего туристов на территорию Тепе-Кермен.

Пещерный город Тепе-Кермен на google-панорамах

Видео пещерного города Тепе-Кермен

Несмотря на очень скромные размеры (площадь плато всего 1 га), Тепе-Кермен — один из самых интересных пещерных городов, и один из лидеров по количеству пещер. Их здесь 250. Период максимального расцвета города 11-14 вв. Судя по огромному количеству пещер с кормушками, основным занятием жителей было скотоводство. Дома размещались на плато. Сейчас на их месте заросли кустарников. Самые интересные объекты — комплекс пещер у подъемной дороги и пещерная «Церковь с баптистерием».

Комплекс пещер у подъемной дороги напоминает многоэтажку — несколько ярусов помещений соединены дверными проемами и лесенками. Есть однокомнатные помещения, а есть двух-трехкомнатные. Сейчас они видны как бы в разрезе — передняя стенка, ослабленная вырубками, не выдержала воздействия времени. Большинство пещер служило стойлами для скота — почти в каждой 1-2 кормушки. А вот пещера с арочными нишами в стене, возможно, имела культовое назначение. Предполагается, что здесь находился монастырь.

В северо-восточной части плато находится так называемая Церковь с баптистрием, обычно датируемая 11-14 вв. На площадке перед ней ряд вырубок, предназначавшихся для захоронений. Захоронения располагались также над храмом и внутри него. Эта церковь необычна своей архитектурой. В Крыму нет больше церквей, где бы алтарь был вынесен внутрь помещения. Алтарная преграда искусно вырублена из известнякового монолита и украшена резьбой. В одном из углов церкви, на возвышении, вырублен крестообразной формы баптистерий — купель для крещения.

Высота плато — 540 м над у. м., что обеспечивает отличный круговой обзор. На западе виден длинный «язык» Кыз-Кермена, за ним плато Качи-Кальона, на северо-востоке — Чатыр-Даг, чуть ближе белеют купола обсерватории в Научном.

Добраться можно из Бахчисарая или из с. Машино в Качинской долине

Как добраться и сколько нужно времени?

К Тепе-Кермену можно добраться и от с. Машино в Каминской долине, и от Бахчисарая. Второй вариант приятнее и живописнее. Начинаем движение от Успенского монастыря. Проходим караимское кладбище. За ним наша дорога сужается в тропу и взбирается на плато южнее Чуфут-Кале. Поднявшись, поворачиваем направо и идем на юг по грунтовке. Возле указателя можно сделать небольшой крюк и заглянуть на смотровую, откуда видна цель нашего путешествия, и вернуться обратно на дорогу.

На такое путешествие надо выделить 5-6 часов. По 2 часа на путь туда и обратно и 1-2 часа на осмотр городища и отдых. Наиболее благоприятные сезоны для похода — весна и осень.

Кыз-Керменское плато похоже на длинный язык, выдвинутый в сторону Качинской долины. Его плоская вершина заселена с древних времен. На рубеже старой и новой эр в северной части плато находилось поселение. Население его, вероятно, было скифским. Ниже поселения, рядом с гротом, получившим от

По истертым ступенькам поднимаемся на плато. Крошечную макушку Тепе можно обойти по периметру за полчаса, попутно заглядывая во все опоясывающие обрыв подземелья. Некоторые из них являлись подвалами находящихся на плато усадеб, другие служили оборонительными казематами. Отверстия у пола предназначались для скатывания камней на противника.


Тепе-Кермен – наиболее загадочное место на юго-западной части полуострова Крым, известное в древности по другим названием – Готия. Тепе-Кермен в переводе с тюркского означает «вершина-крепость», но до сих пор тип этого поселения определить не удалось. Это наименее изученный пещерный город Крыма и именно из-за этого такой привлекательный для туристов.
Некоторые учёные полагали, что этот пещерный город — большой некрополь древних жителей Крыма. И действительно здесь было найдено очень много склепов. Другие учёные больше склоняются к другой точке зрения, считая Тепе-Кермен – византийским городом, истинное название которого утрачено. Подтверждение правильности их выводов – огромное количество христианских храмов, которые расположились в некогда жилой части города.
Так или иначе, Тепе-Кермен был построен в VI веке и интенсивно застраивался до XII века. Эти данные подтверждены археологическими находками. Разрушен он был в XIII веке, возможно турками-османами или татарами. Все попытки возродить его ни к чему не привели.
Тепе-Кермен хранит много тайн и секретов. Путешествие сюда — это путешествие вглубь веков. Кроме того, пейзаж, который открывается с вершины горы, завораживает всех приезжающих сюда туристов.

Как добраться до Тепе-Кермен

Тепе-Кермен расположен на вершине горы-останца в долине реки Кача. Качинскую долину человек заселил очень давно. Она живописна и плодородна. Ехать лучше всего на рейсовом автобусе из Симферополя или Бахчисарая. Первую остановку лучше сделать у села Предущельное. Здесь потрясающий горный пейзаж. Стоит обратить внимание на Таш-Аир – отвесную скалу, словно парящую в воздухе. Недалеко отсюда, в древности, в эпоху неолита, располагалась стоянка древних людей, оставивших после себя множество наскальных рисунков, выполненных красной охрой (сохранились достаточно хорошо).
Дальше стоит доехать до села Баштановка и посмотреть на остатки пещерного монастыря Качи-Кальон. В Средние века это была большая обитель, монахи активно занимались виноградарством. Также стоит посмотреть и на Кыз-Кермен – Девичь крепость (тоже небольшой пещерный город, который, вероятнее всего, был разрушен в эпоху хазаро-византийских воин). Конечная остановка – село Машино. От него до Тепе –Кермен ведёт гладкая грунтовая дорога.

Безусловно, до этого археологического памятника можно добраться и другим путём – от пещерного города Чуфут-Кале, мимо старого караимского кладбища Балта –Тиймез. Эта дорога будет даже более живописной, чем предыдущая.


#2

Что посмотреть в пещерном городе

Взобравшись на вершину горы-пирамиды, стоит сразу обратить внимание на следующие объекты:
— Лабиринты жилых пещер – комнат и хозяйственных сооружений (нижние ярусы).
— Превратный храм с хорошо сохранившийся ризницей и настенными надписями, как ни странно, на иврите (это и дает повод некоторым учёным полагать, что Тепе-Кермен один из караимских пещерных городов).
— Пещерный храм с баптистерием (крестильней), с двумя входами, колоннами, рельефными изображениями крессов, алтарём, освещённым световым окном, жертвенником, купелью (купель очень большая, явно рассчитана на взрослого человека, что подтверждает точку зрения учёных о том, что Тепе – Кермен был построен в тот период, когда местное население активно принимало христианство, то есть приблизительно VI век), высотой более двух с половиной метров (это, наверное, самый красивый и величественный храм пещерного города, который расположился на самом краю отвесной скалы, рядом на террасах находится множество надгробий, вероятно, на месте захоронения местных жителей).
— Склеп — костница (дело в том, что в Тепе-Кермен очень интересно относились к обряду погребения, сначала тело человека переносили в гробницу, затем, когда плоть истлевала, кости омывали вином и помещали в склеп, который сохранился до нашего времени).
— Боевые казематы (скорее всего, именно отсюда лучники вели обстрел по нападающим на город).
— Солнечный камень (загадочный, одиноко стоящий на самом краю крутого обрыва камень, покрытый руническим знаками, назначение его неизвестно до сих пор, хотя легенд ходит очень много).

Все пещеры Тепе-Кермен очень живописны, связаны лесенками и переходами. Свет дают так называемые световые окна. Заблудиться здесь невозможно, а вот получить незабываемые впечатления от путешествия по каменному лабиринту очень даже можно.


#3

Путешествие в Тепе-Кермен лучше всего предпринять весной, когда Качинская долина наполняется ароматом трав и цветов. Обязательно в теплую, солнечную погоду.
Тепе-Кермен – археологический памятник федерального значения. Вход платный. Вполне можно заказать экскурсию, во время которой знающие экскурсоводы всё покажут и расскажут подробно.


#4

Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

Как добраться

Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

Из Симферополя

Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

Из Севастополя

Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

Так же есть и другой вариант:

Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

План городища. Достопримечательности

Тепе-Кермен - церкви городища

Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - другие церкви

"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Окрестности

В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.