Три самых больших в мире самолёта. Самые большие самолеты в мире (27 фото) Самый большой американский самолет

За весь период своего долгого существования человечество построило столько невероятных вещей, что некоторые всерьез утверждают, будто без инопланетных технологий воплотить такие громадины было невозможно. Давай-ка пробежимся по страницам истории последних десятилетий и вспомним самые большие самолеты, которые только удавалось запустить в небо. Маленькие зеленые человечки с планеты Нибиру точно не помогали, мы проверили.

Ан-225 «Мрия»

Эта громадина родилась в 1988 году в СССР на Киевском механическом заводе, и именно эту машину пока не удалось превзойти ни по массе, ни по грузоподъемности, да и вообще на счету «пташки» около 250 рекордов. «Мрия» - это аппарат, действительно не имеющий аналогов, но в отличие от Царь-пушки, которая никогда не стреляла, и Царь-колокола, который никогда не звонил, Царь-самолет до сих пор успешно эксплуатируется компанией Antonov Airlines, доставляя крупногабаритные и тяжелые грузы без посадок внутри континента.

Представь себе самую здоровенную деревянную лодку в мире, эдакий ноев ковчег. А теперь вообрази, что она умеет летать. Вот это и будет Spruce Goose: самый большой в мире самолет, созданный под руководством легендарного Говарда Хьюза для перевозки войск в полном снаряжении. Однако долго летать этой «птичке» не пришлось: свой единственный полет аппарат пережил в 1947 году и с тех пор пылился в ангаре до тех пор, пока его не выставили в музее Evergreen International Aviation, но рекорд по размаху крыльев - 98 метров, - машина удерживает до сих пор.


А теперь вообрази себе маленький летающий аэропорт. Крошечный. Всего 280 тонн без пассажиров и 74 метра в длину, двухэтажный. Знакомься: это Airbus А380. Он настолько большой, что в некоторых аэробусах этой серии предусмотрены даже душ, барная стойка и магазинчик duty free. На борту такого самолета, в зависимости от видов компоновки салона, могут уместиться от 516 до 800 пассажиров. Могло бы быть 840, но компания Air Austral решила, что даже для них это, пожалуй, перебор. Впрочем, концерн Airbus не унывает и планирует к 2025 году выпустить 87-метрового гиганта с 1073 пассажирскими местами.


Есть модное, а есть вечное. Boeing 747 - это бессмертная классика среди пассажирских лайнеров. Да, это именно его экипаж пародировал видеожурнал «Каламбур», и именно он оказался в центре перипетии во втором сезоне «Шерлока». На момент своего создания в 1969 год «Боинг» был самым-самым тяжелым, вместительным и большим. Сегодня его рекорд превзойден, но одна из модификаций, Boeing 747-8, по-прежнему удерживает рекорд по длине - 76,25 метра.


ОКБ им. Антонова разработало немало самолетов, но если «Мрия» - грузовой гигант, единственный в своем роде, то «Руслан» - образец стабильности в серийном производстве, иными словами, это самый большой в мире серийный грузовик, способный поднять в воздух до 120 тонн. Тебя когда-нибудь интересовал вопрос: «можно ли запихать вертолет в самолет»? Так вот: в «Руслан» можно, если предварительно снять с вертолета лопасти, и погрузить их вдоль салона. Он может перевозить настолько большие грузы, что для их погрузки используются не привычные люки, а откидная носовая часть.


Свои рекордсмены есть не только среди пассажирских самолетов. Вот, например, американский тяжелый бомбардировщик со скромным названием «Суперкрепость» - самый тяжелый бомбардировщик Второй Мировой войны и настоящая машина смерти. Максимальная взлетная масса самолета - 63 тонны, сюда, помимо веса самолета, входит и боевое вооружение, и огромное количество топлива - 25,4 тонн! Именно Boeing B-29 Superfortress применялись для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.


Convair XC-99

Ты ведь знаешь, какую слабость питают американцы ко всему самому-самому? Convair XC-99 не стал исключением. Это самый большой в истории поршневой сухопутный транспортный самолет. Если ты не знаком с авиацией, в голове у тебя наверняка возник вопрос: «Ну и что?». На современных самолетах с большой грузоподъемностью применяются, в основном, реактивные двигатели, поскольку они обеспечивают высокие скорости за счет высвобождения из сопла реактивной струи. Convair XC-99 работал на самом обычном двигателе внутреннего сгорания, который вращал винты на крыльях машины. Несмотря на такое инженерное решение этот самолет с успехом участвовал в Корейской войне в качестве военно-транспортного судна и к 1957 году налетал 7400 часов.


В этом списке собраны 10 самых больших самолетов в мире из когда-либо построенных. В рейтинге присутствуют самолеты как пассажирской авиации, так и грузовые и транспортные лайнеры. О некоторых из них, например Ан Мрия, есть более подробные материалы, а о некоторых мы расскажем впервые. Список представлен в порядке убывания.

Дорнье Do X
Дорнье Do X являлся самым большим, самым тяжелым, и самым мощным летательным аппаратом в мире, когда был произведен немецкой компанией Dornier в 1929. По сути, это скорее пассажирская летающая лодка, нежели классический самолет.

Туполев Ант-20
Туполев Ант-20, или Максим Горький, был назван в честь Максима Горького и посвящен 40-й годовщине его литературной и общественной деятельности. Ант-20 был самым большим известным самолетом, исповедующим философию дизайна Юнкерс, с рифленой листовой сталью во многих ключевых компонентах корпуса.

Boeing 747 Dreamlifter
Эта увеличенная версия Боинга 747 под названием Dreamlifter используется исключительно для транспортировки частей самолета Boeing 787 на сборочные заводы компании от поставщиков из других частей мира.

Boeing 747-8
Боинг 747-8 - самая большая версия 747-го, а так же самый большой коммерческий самолет, построенный в Соединенных Штатах и самый длинный пассажирский самолет в мире. Вот сколько рекордов у этого выдающегося воздушного судна.

Boeing 747
Оригинальная версия Боинга 747 была в два с половиной раза больше по вместимости пассажиров, чем Boeing 707, один из гигантов коммерческой авиации 1960-х.

Антонов АН-22
Антонов 22 является тяжелым военным транспортным самолетом, разработанным Бюро Дизайна Антонова в Харькове. Самолет приводится в действие четырьмя турбовинтовыми воздушно-реактивными моторами. АН-22 стал первым советским широкофюзеляжным самолетом и остается самым большим в мире четырёхмоторным турбовинтовым высокопланом с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком до настоящего времени.

Антонов Ан-124
Антонов 124 является стратегическим самолетом для воздушных грузовых перевозок. Один из самых больших самолетов в мире был разработан конструкторским бюро Антонова. 124 - второй по высоте грузовой самолет в мире после Boeing 747-8F и третий самый тяжелый грузовой самолет в мире.

Airbus A380
Аэробус A380 с двойной палубой является широкофюзеляжным авиалайнером с четырьмя двигателями. Это самый большой пассажирский авиалайнер в мире. Множеству аэропортов пришлось модернизировать свои посадочные полосы, чтобы приспособить их к его размерам. A380 совершил свой первый полет 27 апреля 2005 и начал коммерческую службу в октябре 2007 с компанией Singapore Airlines.

Airbus A340
Второй в списке - Airbus A340. Он вмещает до 375 пассажиров в стандартных вариантах и 440 в увеличенной модификации. В зависимости от модели, А-340 может преодолевать от 12,400 до 17,000 км на одной заправке.

Самый большой самолет - Ан-225 Мрия
Ан-225 Мрия - стратегический грузовой самолет для воздушной перевозки, разработанный Бюро Дизайна Антонова в 1980-х. Мрия переводится с украинского языка, как Мечта. Самолет приводится в движение шестью турбовентиляторными двигателями и является самым большим в мире, с максимальным весом взлета в 640 тонн. В настоящее время построена только одна его версия, но готовится к выпуску и вторая "Мрия".

Самолёт сам по себе уже гений инженерной мысли. Заставить сотни тонн железа подняться над землёй - задача нетривиальная. Даже малейшие детали имеют значение, требуется высочайшая точность и напряжённая работа сотен человек, чтобы создать даже самый простой по современным меркам самолёт.

Тем большим вызовом являются для конструкторов-самолётостроителей эксперименты с материалами, размерами, технологиями, чтобы создавать воздушные суда всё легче, всё экономичнее, всё крупнее, чем их предшественники. В этой статье речь пойдёт о самых больших пассажирских самолётах. Сейчас в мире существуют два основных игрока, производящих огромные пассажирские самолёты, - это Boeing и Airbus.


Конкуренция между ними привела к созданию колоссальных машин. Среди них признанным лидером является Airbus-A380. Размах его огромных крыльев почти достигает 80 м, а длина - 73 м. О нём, а также о других летающих великанах читайте ниже.

Airbus-A380

  • Размах крыльев - 79.75 м
  • Длина - 72.75 м
  • Высота - 24.08 м
  • Масса - 280 т
  • Взлётная масса, макс. - 560 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 853 чел.

Производство этого самолёта начали в 2005 году, ввели в эксплуатацию уже в 2007. С этого времени он официально занимает первое место в ряду пассажирских самолётов не только по размерам, но и по вместимости, а также по многим другим параметрам. Например, для самолётов подобной категории он является самым экономичным. Его расход топлива составляет всего 3 литра на пассажира на 100 км пути.


Такой огромный самолёт не смог бы подняться в воздух, если бы был выстроен из традиционных материалов - он попросту был бы слишком тяжёлым, и подъёмной силы крыльев не хватило бы, чтобы оторвать его от земли. Поэтому главным вызовом для инженеров и конструкторов стала задача максимально уменьшить его массу.


Решение этой проблемы стало возможным за счёт использования новейших композитных материалов, часть которых была специально разработана для этого самолёта. Например, центральная и основная часть крыла (которая сама по себе весит 11 тонн!) состоит на 40 процентов из углепластика. Для сварки элементов конструкции использовалась лазерная технология, что значительно повысило надёжность соединений и уменьшило количество крепёжных элементов.


Кроме прочего, конструкторы заботились и об экологичности. Снизив количество потребляемого топлива на 17% по сравнению с Boeing 747, они добились и уменьшения выбросов CO2 - они составляют 75 г на пассажира на 1 км пути.

Boeing 747

  • Размах крыльев - 68.5 м
  • Длина - 76.3 м
  • Высота - 19.4 м
  • Масса - 214.5 т
  • Взлётная масса, макс. - 442.2 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 581 чел.
  • Производитель - Boeing

Boeing 747 удерживал первенство среди пассажирских самолётов более 36 лет – c 1969 по 2005 год. В 1970 году выпуск этого самолёта в серийное производство стал прорывом, потому что постройка настолько новой модели повлекла за собой целую череду изменений в производственном процессе, технологии, требованиях к эксплуатации и даже в методах обучения пилотов.


Изначально не планировалось выпускать большое количество 747-х, но когда эта модель доказала свою надёжность, очень многие мировые авиакомпании стали заказывать именно её, потому что объём пассажирских перевозок начал резко возрастать, и вместительные самолёты было выгодно содержать. В настоящее время в мире летает 1.5 тысячи 747-х в таких компаниях, как British Airways, Korean Air, China Airlines. В России 747-е эксплуатирует компания «Россия». Пять 747-х достались ей «в наследство» от распавшейся компании «Трансаэро».


747-му принадлежат и значительные рекорды: в 1989 году именно этот самолёт, принадлежащий австралийским Qantas Airways, совершил беспересадочный перелёт в Сидней из британской столицы, преодолев 18 тыс. км за 20 с небольшим часов. Правда, он летел пустым: без груза и пассажиров. Ещё один рекорд связан с количеством пассажиров: в 1997 году 1112 человек совершили на нём перелёт в Израиль в ходе военной операции «Соломон».


747-й использовался также для транспортировки космических кораблей Space Shuttle. Для такой транспортировки космические шаттлы устанавливают самолёту «на спину».

Самая характерная деталь 747-ого - «горб» на фюзеляже. Изначально планировалось, что фюзеляж будет двухпалубным по всей длине, но от этого варианта пришлось отказаться по техническим причинам. Поэтому вторая палуба у этого Боинга короткая.


Такая надстройка была сконструирована для того, чтобы нос корабля можно было модифицировать в грузовую аппарель, потому что предполагалось, что 747-й будет эксплуатироваться преимущественно для перевозки грузов.

Существует 7 модификаций Boeing-747, почти все из них имеют как пассажирские, так и грузовые и грузо-пассажирские версии. Не будет ошибкой сказать, что именно 747-й является одним из самых распространённых самолётов такого типа в мире.

Airbus A340-600

  • Размах крыльев - 63.45 м
  • Длина - 75.36 м
  • Высота - 17.22 м
  • Масса - 177 т
  • Взлётная масса, макс. - 380 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 419 чел.
  • Производитель - Концерн Airbus S.A.S

Концерну Airbus S.A.S принадлежит ещё один самолёт-гигант. Это Airbus A340-600, который до выпуска одной из модификаций Boeing 747 являлся самым длинным в мире пассажирским воздушным судном.

Его коммерческий выпуск начался в 2002 году, в 2011 он был остановлен. За 9 лет было выпущено 97 самолётов этой модификации. 340-600 создавался специально для межконтинентальных перелётов. Его заявленная дальность полёта - 14 600 км без дозаправки.

Boeing 777-300ER

  • Размах крыльев - 64.8 м
  • Длина - 73.9 м
  • Высота - 18.7 м
  • Масса - 166.9 т
  • Взлётная масса, макс. - 351.5 т
  • Количество двигателей - 2
  • Пассажировместимость, макс. - 365 чел.
  • Производитель - Boeing

Буквы ER в названии модификации обозначают Extended Range – повышенная дальность. Он способен пролететь 14 690 км без дозаправки благодаря увеличению запаса топлива по сравнению с предыдущей модификацией «трёх семёрок». Именно этот самолёт является основным конкурентом Airbus A340-600 и самым продаваемым 777-м в мире. Сейчас в мире эксплуатируется около 400 самолётов данной модификации.


На самолётах этой модели стоят самые мощные в мире турбовентиляторные реактивные двигатели General Electric 90-115B, которые дают максимальную тягу в 513 кН. Модификация 300ER обладает усиленными по сравнению с предшественниками элементами конструкции: стойки шасси, оперение, крылья, а также дополнительные топливные баки.

Авиатранспорт сегодня считается одним из самых востребованных. По воздуху ежедневно самолеты перевозят миллионы пассажиров во всем мире, осуществляется транспортировка грузов и корреспонденции. В ряде случаев важен размер воздушного судна.

Рассмотрим самые большие самолеты в мире, узнаем об истории создания, целях и востребованности в современных условиях.

Среди грузовых самолетов

Сегодня создание самолета – спланированная программа, на которую выделяют средства для того, чтобы впоследствии заработать и оправдать вложения. Раньше ряд рекордных разработок создавались только для того, чтобы заявить о себе, протестировать предложенное конструктором техническое решение. Сверхтяжелые самолеты выпускались в единственном или ограниченном экземплярах.

Крупные авиалайнеры задумывались изначально для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов. Поговорим о самых больших пассажирских самолетах в мире, о транспортных и военных гигантах.

Ан-225 «Мрия»

Создание «Мрии» произошло в кратчайшие сроки, поскольку перед руководством завода «Антонов» ставились задачи по решению вопроса с перевозкой космического челнока «Буран». Дополнительно планировалось сделать из Ан-225 летающий космодром. Самолет был построен в 1988 году на базе разработок для Ан-124.

“Мрия” с кораблем “Буран”. Париж, 1989 г.

Сегодня «Мрия» представлена в единственном экземпляре, принадлежит Украине и используется в качестве средства перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов. В период с 1991 по 2000 год Ан-225 простаивал. Это самый большой самолет в мире. Ниже представлена сравнительная таблица технических характеристик крупнейших самолетов в мире.

Ан-124 «Руслан»

Руслан проектировали и строили на том же КБ «Антонова», что и вышеописанный Ан-225. Под руководством конструктора Толмачева самолет увидел свет в 1982 году. Задумывался как уникальный тяжелый транспортный самолет для серийного выпуска и должен был в первую очередь решать военные задачи. Последняя модель была собрана в 1995 году.

“Руслан” компании “Волга-Днепр” при разгрузке

Если рассчитывать грузоподъемность и дальность полетов, то «Руслан» не имеет аналогов в мире. Перед советскими конструкторами была поставлена и другая задача – опередить американцев, представивших Lockheed C-5 Galaxy.

Модель оснащена четырьмя турбореактивными двигателями, специально для «Руслана» разработано 24-колесное шасси на нескольких стойках. «Руслан» – двухпалубный лайнер. Для гражданских перевозок создана модифицированная версия Ан-124-100.

Соперничество США и СССР в военной сфере привело к созданию как самолета «Руслан», так и американского Lockheed C-5 Galaxy. Собирался для противопоставления советской модели Ан-22 «Антей» и долгое время оставался крупнейшим в мире военно-транспортным серийным лайнером.

Взлет C-5 с аэродрома

Первый перелет C-5 Galaxy совершил в далеком 1968 году, всего был выпущен 131 экземпляр, впоследствии проводились работы по модернизации. Лайнер получил новые двигатели, что позволило увеличить грузоподъемность на 20%, снизив при этом расход топлива на 10%.

Примечательно, что новыми двигателями американцы хотели оснастить и советские «Русланы», но впоследствии сделка сорвалась по инициативе США.

АНТ-20 «Максим Горький»

В СССР 30-е годы стали приоритетными для промышленности и авиации. В те времена Россия активно создавала тяжелые самолеты. Накануне 40-летнего юбилея творческой деятельности Максима Горького в стране было решено построить гигантский самолет для агитаций. Был создан комитет по постройке гиганта, который возглавил М. Кольцов.

Агитационный самолет-гигант имени Максима Горького

Строительство осуществлялось на собранные читателями газет и журналов деньги, возглавил процесс конструктор Туполев. Длительность производства и сборки – 14 месяцев. Летом 1934 года АНТ-20 впервые поднялся в воздух. На тот момент это был самый большой самолет. Мог использоваться как пассажирский и грузовой. Внутри размещалась библиотека, гардероб, два салона для пассажиров, ресторан. Обладал уникальной системой управления. Мог перевозить до 15 тонн груза.

Был утерян в 1935 году в результате нелепой катастрофы.

Об истории Говарда Хьюза снят голливудский фильм «Авиатор». Hughes H-4 Hercules – его проект и детище. Это крупнейший в мире самолет-амфибия. Предыстория его создания относит нас к Второй мировой войне, когда транспортировка грузов по Атлантике была опасной. Немецкие подводные лодки легко топили торговые корабли. Было решено создать летающую лодку, данную идею поддержал миллиардер Хьюз.

Первый и последний полет H-4

В ноябре 1947 года сам авиаконструктор поднял лайнер в воздух и пролетел на нем 2 километра. По размаху крыла по-прежнему занимает 1 место в мире. К сожалению, коммерческий успех летающая лодка не имела и осталась музейным экспонатом.

Технические характеристики крупнейших самолетов в мире

Характеристика Ан-225 «Мрия» Ан-124 «Руслан»
Число двигателей, шт 6 марки Д-18Т 4 марки Д-18Т 4 марки CF6-80C2 8 турбовинтовых 8 радиальных
Дальность, км 15600 16500 9700 1200 5600
Крейсерская скорость, км/ч 850 800 750-800 198 408
Взлетная масса, т 600 405 348,3 180
Масса самолета, т 250 173 172,4 136
Размах крыла, м 88,4 73,3 68 63 97,5
Длина, м 84 69,1 75 32,5 66,6
Высота, м 18,2 20,78 19,85 4,5 9,1

Среди пассажирских самолетов

Сегодня города мира связываются не только посредством железных и автомобильных дорог, но и авиасообщением. Число регулярных рейсов растет, и авиакомпании стараются расширить парк самолетов. Вместимость пассажиров авиалайнера – важный параметр, по которому оценивают модель.

Рассмотрим самые большие самолеты по вместимости пассажиров.

Французская компания Airbus производит самый большой в мире пассажирский самолет. Разработка обошлась концерну в 12 миллиардов долларов. Размах крыла составляет 79,8 метров, максимальный взлетный вес – 560 тонн.

Крупнейший заказчик A-380 – компания Emirates

В 2019 г. компания объявила об остановке производства авиалайнера по причине сокращения заказов. Первая модель была поставлена на рынок в 2005 году. Выпускается с компоновкой салонов двух типов:

  • только эконом класс, вместимостью 700-853 кресел;
  • 3 класса, вместимостью 525 кресел.

Максимальная скорость составляет 1100 км/ч. Широкофюзеляжный двухпалубный лайнер оснащен четырьмя двигателями и способен преодолевать расстояние свыше 15 километров.

Данный Боинг часто называют «Джамбо Джет». В мире он известен как первый гражданский двухпалубный дальнемагистральный лайнер. Производится с 1969 года по настоящее время. Эксплуатируется большинством авиакомпаний мира.

Boeing 747 авиакомпании Lufthansa

Существует несколько модификаций Boeing 747, каждое поколение превосходило предыдущее по ряду параметров, но стандартные характеристики корпуса остались теми же:

  • размах крыла – 59,6 м;
  • длина – 70,5 м;
  • вместимость салона при различной компоновке кресел – 366 или 452.

Максимальная дальность перелета составляет 12 километров. Для ряда компаний производилась модель Boeing 747 Domestic, вместимость салона которого достигала 600 пассажиров.

Представленная модель американской компании Boeing отличается тем, что может пролететь до 14,6 километров без посадок, что отражено в названии (аббревиатура ER переводится как «увеличенная дальность»). Разработчики добились этого эффекта благодаря увеличению запасов топлива. Два реактивных двигателя GE90-115B считаются наиболее мощными в мире среди тех, что не используются в военных целях.

Лайнер Boeing 777-300ER, принадлежащий Turkish Airlines

Грузоподъемность лайнера составляет 103 тонны, при этом при наиболее простой компоновке салона с одним классом эконом он может вместить до 550 пассажиров.

Это один из самых длинных по размеру авиалайнеров в мире. Длина фюзеляжа составляет 75 метров. Для того, чтобы этот гигант поднялся в воздух, используют двигатели компании Rolls-Royce – Trent500.

Взлет пассажирского гиганта Airbus A340-600

Данная модификация разрабатывалась исключительно для полетов между континентами, самолет способен преодолевать расстояние в 14600 километров. Он создавался для конкуренции с «Боингом», длина фюзеляжа превосходит все модификации лайнеров Airbus. По данному показателю лайнер превосходит лишь американский Boeing-747-8 (76,4 метров против 75,3).

В 2008 г. компания Boeing начала производство нового широкофюзеляжного лайнера с двумя палубами. Базой для модели стала серия 747-400. Из всех самолетов семейства самолет может похвастаться:

  • экономичностью;
  • экологичностью;
  • эффективностью;
  • бесшумностью.

Boeing 747-8 на выставке

Пассажирскую версию дополнила грузовая, выпускаемая под названием Frighter. Стандартно вмещает 467 кресел в салоне. Вес пустого самолета составляет 212 тонн.

Разработанный в 60-х годах XX столетия Ту-154 эксплуатируется до сих пор. Были разработаны экономичные модификации, а также грузовая модель 154С. Ту-154 – один из самых длинных советский пассажирских самолетов. Его длина составляет 48 метров. С современными гигантами по данному параметру сравниться сложно, но в то время было важно повысить вместимость пассажиров.

Оставшиеся Ту-154 эксплуатируются ВС РФ

Ту-154 вмещал до 180 человек, разрабатывался ОКБ Туполева. За счет небольшого веса и тяги двух турбовентиляторных двигателей развивал скорость до 950 км/ч. Стоимость производства одной единицы в среднем равнялась 45 миллионов долларов.

Длина «Конкорда», название которого буквально переводится как «согласие», равнялось 62 метрам. Производился несколькими крупными компаниями при сотрудничестве Великобритании и Франции. Всего на рынок было выпущено 20 единиц техники с 1976 г.

Взлет “Конкорда” Британских авиалиний

Concorde – сверхзвуковой пассажирский лайнер, который разрабатывался в противовес советской разработке, Ту-144. По техническим характеристикам он не уступал ему, имел меньший вес и менее длинный фюзеляж. Крейсерская скорость – 2158 км/ч. Четыре мощных двигателя разрабатывались компаниями Rolls-Royce и SNECMA. Основными причинами отказа использовать сверхзвуковую модель в коммерческих перевозках стали:

  • убыточность проекта;
  • неудобство для пассажиров;
  • высокий уровень шума.

Длина фюзеляжа Ту-144 составляет 66 метров. Конструкторское бюро Туполева разработало сверхзвуковой самолет в 60-е годы, и лайнер стал одним из двух данного типа, который использовался в коммерческих перевозках.

Битва за сверхзвук между СССР и западом окончилась ничем

Крейсерская скорость – 2300 километров в час, что было рекордом для данного типа воздушных судов. Предназначен для перевозки 150 пассажиров на дальние расстояния. Эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета началась в 1975 году с перевозки грузов и почты между крупными городами СССР. Основной рейс Ту-144 – Алма-Ата – Москва. Из-за высокой стоимости билетов перевозки оказались нерентабельными.

Предшественником данного лайнера был Боинг-767, корпус которого был значительно расширен для большей вместимости и удобства путешественников. По сравнению с предыдущими версиями лайнера была увеличена площадь салона, туалетов. Ширина салона – 5,49 метров. Размах крыла – 60 метров.

Dreamliner отличается удобным широким салоном

С максимальной нагрузкой самолет может преодолеть 13 000 километров.

Самый широкий салон самолета Boeing 787 Dreamliner

Мировой рекорд самой высокой скорости самолета

Если коммерческая перевозка пассажиров не готова к использованию сверхзвуковых авиалайнеров, то военные технологии шагнули дальше. Для полетов авиации здесь используются гиперзвуковые технологии.

Самый быстрый самолет в мире X-43A

Самолет NASA X-43A способен развивать скорость 11760 км/ч. Это максимальный показатель в мире. Это экспериментальная беспилотная модель длиной 3,66 метра.

Выводы

  1. Самый большой грузовой самолет в мире произведен в СССР в единственном экземпляре и носит имя «Мрия». Это Ан-225. Соперничать с ним по ряду параметров может только Ан-124 «Руслан».
  2. Самый большой пассажирский самолет – Airbus A-380. Это двухпалубный лайнер, способный вместить 853 пассажира.
  3. Самолет, способный развить огромную скорость в воздухе (11760 км/ч), – гиперзвуковой X-43A.

Три самых больших в мире самолёта и их истории

Людей всегда привлекает какой-либо рекорд - рекордные самолёты всегда пользуются большим вниманием

Airbus А380 – широкофюзеляжный двухпалубный реактивный пассажирский самолет, созданный концерном Airbus S.A.S. (ранее Airbus Industrie) – самый крупный серийный авиалайнер в мире.

Высота самолета составляет 24,08 метра, длина – 72,75 (80,65) метра, размах крыла 79,75 метра. A380 может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 км. Вместимость – 525 пассажиров в салоне трех классов; 853 пассажира в одноклассовой конфигурации.

Также предусмотрена грузовая модификация A380F с возможностью перевозить груз до 150 тонн на расстояние до 10 370 км.

На разработку Аэробус А380 ушло около 10 лет, стоимость всей программы составила около 12 млрд. евро. Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолетов, хотя по оценкам некоторых аналитиков, цифра должна быть намного больше.

По словам разработчиков, самой сложной частью в создании А380 стала проблема снижения его массы. Ее удалось решить за счет широкого применения композиционных материалов как в силовых элементах конструкции, так и во вспомогательных агрегатах, интерьерах и т. д.

Для снижения массы самолета также использовались прогрессивные технологии и улучшенные алюминиевые сплавы. Так, 11–тонный центроплан на 40% своей массы состоит из углепластиков. Верхние и боковые панели фюзеляжа производятся из гибридного материала Glare (англ.). На нижних панелях фюзеляжа применена лазерная сварка стрингеров и обшивки, что существенно снизило количество крепежа.

По заявлениям компании Airbus, в расчете на одного пассажира Аэробус А380 сжигает на 17% меньше топлива, чем “современный самый большой самолет” (по всей видимости, имеется в виду Боинг 747). Чем меньше топлива сжигается, тем меньше выбросы углекислого газа. Для самолета выбросы CO2 в расчете на одного пассажира составляют всего лишь 75 граммов на километр пути. Это почти вдвое меньше нормы выброса углекислоты, установленной Европейским союзом для автомобилей, произведенных в 2008 году.

Первый проданный самолет A320 был сдан заказчику 15 октября 2007 после длительной фазы приемо–сдаточных испытаний и поступил на службу 25 октября 2007 года, совершив коммерческий рейс между Сингапуром и Сиднеем. Два месяца спустя президент компании Singapore Airlines Чю Чонг Сенг заявил, что Airbus A380 работает лучше, чем ожидалось и потребляет на пассажира на 20% меньше топлива, чем имеющиеся у компании Боинги 747–400.

Верхняя и нижняя палубы самолета соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях лайнера, достаточно широкими, чтобы на них поместились два пассажира плечом к плечу. В конфигурации с 555 пассажирами A380 имеет на 33% больше пассажирских мест, чем Боинг 747–400 в стандартной конфигурации с тремя классами, но салон имеет на 50% больше пространства и объема, в результате чего на одного пассажира приходится больше места.

Максимальная сертифицированная вместимость самолета – 853 пассажира при конфигурации с единым эконом–классом. Анонсированные конфигурации имеют число пассажирских мест от 450 (для Qantas Airways) до 644 (для Emirates Airline, с двумя классами комфортности).

Хьюз H-4 Геркулес (англ. Hughes H-4 Hercules) - транспортная деревянная летающая лодка, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose («Щёголь, Пижон», дословно «Еловый гусь»), был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным - 98 метров. Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В начале Второй мировой войны правительство США выделило Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна, но к окончанию военных действий летательный аппарат готов не был, что объяснялось нехваткой алюминия, а также упрямством Хьюза, стремившегося создать безупречную машину.

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 66,45 м
  • Размах крыла: 97,54 м
  • Высота: 24,08 м
  • Высота фюзеляжа: 9,1 м
  • Площадь крыла: 1061,88 м²
  • Максимальная взлётная масса: 180 тонн
  • Масса полезной нагрузки: до 59 000 кг
  • Запас топлива: 52 996 л
  • Двигатели: 8× воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л. с. (2240 кВт) каждый
  • Пропеллеры: 8× четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 351 миль/ч (565,11 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 250 миль/ч (407,98 км/ч)
  • Дальность полёта: 5634 км
  • Практический потолок: 7165 м.

Несмотря на своё прозвище, самолёт построен практически полностью из берёзы, точнее из выклеенной по шаблону берёзовой фанеры.

Самолёт Hercules, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

После длительного хранения (Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии до своей смерти в 1976 году, тратя на это до 1 млн долларов США в год) самолёт был отправлен в музей Лонг-Бич, Калифорния.

Самолёт ежегодно посещают около 300 000 туристов. Биография создателя самолёта Говарда Хьюза и испытания самолёта показаны в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор».

В настоящее время является экспонатом музея Evergreen International Aviation в Макминнвилле (Орегон), куда был перевезён в 1993 году.

Эта машина была спроектирована и построена в очень короткие сроки: первые чертежи начали создаваться в 1985 году, а в 1988 году транспортный самолет уже был построен. Причину столь сжатых сроков можно довольно легко объяснить: дело в том, что «Мрия» создавалась на базе хорошо отработанных узлов и агрегатов Ан-124 «Руслан». Так, например, фюзеляж «Мрии» имеет те же поперечные размеры, что и Ан-124, но длиннее его, увеличился размах и площадь крыльев. Такое же строение, как у «Руслана» имеет крыло, но в него были добавлены дополнительные секции. У Ан-225 появились два дополнительных двигателя. Шасси самолета аналогично шасси «Руслана», но в нем семь, вместо пяти стоек. Довольно серьезно был изменен грузовой отсек. Изначально было заложено два самолета, но достроен был только один Ан-225. Второй экземпляр уникального самолета готов приблизительно на 70% и может быть достроен в любое время, при условии должного финансирования. Для его достройки нужна сумма 100-120 миллионов долларов.

1 февраля 1989 года самолет был показан широкой публике, а в мае того же года Ан-225 совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев, неся у себя на спине «Буран», весящий шестьдесят тонн. В том же месяце Ан-225 доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. В общей сложности, на счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 тонны), самого тяжелого монолитного груза (188 тонн) и самого длинного груза.

Самолет Ан-225 «Мрия» изначально создавался для нужд советской космической отрасли. В те годы Советский Союз строил «Буран» - свой первый корабль многоразового использования, аналог американского шаттла. Для реализации этого проекта была необходима транспортная система, с помощью которой можно было перевозить грузы больших размеров. Именно для этих целей и задумывалась «Мрия». Кроме компонентов и узлов самого космического корабля, необходимо было доставлять и части ракеты «Энергия», которые также имели колоссальные размеры. Все это доставлялось с места производства до точек окончательной сборки. Узлы и компоненты «Энергии» и «Бурана» изготавливали в центральных регионах СССР, а окончательная сборка происходила в Казахстане, на космодроме Байконур. Кроме того, Ан-225 изначально проектировали так, чтобы в будущем он мог перевозить готовый космический корабль «Буран». Также Ан-225 мог перевозить крупногабаритные грузы для нужд народного хозяйства, например, оборудование для горнодобывающей, нефтегазовой промышленности.

Помимо участия в советской космической программе, самолет должен был использоваться для перевозки негабаритных грузов на большие расстояния. Эту работу Ан-225 «Мрия» выполнят и сегодня.

Общие функции и задачи машины можно описать так:

  • перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжелых) общим весом до 250 т;
  • внутриконтинентальные беспосадочные перевозки грузов весом 180−200 т;
  • межконтинентальные перевозки грузов весом до 150 т;
  • перевозки тяжелых крупногабаритных грузов на внешней подвеске общим весом до 200 т;
  • использование самолета для воздушного старта космических аппаратов.

Перед уникальным самолетом ставили и другие, еще более амбициозные задачи и они также были связаны с космосом. Самолет Ан-225 «Мрия» должен был стать своеобразным летающим космодромом, платформой с которой на орбиту выводились бы космические корабли и ракеты. «Мрия», по замыслу конструкторов, должны была стать первой ступенью для старта многоразовых космических кораблей типа «Буран». Поэтому изначально перед конструкторами стояла задача сделать самолет с грузоподъемностью не менее 250 тонн.

Советский шаттл должен был стартовать со «спины» самолета. Подобный способ запуска аппаратов на околоземную орбиту имеет множество серьезных плюсов. Во-первых, не нужно строить очень дорогостоящих наземных пусковых комплексов, а во-вторых, запуск ракеты или корабля с самолета серьезно экономит топливо и позволяет увеличить полезную нагрузку космического аппарата. В некоторых случаях это может позволить совсем отказаться от первой ступени ракеты.

Различные варианты воздушного старта разрабатываются и в настоящее время. Особенно активно в этом направлении работают в США, есть и российские наработки.

Увы, с распадом Советского Союза, проект «воздушного старта», с участием Ан-225 был практически похоронен. Этот самолет был активным участником программы «Энергия-Буран». Ан-225 выполнил четырнадцать полетов с «Бураном» на верхней части фюзеляжа, в рамках этой программы были перевезены сотни тонн различных грузов.

После 1991 года финансирование программы «Энергия-Буран» прекратилось, и Ан-225 остался без работы. Только в 2000 году началась модернизация машины для использования ее в коммерческих целях. Самолет Ан-225 «Мрия» обладает уникальными техническими характеристиками, огромной грузоподъемностью и может перевозить крупногабаритные грузы на своем фюзеляже - все это делает самолет очень востребованным для коммерческих перевозок.

С того времени Ан-225 выполнил множество рейсов и перевез сотни тонн различных грузов. Некоторые транспортные операции можно смело назвать уникальными и не имеющими аналогов в истории авиации. Самолет несколько раз принимал участие в гуманитарных операциях. После разрушительного цунами он доставлял электрогенераторы в Самоа, перевозил строительную технику в разрушенное землетрясением Гаити, помогал устранять последствия землетрясения в Японии.

В 2009 году была проведена модернизация самолета Ан-225, и срок его службы был продлен.

Самолет Ан-225 «Мрия» выполнен по классической схеме, с высокоподнятыми крыльями небольшой стреловидности. Кабина находится в передней части самолета, грузовой люк также расположен в носовой части машины. Самолет выполнен по двухкилевой схеме. Подобное решение связано с необходимостью перевозить грузы на фюзеляже самолета. Планер самолета Ан-225 имеет очень высокие аэродинамические свойства, величина аэродинамического качества этой машины равна 19, что является отличным показателем не только для транспортных, но и для пассажирских самолетов. Это, в свою очередь, серьезно улучшило характеристики самолета и снизило расход топлива.

Практически все внутреннее пространство фюзеляжа занимает грузовой отсек. По сравнению с Ан-124 он стал больше на 10% (на семь метров). При этом размах крыла увеличился всего лишь на 20%, были добавлены еще два двигателя, а грузоподъемность самолета выросла в полтора раза. При строительстве Ан-225 активно использовались чертежи, узлы и агрегаты Ан-124, благодаря чему самолет и смогли создать в такой короткий срок. Вот основные отличия Ан-225 от Ан-124 «Руслан»:

  • новый центроплан;
  • увеличена длина фюзеляжа;
  • однокилевое хвостовое оперение заменено на двухкилевое;
  • отсутствие хвостового грузового люка;
  • количества стоек основного шасси увеличено с пяти до семи;
  • система крепления и наддува наружных грузов;
  • установлены два дополнительных двигателя Д-18Т.

В отличие от «Руслана», «Мрия» имеет всего лишь один грузовой люк, который находится в носовой части самолета. Как и ее предшественник, «Мрия» может изменять клиренс и угол наклона фюзеляжа, что крайне удобно при погрузочно-разгрузочных работах. Шасси имеет три опоры: переднюю двухстоечную и две основные, каждая из которых состоит из семи стоек. При этом все стойки независимы друг от друга и выпускаются отдельно.

Для взлета без груза самолету необходима взлетная полоса длиной 2400 метров, с грузом - 3500 метров.

Ан-225 имеет шесть двигателей Д-18Т, подвешенных под крыльями, а также две вспомогательные силовые установки, расположенные внутри фюзеляжа.

Грузовой отсек сделан герметичным и снабжен всем необходимым оборудованием для погрузочных работ. Внутри фюзеляжа Ан-225 может перевозить до шестнадцати стандартных авиационных контейнеров (каждый весом десять тонн), пятьдесят легковых автомобилей или же любой груз весом до двухсот тонн (турбины, грузовая техника особо крупных размеров, генераторы). Сверху на фюзеляже предусмотрены специальные крепления для перевозки крупногабаритных грузов.Д

Технические характеристики Ан-225 «Мрия»

Размах крыла, м 88,4

Длина, м 84,0

Высота, м 18,2

Масса, кг

Пустого 250000

Максимальная взлетная 600000

Масса топлива 300000

Двигатель 6*ТРДД Д-18Т

Удельный расход топлива, кг/кгсч 0,57-0,63

Крейсерская скорость, км/ч 850

Практическая дальность, км 15600

Дальность действия, км 4500

Практический потолок, м 11000

Экипаж шесть человек

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.