Усадьба марфино где находится. Усадьба Марфино: история перевоплощений

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

Чем впечатляет: Эта усадьба в 25 километрах от Москвы очаровывает с первого взгляда! Массивный каменный мост, романтичный замок с готическими башенками, белокаменная терраса, ведущая к пруду, и вечные стражи - грифоны. Все это появилось с легкой руки М.Д. Быковского по заказу владелицы Марфино - Софьи Паниной. Усадьба, известная с 1585 года, получила свой расцвет именно при ней - в XIX веке. Марфино просто не может оставить равнодушным! Возможно, поэтому создатели «Мастера и Маргариты» решили устроить бал Сатаны именно здесь. С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья
С дворца ль волшебного ея
Или с террасы - загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивного фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых?
А. Львов

Романтический замок в розовых тонах как будто любуется собой в отражении пруда. Готический мост, грифоны… Словно кто-то решил поиграть в рыцарскую эпоху…
Но на самом деле Марфино - насиженное дворянское гнездо. Разные части усадьбы принадлежат разному времени и постепенно раскрывают нам ее историю.
известна с XIV века, но тогда она называлась Щибрино. Откуда появилось это имя неизвестно. Но есть легенда, рассказывающая о появлении названия Марфино.
Говорят, что это имя усадьба получила в XVIII веке при Борисе Голицыне. По одной версии, она была названа в честь его жены Марфы, по другой - в память об утонувшей в Волге под Астраханью дочери. Но исторически это не подтверждается. Например, в Писцовых книгах XVII столетия усадьба уже называлась Марфино. Да и жену Б.А. Голицына звали не Марфа, а Мария Федоровна Хворостина.
История этого места тесно связана с устройством государства Российского. В XV веке стало понятно, что государственные устои пора законодательно оформить и закрепить, и в 1497 году появился Судебник - сборник законов Великого Княжества Московского. В работе над ним принимал участие Щибрин, знаток русского права. За это он и получил на правом берегу реки Учи селение в 10-15 дворов с небольшой деревянной церковью.
Конечно, селение назвали «Щибрино», а вскоре - «Марфино, Щибрино, тож». Возможно, название «Марфино» оно получило по имени одной из двух евангельских сестер Марфы и Марии. То есть Марфа стала святой покровительницей селения. Почему двойное название? Считается, что одно имя дано по святому покровителю или покровительнице, второе - по фамилии владельца.
Марфино неоднократно переходило из рук в руки. И вот в конце XVII века владельцем усадьбы стал воспитатель Петра I - Борис Голицын .
Современники вспоминали, что он был человеком «ума великого», владел несколькими иностранными языками, «пил непрестанно», изумлял всех своей невоспитанностью, грубостью и жестокостью.
Конечно, усадьба Марфино не впечатлила Голицына, и он приказал все переделать. Здесь появились новый дом, парк на французский манер и каменная церковь Рождества Богородицы, построенная по проекту крепостного зодчего Владимира Белозерова.
С церковью Рождества Богородицы связана мрачная легенда. Ее 6 лет строили крепостные, и когда она была уже практически готова, Белозерову приснился сон, будто церковь рухнула. Он пришел к княгине Марии Федоровне Голицыной (князь был в Астрахани), рассказал про сон и попросил позволения достроить в храме четыре внутренних столба-пилона. Княгиня разрешила. Но новая церковь не понравилась Голицыну, а Священный Синод запретил ее освящать, углядев черты католицизма. В наказание князь приказал высечь Белозерова. Сердце немолодого уже архитектора не выдержало: он скончался.
Владимир Белозеров похоронен недалеко от Рождественской церкви. Сохранилась даже надгробная плита с надписью: 1708 год ноябрь в 30 день на память святого и всех верного апостола Андрея Первозванного преставись раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет. И это-то разрушает легенду, так как получается, что В. Белозеров умер через год после освящения храма.
В 1729 году владельцем Марфино стал Петр Семенович Салтыков, и в истории имения начался новый этап. Это было ожидаемо, ведь граф Салтыков был удивительным человеком. Он начал службу при Петре I солдатом гвардии и дослужился до высших чинов, был участником многих походов, а в 1759 году, во время войны с Пруссией, стал главнокомандующим русской армией. И этот 60-летний «седенький, маленький и простенький старичок», «сущая курочка» дал отпор самому Фридриху II Великому!
А Марфино Салтыков перестроил до неузнаваемости: здесь появились двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, регулярный парк, зверинец и оранжереи, где выращивали персики, апельсины, сливки, лимоны. Но П.С. Салтыков успел воплотить далеко не все. Он не справился с охватившей Москву в 1771 году чумой, и был отстранен от службы Екатериной II. Вскоре, не выдержав опалы, он скончался.
Усадьба же перешла к его сыну Ивану Петровичу Салтыкову. На волне моды он построил в Марфино несколько зданий в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны, беседки, дома для псарей, конный двор, каретный сарай.
Каждая постройка - произведение искусства . Даже псарни больше напоминают античные храмы, хотя назначение у них исключительно утилитарное: обслуживать около тысячи охотничьих собак. При этом между домами псарей стояла небольшая башня, где хранилось охотничье снаряжение, был музей зверей и птиц.
Произведением искусства при И.П. Салтыкове стал и парк. Множество садовников превращали деревья в остроконечные пирамиды, шары, аллеи, напоминающие дворцовые анфилады. И весь парк превратился в огромный торжественный зал под открытым небом. И сегодня в Марфино можно увидеть 2 беседки времен Салтыковых. Это музыкальный павильон работы неизвестного архитектора и двухъярусная ротонда «Миловида» со скульптурой Аполлона Бельведерского. Ее автором считают Н.А. Львова.
К сожалению, каретный сарай и конный двор дошли до наших дней в руинах.
Зато сохранились пруды. Крепостные, не жалея сил, вручную выкопали в Марфино три пруда: верхний - у деревни Лысково, нижний - напротив усадьбы и боковой - на рукаве. Выкопанный грунт также не пропал даром: его использовали для устройства дорожек в пейзажном парке, и для создания насыпных островов.
Всего на прудах появилось четыре острова с романтическими названиями: «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви», «Остров расставания». Полюбоваться ими можно было не только от дворца, но и прокатившись на лодочке. Кстати, лодочная станция работает до сих пор. А вот купаться или стирать белье в прудах было строго-настрого запрещено.
Конец XVIII века стал временем расцвета усадьбы Марфино. Сюда приезжали известные литераторы и композиторы. Здесь звучали орган и роговая музыка. Здесь ставили трагедии Вольтера и комедии Бомарше. В парадных залах первого этажа Марфинского дворца размещалась коллекция живописи, а на втором этаже в «Оружейной» хранилась редчайшая коллекция старинного оружия и воинских доспехов предков Салтыковых.
Забавы, катания на лодках, охота, русские народные песни, пляски, игры, праздничная иллюминация - у И.П. Салтыкова, действительно, были развлечения на любой вкус.
В 1805 году Иван Салтыков умер, и усадьба буквально осиротела. Война 1812 года только усугубила ситуацию. Но все изменилось, когда усадьба перешла к Софье Паниной.
Она пригласила именитого архитектора Михаила Быковского. И через 10 лет в Марфино появился настоящий готический замок, окруженный прудами и липами. Софья Владимировна Панина не удержалась, и в 1834 году переехала в еще недостроенный дворец в 24 комнаты. Большинство помещений были отделаны в классическом стиле, и лишь спальня хозяйки носила готический характер.
От дворца к пруду спустилась широкая лестница с террасами. А внизу, на пристани, отражаясь в зеркале воды, на широких постаментах лежат два вечных стража - белокаменных грифона.
Жемчужиной и визитной карточкой Марфино, конечно, стал мост. Он появился еще при Салтыковых, но Быковский полностью его перестроил. Арки, галерея с колоннами… все это сейчас медленно разрушается.
В 1840-е годы ансамбль усадьбы дополнил «римский» фонтан со скульптурной группой детей с дельфинами. Авторство приписывают И.П. Витали.
В целом Быковскому удалось создать романтичный рыцарский замок, от вида которого захватывало дух. Вот, что писал Алексей Львов: ... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...
У Паниных Марфино оставалось до 1918 года , после чего усадьба была национализирована и взята под охрану государством. Но при этом здесь во время производственной практики жили студенты Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
Последняя владелица Марфино графиня Софья Панина (младшая) была необыкновенной женщиной. Она стала первой в России женщиной - товарищем министра народного призрения, а потом просвещения во Временном правительстве. Большевики посадили ее в тюрьму и устроили громкий суд, но рабочие горячо вступились за Панину и добились ее освобождения. И она продолжила заниматься общественной деятельностью. Например, в годы Второй мировой войны Панина собирала помощь советским военнопленным.
В последующие годы в Марфино были детская колония для беспризорных детей Москвы, здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии, дом отдыха «Красный летчик» ВВС РККА, военный санаторий ВВС РККА. Любопытно, что до 1937 года действовали усадебные церкви.
А во время войны в Марфино разместились формирования трудового фронта, строившие под Москвой оборонительные сооружения. И мемориальная доска сообщает, что «здесь на территории санатория в ноябре-декабре 1941 года находился штаб 64-ой Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота». Это та стрелковая бригада, которая отстояла Белый Раст .
Бережно хранят местные жители память о летчике, совершившем подвиг в небе над Марфино. 2 декабря 1941 года на Марфино стремительно падал горящий самолет. До крыш домов оставалось метров сто, но летчик сумел отвернуть машину и она рухнула на опушке леса, в пятистах метрах от крайней избы. Летчика похоронили на сельском кладбище. И долгое время никто не знал имени героя. Но Марфинские школьники решили восстановить историческую справедливость. И неизвестный пилот обрел имя - Балмат Василий Семенович, уроженец Брянской области, 26-летний летчик 54-го полка бомбардировщиков, командир звена, награжденный в Белофинскую войну орденом Ленина, медалью «За отвагу», представленный в 1941 году к присвоению звания Героя Советского Союза.
В 1953 году в Марфино вернулся военный санаторий. Здание дворца «причесали», и разместили там номера повышенной комфортности. Номера попроще разместились в новом санаторном комплексе в северной части усадьбы.
И хотя попасть на территорию непросто (можно постараться заказать пропуск в Военно-клиническом санатории или присоединиться к экскурсии по усадьбе), здесь можно погулять в тени деревьев рыцарской аллеи. А спускаясь к пруду, можно встреться с любимой собачкой госпожи Паниной, ведь в парке стоит милый памятник четвероногому другу Софьи Владимировны.
И сегодня Марфино остается самой романтичной усадьбой Подмосковья. Сын архитектора Быковского вспоминал: Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь... .
Здесь снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Лес», «Драма из старинной жизни», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Вас приглашает оперетта», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита», «Свой среди чужих, чужой среди своих»… И сегодня Марфино продолжает вдохновлять кинорежиссеров, художников, писателей.



















































































В конце XVII – начале XVIII века, когда усадьба принадлежала Голицыным, при них была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту архитектора В. И. Белозерова. С середины XVIII века владельцами стали Салтыковы, тогда и был создан блестящий архитектурный ансамбль. В усадьбе проходили пышные празднества, устраивались выезды на охоту. При Петре Семёновиче Салтыкове действовал домашний театр, на спектакли которого съезжались со всей Москвы.

В 1812 году французы не пощадили великолепное Марфино, усадьба подверглась разграблению. В пожаре сильно пострадал дом П. С. Салтыкова.

В начале 20-х годов XIX века усадьбу приобрел В. Г. Орлов. При нем был заново отстроен господский дом в стиле ампир, восстановлен регулярный парк. После смерти В. Г. Орлова имение перешло его дочери – С. В. Паниной, которая реконструировала дворцово-парковый ансамбль.

В 30-40-е годы XIX века, под руководством новой хозяйки, усадьба перестраивается в стиле псевдоготики архитектором Быковским, учеником Жилярди. Работы были закончены в 1846 году, в таком виде усадебный дом с готическими формами сохранился до нашего времени.

Михаил Быковский в Марфино

Архитектор создал ансамбль напоминающий средневековый замок. Историк Евгения Кириченко пишет: «Так или иначе, но в России творцом новой идеальной схемы усадебного комплекса, пришедшей на смену созданной в эпоху классицизма, был крупнейший московский зодчий второй трети XIX века Михаил Доримедонтович Быковский. Созданную этим зодчим пространственно-планировочную систему усадебного ансамбля следует называть романтической, поскольку она рождена эстетикой романтизма».

Михаил Быковский полностью поменял существовавшее ранее архитектурное решение, сформировав пространство согласно осевой композиции. Он обновил весь комплекс, сделав его современным и созвучным своему времени.

В усадьбе появились: двухарочный мост через пруд, въездные ворота, террасы, ведущие к лодочной станции.

Усадьба в XX веке

Во владении Паниных Марфино оставалось до 1917 года. После революции в усадьбе расположился военный санаторий, что во многом спасло её от разрушения. Однако была нарушена композиция дворцово-паркового ансамбля: для нужд санатория построили дополнительные корпуса. Некоторое время в парке размещался совхоз. Только в 1950-х ХХ века годах были проведены первые реставрационные работы.

Усадьба Марфино сегодня

Из сохранившихся построек интерес представляют усадебный дом и два флигеля; конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы, построенная в 1701-1707 годах; Петропавловская церковь 1770-х годов постройки; мост через пруд в стиле поздней псевдоготики, который украшен ажурной белокаменной колоннадой. В парке сохранились две беседки, одна из которых служила музыкальным павильоном. У пруда можно увидеть белокаменную пристань, на которой высятся парные фигуры грифонов.

На территории усадьбы проходили съемки многих российских кинофильмов, среди них: «Дворянское гнездо», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита» и др.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба Марфино (округ Мытищи в Московской области) - дворцово-парковый ансамбль и памятник русской архитектуры 18-19 вв. Но у этого места гораздо более длинная история.

В 16 в. на территории нынешней усадьбы были владения боярина Василия Петровича Головина, занимавшего важные посты при Иване Грозном и во время Смуты. К концу 16 в. Марфино (другое название - Щибрино) досталось Василию Яковлевичу Щелкалову - весьма влиятельному члену Боярской Думы во времена царствования Ивана Грозного, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Через пару десятков лет поместье снова переходит к Головиным. В 1698 г. Марфино приобретает Борис Алексеевич Голицын - именно на этот период приходится строительство хором, обустройство французского парка и позже строительство церкви Рождества Богородицы (1701-1707 гг.) - единственной сохранившейся до наших дней постройки того времени.

С 1728 г. усадьба Марфино перешла к Салтыковым, затеявшим здесь масштабное строительство: возводится новый каменный дворец, строятся парковые павильоны и беседки, два корпуса псарен и зимняя церковь (1770-е гг.). Они владели Марфиным около ста лет, в 1831 г. усадьбу продали Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Академии наук при Екатерине II. Но в том же году он умер, и владения перешли к его дочери, взявшейся за реконструкцию всех усадебных построек. Для этого она пригласила знаменитого московского архитектора М. Д. Быковского, который придал главному дому готический вид. Последней хозяйкой Марфино была знаменитая графиня Софья Владимировна Панина, известная тем, что построила Народный дом в Петербурге, где могли учиться люди любого сословия; именно она предоставила свой дворец в Крыму семье Льва Толстого, когда писатель тяжело болел и нуждался в смене климата.

Вскоре после революции усадьба была национализирована, отсюда вывезли огромное количество ценностей и библиотеку. С 1944 г. и по сей день в здании располагается военный санаторий. Только в 2016 г. заходить на территорию усадьбы смогли все желающие.

Усадьба Марфино

В усадьбе Марфино снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита» и «Крестоносец».

Достопримечательности Марфино

Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец на холме. Перед дворцом вырыт огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница, которая завершается чугунным фонтаном с пристанью, украшенной каменными скульптурами грифонов. Вокруг пруда сосредоточены главные постройки усадьбы: мост, выполняющий функцию парадного въезда, две церкви, парк с беседками. Церковь Рождества Богородицы была построена по проекту архитектора Владимира Ивановича Белозерова, могила которого расположена неподалеку. Рядом с церковью Рождества Богородицы находится Петропавловская (зимняя) церковь, построенная при Салтыковых.

Парковые беседки представлены полуротондой (бывший Музыкальный павильон), выстроенной из белого камня, и двухъярусной ротондой «Миловида». Кирпичный мост, перекинутый через пруд, своими башенками, зубчатыми гребнями и бойницами напоминает крепостное строение. Первоначально возведенный в 1770-х гг. при Салтыковых, мост был значительно перестроен в 1837-1839 гг. архитектором Быковским.

На территории усадьбы располагается Марфинский центральный военный клинический санаторий, в бывших псарнях обустроены казино и дом быта, функционирует Петропавловская церковь.

Практическая информация

Как добраться: на электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар (время в пути 50 минут), далее на автобусе № 37. На автомобиле по Дмитровскому шоссе - на 39 километре будет поворот с указателем «Марфино», после поворота нужно проехать еще около 3 км.

Вход: совсем недавно, чтобы попасть в усадьбу, нужно было заранее заказывать пропуск; теперь достаточно показать паспорт на входе.

(Россия, Московская область, Мытищинский район, Марфино), в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе

Если на КПП предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), то можно получить пропуск на посещение усадьбы

Великолепный ансамбль и необычное архитектурно — планировочное решение великого мастера М.Д. Быковского очаровывают Вас с первого взгляда.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 г., когда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, начальнику посольского приказа В.Я. Щелкалову. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 г. — дьяк С.И. Заборский. В 1698 г. Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы — Марфино.
От голицынского строительного периода до наших дней сохранилась только миниатюрная Рождественская церковь, построенная в 1707 г. крепостным архитектором Василием Белозёровым.

С 1728 года Марфино переходит к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове — крупном русском военачальнике, в усадьбе начинается широкое строительство. Круглый двухъярусный павильон «Миловид», беседка- полуротонда и два корпуса псарен — вот что сохранилось от того времени до наших дней.
Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 г. вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу — Владимиру Григорьевичу Орлову — одному из знаменитых братьев Орловых. В 1831 г. граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной. При ней усадебные постройки, возобновлённые отцом после нашествия наполеоновских солдат, были реконструированы в стиле «николаевской» готики. Для обустройства Марфино был приглашён видный московский архитектор — ученик Доменико Жилярди — Быковский Михаил Дормидонтович.


Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец. Двухэтажный, сложенный из кирпича и оштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко выявленным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики. Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820-е гг. крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 г. оду Быковским.
Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями. От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Эта, мастерски организованная часть парка, наиболее красива. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837—1839 годах.
Парк Марфино был великолепен. Уходящие в его глубь перспективы аллей напоминали дворцовые анфилады. Особую изысканность и поэтичность аллеям придавала мраморная скульптура и павильоны, умело размещённые в ландшафтной среде.
Ныне в усадьбе Центральный военно — клинический санаторий. Попасть на территорию можно, если проявить некоторую смекалку, но охрана не дремлет...






Архивные фотографии усадьбы Марфино





Персоналии


Граф И.П. САЛТЫКОВ , 1730-1805, сын фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова и гр. Прасковьи Юрьевны, рожд. княжны Трубецкой, в 1745 г. поступил на службу в гвардию, состоял некоторое время прн дворе в звании камер-юнкера, и в 1760 г. выпущен в армию бригадиром. Участвуя в Семилетней войне, он произведен был в генерал -майоры, получил в 1762 г. от Петра III орден Св. Анны 2 ст., а в коронацию Екатерины-Александровскую ленту. В первую Турецкую воину, в чин генерал-поручика, под знаменами Румянцева участвовал во взятии Хотина и в битве при Кагуле, начальствуя тяжелой кавалерией, обратил на себя внимание своей храбростью и награжден Георгием 2 ст. и золотою шпагою с алмазами. По окончании войны командовал корпусом в Польских провинциях, а в 1784 г. назначен был генерал-адъютантом и генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничества. В 1788 г. возобновившаяся война с Турцией снова призвала его в ряды войск, и он ознаменовал себя вторичным взятием Хотина. В 1790 г. Екатерина вверила ему командование Финляндской армией и по заключении Верельского мира пожаловала звание подполковника гвардии Конного полка и алмазные знаки орд. Св. Андрея. Недоразумения с графом Румянцевым — Задунайским заставили графа Салтыкова в 1795 г. выйти в отставку, но в следующем же году Павел I снова призвал его на службу, переименовал в генералы-от-кавалерии и назначил шефом Кирасирского полка, Киевским генерал-губернатором, генерал-фельдмаршалом и генерал-инспектором над всею кавалериею. В конце 1797 г. граф И.П. Салтыков назначен был Московским военным генерал-губернатором, на этой должности оставался до 1804 г., затем покинул службу и переселился в Петербург, где вскоре скончался, 14 Ноября 1805 г. Похоронен рядом с отцом в родовом имении Ярославской губернии.
По свидетельству современников, граф Иван Петрович был человек мягкого и добродушного характера, чрезвычайно прост и доступен в обращении, в котором замечалась, однако, привычка властвовать и повелевать. Не будучи одарен выдающимся умом, он не лишен был известной дозы сметливости и даже хитрости; как военачальник, он отличался больше храбростью, чем искусством; Суворов не высоко ценил его воинские способности, и сама Екатерина бывала подчас недовольна его военными действиями. В бытность свою генерал-губернатором Москвы, граф Салтыков пользовался всеобщею любовью и уважением и делал много добра. Впрочем, фактически главная власть в Москве принадлежала любимцу Павла, всемогущему Московскому полицмейстеру Эртелю, которому Салтыков передал почти все дела управления, оставив за собою лишь командование войсками и блеск представительства. В этом отношении, благодаря громадному своему состоянию, граф Иван Петрович имел полную возможность удовлетворять своей наклонности к пышному и роскошному образу жизни. Граф Салтыков был большим сибаритом, любил кутежи и женщин, а главною его страстью была охота, которой он посвящал все свободное время, им я до ста человек собственных псарей.
Граф И.П. Салтыков был женат на дочери графа Петра Григорьевича Чернышева, графине Дарье Петровне. От брака с нею он имел одного сына и трех дочерей. Смерть жены в 1802 г. была тяжелым ударом для графа Ивана Петровича и, окончательно расстроив его здоровье, побудила его удалиться на покой. Он переехал в Петербург и поселился у старшей дочери, П.И. Мятлевой, пережившей остальных его детей и сделавшейся наследницей громадного Салтыковского состояния.

(С миниатюры, принадлежащей Императорскому Эрмитажу)


Графиня Д.П. САЛТЫКОВА , 1759-1802, дочь графа Петра Григорьевича Чернышева (1712-1775), многими считавшегося за сына Петра Великого. Мать ее, графиня Екатерина Андреевна, рожденная Ушакова, была дочь известного начальника Тайной канцелярии при Бироне, впоследствии графа, Андрея Ивановича Ушакова. Графиня Дарья Петровна провела молодость за границей, где отец ее много лет был посланником при датском,берлинском и английском дворах и послом в Париже. Там она получила то блестящее воспитание, которое поставило ее, а также сестру ее, княгиню Наталью Петровну Голицыну, известную под названием «Princesse Moustache», в ряду образованнейших русских женщин конца XVIII века. Выйдя замуж за графа Ивана Петровича Салтыкова, она заняла выдающееся положение в свете, чему много способствовала ее крайне самобытная личность. Будучи женщиной самой строгой добродетели и стоя неизмеримо выше мужа по уму и нравственным качествам, она снисходительно, с оттенком презренья, относилась к его многочисленным любовным похождениям, никогда не унижаясь до ревности. Муж платил ей глубокою привязанностью и уважением и был неутешен в ее смерти. Она сама занималась воспитанием своих дочерей, из коих старшая, Прасковья, вышла замуж за сенатора, П.В. Мятлева, а младшая, Анна, за графа Г.В. Орлова; вторая дочь ее, Елизавета, умерла девицей. Любимцем ее был младший из детей, единственный сын, граф Петр Иванович, пожертвовавший в 1812 г. значительной частью своего состояния на вооружение целого полка, названного Салтыковским. Графиня Салтыкова скончалась от расстройства желудка в 1802 г., по пути в Москву на станции Хотилово, возвращаясь с мужем из Петербурга.
Высокого роста, представительная, с мужскими манерами, она своею величественною наружностью несколько напоминала Екатерину. Многие упрекали ее в надменности, что отчасти объясняется ее молчаливостью в обществе вследствие недостаточного, благодаря заграничному воспитанно, знакомства с русским языком, который не был еще вытеснен французским из гостиных большого света. «Она соединяла в себе», по отзыву Вигеля, «всю важность русских боярынь допетровского времени, с утонченною вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора». Графиня Салтыкова пользовалась большим значением в свете и при дворе, и известна была независимостью и подчас резкостью своих суждений. 2 Сентября 1795 г., в день торжества по случаю заключения мира с Портою, Салтыкова пожалована была в статс-дамы, а в коронацию Павла I получила орден Св. Екатерины I класса.
В бытность графа И.П. Салтыкова Московским генерал-губернатором, дом Салтыковых представлял подобие маленького двора. С большим участием отнеслась графиня Дарья Петровна к приехавшей в Москву талантливой французской портретистке г-же Виже-Лебрен, доставила ей много заказов и интересовалась ее работами, посещая ее мастерскую. Лето графиня Салтыкова проводила в подмосковном имении мужа Марфине; устраиваемые ею там празднества, продолжавшиеся несколько дней, не уступали в роскоши ее московским балам. Особенно славились любительские спектакли в Марфине; давались на них французские комедии Мариво, а также оперы, русские и французские. На одном из этих представлений была дана пьеса под названием «Только для Марфина», и в числе гостей присутствовал автор ее, Карамзин.
(С миниатюры, принадлежавшей Императорскому Эрмитажу)


Графиня С.В. ПАНИНА , 1774-1844, супруга вице-канцлера графа Панина, дочь графа Владимира Григорьевича Орлова, родилась 6 Ноября 1774 г.; в 1790 г. вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина; известна была своей благотворительною деятельностью, в особенности заботами об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян. По характеру она была полной противоположностью своему мужу, человеку сухому и упорному; по отзыву современников,sa femme etait une personne douce, aimable, d’un cоеur bienveillantcc. Разделяя опальную судьбу своего мужа, она большую часть своей жизни провела в Москве и в селе Дугине, Смоленской губернии. Умерла, 70 лет, 7 Января 1844 года.
Имела двоих сыновей: гр. Александра (р. 1791 г., — 15 Февр. 1850 г.) и гр. Виктора (р. 18 Апр. 1801 г., — 12 Апр. 1874 г.; известный министр Юстиции), и 3 дочерей, умерших незамужними: гр. Софию (р. 1797 г., — 26 Дек. 1833 г.), гр. Аделаиду (р. 1798 г., — 17 Апр. 1829 г.) и гр. Веру (р. 1808 г., — 9 Апр. 1841 г.).

(С портрета Вуаля 1791 г.; собственность графини С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)


Граф Н.П. ПАНИН , 1771-1837, сын гр. Петра Ивановича и второй его жены Mapии Родионовны, рожд. Ведель, воспитывался сначала в Петербурге у дяди, гр. Н. И. Панина, которому был поручен после смерти матери отцом; когда гр. Никита Иванович умер, в 1785 г., Никита Петрович возвратился к отцу, проживавшему в Москве, и занимался дома изучением военных наук. Известный, как „первый враль“ и „персональный оскорбитель" Императрицы Екатерины, гр. Петр Иванович внушал сыну привязанность к наследнику престола, и когда Великий Князь отправился в Финляндию для участия в военных действиях против шведов, Панин отправил к нему сына волонтером; здесь он получил чин бригадира. По возвращении из похода, Панин женился на гр. Софьи Владимировне Орловой. Отсутствие женского влияния при воспитании Никиты Петровича, постоянное пребывание у опальных, и потому раздражительных и упорных, отца и дяди вредным образом отразились на его характере — это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом мнoгиe чувствовали к нему антипатию. Нет поэтому ничего удивительного в том, что, поступив в 1791 г., после смерти отца, на службу ко двору Великого Князя Павла Петровича, Панин недолго удержался при нем; поводом послужила ссора его с Великим Князем, не уступавшем ему в суровом нраве. Очевидно, Панин не нравился и Екатерине: назначив его в 1795 г. камергером, она не хотела дать ему дипломатической службы, которой он добивался, и в 1795 г. назначила его в Гродно губернатором и командиром бригады. Император Павел, по вступлению на престол, назначил его членом Коллегии Иностранных дел, а затем, в Августе 1797 г.- полномочным министром в Берлин. Ему поручено было, главным образом, содействовать сближению Франции с Poccией. Панин обнаружил в Берлине недюжинные способности, но, враждебно настроенный против Франции, вел свою политику: он сам способствовал неудаче neрегoвopoв и, наоборот, всячески старался содействовать сближению Австрии с Пруссией. „Медиация“ Панина не имела, однако, успеха, и он был отозван в Петербург, где в 1799 г. назначен вице-канцлером, в момент разрыва Poccии с Францией. Дальнейший ход дел был, однако, не по душе Панину: коварство Австрии и Англии побудило Императора Павла выйти из коалиции против Франции и даже угрожать бывшим своим союзникам войною; мало того, под влиянием Ростопчина, началось сближение Poccии с Францией. Горячий сторонник союза с Австрией и Англией, Панин, в начале 1800 г. пожалованный действ, тайн, советником, остался вне всякого влияния на дела. Тогда-то началась агитационная деятельность Панина, который завёл cнoшeния с английским послом Витвортом и, действуя заодно с ним и вице-адмиралом де-Рибасом, думал воспользоваться неудовольствием общества, чтобы заставить Императора отказаться от престола в пользу Великого Князя Александра Павловича. Осенью 1800 г. главой заговора, задуманного Паниным, сделался гр. Пален. В половине ноября 1800 г. Панин был отставлен от должности вице-канцлера, с назначением в Сенат, а в декабре выслан в свое имение Дугино, Смоленской губернии, но затем ему скоро разрешено было жить в окрестностях Москвы. Воцарившийся 12 Марта 1801 г. Император Александр вызвал Панина в Петербург и назначил его членом Коллегии Иностранных дел. Но лица, окружавшие молодого Государя, не сходились во взглядах с Паниным, а Императрица Мария Федоровна громко осуждала поведение Панина в год, предшествовавший кончине Императора Павла. 30 Сентября 1801 г. Панин, по прошение, уволен был от службы и уехал за границу. По возвращению в Россию, ему объявлено было воспрещение жить в столицах, а когда, в конце 1806 г., Смоленское дворянство избрало его начальником земской милиции, правительство не утвердило этого выбора. Опала Панина продолжалась и в царствование Императора Николая I.
Склонный ко всему сверхъестественному и чудесному, он занимался в деревенской глуши изучением разных таинственных наук и магнетизма, при чем результаты своих изысканий диктовал сыну Виктору Никитичу, исписавшему целые фолиaнты.
Граф Н. П. Панин умер 1 Марта 1837 г. в Дугине, где и погребён».

(С портрета Вуаля, принадлежащего графине С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)

Усадебный парк

Марфино. Территория дома отдыха «Марфино» занимает приблизительно 20 га. Рельеф местности выровненный, ландшафт живописный. В прошлом часть этой территории относилась к усадьбе XVI в. Марфино. В настоящее время здесь много новых построек, насаждений, имеются пруды. Планировка сделана в регулярном стиле, много аллейных и групповых посадок. Парк насыщен интродуцептами. Насчитывается 20 видов, из них три вида хвойных: единичные экземпляры старых сибирских лиственниц (высота 21 м, диаметр ствола 90 см), великолепные аллеи ели колючей с голубой хвоей (высота 15 м, диаметр ствола 24 см), аллеи и группы из туи западной (высота 6 м, диаметр ствола 10 см). Из старых лиственных пород наиболее примечателен тополь белый, образующий аллеи (высота 20 м, диаметр ствола 35 см). Аллеи белого тополя заслуживают охраны. В посадках имеется более десяти видов декоративных кустарников, среди них, изгороди из кизильника блестящего, жимолости татарской, чубушника венечного и виргинского. Группами посажены клены: серебристый и татарский; отдельными экземплярами встречается черемуха Маака (высота 14 м, диаметр ствола 24 см) и рябина гибридная (высота 5 м, диаметр кроны 480 см). Всюду много сирени и таволги. Состояние насаждений и уход за ними удовлетворительные. Растения местной флоры довольно удачно привлекаются в озеленение. Всего их отмечено 11 видов: два вида хвойных и девять видов лиственных пород. Много в аллеях липы мелколистной (высота 20 м, диаметр ствола 60 см), в групповых посадках представлена береза плакучая (высота 14 м, диаметр ствола 30 см), в аллеях и группах - ель обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), имеется один экземпляр плакучей формы ели обыкновенной (высота 12 м, диаметр ствола 25 см). Состояние растений удовлетворительное. Все они плодоносят. Некоторые из них имеют хорошее семенное возобновление, их можно использовать в качестве маточников.
Площадь санатория «Марфино» составляет приблизительно 50 га. Рельеф местности неровный. Ландшафт живописный; здесь протекает р. Уча, находится система прудов. Сохранился от прежних лет регулярный стиль планировки парка, двухэтажный дворец, круглый двухъярусный павильон «Миловида» с колоннами, готический мост, грифоны, висящие над пристанью пруда, чаша фонтана, скульптуры. Усадьба «Марфино» известна с 1585 г., основана видным деятелем XVI в. В. Я. Щелкаловым. Название свое усадьба получила в конце XVII в. при князе Б. А. Голицыне. До наших дней сохранился ряд сооружений, созданных архитектором акад. М. Д. Быковским в XVIII в. В парке растут очень старые деревья, ассортимент растений разнообразен, среди них: пихта сибирская (высота 35 м, диаметр ствола 54 см), аллея из лиственницы сибирской (высота 34 м, диаметр ствола 108 см), единичные экземпляры сосны кедровой сибирской (высота 23 м, диаметр ствола 51 см) и сосны веймутовой (высота 30 м, диаметр ствола 105 см), аллеи туи западной (высота 8 м, диаметр ствола 14 см). Всего отмечено 18 видов интродуцентов, из них шесть видов хвойных и 12 лиственных. В изгороди используется боярышник черный (высота 3 м). В молодых посадках много кленов: ясенелистного и татарского. Представителей местной флоры - 14 видов: два вида хвойных и 12 лиственных. Больше всего сосны обыкновенной (высота 30 м, диаметр ствола 65 см), дуба черешчатого (высота 20 м, диаметр ствола 102 см) и липы мелколистной (высота 23 м, диаметр ствола 104 см). Последняя образовала липовую рощу, которая местами чередуется с группами берез. Состояние всех насаждений и уход за ними удовлетворительные. Следует рекомендовать восстановление старого парка и подсаживание молодых растений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.