Вавилоны соловков, сейды кузовов и гиперборея впридачу. Африканская миссия николая гумилева Путешествие по африке поэта николая гумилева

Герперборейский гребень и «Голубиная книга» Николая Гумилева

На водном пути из Кеми на Соловки лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Архипелаг удивляет своей природой, но главное - он знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сеидов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье более 2,5 тысячи лет назад.

Однако главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев, Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии), являлась скала, считавшаяся центральной точкой мира. Она имела подножие из семи небес, где пребывали небожители и царил золотой век. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес», или бел-горюч камнем, или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе XIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант - алмаз. В конечном счете это - коррелят льда). Ему же глава до небеси».
Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о Каменной книге. В ней говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Северном полюсе и представляла собой плато с отвесными скалами высотой более километра, и об острове Буяне, где автор Каменной книги, Фэб, подАлатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в Каменной книге назван Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам Каменной книги, находится подземный дворцовый комплекс и могилы детей Фэба (дочь Фэба звали Иа, или Ио).

В русской мифологии Фэб перекликается, прежде всего, с древнеславянским божеством Велесом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фебом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с Голубиной книгой.
Духовное наследство, запечатленное в Каменной книге, сохранялось в форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению русского историка И.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм.
«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О Каменной книге ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.
Вначале своего творческого пути Н.К.Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

Каменную книгу видел поэт Николай Гумилев, путешествовавший по Русскому Северу в 1904году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Кшесинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов» .

Древние мифы нашли свое удивительное подтверждение в сенсационных находках экспедиции, предпринятой летом 5005 года на Кузовской архипелаг под руководством петербургского общественного деятеля Константина Севенарда, которые могут в корне изменить традиционный взгляд на историю мира. Исследователям удалось обнаружить следы Каменной книги. Упоминания об этом артефакте содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых. Сама Каменная книга - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом. Отрезок скал с иероглифами - до 80 метров шириной, но в 1962 году этот участок был затоплен.
Как сообщил Севенард, летом 2005 года он организовал экспедицию на Белое море и на острове Немецкий Кузов обнаружил насыпи искусственного происхождения. Согласно экспертному заключению, в этом месте сохранились два ряда искусственной каменной кладки, составленной из естественных гранитных глыб размером 0,5-1,5 метра.По имеющимся архивным данным, именно здесь в 1904 году Николай Гумилев в экспедиции, организованной Николаем II, обнаружил уникальный гребень из золота. Раскопки кургана, возможно, позволят доказать существование древнейшей цивилизации, которая владела многими тайнами человечества, в том числе тайной изготовления золота чистейшей пробы, недоступной современным технологиям . Доказать существование древнейшей цивилизации поможет и проведение подводных археологических работ на дне водохранилища Беломорской ГЭС, где, как утверждают некоторые источники, и находятся наскальные надписи, созданные более 18 тысяч лет назад, которые и получили название Голубиная, или Каменная, книга. Она была затоплена при строительстве ГЭС.

В июле 2006 года на архипелаг Кузова отправилась поисковая экспедиция из Петрозаводска для проверки всех имеющихся сведений. Экспедиция прошла успешно, но комплексные изыскания только начинаются. В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда, впереди! Благодаря российским учёным-подвижникам Гиперборея буквально за какие-то пару десятков лет - по историческим меркам сущий пустяк - воскресла из исторического небытия. И теперь она уже с какой-то невероятно-фантастической скоростью превращается не только в социо-культурный, но и ГИПЕРтехнологический феномен III тысячелетия. Создаётся впечатление, что Дух Гипербореи стремится не опоздать к какому-то ему хорошо известному сроку и хочет что-то очень важное для людей ещё сделать

Загадка цивилизации Гиперборея

Подробности в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко».
Фото из открытых источников.

Современной цивилизации предшествовали десятки других


Жизнь на Земле целиком зависит от климата, но он слишком изменчив. На него влияет солнечная активность, скорость вращения Земли, химический состав атмосферы: Изменение климата приводит к катастрофам планетарного масштаба. А затем меняются и географические координаты территорий, на которых может существовать жизнь.

— Как объяснить, что перелетные птицы каждую весну прилетают в Заполярье? Ответ прост: птицы летят на родину своих древних предков. Генетическая память безошибочно выводит их туда, где много тысяч лет назад было тепло светло, уютно и влажно. На географическую карту, составленную в 1513 году турецким адмиралом и картографом Пири Рейсом, нанесен неизвестный тогда Антарктический материк. Он не покрыт снегом — значит, когда-то Антарктида была обитаема?

Уже известно, что нашей цивилизации предшествовали десятки других, среди них и Гиперборея. Один из самых авторитетных ученых древнего мира Плиний Старший писал о гиперборейцах как о реальном народе, жившем у Полярного круга. В Северном полушарии сохранились каменные сооружения, датировать которые ученые пока не берутся. Не знают они и назначения этих строений. Знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова построены по одной технологии. Возможно, именно эти постройки остались от гиперборейской цивилизации.

В 1904 году экспедиция известного русского историка Николая Гумилева на одном из островов Кузовского архипелага обнаружила древнее захоронение. Именно там был найден предмет, который вошел в научные труды как «гиперборейский гребень». Этот женский гребешок тончайшей работы сделан из золота высокой пробы и украшен изображениями дельфинов. Его возраст дал основание полагать, что он относится к древнейшей цивилизации. Золотой гребешок исчез во время фашистской оккупации. Однако на островах Кузовского архипелага найдены и другие свидетельства существования Гипербореи.

Кузовской архипелаг — последний осколок Гипербореи. 16 островов расположены в 20 км от материка. Люди там сегодня не живут, вокруг лишь дикая природа и древние святилища. Второй по величине остров архипелага называют Немецкий кузов. Он окружен кольцом дольменов. Во время раскопок археологи обнаружили там не только примитивные орудия труда — наконечники стрел и каменные топорища, — но и сотни обугленных камней неизвестного назначения. Там же найден огромный кусок белого кварца. Такой породы нет ни на соседних островах, ни на материке в радиусе 100 км. Как камень оказался на вершине горы? Кто-то (а скорее всего, гиперборейцы) принес камень специально.

В 2003 году во время научно-исследовательской экспедиции, которую проводило Русское географическое общество, был найден каменный трон времен Гипербореи, к которому прямо от берега вели истертые ступени. И еще один исторический факт. В начале ХIХ века русский исследователь Матвей Геденштром обнаружил на острове Новая Сибирь странные насыпные сооружения. Если судить по описаниям, это были остатки обгоревшего остова оборонительного сооружения. Пепел на бревнах успел окаменеть. А само сооружение было сделано из гигантских корабельных бревен. Но на арктических островах лес не растет. Находка Геденштрома говорит о том, что на Крайнем Севере было гораздо теплее, если там росли деревья. Потом на Земле резко похолодало, а через несколько столетий вновь началось глобальное потепление. Такой же процесс угрожает нашей планете и сегодня.

Подробности вы узнаете 5 ноября в 20.30 в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ.

Николай Гумилёв в Африке

Николай Гумилев неоднократно бывал в Африке. Первый раз его путешествие было организовано еще в 1909 году, когда вместе с академиком Радловым он едет в Абиссинию. Полученные впечатления послужили основой для поэм "Мик" и "Абиссинские песни". Через год Н. С. Гумилев, вернувшись из свадебного путешествия, проведенного вместе с А. Горенко, предпринимает вторую поездку в Африку. 30 ноября Толстой, Кузмин и Потемкин проводили Гумилева в Одессу, откуда он пароходом отправлял в Африку.

Во время путешествия писал письма и открытки из Порт-Саида, Джедды, Каира, Джибути родителям А. Горенко, приятелям по "Аполлону" - Зноско-Боровскому, Ауслендеру, Потемкину, Кузмину. Две от-крытки Брюсову. В Одессу приехал 1 декабря. Из Одессы морем: Варна -3 декабря, Константинополь -5 декабря, Александрия - 8-9 декабря, Каир -12 декабря. В пути написал "Письмо о русской поэзии" и отправил его в "Аполлон". Порт-Саид-16 декабря, Джедда-19-20 декабря, Джибути - 22-23 декабря. Из Джибути 24 декабря выехал на мулах в Харар. В дороге охотился на зверей, а также брал их любопытные иллюстрации у местных жителей.

Из дневника Лукницкого (без даты):
Из Африки в 1910 году привез два бокала из рога носорога, подаренных ему. Из Аддис-Абебы делал большие экскурсии... Раз за-блудился в лесу (ашкеры остановились в палатке, а он отошел от них и потерял дорогу). Остановился на берегу Нигера (?). На противоположном берегу увидел стадо бегемотов - купались. Услыхал выстрелы ашкеров.

Из письма Вяч. Иванову:
Многоуважаемый и дорогой Вячеслав Иванович, до последней минуты я надеялся получить Вашу телеграмму или хоть письмо, в, увы, нет ни того, ни другого. Я прекрасно доехал до Джибути и завтра еду дальше. Постараюсь попасть в Аддис-Абебу, устраивая по дороге эскапады. Здесь уже настоящая Африка. Жара, голые негры, ручные обезьяны. Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно. Приветствую отсюда Академию Стиха. Сейчас пойду купаться, благо акулы здесь редки".

Обратный путь из Африки был таким: из Джибути Гумилев выехал 7 января. В начале февраля заехал на два дня в Киев к Анне Горенко и затем - сразу же в Петербург. 6 февраля неожиданно умер отец Гумилева. 16 апреля 1910 года в местком издательстве "Скоршюн" вышла книга стихов Гумилева "Жемчуга", с посвящением В. Я. Брюсову.

Во время путешествий по Африке Гумилев часто в своих стихах описывал интересные живописные места, мимо которых он проезжал, животных, которых ему доводилось видеть:

Видишь, мчатся обезьяны
С диким криком на лианы,
Что свисают низко, низко,
Слышишь шорох моих ног?
Это значит - близко, близко
От твоей лесной поляны
Разъяренный носорог...

В 1912 году Николай Гумилев по рекомендации профессора Ж. предоставляет свои работы по Африке Академии Наук. Вскоре назначается путешествие (уже третье) поэта. Весной 1913 года по представлению академика В. Радлова был командирован Академией наук в качестве начальника африканской экспедиции на Сомалийский полуостров для изучения неисследованных племен галла, харраритов и других, и для составления коллекций предметов восточно-африканского быта по маршруту: Джибути - Джиме-Дауа - Харар - Шейх-Гуссейн - Гинир. Экспедиция в Африку Гумилева была первой снаряженной Музеем антропологии и этнографии экспедицией за все время его существования..."

Гумилев признавался: "...у меня есть мечта, живущая при всей трудности ее выполнения. Пройти юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена..." Но этот маршрут Академия Наук признала слишком дорогим, и был выбран такой: "Отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования... К себе в помощники Н. Гумилев выбрал своего родственника Н. Л. Сверчкова. Отъезд был запланирован на апрель 1913 года.

"7 апреля мы выехали из Петербурга, 9 утром были в Одессе". Из Одессы со своим спутником 10 числа вышли на пароходе Добровольного флота "Тамбов" в море. По пути в порт Джибути встретились такие города как Константинополь, к сожалению, где была холера, Стамбул, Джидуа, где свирепствовала чума. Гумилев и Сверчков проплывали по Суэцкому каналу, а все в том же Константинополе к ним присоединился турецкий консул, ехавший в Харар.

За время своего путешествия Гумилев никогда не расставался со своим портфелем.

Прибыв в Джибути, нашему герою предстояло пробыть там три дня в ожидании поезда в Дире-Дауа. Но в связи с сильным ливнем размыло пути, и поэтому пришлось остановиться на полпути, на станции Айша. Сделать дорогу обещали лишь через восемь дней, и все пассажиры отправились обратно. Только Гумилев, Сверчков и турецкий консул с помощью дрезин, а затем и ремонтного поезда добрались до Дире-Дауа в скором времени, правда, нажив при этом волдыри и ожоги. Снарядив караван, Гумилев с товарищем отправились в Харар. Там поэт встретил своих знакомых, благодаря которым смог дешево и всего лишь в три дня купить несколько мулов, что по городским меркам, достаточно быстро. Дальше их путь лежал к озерам Маргариты и Рудольфа, но, к сожалению, им помешали некоторые трудности. Раньше, путешествуя по Абиссинии, необходимо было иметь при себе пропуск, а у Гумилева по некоторым причинам его не было. Даже телеграмма в Джибути и знакомый турецкий консул не помогли Гумилеву. В связи с этими обстоятельствами поэт отправился обратно в Дире-Дауа. Именно там Н. Гумилев собирал этнографические коллекции, порой, не боясь спросить у прохожих, что на них надето. Н. Сверчков в это время интересовался насекомыми в долине реки.

Уже в конце сентября Николай Степанович Гумилев передавал Музею антропологии и этнографии, доставленные из Африки фотографии и предметы жизни народов "черного" материка. Потом поэт вспоминал об этом событии в своем стихотворении:

Есть Музей этнографии в городе этом,
Над широкой, как Нил, многоводной Невой,
В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я желанней его...

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалека привез...

Следы предков на нашем Севере известны давно, огромный вклад в их исследование внёс мой друг и соратник первый руководитель Российского Народного Фронта доктор философских наук безвременно ушедший Валерий Никитич Дёмин (1942-2006) в цикле книг о Гиперборее , и Кузовской архипелаг в Белом море не менее значим для нашей истории, чем Соловки. Ныне каждый может летом посетить эти сказочные места , овеянные множеством легенд и древних свидетельств. Заинтересовала заметка Тимура Назикулова из газеты «Московская правда» пятилетней давности под рубрикой «Находки» (2 ноября 2005 года, № 241 /25252/, стр. 2) - "«Голубиная книга» Николая Гумилева: Российские исследователи открыли неизвестные страницы биографии великого поэта"):

«На прошлой неделе в Москве прошла пресс-конференция Константина Севенарда - известного исследователя старины и общественного деятеля из Санкт-Петербурга. Темой мероприятия стали сенсационные находки экспедиции Севенарда, предпринятой этим летом на Кузовской архипелаг в Белом море. Исследователям удалось обнаружить следы «Каменной книги» - «божественного» артефакта Древней Руси. По мнению организаторов экспедиции, упоминания о «Каменной книге» содержатся в трудах Ломоносова, Рериха, которые пытались постигнуть тайну этого легендарного памятника, и в особенности в творчестве Николая Гумилева, обласканного императором после поездки на русский север в 1904 году, где поэт обнаружил плоские скалы с таинственными иероглифами - страницами «Каменной книги».

«Я давно и всерьез интересуюсь этим временем, - рассказывает Константин Севенард. - Мне удалось получить доступ к материалам, хранящимся в настоящее время в спецхране, в частности, к дневниковым записям Матильды Феликсовны Кшесинской, моей бабушки. Из них я узнал историю золотого гребня уникально высокой пробы, найденного Гумилевым в одной из его северных экспедиций, затем подаренного Матильде Николаем II и пропавшего вместе со значительной частью ее сокровищ. Я продолжил искать информацию на эту тему и наткнулся на дневники Гумилева, а также его отчет об экспедиции, профинансированной, как оказалось, из царской казны. В отчете он описывает свои находки - Каменную книгу и древнюю гробницу. Одной из находок в ходе исследований гробницы и стал гребень».

Подтверждает все эти факты, по мнению исследователей, прежде всего творчество поэтов-символистов и акмеистов, признанным идеологом которого является Николай Гумилев. Тема «Каменной книги» неоднократно проскальзывает в стихах Ник­лая Заболоцкого, Велимира Хлебникова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Осипа Мандельштама.

Однако на сегодня исследования Севенарда приостановлены. Для проведения археологических изысканий на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабного подводного исследования донного ландшафта в месте, где когда-то находилось устье реки Индель, а следовательно, расположена и «Каменная книга», требуется разрешение Министерства культуры РФ.

Добиться этого непросто - в течение пяти лет Константин Севенард, будучи депутатом Государственной Думы, пытался добиться разрешения на исследовательские работы в особняке своей бабушки М. Ф. Кшесинской, но ни проработанный проект, ни готовность полностью профинансировать работу специалистов-археологов не смогли пробить административные препоны».

Карельский след в биографии Николая Гумилев а

Николай Степанович Гумилев - русский поэт Серебряного века, прозаик,

критик, переводчик. В СССР его произведения были под запретом, а редкие

книги, изданные до революции, переписывались от руки и распространялись в

Самиздате.

В наши дни его имя вновь стало на слуху, и забвение поэту больше не грозит,

при этом замалчивается его необычная судьба – ведь именно она сделала его

таким, каким он стал. К тому же биография Николая Гумилева полна

противоречий, приключений, взлетов и трагедий и достойна интереса сама по

себе.

Начать хотя бы с того, что будущий поэт родился в ночь на 15 апреля 1886 года в

Кронштадте, сотрясаемом штормом. Старая няня, глядя на разыгравшуюся

бурю, простодушно заявила, что у родившегося «будет бурная жизнь». Слова ее

оказались прямо-таки пророческими.

На официальной биографии поэта я останавливаться сейчас

не стану, разве что напомню основные вехи в двух словах. Да,

учился в Царскосельском лицее, был болезнен и хил,

оставался на второй год – но писал замечательные стихи,

издавался. Потом уже, после школы, поступил в Сорбонну,

много путешествовал: Франция, Греция, Италия. Турция,

Египет, Абиссиния... Да, был одно время женат на Анне

Ахматовой. Да, в 1914 году ушел на фронт Первой мировой

(два георигевских креста, между прочим!).

Именно военная карьера забросила его за границу, где он

работал шифровальщиком Русского правительственного комитета. Но

разложение армии чувствовалось и там, в корпусе, где он служил во Франции

поднялся мятеж, его, конечно, быстро подавили, но Гумилев не мог все это

принять, ушел в отставку и уехал обратно в Россию читать лекции о поэзии в

Институте живого слова - в 1918 году (когда все бежали из страны, он наоборот

- в нее возвратился). В 1921 году он был арестован по подозрению в заговоре

против новой власти и расстрелян.

Все вышесказанное вы найдете в любой биографической справке. Но в

официальной биографии Николая Гумилева есть помимо прочего и множество

белых пятен, причем все они связаны с его работами, посвященными

исследованиям Русского Севера и открытием в Карелии Каменной книги.

Невольно создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно

вычищал сведения о целых периодах его жизни.

Вот о них, о таинственных «белых пятнах» я и поведу сейчас «свои долгие

речи».

Скажем, учеба в Царскосельском лицее -

элитнейшем заведении того времени. Гумилев не

просто так попал туда, его спонсором и покровителем

был сам Николай 2, именно по его личной

же так поразил 18-летний парень из небогатой и

незнатной семьи русского царя? Все дело - в его

докладе о результатах поездки в Карелию в 1904 году.

Путешествуя по Русскому Северу Гумилев увидел однажды в устье реки Индель

плоские скалы, на которых были вырезаны иероглифы – сотни метров текста,

страницы каменной книги.



фотографии реки Индель

Он заинтересовался этим, поскольку был уверен,

что перед ним - легендарная «Каменная книга», о которой неоднократно

упоминалось в русский народных сказках и даже монастырских летописях под

именем «Голубиной книги». Голубиная - это означает «глубинная», к тому же

иероглифы чем-то напоминали следы птичьих лап (речь идет о русских рунах,

чем-то действительно напоминающих «голубиные» отпечатки)

Русские руны

Согласно перданиям, Каменная книга

первоисточником для мифов практических всех народов Евразии.

Тот, кто высек на скале текст книги (согласно подписи, его звали Фебом),

оставил для потомков подсказку: словарик символов, где напротив иероглифа

располагалась картинка того, что он означает (например изображение

расшифровывал страницы Каменной книги. Возраст высеченных иероглифов,

К сожалению, в настоящий момент в открытом доступе нет возможности найти

дневниковые записи и переводы текстов каменной книги, нет даже

гумилевских стихов, ей посвящённых. Увы, в годы советской власти была

уничтожена и сама скала с письменами. Однако остались свидетельства в

записях фольклорных экспедиций, в творчестве других поэтов Серебрянного

века и не только.

И слышу я знакомое сказанье,
Как Правда Кривду вызвала на бой,
Как одолела Кривда, и крестьяне
С тех пор живут, обижены судьбой.
Лишь далеко на окиане–море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.

Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней записано рукой судеб могучих
Вся Правда Сокровенная Земли!

Николай Заболоцкий

Лишь в общих чертах да из малочисленных уцелевших архивных документов

известно, что в наскальной Голубиной книге обнаружились в том числе

откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего

живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители

совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской

войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского

камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой

привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель

повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг.




Карта Меркатора с изображением Гипербореи, 16 век а так Гиперборею увидел художник

Николай 2 заинтересовался докладом и назначил Гумилеву личную

аудиенцию. После долгой беседы с юношей, он отдал приказ о дальнейшем

обучении молодого человека в Царскосельском лицее и финансировании его

научных изысканий из царской казны. Он подключает к процессу

дешифровки иероглифов других специалистов, в частности, переводчиков с

арабского и санскрита. С их помощью Гумилёву удаётся полностью

восстановить смысл написанного в Голубиной книге. Разумеется, точность

перевода не идеальна, но, благодаря ему, в последующих экспедициях Гумилёв

находит Кузовский архипелаг (легендарный остров Буян) и на острове Русский

Кузов открывает гробницу королевы Империи виков. Тогда ни Гумилёв, ни сам

император ещё не предполагали, чем для страны, да и для них лично,

обернётся попытка сделать древнейшие знания общедоступными.


Кузовской архипелаг

Но вернемся к содержанию Голубиной книги. И з переведенных текстов

следовал о , что (цитата из доклада Гумилева, сохранившегося в спецхране ) «Фэб

похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий

кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на

острове, похожем на Русский кузов, свою жену – королеву империи Виков –

Моб». Следуя указаниям, гумилев на царские деньги организовал вторую - уже

научную, археологическу экспедицию в Карелию, на Кузовской архипелаг, где

ими была найдена древняя гробница. Одной из ценнейших находок был

уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается

достичь до сих пор).


Вид на остов Русский Кузов

Вот как описывает находку сам Гумилев: «Для раскопок мы выбрали каменную

пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению,

пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове,

когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать

небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к

моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни.

Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не

хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал

вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле

был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа

женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого

девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».


Та самая гробница на острове Русский Кузов

Этот уникальный золотой гребень, получивший название «гиперборейский»

великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая

Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя

семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка

Кшесинской в Петербурге», – говорит петербургский общественный деятель и

исследователь Константин Севенард, который считает себя потомком

Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после

Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня

одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны

предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых

рублей. Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что

Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором

революции.


особняк Кшесинской в Петербурге Матильда Кшесинская в своем особняке




Выступление В. Ленина с балкона особняка Кшесинской Ныне в особняке музей, это кабинет ЦК

Символична и дальнейшая судьба Н. Гумилева. Как известно, он бывал в

Африке, есть документы, утверждающие, что после революции он возглавил

крупнейшую в истории России экспедицию на поиски легендарной страны

МУ, о которой тоже читал в «Голубиной книге». Коллекция, которую он и его

племянник Н. Л. Сверчков привезли из Африки, по мнению специлистов,

стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая.

Расстрел Гумилева в 1921 году Константин Севенард тоже связывает с тайными

знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его

словам, были очень неравнодушны масоны. Но Николай Гумилев отказался с

ними сотрудничать, за что и поплатился.

Загадочные лабиринты ("вавилоны") Кузовского архипелага.

В феврале 1898 г. в Аддис-Абебу, столицу Абиссинии (современная Эфиопия) прибыла российская императорская миссия. Ее приезд означал установление дипломатических отношений. Это было первое дипломатическое представительство, отправленное Россией в Черную Африку.

Далекая Абиссиния вызывала живой интерес в России, особенно у романтически настроенных представителей российской культуры. Начиная с середины XIX столетия поэты, писатели, художники все чаще стали бывать в экзотических странах. Увлекся Африкой и известный поэт Николай Гумилев . Она помогала ему создать свой собственный мир - «волнующий и странный», помогала «в новой обстановке найти новые слова». Для своих предполагаемых странствий Гумилев выбрал именно Абиссинию и назвал ее «колдовской страной», и вскоре страна, которая манила романтической экзотикой, стала ареной серьезных исследований поэта.

Николай Гумилев совершил четыре путешествия в Африку: осенью 1908 года он побывал в Египте; в декабре 1909 - январе 1910 г. - во Французском Сомали (теперь эта страна называется Республика Джибути) и восточной окраине Абиссинии; в сентябре 1910 - марте 1911 г. - собственно в Абиссинии.

В апреле - августе 1913 г. санкт-петербургский Музей антропологии и этнографии добился государственных дотаций на дальние экспедиции. Музею были нужны африканские коллекции. Он мог если и не целиком субсидировать экспедицию, то, во всяком случае, оказать ей материальную поддержку. Гумилев оказался для руководителей музея фигурой подходящей, хотя профессиональным этнографом он не был, соответствующего образования не получал, в этнографических учреждениях никогда не работал. Да и претендовал он на славу поэта, путешественника и воина, но никак не профессионального ученого. И все же директору музея академику В.В. Радлову и ученому - хранителю музея Л.Я. Штернбергу он подошел. Дело в том, что профессиональных этнографов-африканистов в нашей стране тогда не было. А Гумилев уже знал страну, был молод, здоров, полон энергии, чтобы преодолевать тяготы пути, природных условий, климата. Он буквально рвался в Африку, и маршрут был утвержден: изучение восточной и южной частей Абиссинии и западной части Сомали. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды, собирать зоологические коллекции.

Отъезд Гумилева был назначен на 7 апреля 1913 г.; ему только что исполнилось 27 лет. Сохранилось несколько писем и открыток, посланных с дороги и вскоре по прибытии в Джибути и Абиссинию. Среди них и письма к Анне Ахматовой , жене поэта. Кроме того, он начинает вести «Африканский дневник», в котором пишет о дружбе с турецким консулом, назначенным в Харрар. Эта встреча оказалась важной. Встречать турецкого консула в Харрар приехал один из сомалийских вождей, и у его свиты Гумилеву удалось купить немало интересных предметов для петербургского музея.

Харрар очень привлекал Гумилева, ведь ко времени его путешествий ни Джибути, ни столица Абиссинии, Аддис-Абеба, не имели еще давней истории. Харрар же имел многовековую историю, разноплеменное население, сочетание разных культур - это привлекло его внимание.

В Харраре Гумилев встретил человека, который потом стал императором страны и правил поразительно долго - 44 года. Фактически российский поэт стал первым, кто рассказал о нем, описал его внешность, манеры, его жену, дом. Этот молодой человек стал известен миру под именем Хайле Селассие I , император Абиссинии с 1930 по 1974 г.; его считали 225-м потомком царя Соломона и царицы Савской, основателей Соломоновой династии, обладавшей исключительным правом на власть.

Хайле Селассие был фигурой неоднозначной. Сам он не без гордости вспоминал в автобиографии «Моя жизнь и прогресс в Эфиопии», как, еще только встав у власти, он запретил отрубать руки и ноги - это было привычным наказанием даже за мелкие проступки. Запретил варварский обычай четвертования, который должен был публично исполнять самый близкий родственник: сын убивал отца, мать - сына. Запретил работорговлю.

Гумилев встретился с Хайле Селассие, когда тот был губернатором Харрара и окружавших его территорий. Звали его тогда Тэфэри Мэконнын, и было ему чуть больше 21 года. Вряд ли наш поэт мог предположить, что уже через три года этот человек станет регентом Абиссинии. Но все же подчеркнул, что он - один из самых знатных людей в стране и ведет «свой род прямо от царя Соломона и царицы Савской», что он - сын двоюродного брата и друга Менелика, великого негуса Абиссинии, а его жена - внучка покойного императора и сестра наследника престола. Гумилев сохранил описание его губернаторского дворца: «Большой двухэтажный деревянный дом с крашеной верандой, выходящей во внутренний довольно грязный двор; дом напоминал не очень хорошую дачу, где-нибудь в Парголове или Териоках. На дворе толклось десятка два ашкеров, державшихся очень развязно. Мы поднялись по лестнице и вошли в большую устланную коврами комнату, где вся мебель состояла из нескольких стульев и бархатного кресла. Губернатор поднялся нам навстречу и пожал нам руки. Он был одет в шамму, как все абиссинцы, но по его точеному лицу, окаймленному черной вьющейся бородкой, по большим полным достоинства газельим глазам и по всей манере держаться в нем сразу можно было угадать принца». По традиции являться следовало с подарком. И к ногам Тэфэри был поставлен ящик вермута... Мы просили о разрешении сфотографировать его, и на это он тотчас же согласился. Ашкеры расстелили ковры прямо на дворе, и мы сняли губернатора в его парадной синей одежде. Затем была очередь за принцессой, его женой. Принцессу мы сняли с ее двумя девочками-служанками». Эти снимки, видимо, из самых ранних фотографий Хайле Селассие. В Музее этнографии сохранились их негативы.

По возвращении на родину Николай Гумилев представил отчет о выполненном маршруте - маленькую синюю тетрадку формата записной книжки. На обложке тетради надпись: «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н. Гумилева 1913 г. от 1-го мая до 15-го августа». Обложка разрисована в манере поэта-путешественника: голова африканца, белый человек в тропическом шлеме, фигурки зверей и череп. В этой тетрадке - сведения почти обо всем, что собрал тогда Гумилев для музея. Гумилев побывал на востоке центральной части Абиссинии и в области, примыкающей к Северо-Западному Сомали.

«По заданию Музея антропологии и этнографии, - докладывал Гумилев, - я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства. Для того, чтобы достать священный здесь предмет - чалму, которую носят харрариты, бывавшие в Мекке, мне пришлось целый день кормить листьями ката (наркотического средства, употребляемого мусульманами) обладателя его, одного старого полоумного шейха. Эта охота за вещами увлекательна чрезвычайно: перед глазами мало-помалу встает картина жизни целого народа, и все растет нетерпенье увидеть ее больше и больше... В общем, я приобрел штук семьдесят чисто харраритских вещей, избегая покупать арабские или абиссинские».

Все эти предметы можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Петербурге.


Есть Музей этнографии в городе этом Над широкой, как Нил, многоводной Невой, В час, когда я устану быть только поэтом, Ничего не найду я желанней его. Я хожу туда трогать дикарские вещи, Что когда-то я сам издалека привез, Чуять запах их странный, родной и зловещий. Запах ладана, шерсти звериной и роз. И я вижу, как знойное солнце пылает, Леопард, изогнувшись, ползет на врага, И как в хижине дымной меня поджидает Для веселой охоты мой старый слуга.
Ирина СТРЕКАЛОВА
Журнал Колумб № 13 (2005)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.