Замок Сфорца в Милане — история, описание и знаменитые обитатели. Замок Сфорца (Castello Sforzesco) Описание музеев в замке Сфорца

Символ и гордость этого красивого и древнего города. Огромная и, казалось бы, невзрачная крепость за свою многовековую и насыщенную событиями историю пережила немало потрясений. Однако, несмотря ни на что, она выстояла и сейчас радует многочисленных посетителей своей строгой и величественной красотой.

Строительство

Замок Сфорца (Кастелло Сфорцеско) находится в историческом центре города. Но во времена закладки место его расположения находилось за городскими станами, потому что изначально он создавался как оборонительная крепость. Решение о строительстве замка принимал герцог Галеаццо II Висконти, принадлежавший к знаменитой старинной династии Висконти, которая управляла Миланом более полутора столетий, начиная с 1277 года.

К середине XIV столетия некогда влиятельный вельможа начал стремительно терять свой политический вес, вследствие чего в городе установилась Амброзианская республика. В это время замку был нанесет огромный урон, когда его частично разрушили жители Милана, уставшие от непомерной тирании герцога.

Новый владелец

Крепость долго пустовала. Наконец в 1450 году потомок герцога Висконти Франческо Сфорца получил титул своих предков и разрешение миланского Сената на восстановление бывшей фамильной резиденции. По замыслу нового владельца, бастион должен был не только вернуть себе функцию защитной крепости, но и стать символом города.

Постепенно замок Сфорца в Милане преобразился. Крепостные стены по углам обзавелись высокими башнями, а в 1473 году здесь была возведена часовня под названием «Корте Дуккале». В конце XV столетия наследник герцога Лодовико Сфорца решил переделать мрачноватый замок по своему вкусу, добавив в его облик немного великолепия и изящества.

С этой целью в Милан были вызваны лучшие мастера своего времени, в числе которых был и знаменитый Лонардо да Винчи. Известно, что именно здесь были созданы его гениальные полотна, такие как «Дама с горностаем», на котором была изображена любовница герцога Цецилия Галлерани, а также «Прекрасная ферроньера», для которой позировала Лукреция Кривелли. Были здесь и роскошные потолочные фрески, выполненные рукой да Винчи, но, к большому сожалению, от них практически ничего не осталось.

Наряду с великолепными интерьерами замка, часть из которых дошла и до наших дней, в нем появился и целый ряд других новшеств. Здесь было обустроено несколько уютных внутренних двориков, а также выложена изящная площадь, обрамленная аркадами, над которыми работали Филарете и Браманте. С этого времени замок вновь становится резиденцией миланских герцогов.

Французский и испанский периоды

Когда начались Итальянские войны, Лодовико Сфорцо предпочел покинуть Милан, а вместо него в замок Сфорца вселился король Франции Людовик XII. После его смерти крепость пришла в упадок, а в 1521 году в башню Филарете, где размещался пороховой склад, попала молния. Взрывом была разрушена большая часть постройки, поэтому ее пришлось разобрать.

Некоторое время в замке проживал и Ферранте Гонзага - испанский наместник. Он решил усилить оборонительную мощь города, для чего буквально встроил его в центр новых укреплений, выполненных в форме звезды. При нем большинство дворцовых покоев превратились в настоящие казармы, где проживало более 2 тысяч солдат.

Замок Сфорца в Милане во времена испанского владычества был надежной крепостью, обороноспособность которой дополнилась массивными валами и другими фортификационными сооружениями. Согласно сохранившимся документам, помимо солдатских казарм на ее территории размещалась войсковая церковь, госпиталь, склады с пищевыми продуктами и таверна. Залы же с роскошными росписями, над которыми трудились Брамантино и Леонардо, были попросту превращены в обычные подсобные помещения.

Покровительство Наполеона

На смену испанскому владычеству вновь пришли французы. В городе обосновался Наполеон. Радикально настроенные миланцы потребовали от него уничтожения столь ненавистного для них замка Сфорца. Однако вопреки их заявлениям, Наполеон решил не только не разрушать, а, наоборот, восстановить часть крепости, дабы в ней разместить своих солдат.

При нем были снесены практически все ранее воздвигнутые испанцами фортификационные сооружения, в том числе и многочисленные валы. Кроме того, по приказу самого Наполеона перед замком была разбита просторная площадь.

Реконструкция

В 1861 году, после объединения итальянского государства, было принято решение о восстановлении крепости и присвоении ей статуса архитектурного символа Милана. Для осуществления реставрационных работ пригласили Луку Бельтрами. Следует отметить, что этот талантливый архитектор отнесся к данному делу чрезвычайно ответственно. Именно благодаря ему была в полной мере восстановлена ранее взорванная, а затем и вовсе разобранная башня Филарете.

В 1900 году этот исторический памятник впервые открыл свои двери для посещений и занял почетное место главной достопримечательности Милана. Спустя пять лет ремонт крепости был полностью завершен.

Вторая мировая

Во время войны замок вновь подвергся разрушению. Авиабомбами была уничтожена часть стены и один из уютных внутренних двориков. После войны уже в который раз пришлось восстанавливать этот исторический памятник. Здесь шли масштабные ремонтные работы, в ходе которых была проведена тщательная реставрация как внутренних интерьеров, так и внешнего облика здания.

Современный вид

Чтобы пройти во внутренний двор замка Сфорца (фото можно увидеть ниже), нужно миновать центральные ворота, расположенные в башне Филарете. Она представляет собой многоярусную величественную постройку высотой в 70 метров. Башня украшена искусно выполненным барельефом, на котором изображен король Умберто, старинными часами под названием «Солнце правосудия», а также геральдическими фресками. Когда-то вокруг замка была пустынная территория, которую использовали для воинских учений. Теперь же здесь раскинулся прекрасный парк Семпионе и площадь Piazza delle Armi.

Сейчас внутри замка Сфорца в Милане (фото имеется в статье) расположен обширный музейный комплекс и солидная библиотека, в стенах которой хранятся поистине уникальные материалы, рассказывающие о многовековой истории этого удивительного города.

В данный момент все желающие имеют возможность посетить замок и побывать в его картинной галерее и многочисленных музеях, где представлены деревянные скульптуры, редкие старинные музыкальные инструменты, античная мебель и археологические находки. Кроме того, этот исторический комплекс хранит работы таких знаменитых мастеров, как Микеланджело Буонаротти, Джованни Беллини и Мантеньи.

Полезная информация

Адрес замка Сфорца в Милане: Piazza Castello, 27029. Поначалу крепость может показаться неприступной и довольно мрачной. Но, посетив лично это уникальное место, лишний раз убеждаешься в необыкновенной красоте его внутренних убранств.
Туристы, впервые отправляющиеся на отдых в Италию, зачастую не знают, как добраться до замка Сфорца в Милане. На самом деле здесь все предельно просто: к нему можно дойти пешком от одной из центральных улиц города - Виа Данте. Если же на место добираться общественным транспортом, то туда можно попасть как на автобусе (маршруты № 18, 37, 58, 94), так и на трамвае (№ 1, 4, 12, 14). При желании до крепости можно доехать и на метро (ветки ММ1 и ММ2), выйдя на станции Cadorna Triennale.

Время работы замка Сфорца в Милане - с 7:00 до 18:00, а в летний период - до 19:00. Выходной - понедельник. Также музеи закрыты и во время крупных церковных праздников. Вход на его территорию бесплатный. Однако за посещение музеев придется отдать 4 евро. Для более детального осмотра этой достопримечательности можно купить сезонный абонемент. Он обойдется в 15 евро на человека.

Стоит отметить, что для пенсионеров, которым исполнилось 65 лет, и студентов при предъявлении ими соответствующего документа предусмотрена хорошая скидка. Для них билет будет стоить не больше 1,5 евро. Детям и подросткам до 18 лет вход на территорию замка бесплатный.

Имя архитектора, создавшего этот грандиозный комплекс, неизвестно. Но начало строительства, по всей вероятности, относится к 1368 г., когда Галеаццо II Висконти приказал воздвигнуть здесь замок рядом с городскими стенами, недалеко от ворот Джовия. Первоначально замок представлял собой четырехугольное строение с большим двором и внутренними постройками.

В течение всего своего существования этот замок пережил много горя и радостей: здесь находился в заключении в 1385 г. Бернабо Висконти, здесь появился па свет в 1392 г. родоначальник известной миланской династии Филиппо Мария. Вскоре в замке поселились Висконти. Последний из них, Филиппо Мария, вызвал в Милан великого архитектора Брунеллески для украшения своего жилища.

Во время беспорядков, последовавших после смерти Филиппо Мария, власти новорожденной Амброзийской Республики приказали разрушить крепость, но, к счастью, приказ был выполнен только частично. Новый Синьор города, Франческо Сфорца не принял во внимание все соглашения, подписанные с миланцами в 1450 г. насчет разрушения замка Висконти: наоборот, оп поручил архитектору Джовании да Милано восстановить то, что было разрушено раньше. Этого архитектора сменил Филарет, по проекту которого была построена средняя башня; за ним последовал Гадио да Кремона, при котором работы быстро продвинулись вперед, и, наконец, в год смерти Франческо Сфорца (1466 г.), замок был почти готов.

Одновременно со строительными работами велось и украшение интерьера замка. Постепенно он становился одним из самых роскошных замков всей северной Италии. Своего наивысшего великолепия он достиг при Людовико иль Моро, который вызвал для архитектурных работ Браманте и Леонардо. Вскоре в замке состоялись две пышные свадьбы: первая между Джаном Галеаццо и Изабеллой д’Арагона в декабре 1488 г.,

Вторая - между Людовико и Беатриче д’Эсте в январе 1491 г..

Красота и великолепие этого замка не помогли ему противостоять нашествию французов в 1499 г.: без всякого сопротивления замок сдался в руки врага. Затем в 1513 г. он был отвоеван Массимильяно Сфорца, но ненадолго: будучи остановлен французским войском Франциско I, Массимильяно Сфорца был вынужден отступить и оставить замок. В 1525 г. замок был снова осажден по причине нахождения там герцога Франческо II Сфорца. Мощные фортификационные работы, начатые в 1565 г. по проекту Винченцо Серени, укрепили замок.

К концу века крепость была окружена шестью валами, расположенными в форме звезды. В дальнейшем был вырыт оборонительный ров и построены шесть отдельных равелинов. Таким образом, вся крепость приобрела форму огромной двенадцатиконечной звезды. Хотя в дальнейшем здесь и не произошло никаких великих исторических событий, тем не менее, история самого замка достаточно богата происшествиями. Завоеванный в 1733 г. Карло Эмануеле III ди Савойя, замок попал затем в руки испанцев; в 1796 г. его хозяевами стали французы, потом австрийцы, которые покинули замок 17 июня 1800 г.. Наполеон приказал немедленно разрушить крепость: была снесена цитадель, и таким образом замок принял свой первоначальный вид.

Спустя 14 лет, замок снова стал австрийской казармой, и отсюда во время известного восстания 1848 г. Радецки приказал обстрелять город из пушек. Один из австрийских маршалов дал приказ разрушить четыре угловые башни;

К 1880 г. крепость дошла до такого состояния, что стали серьезно подумывать о полном ее сносе. К счастью, Историческое Общество Ломбардии запретило трогать знаменитый старинный замок без особого на то разрешения.

После утверждения проекта полного восстановления замка (автор Лука Белтрами) в 1893 г. начались строительные работы. К сожалению, как и большая часть миланских памятников, замок пострадал от августовских бомбардировок 1943 г.. Сильные разрушения были отремонтированы во время восстановительных работ в последующие годы.

Кастелло Сфорцеско можно назвать сердцем Милана не только из-за топографического расположения замка, но и за значение, которое он приобрел у жителей города. Все строение величественно и торжественно. Фасад, в центре которого возвышается башня Филарета, закапчивается по бокам двумя цилиндрическими зубчатыми башнями с рустованным фортом, украшенными щитами с гербом Висконти и Сфорца. Те же самые мотивы повторены по боковым сторонам и на заднем фасаде. Так же здесь ряд больших готических окон с кирпичными карнизами украшает кирпичную кладку стен. Из обожженного кирпича сделаны и боковые башни, называемые Фалконьера и Кастеллана или дель Тезоро, в форме квадрата с проемами окон. Справа находится мостик Людовико иль Моро, перекинутый через широкий ров и заканчивающийся в лоджии с архитравами. В эту лоджию, сделанную Браманте, выходят комнаты Людовико иль Моро. По подъемным мостам, перекинутым через рвы можно пройти во внутренний двор. Посещение этого замка оставляет после себя неизгладимое впечатление, и не только потому, что там находятся прекрасные произведения искусства.

Башни Филарета - Когда в 1452 г. миланским двором Сфорца был вызван флорентийский архитектор Антонио Пьетро Аверулино, называемый также Филаретом, замок уже был сильно поврежден и его готовились разрушить. Филарет, решивший взять на себя труднейшую задачу по реставрации замка, предложил построить башню в середине фасада.

Башня была построена, однако, после окончания строительных работ 23 июня 1521 г. взорвался порох, хранившийся под башней и полностью разрушил ее. В конце прошлого века архитектор Лука Белтрами представил проект полного восстановления башнии, и вскоре начались строительные работы. Причем предполагалось сохранить первоначальную форму башни, построенную Филаретом. Таким образом, башня была воздвигнута второй раз 24 сентября 1904 г.. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров и разные входящие уровни. Барельеф над воротами (скульптор Секки) изображает короля Умберто I и сделан в память о его убийстве. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Савт’ Амброджио между двумя большими гербами, выше находятся башенные часы. По сторонам башни тянутся мощные кирпичные стены, украшенные окнами, разделенными между собой колонками. Эта стена является образцом архитектурного стиля эпохи Реставрации. Этот стиль характерен тем, что имитирует античные строения. Башня органично вписывается в весь архитектурный ансамбль, состоящий из стен и двух цилиндрических боковых башен, и властвует над всей окружающей ее зоной.

Подъемный мост и площадь Пьяцца д’Арми - Перейдя через подъемный мост и пройдя под воротами башни Филарета, попадаешь в большой двор, называемый Пьяцца д’Арми. Сегодня он кажется мирным и хорошо ухоженным садом, но в свое время здесь проходили учения солдат войска Сфорца. В современных зданиях, встроенных в стены, размещаются Музеи Чивичи, Библиотека д’Арте и собрание делле Стампе «Бертарелли». Сегодня можно еще видеть некоторые элементы, оставшееся от древних строений: часть двора в стиле Возрождения, следы декорации, куски фресок и т.д..

Напротив башни Филарета в 1729 г. один из Висконти приказал поставить памятник в честь Сан Джованни Непомучено, покровителя мостов. Памятник был создан скульптором Джованни Дуньяни. За оборонительным рвом возвышается башня Бона ди Савойя, которую велела построить вдова Галеаццо Сфорца в 1477 г., страшась коварных козней Людовико иль Моро.

Музей Кастелло - Музей Кастелло - это гордость не только самого замка, но и всего города. Собрание художественных произведений замка было систематизировано и выставлено в залах в 50-е годы архитекторами Роджерс Натаном, Барбиано ди Белджойозо и Перессутти.

Среди многочисленных шедевров, находящихся в музее, самым известным является последнее произведение Микельанджело, над которым он работал до самой смерти. Это скульптура Пиета Ронданини. Она явно не закончена, как видно из части руки, висящей в пустоте. Эта скульптура была задумана мастером иначе, чем остальные Пиета. Различие наблюдается в позиции Христа и даже в чертах его лица. Пиета стоит на надгробной стелле позднеримской эпохи. Скульптура была приобретена в 1952 г. Муниципалитетом города из частной коллекции маркизов Ронданини. Средневековые элементы и формы используются великим скульптором для выражения идеи духа и сильно отличают эту скульптуру от других произведений искусства эпохи Возрождения. Две изможденные фигуры слились почти в одну в последнем отчаянном объятии.

Среди других экспонатов следует отметить надгробный памятник Бернабо Висконти, выполненный в 1357 г. скульптором Бонино да Кампионе. Эта скульптура выделяется своей особой пластичностью, которую придал луганский мастер фигурам копя и всадника. Как конь, так и всадник пугают заключающейся в них мощью и силой. Этот монумент находился раньше в крипте церкви Сан Джованни- ин -Конка.

В одном из следующим залов хранятся три важнейшие фрески ломбардской школы. Самая красивая из них рассказывает историю Гризельды, одной из героинь новелл Боккаччьо. Фрески, привезенные из Кастелло ди Роккабианка (между Пармой и Фиденцой) были написаны между 1446 и 1460 гг. неизвестным художником из школы Никколо да Варалло. Роспись, написанная в основном в различных оттенках зеленого цвета, быта сделана для кондотьера Висконти Пьер Мария Росси, друга Лоренцо Великолепного и Синьора города Пармы, в честь любимой женщины прекрасной Бьянки Пеллегрино д’Арлуно. Фрески, состоящие из 24 сцен, написаны в стиле интернациональной готики: реальность здесь рассматривается с внимательным любопытством, каждая деталь в ней спроектирована в ирреальный мир.

Корте Дукале и Корте делла Роккетта - Через дверь с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло. Пересекая вестибюль, расположенный перед входом во двор, можно полюбоваться скульптурами и деталью фрески конца XV века неизвестного ломбардского мастера. Она изображает Распятие среди святых и Амброзио да Лонгиньяно: последний был управляющим сначала у Галеаццо Мария Сфорца а затем у Бона ди Савойя. Вся фреска хранится в запасниках музея.

Двор Корте Дукале окружен с трех сторон зданиями с двумя рядами стрельчатых окон, обрамленными карнизами из обожженного кирпича. Двор устроен в стиле итальянских садов с архитектурными добавлениями, размещенными среди дерна.

В моменты особой опасности Сфорца обычно укрывались в Роккетта, так как это место считалось самым надежным. Также в Кортиле делла Роккетта находятся дворцы с двумя рядами стрельчатых окон, но строения кажутся более легкими благодаря арочным пролетам, открывающимся внизу.

Авторами арочной галереи были три архитектора:
флорентиец Бенедетто Ферини, построивший центральную часть,
Филарете - автор аркады фасада
и Бернардино да Корте, исполнивший левую аркаду, которая однако была завершена Браманте.

Материал взят отсюда:

Иллюстрации собраны в сети.

Замок Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане - Фото

(итал. Castello Sforzesco ) – укреплённая резиденция герцогов династии Сфорца в Милане (Италия).

Замок в Милане сначала был построен в XIV веке как резиденция семьи Висконти, но после провозглашения Амброзианской республики был разрушен. В середине XV века Франческо Сфорца восстановил замок. В XVI веке над внешним обликом замка трудился сам Леонардо да Винчи. До наших дней из его работ остались лишь пергола и записи с литературными опытами.

Внешний облик замка Сфорца был взят за образец миланскими архитекторами, которые строили Кремль в Москве, а именно: зубцы на стенах, форма башен. Главную башню крепости (башня Филарете) проектировал Антонио Филарете, работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.

Во времена Итальянских войн Людовико Сфорца уехал из Милана, а его замок занял король Франции Людовик XII. В 1521 году молния ударила в пороховой склад, который находился в башне Филарете, в результате чего она была разрешена. Испанский наместник Ферранте Гонзага решил укрепить город и возвел вокруг замка Сфорца новые укрепления в форме звезды. В дворцовых помещениях расположили казармы на 2 тыс. солдат.

В период Революционных войн Милан снова захватили французы, которых ненадолго смог выгнать Суворов в 1799 году. После прихода в Милан Наполеона, местные жители вручили ему петицию о том, что замок Сфорца должен быть разрушен по примеру Бастилии во Франции, как символ ненавистного самодержавства. Но вместо разрушения замка Наполеон приказал построить перед ним большую площадь. В 1833 году была организована масштабная реставрация крепости, во время реставрации 1900 года была восстановлена башня Филарете.

Сейчас в замке Сфорца находится несколько музеев: доисторический, древнего Египта, посуды, музыкальных инструментов. От фресок да Винчи почти ничего не осталось, значительно лучше сохранились зал для игры в мяч и портик.

В крепости можно посмотреть на последнюю скульптуру Микеланджело – Пьету Ронданини.


История миланского замка берет начало в XIV в. Правда, тот вариант современный путешественник не обнаружит. В нем местные жители видели не что иное, как символ угнетения и оплот тирании правивших тогда Висконти, поэтому и разобрали на части. Новый замок появился в середине XV в. стараниями династии Сфорца, чаявшей создать величайшую резиденцию в Европе.




Но век процветания был недолгим. Видимо, непростая судьба владельцев распространилась и на их детище. На протяжении столетий крепости суждено было пережить самые разные неприятности: равнодушие хозяев, военные действия, удары молний, организацию казарм и многое другое. Судьба повернулась к ней лицом лишь в XIX в., когда была проведена реставрация, вернувшая комплексу средневековые черты. Многое пришлось восстанавливать и после Второй мировой войны.








Замок Сфорца и парк Семпионе являются гордостью миланцев и одним из символов этого древнего и красивого города.
Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Строительство же замка Сфорца началось при Франческо Сфорца, захватившем власть в Милане в 1450 году
Франческо Сфорца умер в 1466 году, и его наследники с помощью Леонардо да Винчи и Браманте перестроили замок под герцогскую резиденцию. Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Замок стал включать ряд внутренних двориков, изящную площадь, обрамленную аркадами работы Браманте и Филарете. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской
.






Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х — 90-е годы XV века), замок Сфорца стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии
С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в замок Сфорца водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана

Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат

В период испанского владычества замок Сфорца, который продолжал играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения
Во времена Наполеона герцогская власть вновь пала, и часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, потребовала уничтожения дворца Сфорца. Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. И в замке вновь разместились войска — теперь уже наполеоновские. При Наполеоне снесли многочисленные валы и фортификационных сооружения, построенные ещё испанцами. Но обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер.




Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка
Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города








Источник: http://tiptotrip.ru/tips/962-zamok-sfortsa-v-milane#ixzz2322AbdjW
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=783

3. Говорят, что Замок Сфорцеско напоминает Московский Кремль и это действительно так, так как Кремль строили миланские архитекторы, которые и взяли за образец Миланский Замок. Интересная архитектурная деталь: все стены и башни замков обычно венчают зубцы, они бывают двух видов: квадратной формы, либо в виде ласточкина хвоста. Оказывается это имеет свою подоплеку. Замки и крепости с зубцами в виде квадрата строились сторониками Папы Римского, а с формой ласточкиного хвоста строили его противники. Так, уже внешне можно было предугодать кому принадлижит сие укрепление. Поэтому и в московском Кремле логически поразмыслив, миланские архитекторы построили зубцы в виде ласточкиного хвоста.
герб Милана...

4. Автор первоночального проекта неизвестен, по всей вероятности начало строительства было предпринято в 1368 году и замок пережил свои моменты расцвета и упадка, множество раз перестраивался. Прямо перед Замком находится большой фонтан, а позади него Башня Филарета. Эта четырехугольная башня имеет высоту 70 метров. Башня украшена несколькими декоративными элементами....

5. Барельеф над воротами изображает короля Умберто I

6. Прямо под первым зубчатым орнаментом стоит статуя Святого Амброджио между двумя большими гербами,

7. ну а выше, находятся большие башенные часы. Часы - это "солнце правасудия" - символ семьи Висконти, которые и начали строительства этого памятника архитектуры...

8. Если пройти под главной башней, то оказываешся на большой площади - Пьяцца д’Арми - раньше они играла роль военного Плаца для учений солдат, которые и охраняли замок.

9. В стенах по периметру площади встроены зданий музеев и Библиотеки, так же площадь украшает множество декоротивных элементов, колонн, остатки скульптур, фресок. Угловые башни были построены примерно в 1455 году - конечно основная их цель была оборона, но как нам поведала гидесса, также служила тюрьмой.

11. Напротив башни Филарета в 1729 г. был установлен памятник известному чешскому святому, Яну Непомуцкому (по итальянски он звучит как Сан Джованни Непомучено)

13. Через ворота с большим гербом рода Сфорца можно войти в Герцогский двор, где находятся здания музеев Кастелло, а далее детали замка...

14. колонка с питьевой водой во внутреннем дворе замка...

15.во дворе были замечены вот эти кошки, которые мирно бродили то там, то сям, но самое интересное это птица которая между ними - чувствует себя вполне комфортно)))

16. наверное такое соприкосновение с вечностью более.....усваемо)

19. Замок был когда то просто огромным, теперь за его территорией сохранились некоторые элементы замка 16го столетия.

Castello Sforzesco

" Франческо Сфорца, умея воевать, из частного лица стал Миланским герцогом, дети его, уклоняясь от тягот войны, из герцогов стали частными лицами.»
Николо Макиавелли, «Государь»

Замок Сфорца — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

Джованни Висконти Свое начало замок Сфорца берет еще в то время, когда Миланское герцогство перешло в руки дома Висконти (Visconti), сумевших получить его из рук врагов — Дома Делла Торре (Della Torre). Благодаря мудрой политике Дома Висконти, в частности Маттео I (Matteo I), под его контролем находилась большая часть Ломбардии.

Bernardo Bellotto, Castello Sforzesco di Milano, 1750 circa

Во время правления Джованни Висконти (Giovanni Visconti) миланское герцогство захватило город Болонья, получило выход к морю захватив Геную, под его контролем был один из кантонов нынешней Швейцарии.

Джованни Висконти (Giovanni Visconti) умер в 1354 г. Племянники Маттео II (Matteo II), Галеаццо (Galeazzo II) и Вернабо (Bernabo) получили в наследство все его владения, в т. ч. Милан. Маттео умер через год, так что все территории, и Милан, были поделены между двумя оставшимися братьями. Бернабо получил восточные земли на границе с Вероной, Галеаццо — западные. Милан же должен был управляться каждым братом по-очереди.

Il progetto dell"Antolini (lato Milano)
В то время Милан предствалял собой могущественный город с развитой инфраструктурой: город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города.

Между 1360 и 1370 гг. Галеаццо II принимает решение об укреплении одних из городских ворот и начинает строительство замка-крепости в составе существующих стен города. Дело продолжил сын Галеаццо, Джиан-Галеаццо (Gian-Galeazzo). Он построил небольшое строение, которое служило казармами для наемников.

1958 План устройства замка времен Висконти Джиан за годы своего правления (1378-1402) централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо.

Bramantino, Argo, Sala del Tesoro

Estátua de San Giovanni (São João) Nepomuceno

Последний из династии Висконти, Филиппо Мария (Filippo Maria) продолжил работы по устройству замка, превратившегося уже в герцогскую резиденцию. По инициативе рядом с замком был разбит парк.

У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его незаконная дочь, Бьянка Мария (Bianca Maria), вышла замуж за видного миланского военачальника наемников — Франческо Сфорца (Francesco Sforza).

После смерти Филиппо в 1447 г. миланцы, уставшие от тирании Висконти, провозгласили т.н. Амброзианскую республику. Замок Висконти был разрушен, а его камни пошли на уплату долгов строителям, которые подновили старые стены города.

Республика просуществовала недолго, всего 3 года. За это время Франческо Сфорца удалось защитить ее от нескольких нападений как венецианцев так и ломбардийцев. Учитывая подобный успех и свою роль в победах Франческо сумел провозгласить себя новым герцогом Милана.

После прихода к власти Сфорца решает выстроить разрушенный когда-то им самим замок. По его замыслу новая крепость должна стать символом красоты города и защитить Милан от возможных противников. Для работы над замком были выписаны многие известные архитекторы, в т. ч. Jacopo da Cortona, Giovanni da Milano и Marcoleone da Nogarolo.

Франческо Сфорца

В 1452 г. флорентийскому архитектору Антонио Аверулино (Antonio Averulino), известному также как Антонио Филарете ("Il Filarete") была поручена постройка центральной проездной башни замка. Хотя замок задумывался как роскошная резиденция герцога, вскоре Антонио был отстранен от работы и за дело взялся военный архитектор Bartolomeo Gadio.

Для завершения работ Сфорца даже попросил разрешения у Папы Римского, чтобы разрушить церковь, мешавшую строительству. Однако несмотря подобную любовь к детищу Сфорца все же предпочитал жить в Милане в старом Дворце Аренго (Arengo).

После смерти Франческо Сфорца в 1466 г. к власти в Милане пришел его первый сын Галеаццо Мария (Galeazzo Maria). Он вновь загорелся идеей сделать из замка роскошную резиденцию и выписал флорентийских архитекторов. Ими было добавлено много новых элементов, в т. ч. спроектированы конюшни на 90 лошадей.

Историки же характеризуют Сфорца того времени как людей любящих покупать роскошные вещи, лошадей, бриллианты, но при этом спящих рядом с «курятником». Часто они засыпали в той же зале, где до этого был банкет.

После нескольких лет неустанных работ замок-таки превратился в роскошную резиденцию. Внутренний двор Rocchetta был украшен портиком, а внутри в одном из помещений был устроен Бальный Зал ("Sala della Balla"). Здесь Галеаццо Мария любил заниматься спортом чем-то похожим на современный теннис.

Галеаццо Мария Сфорца был убит 26 декабря 1476 г. напротив часовни Св. Стефана. Опасаясь за свою жизнь, его жена Бона Савойская выстроила в самой защищенной части замка, Rochetta, высокую башню. Отсюда она могла наблюдать за всеми зданиями. Сегодня эта башня известна как "Torre di Bona" (Башня Боны).

В 1480 г. власть у малолетнего сына Галеаццо Марии перехватил его брат, Лодовико Мария, известный также как "Il Moro" (Мавр) Инициалы Галеаццо Марии во всех комнатах замка были заменены на вензеля Лодовика

В 1482 г. герцог Лодовико пригласил к себе в Милан на службу в коллегию герцогских инженеров Леонардо да Винчи. Последний украсил замок фресками в "Sala delle Asse". После длительной реставрации фрески можно видеть и сегодня. В ходе т.н. «Итальянских войн» Милан, а вместе с ним и Замок Сфорца переходил то в руки французов, то швейцарцев, то в руки войск Священной Римской Империи.

23 июня 1521 г. архивы сообщают, что в Башню Филарете замка ударила молния. Башня использовалась как склад для боеприпасов, поэтому башня была почти полностью уничтожена, а замок серьезно поврежден.

Начиная с 1549 г.года вокруг Милана были построены новые массивные стены (снаружи от старых). Замок Сфорца был соединен с ними с помощью "Tenaglie" (клешни). Одни вели к Porta Comasina, другие к Porta Vercellina. Вскоре однакод подобная система была признана неудачной и была заменена бастионной системой, уже доказавшей к тому времени свою эффективность.

Замок Сфорца превратился из роскошной резиденции в настоящую крепость, в ней могли одновременно находиться до 2000 солдат. Все расходы по строительству легли на жителей Милана. В сответствии с архивными источниками в крепости были также: госпиталь, аптека, ремесленные цеха, булочная, таверна, склады и две церкви.

В 1706 г. году Милан был захвачен австрийцами под предводительством Евгения Савойского. Замок снова использовался как казармы, теперь уже для австрийских солдат.

Одна из важных строчек в истории Миланского замка связана с Наполеоном. 9 Мая 1796 года герцог Фердинанд сбежал из Милана оставив для защиты города гарнизон всего лишь из 2000 солдат, 152 пушек, 3000 квинталов пороха. Поначалу австрийскому лейтенанту Лами (Lamy) удавалось сдерживать горожан, поддерживающих французов, однако Милан был осажден Наполеоном и 15 мая 1796 г. французский император вошел в город. К концу июня замок тоже был в руках французов

Наполеон планировал разместить в замке гарнизон в 4000 человек, однако фанатично настроенные граждане Милана, требовали разрушить до основания символ былой тирании. К счастью, в апреле 1799 г. года к Милану подошли войска, под руководством А. В. Суворова (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы).

Герцогская часовня была превращена в конюшню, комнаты герцога превратились в общие спальни, а фрески были закрашены известью.

В начале XIX века были снесены бастионы и валы звездчатых укреплений, построенные еще при австрийцах. Население ликовало! Согласно новому проекту площадь вокруг замка появлялась огромная площадь, получившая название Foro Bonaparte. В центре ее — замок Сфорца, в котором должно было разместиться правительство.

Однако после апреля 1801 г. проект был отложен, а затем постепенно трансформировался в площадь известную сегодня как Piazza delle Armi. После поражения Наполеона в 1815 г. австрийцы вернулись в Милан. В жизни замка Сфорца мало что изменилось — его продолжали использовать как бараки. Только на воротах в северо-западной части замка появились несколько декоративных элементов, изображающих генералов из династии Габсбургов.

Во время «Пяти Дней» (восстание миланцев) с 18 по 22 марта 1848 г. пушки Замка Сфорца обстреливали Милан. Все зачинщики восстания были арестованы и заточены в тюремные камеры замка.

После ухода австрийцев из Ломбардии в 1859 г. замок был захвачен и разграблен жителями Милана.

После Воссоединения Италии (Risorgimento) были предложены различные проекты по восстановлению Замка Сфорца. Некоторые вновь предлагали его разрушить, кто-то считал необходимым перестроить укрепления в готическом стиле и т. д.В итоге был выбран «филологический» вариант. Работы начались в 1893 г. под руководством архитектора Luca Beltrami. Была уменьшена высота нескольких башен, снесены стены соединявшие замок с городскими стенами. Были восстановлены старые комнаты, фрески, карнизы, подновлена крыша. В герцогских апартаментах расположился музей.

Fra Filippo Lippi - Madonna of Humility (Trivulzio Madonna)

Открытие замка Сфорца для широкой публики состоялось в мае 1900 г. Полностью же реконструкция замка завершилась в 1905 г. с восстановлением башни Филарете.

Museo egizio di Milano (situato nel Castello sforzesco). Sarcofago di Tas-Bestet-Peret. Tebe, XXVI dinastia.

К сожалению, Вторая Мировая Война не пощадила замок и в 1943 г. во время бомбежек он вновь серьезно пострадал, особенно Rocchetta.
К 1956 г. замок вновь был восстановлен в том виде, который любой посетитель может видеть сегодня.

Pietro Bussolo "Annunciata" Bassorilievo ligneo, 1480 circa

Египетский музей

Музей музыкальных инструментов

Любовь и гордость жителей города. Однако так было не всегда: уставшие от тирании герцогов и господства иностранных завоевателей, миланцы несколько раз порывались разрушить стены замка. И только после объединения Италии, названного красивым словом «Рисорджименто», замок Сфорца стал восстанавливаться как свидетель и участник исторических событий.

Сегодня Кастелло Сфорцеско стал для туристов обязательным к посещению местом в Милане. Для осмотра лучше запланировать как минимум полдня, потому что на территории замка расположено порядка десяти музеев плюс временные выставки. Все это вы сможете посетить по единому билету. Если же времени в обрез, ограничьтесь пешей или велосипедным туром - так успеете побывать и на территории замка, и услышите рассказ экскурсовода о нем.

Стены, башни и парк замка Сфорца

Замок Сфорца задумывался, прежде всего, как оборонительное сооружение, поэтому здесь присутствуют стены из красного кирпича, рвы, круглые угловые башни и даже подземный ход (экскурсию по нему можно забронировать на сайте замка). Часовая башня Филарета, несколько раз перестроенная за время существования, отличается от своих угловых собратьев и определяет узнаваемый вертикальный силуэт замка.

Территория замка представляет собой 3 внутренних дворика. Кортиле-делле-Арми - двор оружия - первый из них, самый большой. Корте Дукале - Герцогский двор - назван так потому, что в нем расположены герцогские апартаменты. Говорят, ступени, ведущие на второй этаж, специально были сделаны низкими, чтобы герцог Сфорца мог въезжать в палаты верхом. И Роккетта - крепость в крепости, дополнительное убежище для высшего командования.

Позади замка уже в 1893 году разбит пейзажный парк Семпионе. Вскоре он стал любимым местом отдыха горожан. Кстати, здесь, помимо триумфальной Арки мира, есть одна курьезная достопримечательность - мостик русалочек. Когда-то он был перекинут через канал Навильо в оживленной части города, и обнаженные морские девы почти 100 лет смущали взоры женщин с детьми и были предметом скабрезных шуточек. В 1930 году в связи с перестройкой канала русалочек перенесли на другой мост - в парк Семпионе.

Почему замок Сфорца похож на Московский Кремль?

Рассказывая о Кастелло Сфорцеско, только ленивый не упомянет о его очевидном сходстве с Московским Кремлем. Это неудивительно: один из создателей замка Сфорца Антонио Филарете работал какое-то время с командой архитекторов, которые проектировали стены и башни Кремля. Конечно, итальянцы в России строили так, как это было модно в то время у них на родине (затем их, собственно, и позвали). Преемственность русской и итальянской архитектуры доходила до того, что даже высота зубцов у стен московской и миланской крепости одинакова.

Музеи замка

На территории замка Сфорца расположено порядка 10 музеев. Расскажем о некоторых из них - для того, чтобы вы не пропустили мировые шедевры Леонардо да Винчи , Микеланджело , Брамантино.

Музей Пьеты Ронданини

Здесь находится незаконченная скульптура Микеланджело - Мадонна, оплакивающая Христа. Она коренным образом отличается от более известного образа, созданного тем же автором и установленного в ватиканском соборе Святого Петра . Будучи уже 89-летним старцем, Микеланджело переосмыслил этот сюжет. По воспоминаниям очевидцев, он работал над ним до своих последних дней.

Sala delle Asse

Это зал с деревянной облицовкой, где были обнаружены загадочные фрески Леонардо да Винчи : цветные, с геральдическими мотивами среди ветвей деревьев, и монохромные, изображающие корни и камни. Помещение находится на реставрации до мая 2019 года, а в мае произойдет торжественное открытие обновленного зала. В честь 600-летия со дня смерти Леонардо в 2019 году пройдут также 3 выставки, .

Картинная галерея

Среди 1500 экспонатов картинной галереи замка особое место занимает живописная работа Андреа Мантенья, художника эпохи Возрождения - «Мадонна Тривульцио», изображающая деву Марию в окружении ангелов и нескольких святых.

Музей музыкальных инструментов

Помимо значительной для Италии коллекции инструментов, здесь выставлена серия из 12 гобеленов (шпалер), каждый из которых посвящен одному месяцу года. Этот своеобразный календарь работы Брамантино начинается с марта и заканчивается февралем. Каждая картинка изображает вид деятельности, присущий каждому месяцу. Так, в декабре запечатлен процесс приготовления свиных колбасок, в марте - начало посевных работ, а в сентябре - работа мельничных жерновов.

Музей мебели и деревянных скульптур

В герцогских покоях замка представлена коллекция деревянной мебели, созданная с XV века до наших дней. Свадебные сундуки и комоды, изящные зеркала и стулья в стиле рококо соседствуют с образцами модерна Карло Бугатти и с творениями «дедушки итальянского дизайна» Джо Понти.

Информация для посетителей


Как добраться?

  • Замок расположен в центре Милана, а башня Филарета как высотная доминанта выделяется на фоне окружающих зданий, поэтому во время прогулки ноги сами приведут к ней. Пешком от Соборной площади до Кастелло Сфорцеско не больше 10 минут по виа Данте.

Остановки метро: Cairoli, Cadorna и Lanza на красной и зеленой линиях.

Трамваи: 1, 2, 4, 12, 14, 27.

Автобусы: 50, 57, 58, 61, 94.

Режим работы

Вход на территорию замка открыт с 7:00 до 19:00.

Музеи работают с 9:00 до 17:00.

Каждый понедельник, а также 25 декабря, 1 января, 1 мая - выходной.

Стоимость билета

Вход на территорию замка бесплатный. Для посещения ВСЕХ музеев необходимо приобрести единый билет.

Билет для взрослого: 5 €.
Льготный билет: 3 €.

Для детей свободный вход. А для всех категорий бесплатное посещение музеев доступно каждый первый и третий вторник месяца с 14:00, и каждое первое воскресенье месяца на протяжении всего дня.

Увлекательного итальянского путешествия!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.